Имущество концедента

Концедент

Имущество концедента

Согласно Статьи 42 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ “О концессионных соглашениях” определены  Условия концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем:

1. Концессионное соглашение, объектом которого являются объекты, указанные в части 1 статьи 39 настоящего Федерального закона, наряду с предусмотренными частью 1 статьи 10 настоящего Федерального закона должно содержать следующие существенные условия:

1) значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (долгосрочных параметров регулирования тарифов, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения) в случае, если реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам);

2) задание и основные мероприятия, определенные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, с описанием основных характеристик таких мероприятий;

3) предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществлять в течение всего срока действия концессионного соглашения концессионером без учета расходов, источником финансирования которых является плата за подключение (технологическое присоединение);

4) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, плановые значения иных предусмотренных конкурсной документацией технико-экономических показателей данных систем и (или) объектов (далее – плановые значения показателей деятельности концессионера);

5) порядок возмещения фактически понесенных расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения и не возмещенных ему на момент окончания срока действия концессионного соглашения, в случае, если реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам);

6) обязательства концессионера в отношении всего незарегистрированного недвижимого имущества по обеспечению государственной регистрации права собственности концедента на указанное имущество, в том числе по выполнению кадастровых работ и осуществлению государственной регистрации права собственности концедента на имущество, а также государственной регистрации обременения данного права в соответствии с частью 15 статьи 3 настоящего Федерального закона в срок, равный одному году с даты вступления в силу концессионного соглашения; 7) возможность переноса сроков реализации инвестиционных обязательств концессионера, являющегося регулируемой организацией, осуществляющей деятельность в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, в случае принятия Правительством Российской Федерации соответствующего решения, предусмотренного Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 291-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования тарифов в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения”, в связи с существенным ухудшением экономической конъюнктуры.

2.

Указанным в пункте 5 части 1 настоящей статьи порядком может предусматриваться возмещение расходов концессионера при условии продления срока действия концессионного соглашения на период, достаточный для возмещения указанных расходов концессионера, но не более чем на пять лет, или при условии возмещения указанных расходов с учетом нормы доходности инвестированного капитала. Срок возмещения расходов концессионера при условии непродления срока действия концессионного соглашения в порядке, установленном настоящей статьей, не может превышать два года.

3.

В случае, если права на недвижимое имущество, переданное концессионеру в соответствии с концессионным соглашением, не зарегистрированы в установленном законодательством порядке, концессионер обязан в течение одного года с момента заключения концессионного соглашения за счет собственных средств обеспечить осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности концедента на такое имущество, в том числе при необходимости выполнение кадастровых работ в отношении такого имущества. Указанный срок исчисляется с даты заключения концессионного соглашения. Доверенность без права передоверия сроком на один год на право представления от имени концедента заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права собственности на незарегистрированное недвижимое имущество предоставляется концедентом по запросу концессионера в течение 30 календарных дней со дня получения такого запроса. Если по истечении одного года с момента заключения концессионного соглашения права на незарегистрированное недвижимое имущество не были зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, незарегистрированное недвижимое имущество, передача которого концессионеру предусмотрена концессионным соглашением, считается возвращенным во владение и в пользование концедента, а с концессионером в отношении такого незарегистрированного недвижимого имущества заключается договор аренды на срок действия концессионного соглашения без проведения конкурса в порядке и на условиях, определенных Правительством Российской Федерации. При заключении такого договора аренды обязательства концессионера, установленные ранее концессионным соглашением в отношении передаваемого в аренду незарегистрированного недвижимого имущества, сохраняются. В случае одностороннего отказа концедента от исполнения концессионного соглашения концедент также имеет право расторгнуть в одностороннем порядке договор аренды, предметом которого является незарегистрированное недвижимое имущество, переданное концессионеру ранее в соответствии с таким концессионным соглашением.

4.

По концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, банковская гарантия должна быть непередаваемой и соответствовать утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к таким гарантиям, в том числе к определению величины такой гарантии. Указанная величина подлежит обязательному отражению в концессионном соглашении в виде процентного значения от суммы обязательств концессионера по его расходам на создание и (или) реконструкцию (модернизацию) объекта концессионного соглашения.

5.

Правительство Российской Федерации определяет особенности тарифного регулирования, а также особенности согласования, утверждения и внесения изменений в инвестиционные программы в отношении организаций, эксплуатирующих на основании концессионного соглашения объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, в случае, если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной таким концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам).

6. К условиям концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, не относятся включенные в конкурсную документацию в соответствии с пунктами 4 – 7, 9 – 11 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона цены, величины, значения, параметры.

7. По концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, не допускаются:

1) передача концессионером прав владения и (или) пользования объектами, передаваемыми концессионеру по концессионному соглашению, в том числе передача таких объектов в субаренду;

2) уступка права требования, перевод долга по концессионному соглашению в пользу иностранных физических и юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица, передача прав по концессионному соглашению в доверительное управление;

3) передача объекта концессионного соглашения в собственность концессионера и (или) иных третьих лиц, в том числе в порядке реализации преимущественного права на выкуп имущества, переданного в соответствии с концессионным соглашением;

4) нарушение иных установленных настоящим Федеральным законом запретов.

Для точного ответа на Ваш вопрос необходимо изучить условия Вашего конкретного концессионного соглашения. Рекомендую обратиться на консультацию к нашим специалистам. Юридическая группа МИП составит для Вас все необходимые документы. Скидка по промокоду «МИП».

Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов на электронный адрес: nm@advokat-malov.ru . По стоимости услуг, Вам ответят в письме или обратитесь по телефону +7 (499) 229-84-53 г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.

ru http://advokat-malov.ru/kontakty.html

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Источник: https://advokat-malov.ru/dogovory-v-nedvizhimosti-i-stroitelstve/koncedent.html

Регистрация прав собственности концедента на существующее имущество в составе объекта концессии – ГЧП-блог

Имущество концедента

7 мая 2020

Закон о концессиях[1], определяя требования к объекту концессионного соглашения, говорит о том, что такой объект а) должен находиться в собственности концессионера на дату заключения концессионного соглашения и б) быть свободным от прав третьих лиц на момент его передачи концессионеру.

Прямой нормы, указывающей на то, что право собственности концедента на объекты недвижимого имущества должно быть зарегистрировано на дату заключения концессионного соглашения Закон о концессиях не содержит. Однако ст.

1 Закона о регистрации недвижимости[2] предусматривает государственную регистрацию права в ЕГРН единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Из этого можно сделать вывод, что условие о наличии права собственности концедента на объект соблюдается только в случае, если соответствующее право зарегистрировано (для объектов недвижимости).

Можно сделать вывод, что право собственности концедента на объекты недвижимости в составе объекта концессионного соглашения должно быть в обязательном порядке зарегистрировано до заключения соглашения.

Исключение

Исключение из этого требования существует, но возможность его применения жестко ограничена Законом о концессиях.

Если концессия заключается в отношении объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения, в состав объекта могут включаться сети и насосные станции, право собственности концедента на которые не зарегистрировано, но только при соблюдении ряда условий.

Балансовая стоимость незарегистрированного имущества не должна превышать 50% от общей балансовой стоимости объекта, а за 3 месяца до заключения концессии информация о таком имуществе должна быть опубликована на специальном портале.

Последствия нарушения

Последствием нарушения требования о регистрации теоретически может стать оспаривание действительности концессионного соглашения как нарушающего требования закона.

Но тенденции к использованию такого жесткого подхода в судебной практике мы пока не видим, напротив, есть решения, в которых суды отказывают в признании сделки недействительной, аргументируя это тем, что «отсутствие государственной регистрации права собственности муниципального образования на объекты концессионного соглашения не означает отсутствие у муниципального образования права собственности на эти объекты недвижимости, указанное имущество включено в перечень муниципальной собственности»[3]. 

Одновременная регистрация прав концедента и концессионера

Говоря об обязательной регистрации прав собственности концедента на объект соглашения, необходимо упомянуть еще о двух нормах, применимых в данном случае:

  • Закон о концессиях (ч. 15 ст. 3) устанавливает, что государственная регистрация прав владения и пользования концессионера таким [объектом соглашения и иным имуществом] недвижимым имуществом может осуществляться одновременно с государственной регистрацией права собственности концедента на такое недвижимое имущество;
  • Закон о регистрации недвижимости (ч. 2 ст. 19) указывает, что если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, то заявление о государственной регистрации соответствующих прав  подается органом государственной власти или органом местного самоуправления в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки.

Из приведенных норм можно сделать вывод, что право собственности концедента и права владения и пользования концессионера в отношении недвижимости в составе объекта концессии можно зарегистрировать одновременно и уже после заключения концессионного соглашения (правда срок законодательно ограничен). Нам известно, что некоторые территориальные органа Росреестра допускают такой лояльный подход к регистрации имущества, особенно тогда, когда это касается «исторически» незарегистрированного имущества, право собственности на которое возникло до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Но нельзя отрицать, что регулирование в данной части неоднозначно, а значит, правовые риски, озвученные выше, не исчезают полностью.

Регистрация – до публикации соглашения или до его заключения?

С моментом регистрации прав концедента на недвижимое имущество связана еще одна неопределенность, возникающая на практике. Норма Закона о концессиях, о которой мы упоминали выше, говорит о собственности концедента на объект в момент заключения соглашения.

Но заключению соглашения, например, в рамках частной инициативы, предшествуют достаточно длительные формальные процедуры. Так даже при самом оптимистичном раскладе между публикацией проекта соглашения и самим заключением пройдет как минимум два месяца. Отсюда вопрос – должны ли регистрационные процедуры быть завершены к моменту публикации проекта соглашения на torgi.gov.

ru или достаточно надлежащим образом идентифицировать объект, а завершить регистрацию можно уже к дате подписания?

С одной стороны, сделки как таковой пока нет, то есть не нарушаются даже общие принципы невозможности введения в оборот незарегистрированного имущества.

С другой – одно из оснований для отказа концедентом в рассмотрении частной концессионной инициативы – именно отсутствие права собственности на объект соглашения.

Допускаем, что в определенных случаях будет достаточно идентификации объекта, не допускающей возможность его неоднозначного толкования, с тем, чтобы к моменту заключения все регистрационные процедуры были завершены.

[1] Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Источник: http://ppunity.ru/blog/161

К вопросу о начислении концессионером амортизации в отношении объектов, полученных от публично-правового образования

Имущество концедента

По концессионному соглашению концедент (публично-правовое образование) передает концессионеру права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, в то время как право собственности остаётся принадлежать концеденту.

Согласно общим правилам, закрепленным в абз. 1 п. 1 ст. 256 НК РФ, амортизируемым имуществом для целей налога на прибыль, признается имущество, находящееся у налогоплательщика на праве собственности.

Однако абз. 6 п. 1 ст.

256 НК РФ из общего правила предусматривает исключение, согласно которому амортизируемое имущество, полученное организацией от собственника имущества или созданное в соответствии с законодательством РФ об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности по оказанию коммунальных услуг или законодательством о концессионных соглашениях, подлежит амортизации у данной организации в течение срока действия инвестиционного соглашения или концессионного соглашения.   

При этом в соответствии с абз. 10 п. 1 ст.

257 НК РФ, амортизация полученных концессионером объектов исчисляется исходя из первоначальной стоимости, которая определяется как рыночная стоимость такого имущества, определенная на момент его получения и увеличенная на сумму расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение и доведение такого имущества до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с настоящим Кодексом.

Между тем в практике возникают разногласия по поводу начислений концессионеру сумм налога на прибыль ввиду непринятия расходов, учитываемых при исчислении налогооблагаемой прибыли в виде начисленной амортизации по имуществу, полученному в рамках концессионного соглашения, исходя из первоначальной стоимости такого имущества на момент его получения. В частности, когда переданные по концессионному соглашению объекты ранее были созданы за счёт бюджетных средств.

Правовым основанием для таких разногласий служат положения пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ, исходя из буквального толкования которых, не подлежит амортизации имущество при условии его создания (приобретения) за счет бюджетных средств целевого финансирования.

Подходы к применению положений пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ как к основанию для доначисления налога на прибыль организаций были сформированы в судебной практике.

Так, например, фактические обстоятельства дела № А56-7181/2017[1]показывают, что на балансе налогоплательщика находятся транспортные средства, приобретенные за счет средств областного бюджета и переданные предприятию в хозяйственное ведение.

Предприятие начисляло амортизацию по данным объектам основных средств и относило её в состав расходов по налогу на прибыль организаций. 

Суды трех инстанций согласились с выводами инспекции, признав, что предприятие начислило амортизацию на спорное имущество, приобретенное за счет бюджетных средств целевого финансирования и переданное в хозяйственное ведение, и учло амортизационные отчисления в составе расходов по налогу на прибыль в нарушение пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ. Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 17.07.2018 № 307-КГ18-1836 судебные акты по делу № А56-7181/2017 оставлены без изменения.

Заметим, что амортизация имущества, полученного унитарным предприятием от собственника в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит у унитарного предприятия, которое как и концессионер, не является собственником полученного имущества (абз. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ). 

Однако допустимо ли распространять практику применения пп. 3 п. 2 ст.

256 НК РФ, сформированную в отношении унитарных предприятий, на концессионера, когда последний получил объекты, ранее созданные за счёт бюджетных средств? Может ли концессионер в такой ситуации первоначальную стоимость полученного имущества для целей расчета амортизации определять именно исходя из его рыночной стоимости на момент получения? Иначе говоря, поставлена ли реализация права, предоставленного абз. 6 п. 1 ст. 256 НК РФ концессионеру, в зависимость от того, за счёт каких источников ранее был создан объект, переданный концессионеру?

Для ответа на эти вопросы необходимо обратиться к мотивам законодателя, предоставившего право начислять амортизацию, учитываемую в целях налогообложения, концессионеру (абз. 6 п. 1 ст. 256 НК РФ), который не является собственником объекта концессии и не понес расходов на его создание или приобретение.

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/05/13/k_voprosu_o_nachislenii_koncessionerom_amortizacii_v_otnoshenii_obektov_poluchennyh_ot_publichno-pra

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.