Инвалидность при зпрр у детей

Содержание

Задержка психоречевого развития (ЗПРР). Лечение ЗПРР у детей

Инвалидность при зпрр у детей

Задержка психоречевого развития (ЗПРР) – это группа расстройств, которые объединены по клиническим симптомам отставания развития речи и психики.

Сюда относятся расстройства экспрессивной и рецептивной речи, неуточненные диагнозы, а также смешанные специфические расстройства в области психологического развития человека (специфические расстройства развития речи, школьных навыков, двигательных функций без преобладания одного из симптомов для возможности поставить точный диагноз).

Они обычно связаны с нетипичной работой центральной нервной системы, что в итоге приводит к изменениям темпов всего психического развития и затрагивает следующие компоненты:

  • память;
  • внимание;
  • мышление;
  • речь;
  • эмоционально-волевую сферу;
  • поведение.

Задержка психоречевого развития не является синонимом умственной отсталости ребенка. Ключевое различие в том, что ЗПРР поддается коррекции и компенсации, в то время как умственная отсталость не исправляется. Сложности могут возникнуть, если не своевременно обратиться к специалисту, т.к. проблемы с речью и когнитивный дефицит имеют стойкую динамику к увеличению.

Синдром ЗПРР определяется врачом (психиатром, неврологом) на основании присутствующих симптомов. После определения вида психоречевой задержки разрабатывается индивидуальный план коррекции, а также возможное направление в специализированный детский сад, школу или группу развития (если речь идет об учреждении комбинированного типа).

Причины ЗПРР

ЗПРР возникает вследствие органического поражения мозговых структур и различных расстройств нервной системы. Факторы, провоцирующие задержку психоречевого развития:

  • генетические заболевания, связанные с нарушениями подкорки головного мозга;
  • инфекционные заболевания и недостаток кислорода во время беременности;
  • проблемные роды (травмы, обвитие пуповиной, стремительные или преждевременные роды, гипоксия);
  • нарушение обмена веществ в ЦНС;
  • органические поражения мозга (скопление жидкости, высокое внутричерепное давление, опухоли);
  • патологии психиатрического спектра, включая эпилепсию;
  • тяжелые инфекционные заболевания в раннем возрасте.

Кроме органических причин важную роль играют и психологические факторы. Психические травмы и неправильное воспитание (гиперопека, жестокое обращение, недостаточный уход и внимание) могут приводить к задержке развития или полному исчезновению речи (мутизму, речевому негативизму).

Симптомы ЗПРР

Диагностировать нарушение психоречевого развития можно уже с 2-3-летнего возраста, при этом точный диагноз ставится в 3-5 лет, когда нарушения проявляются наиболее всего. Такие возрастные нормы связаны с тем, что к данному возрасту отсутствие внутренней речи начинает отражаться на психическом развитии ребенка и развитии мышления, понимании абстрактных понятий.

До двух лет врачи прежде всего обращают внимание на моторное развитие (крупную и мелкую моторику) и на развитие речи. При темповом отставании возможны диагнозы: ЗРР, задержка моторного развития.

А при наличии таких симптомов, как узкий набор эмоциональных проявлений, быстрая утомляемость, агрессивность и пр. врачи могут зафиксировать синдром ЗПРР с 2 лет. С этого же возраста может быть поставлен и точный диагноз, который и вызывает ЗПРР.

Кроме непосредственной задержки речевого развития у детей с ЗПРР наблюдаются такие сопутствующие признаки, как гиперактивность, агрессивность или бедность эмоционального реагирования, а также затруднения социальных контактов, связанные как с поведенческими, так и с речевыми трудностями.

Дети не успевают усваивать школьную программу не из-за умственной отсталости, а вследствие снижения работоспособности, памяти, внимания и некоторых мыслительных процессов.

Несмотря на то, что речевая заторможенность обычно связана с нарушениями мышления, уже в школьном возрасте может активизироваться обратный процесс (когда из-за речевых нарушений появляются психические и когнитивные отклонения).

Часто фиксируют синдром ЗПРР с аутичными чертами, что подразумевает не только проблемы с речью, но также и следующие поведенческие особенности:

  • ребенок не вступает в эмоциональный контакт, не улыбается, практически никогда не тянется к родителям и сверстникам;
  • присутствует стереотипное поведение (ходьба по кругу, раскачивания на одном месте, склонность к сортировке предметов);
  • негативная реакция на любые перемены, будь то обстановка, одежда или привычный маршрут;
  • использование игрушек и предметов по собственной логике, возможна привязанность к одной игрушке.
  • нарушения сенсорной обработки;
  • повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами;
  • психомоторная возбудимость, тики, заикание;
  • протестные формы поведения.

В таких ситуациях рекомендуется не только медикаментозное лечение главной патологии, но и психологическая адаптация в обществе. Необходима психолого-педагогическая коррекция (дефектолог, логопед, психолог, нейропсихолог) и неврологическое лечение.

Лечение ЗПРР

Терапия психоречевых нарушений проводится комплексно, поэтому в реабилитации участвуют:

  • невролог (назначает медикаментозное лечение, направленное на устранение органических поражений);
  • логопед (проводит коррекцию произношения и темпа речи. Вызывает речь, если речь отсутствует);
  • детский психолог (работает с психологическими причинами задержки речи, способствует адаптации к социуму);
  • дефектолог (занятия направлены на развитие памяти, внимания, мышления).

Чем раньше диагностируется задержка психоречевого развития и начинается ее лечение, тем лучше. С каждым годом вследствие ЗПРР добавляются задержки когнитивных и мыслительных функций, из-за чего коррекция длится намного дольше.

Первые признаки задержки развития появляются еще до года, а соответственно, компенсаторную терапию можно начинать проводить с такими малышами, чтобы не усугублять степень отставания от норм.

Занятия с логопедами и дефектологами рекомендованы с 2 лет, когда специалисты помогут развить понимание обращенной речи и собственную речь.

Можно начинать заниматься с ребенком и раньше, нужно консультироваться со специалистами.

Медикаментозное лечение со стороны невролога и психиатра направлено на устранение основной патологии и начинается сразу же после диагностики и вынесения окончательного заключения. Для этого врач предварительно должен провести необходимые аппаратные обследования: ЭЭГ, допплерография, вызванные потенциалы, нейросонография.

Консультация у детского нейропсихолога необходима, чтобы выявить, какие отделы мозга не формируются в достаточном объеме относительно возраста. Нейропсихолог дает свои рекомендации по составлению программы занятий с логопедом и дефектологом в зависимости от нейропсихологической структуры дефекта.

Психолог консультирует семью по вопросам воспитания и адаптации ребенка в детском коллективе. Именно в психологической части реабилитации необходимо активное участие родителей, которым выдаются все необходимые рекомендации по коррекции общей обстановки, системы общения и других индивидуальных моментов.

Часто у ребенка вторично развиваются психологические проблемы – отношения с родителями и другими близкими, сверстниками, сложности с адаптацией и поведением. В этом случае также необходимо заниматься с психологом.

Поскольку ЗПРР часто сопровождается соматическими нарушениями, то как часть дополнительной реабилитации показаны различные занятия по развитию физических навыков. Отлично зарекомендовали себя анимало-терапия, адаптивные танцы, АФК/ЛФК, плавание и массаж.

В центре Ember используется комплексный подход в коррекции синдрома ЗПРР. На психолого-педагогическом консилиуме, в котором принимают участие логопед, дефектолог и нейропсихолог, специалисты оценивают уровень развития ребенка, его навыки. С учетом особенностей развития конкретного ребенка составляется коррекционный маршрут.

В практике нашего центра было много сложных случаев с ЗПРР у детей. Наши сотрудники смогли помочь всем детям, обратившимся к нам, восстановить психическое и речевое здоровье.

Но важно помнить, что занятия по коррекции должны быть регулярными, а период коррекции достаточно длительный и зависит от возраста ребенка — чем ребенок старше, тем менее пластичен его мозг и тем сложнее коррекция синдрома ЗПРР.

У здоровья вашего ребенка нет выходных, праздников и каникул, поэтому лучше заранее настроиться на то, что придется уделять много времени и сил на занятия со специалистами.

Запишитесь на консультацию по телефону +7 (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.

Источник: https://emberint.ru/articles/zprr/

Порядок оформления инвалидности ребенку

Инвалидность при зпрр у детей

К сожалению, дети не застрахованы от внешних факторов воздействия, и поэтому встречаются случаи, что различные болезни берут над ними шествие и появляется необходимость в оформлении инвалидности.

На территории РФ законодательная база вопроса о порядке и регулировании инвалидности для взрослых и детей одинаковая.

Что касается порядка оформления, то в этом плане есть небольшие отличие. Рассмотрим все более подробно.

Кто относится к группе детей инвалидов. Законодательная база вопроса

Инвалидность детей четко регулируется нормативно-правовой базой, которая предусматривает порядок оформления, социальные выплаты и права на реабилитацию.

В частности речь идет о таких законах, как:

  1. Постановление Правительства №95, в котором четко прописанные условия и порядок оформления любой группы инвалидности;
  2. Постановление Министерства Труда и социального развития №17, определяющее условия для назначения медицинской экспертизы, предусматривающей выявление причины, повлекшей инвалидность;
  3. Приказ Минздрава №317, который определяет порядок проведения медицинской экспертизы;
  4. Разъяснение Министерства Труда №1, в котором прописан перечень медицинских клиник, имеющих право на проведение медицинской экспертизы;
  5. Федеральные законы, которые предусматривают права инвалидов, порядок получение социальных выплат, в том числе и обеспечивает социальную защиту в обществе.

Стоит отметить, что получить инвалидность вправе любой ребенок, у которого имеется какое-либо заболевание (дцп, аутизм и другие), из-за которого он не может жить нормальной жизнью, ограничен в передвижении и так далее.

Для получения инвалидности существует определенный порядок действий.

Общий порядок оформления статуса инвалида для ребенка

Общая картина оформления инвалидности для ребенка выглядит таким образом:

  1. На первом этапе следует обратиться в местную детскую поликлинику либо в психоневрологический диспансер, на учете которого стоит ребенок. Стоит учитывать, что это зависит от тех параметров, которые отличают его от здоровых детей. В том случае, если заболевание является общетерапевтического значения (проблемы со зрением, слухом), то следует целенаправленно идти в поликлинику. В случае с психическими заболеваниями (генетическими), – начинать процедуру оформления инвалидности следует с психоневрологического диспансера, где ребенок обязательно должен стоять на учете.
  2. Следует у лечащего врача получить направление на проведение медико-социальной экспертизы (МСЭК). Для каждого заболевания, направление выписывает определенный врач.
  3. При выдаче направления лечащий врач в обязательном порядке говорит о необходимости прохождения определенных врачей с параллельной сдачей анализов (он также выписывает подобное направление). В большинстве случаев понадобится пройти стандартный перечень врачей и сдать общие анализы крови и мочи.
  4. При наличии направления на руках следует немедленно приступать к обходу врачей и сдачи анализов. В том случае, если до проведения экспертизы ребенок не успел все сделать, процедура повторяется вновь. Другими словами, инвалидность может быть предоставлена только на следующий год.
  5. После того, как анализы сданы, и все необходимые врачи пройдены, со всеми документами необходимо обратиться к своему лечащему врачу (который выдавал направление на МСЭК).
  6. Отдав все документы врачу, можно немного расслабиться, поскольку теперь все зависит от лечащего врача. Он теперь занимается заполнением всей необходимой документации по медицинской части, а родителям с ребенком остается дождаться назначенной даты проведения экспертизы и собирать перечень дополнительной документации.

Сбор необходимой документации

Документация, которая необходима для проведения медицинской экспертизы четко регламентируется Министерством Труда. В ее состав входит:

  • свидетельство о рождении ребенка (в том случае, если ребенку от 14 до 18 лет, – необходимо предъявить паспорт);
  • заявления на проведение экспертизы (может быть написано отцом либо матерью ребенка);
  • характеристика с места учебы либо детского сада (исключением является не посещение ребенком этих заведений);
  • направление на МСЭ. Направление должно быть по форме 088/у-06.

Что касается свидетельства о рождении либо паспорта, то в обязательном порядке должна быть и копия.

Для проведения экспертизы иностранцам, помимо этих документов, необходимо предъявить документ, подтверждающий их статус на территории РФ (речь идет о справки вынужденного переселенца, вида на жительство, разрешения на временное проживание и так далее).

Комиссия МСЭ не имеет права требовать от родителей каких-либо дополнительных документов, поскольку этот перечень является исчерпывающим и четко регламентируется действующим законодательством.

Родители вправе предоставить пакет документов как лично, так и в электронном варианте. При отправке документов через электронную почту, в обязательном порядке должна быть поставлена электронная печать. Но как показывает практика, лучшим вариантом является личная передача документов (в противном случае есть вероятность потери документов).

Куда необходимо обращаться

Как правило инициатором направления на комиссию выступает непосредственно сам лечащий врач, но встречаются случаи, когда родители сами решают подобный вопрос.

В том случае, если болезнь ребенка является поводом для оформления инвалидности, в первую очередь необходимо обращаться к участковому педиатру, который закреплен за ребенком.

Именно он сможет проконсультировать родителей и выступить инициатором. Однако, если ребенок состоит на учете в каком либо отделении, то изначально следует обращаться по этому поводу туда.

К примеру, ребенок состоит на учете у хирурга, следовательно, в первую очередь необходимо обращаться к нему. Он выпишет направление, и расскажет о дальнейших действиях.

При этом стоит отметить, что инвалидность назначается только в крайних случаях, когда медицина бессильна. К сожалению, в последнее время, родители пытаются оформить инвалидность даже при несерьезных заболеваниях, которые излечиваются в течении месяца. Обратившись с подобным заболеванием в комиссию, в инвалидности будет отказано незамедлительно.

Особенности оформления с различными болезнями

От наличия определенного заболевания зависит начало процедуры оформления инвалидности (точнее, разные лечащие врачи выписывают направление). Рассмотрим подробнее.

Заболевания опорно-двигательного аппарата

При наличии заболевания с опорно-двигательным аппаратом, выдача направления ложится на лечащего хирурга, который и определяет порядок дальнейших действий.

В большинстве случаев, инвалидность может быть назначена сроком на 1 год с дальнейшим подтверждением.

С синдромом Шерешевского-Тернера

На сегодняшний день вокруг инвалидности с этим заболеванием существует множество споров. В большинстве случаев при назначении статуса инвалида ребенку с таким заболеванием, через год она снимается.

Однако инвалидность может быть установлена только в том случае, если:

  • у ребенка наблюдаются проблемы с развитием внутренних органов;
  • наблюдаются серьезные сбои эндокринной системы;
  • существует сбой в умственном развитии.

При отсутствии вышеперечисленных условий в инвалидности будет отказано.

По зрению

В случае наличия проблем со зрением, при попытке оформить инвалидность, первым делом следует обратиться к офтальмологу, который занимается непосредственно лечением.

Как правило заболевания из этой группы влекут пожизненную инвалидность.

Аутизм

В большинстве случаев присвоить инвалидность рекомендует психолог. Ни в коем случае это не означает, что ребенок теперь ни такой как все. Многие специалисты в этой области рекомендуют проведение МСЭК лишь с одной целью – существенное сокращение растрат на реабилитацию, возможность лечения в лучших клиниках РФ бесплатно, что влечет за собой скорейшее улучшение здоровья ребенка.

При аутизме инвалидность присваивается на один год, в дальнейшем при необходимости продлевается.

Астма

Инвалидность в этом случае возможна только при хроническом заболевании, которое влечет за собой постоянные приступы удушья. Несмотря на то, что с таким заболеванием вероятность получения инвалидности достаточно небольшая, это все же возможно.

Однако необходимо быть готовым к тому, что ежегодно следует всеми усилиями доказывать наличие этого заболевания.

ЗПР

При наличии этого заболевания необходимо обратиться к лечащему психотерапевту на консультацию.

В случае, если получение инвалидности возможно, он определит для родителей ребенка порядок дальнейших действий. Но как показывает практика, вероятность получения статуса инвалида низкая.

ДЦП

При заболевании ДЦП, в первую очередь необходимо обратиться к лечащему неврологу за направлением, а затем к участковому педиатру.

Инвалидность в этом случае оформляется сроком на 1 год, затем необходимо перекомиссия.

Особенности оформления в различных регионах

Во всех регионах нашей страны, процедура оформления инвалидности для ребенка одинаковая. При этом есть небольшой нюанс.

Дело в том, что если ребенок, который направлен на МСЭК, является учеником школы либо детского сада, из этого заведения необходима характеристика. В том случае, если родители переехали в другой город, необходимо лично либо через запрос требовать выслать характеристику. В противном случае, комиссия попросту может не принять ребенка и процедура назначаться на следующий год.

Если характеристика будет требоваться в виде запроса, он подается непосредственно лечащим врачом.

Порядок оформления инвалидности ребенку изложен в следующем видеоролике:

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://posobie-help.ru/fss/invalidam/oformlenie-invalidnosti-rebenku.html

Как оформить инвалидность ребенку: все этапы

Инвалидность при зпрр у детей

Порой у малыша врачи находят серьезное заболевание или патологию. В этом случае родителям следует знать, как оформить инвалидность ребенку для получения необходимых лекарств или медицинской техники, а также ежемесячного пособия и льгот, которые позволят обеспечить необходимый уход и реабилитацию, направленное лечение в санаториях и посещение специальной школы или интерната.

Стоит ли оформлять?

Большинство родителей, сталкиваясь с проблемой наличия у ребенка серьезной болезни, не спешат оформлять инвалидность. Это связано с тем, что родители боятся, что получение инвалидности может поставить крест на дальнейшей жизни ребенка, помешать его социализации и обучению. Некоторые, к тому же, боятся, что только зря потратят свое время и травмируют ребенка, не получив ничего взамен.

На самом же деле, желательно оформить инвалидность как можно раньше. Наличие медицинской справки дает ряд преимуществ, главное из которых – возможность получения специальной программы реабилитации ребенка, средств и медикаментов для ее прохождения.

Перечислим основные виды льгот, на которые может рассчитывать ребенок инвалид. Обратите внимание, что некоторые из них могут предоставляться лишь в отдельных регионах или же отдельными продавцами (это касается льгот на покупку тех или иных средств, скидок на товары, услуги):

  • льготы на получение жилья;
  • бесплатный проезд в транспорте;
  • получение бесплатных медикаментов для осуществления лечения;
  • бесплатный доступ к сети Интернет;
  • подключение кабельного телевидения на льготной основе;
  • льготы на оплату услуг телефонной связи;
  • скидки на покупку средств и предметов первой необходимости;
  • трудовые и пенсионные льготы;
  • льготы при поступлении в ВУЗ;
  • санитарно-курортное оздоровление.

Также предусматриваются льготы и для родителей:

  • социальная пенсия;
  • пособие по уходу за ребенком-инвалидом в размере 60% от МРОТ;
  • зачисление времени, проведенного с ребенком инвалидом, в трудовой стаж;
  • возможность выхода на пенсию после 50 при наличии хотя бы 15 лет стажа.

Условия предоставления льгот стоит уточнять в отделении социальной защиты по месту проживания.

Оформление инвалидности

После присвоения группы инвалидности выдается соответствующая справка и индивидуальная программа реабилитации. После чего пациент отправляется в отделение пенсионного фонда, где происходит оформление пенсии по инвалидности, и в управление соцзащиты, где пациента поставят в очередь на бесплатное получение средств индивидуальной реабилитации.

Главным критерием является стойкая патология, мешающая человеку жить полноценной жизнью. Критерии жизнедеятельности, которые будут учитываться врачами при определении группы инвалидности, также четко прописаны в законе.

Кроме того, специалисты будут оценивать не только состояние здоровья пациента, но и его способность продолжать работу по профессии.

Это относится к пациентам, которые занимаются тяжелой или опасной деятельностью, связанной с ночными сменами, вредностью, повышенным уровнем шума, вибрацией, тяжелым физическим трудом и так далее.

Нормативная база

Сегодня в России действуют следующие законодательные акты, которые регулируют вопросы оформления инвалидности и наличие тех или иных льгот:

  • Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 года, №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».
  • Изменения в Постановление Правительства РФ в выше упомянутый документ от 07 апреля 2008 года, №247.
  • Утвержденные приказом Минздравсоцразвития от 22 августа 2005 года № 535 Классификации и критерии для проведения МСЭК.
  • Закон об инвалидности детей.
  • Приказ Минздрава №317, в котором прописан порядок проведения МСЭ.
  • Федеральные законы, которыми закреплены права инвалидов и порядок получения социальных выплат и социальной защиты.

Порядок процедуры

Оформление инвалидности всегда начинается с того, что вы приводите ребенка к соответствующему врачу, который обследует его и вынесет предварительное решение – можно ли оформить инвалидность. Затем, на основании решения, он выдает направления на обследования в поликлинике.

Если заболевание относится к общим, то за направлением следует идти к участковому педиатру, если нарушен слух — к ЛОРу, при нарушениях зрения – офтальмологу, сердечных заболеваниях – кардиологу.

При генетических заболеваниях (аутизм, синдром Дауна) направление выдает психиатр, так как генетические заболевания зачастую сопровождаются различной степени умственной отсталостью.

Считается, что именно уровень умственного развития в данной ситуации является главным фактором, который мешает социализации ребенка.

Для получения всех необходимых справок, придется пройти обследование у следующих врачей:

  • офтальмолога;
  • отоларинголога;
  • хирурга;
  • невролога;
  • хирурга-ортопеда;
  • эндокринолога.

К тому же потребуется сдать общий анализ мочи и кала, а в некоторых случаях — сдать дополнительные анализы, к примеру, сделать ЭКГ, аудиограмму, генетический анализ крови.
В зависимости от состояния ребенка, наличия у него других заболеваний, может понадобиться посещение:

  • логопеда;
  • генетика;
  • уролога;
  • кардиолога и других специалистов.

Полный перечень врачей и сроки, в которые следует сдать все анализы, указывает врач, который дает направление. Обратите на это особое внимание, так как если какой-либо анализ будет просрочен – вам придется начинать все сначала.

Для того чтобы избежать проблем и пройти все максимально быстро, необходимо:

  • Уточнить сроки действия всех анализов и заключений. Те, которые имеют меньший срок действия, лучше всего, оставить напоследок.
  • Узнать расписание всех врачей – как они работают, не ушли ли в отпуск.
  • Если специалиста нет в вашей поликлинике – узнать, где, когда и как можно попасть к нему на прием.

После того как все справки будут собраны, вам необходимо предоставить все участковому педиатру или врачу, давшему направление на обследование – это следует уточнить непосредственно при первом приеме.

Врач составляет окончательный эпикриз, вносит в него все заболевания и сделанные ребенку прививки, диагнозы.
При генетическом нарушении заключение врачей необходимо предоставить в психоневрологический диспансер.

И там же вам дают направление на МСЭ.

Схематически оформление инвалидности выглядит следующим образом:

Документы

После того как вы прошли специалистов, следует собрать пакет бумаг, с которыми вам придется обращаться на комиссию. Сюда входит:

Источник: https://zaokzk.ru/lgoty/dokumenty-dlya-mse-2.html

➤ Как снять ЗПР у ребенка перед школой – практические советы

Инвалидность при зпрр у детей

В последнее время с аббревиатурой ЗПР встречается все больше и больше родителей. Следовательно, актуальность вопроса коррекции поведения и снятия в дальнейшем диагноза, не удивляет.

Особенности ЗПР

Психологические особенности развития – это индивидуальные понятия, как результат – личностный подбор коррекционных занятий и разная скорость восстановления. Многие родители воспринимают диагноз ЗПР как приговор по причине недостаточности информации.

Заболевание находится между нормальным психическим развитием и серьезными патологическими отклонениями. Под данную категорию не относятся дети с патологиями речевого и слухового аппарата, а также маленькие пациенты с синдромом Дауна или иными серьезными генетическими заболеваниями, связанными с развитием и полноценной функциональностью мозга.

Основные признаки ЗПР – это:

  • неустойчивое внимание;
  • отсутствие способности концентрировать внимание;
  • повышенный уровень отвлекаемости;
  • низкое восприятие и запоминание речевой информации (проще воспринимается наглядная информация);
  • отсутствие навыка воспринимать и анализировать информацию.

Дети с диагностированным ЗПР нуждаются в особом отношении, но все вышеперечисленные причины развития заболевания не позволяют считать его приговором на всю жизнь. За счет индивидуального изучения особенностей, навыков и потребностей ребенка, подбираются коррекционные методики и упражнения.

Дети с ЗПР: кто они?

Условно причины появления ЗПР можно разделить на 2 группы:

  1. Развитие патологии по причине воздействия социальных и педагогических факторов. Такие дети классифицируются, как педагогически запущенные. Также в данной категории важную роль отводят и наследственной предрасположенности: антисоциальные родители = дети с ЗПР.
  2. Развитие патологии связано с органическими повреждениями мозга в перинатальном и постнатальном периоде. В процессе диагностики важно учитывать все факторы для возможности подобрать комплексную помощь.

Причинами развития патологии могут быть:

  • частые волнения и стрессы мамы в период беременности;
  • вредные привычки матери (курение алкоголь при беременности);
  • хронические заболевания матери;
  • токсоплазмоз;
  • гипоксия мозга в утробе матери или при родах;
  • тяжелое протекание беременности;
  • генетические нарушения.

Типы ЗПР

В психологии различают 4 типа нарушений познавательной деятельности:

  1. Конструкционного генеза или наследственный инфантилизм – характеризуется низким уровнем адаптации, освоение информации в игровой форме, частые эмоциональные перепады. Внешне такие дети вполне здоровые и не вызывают подозрения, а вот эмоционально-волевая зрелость притормаживается, что негативно влияет на способность формирования умений и навыков.
  2. Соматогенного генеза – ЗПР обусловлен наличием разного рода болезней, как у ребенка, так и у матери.На фоне могут развиваться следующие заболевания: частые простуды, аллергические проявления, инфекции хронического типа, врожденный порок сердца.Среди симптомов: снижение познавательной деятельности и сниженное внимание.
  3. Психогенного генеза – на фоне неблагоприятных условий для воспитания, без проведения корректирующей работ состояние ребенка будет только усугубляться, и кроме стандартных, присущих ЗПР, симптомов, будут проявляться агрессивность, несамостоятельность, стеснительность, замкнутость, чувство страха перед всем новым.Стоит отметить, что неблагоприятные условия для воспитания – это не только отсутствие внимания со стороны родителей, но и чрезмерная опека. Не лишайте детей права выбора и приобретения опыта методом проб и ошибок.
  4. Церебрально-органического генеза – травмирование ребенка в период родовой деятельности или при вынашивании. Один из часто встречаемых разновидностей патологии, который имеет меньше шансов на полноценное восстановление.

Кто может диагностировать у ребенка ЗПР?

На просторах интернета много информации относительно симптомов и диагностики ЗПР, но обычно постановкой диагноза занимается детский невропатолог по рекомендации педиатра.

Важно помнить: врач-невропатолог не имеет полномочий для единоличного диагностирования заболевания!

  1. Окончательный диагноз ставится исключительно по решению психо-медико-педагогической комиссии.
  2. ПМПК вправе как поставить, так и в дальнейшем снять диагноз ЗПР.
  3. На комиссии присутствуют следующие специалисты: психиатр, психолог, логопед, дефектолог, администрация учебного заведения, учитель, родители ребенка.
  4. На основании общения, изучения заключений иных врачей, тестирований на проверку умений и навыков, комиссия делает соответствующие выводы.

Как показывает практика, диагностируют ЗПР в пределах 5-6 лет (перед школой), а снимают (при условии правильно подобранных коррекционных действий) приблизительно в возрасте 10-14 лет.

Памятка родителям

  1. ЗПР не является приговором, это заболевание, поддающееся полной или частичной коррекции.
  2. По статистике, снять диагноз ЗПР школьнику можно к 10 годам.
  3. Для постановки диагноза мало одного доктора, нужно собрать ПМПК.

  4. Без решения комиссии ребенка не имеют права переводить на индивидуальное обучение, в специализированный класс или на обучение в интернат.
  5. На родителей со стороны членов комиссии не должно оказываться никакого давления.
  6. За родителями остается право отказа от прохождения ПМПК.

  7. Диагноз комиссии оглашается без присутствия ребенка!!!
  8. Для постановки диагноза учитывается комплекс симптомов, а не только неврологические показатели.

Что нужно сделать, чтобы снять с ребенка диагноз ЗПР?

Как снимают ЗПР? Прежде всего – это проведение коррекционных работ, а именно:

  • посещение коррекционных школ;
  • занятия со специалистами: психо-неврологами, логопедами-дефектологами и т.д.;
  • применение дидактических игр на развитие умений и навыков ребенка;
  • посещение занятий по ФЭМП и приучение к самостоятельному выполнению определенных действий.

После того, как вы увидите, что ваш ребенок в полной мере догнал по психологическому развитию своих сверстников, необходимо посетить консультацию невропатолога и получить направление на ПМПК. Комиссия вновь проведет комплексный опрос и тестирование, и, если все параметры будут в норме, диагноз, поставленный в детстве, могут снять.

Как снять диагноз ЗПР у ребенка: отзывы

Отзывы взяты с форумов: https://www.baby.ru/blogs/post/729966340-29320208/, http://forum.likar.info/topic/768745-chem-chrevat-diagnoz-zpr-postavlennyiy-na-komissii-v-dalneyshem-prosto-rasskazhite/.

ПоложительныеОтрицательные
Снять диагноз ЗПР можно только при условии постоянных и регулярных занятий. Нам для этого понадобилось 2,5 года, и уже к восьми годам мы спокойно перешли в обычный класс с уклоном изучения математики. Вот так вот, все реально. (Яна)Ой, нашим доХторам только верить. Перед школой обязательно нужно проходить комиссию, там уйма разнообразных специалистов, которых мы прошли спокойно и без каких-либо замечаний. Но вот невропатолог – это нечто.

Во-первых, дочь попросили раздеться до трусиков, а потом выполняя нелепые как по мне упражнения еще и отвечая на еще более глупые вопросы. Понятное дело, мой стеснительный ребенок просто замкнулся.

Дочь попросту перестала демонстративно идти на контакт с доктором, тем более та начала насильно ее заставлять делать упражнение и хамить. После чего у нас в карте появился дикий диагноз!

Но я-то знаю, что ребенок полноценно развит, пришлось идти в частную клинику, где нас полностью обследовали и опровергли все эти «бредни сумасшедшей»! Выбирайте правильно врачей! (Екатерина)

Диагноз на первой комиссии поставили быстро, а вот чтобы снять пришлось больше часа выполнять разного рода упражнения, на логику, письмо, чтению, математику, память, воображение и т.д. Хорошо, что сын не растерялся и все выполнил на отлично. ЗПР с нас сняли, хотя, почему-то неохотно. (Марта)Нас невропатолог отправил на ПМПК, тестировали порядка часа, где заставили выполнять сложные и непонятные задания (не соответствующие возрасту ребенка). Ребенок уже был уставший, так как мы сначала прошли логопеда, психиатра, офтальмолога и ЛОРА.Ясно-понятно, что сын растерянный, рассеянный, напуганный, нормально среагировать на ситуации не мог. Как результат, нам не просто не сняли подозрение на ЗПР, а его подтвердили! Короче я в шоке, знаю, что все в норме, теперь вот думаем, требовать перекомиссию или походить в спецкласс все же, выработать у сына уверенность в себе… (Надя)
Не верьте прогнозам некомпетентных врачей, ЗПР поддается коррекции, важно только подобрать правильные упражнения, занятия и методы. Удачи всем. (Нина)С нас ПМПК снял диагноз ЗПР с ребенка-школьника в 9 лет, при том, что никакого особенного сдвига в развитии с 6 лет так и не случилось, на мои вопросы мне просто пригрозили, что сейчас выставят с кабинета. Где справедливость в этом мире, ну не пойму. (Ольга)
Снять можно, только ПМПК собирается у нас редко (в определенные месяцы и дни), вот и приходится долго ждать. (Соня)В нашем случае я добивалась 3 года постановки диагноза, с подтверждением на комиссии, поставили диагноз на 3 года с последующей пере комиссией. По итогу, на перекомиссию мы пришли, дочь сложно шла на контакт, задания выполняла только с помощью взрослых, при этом не проронив и слова, и знаете, нам успешно сняли ЗПР.

Как я не возмущалась, не ссорилась, просто дали заключение и отправили… Ну как так… Теперь директор школы решает, что с нами делать, так как в обычный класс нас перевести не может, так как видит наши особенности, а в спецклассе оставить не может по законодательству, вот как тут не нервничать! (Ирина)

Сначала испугалась диагноза. А потом взяла себя в руки, не доверяя прогнозам невропатолога (утверждал, что надо просто принять ситуацию), и начала заниматься по разным методикам с ребенком. Результат? 4 года и у нас официально нет ЗПР, мы развиваемся полноценно. (Елена)А нам отказались снимать диагноз, хотя у нас уже все хорошо и только по причине того, что я написала отказ от медикаментозного лечения. Ну не понимаю я, зачем пичкать ребенка седативкой! Теперь обиваю пороги главврачей и остальных инстанций, чтобы все-таки нас взяли на перекомиссию. (Алина)

Вывод

Да, после того как слышишь диагноз ЗПР после очередного посещения невропатолога, а потом все это подтверждает ПМПК, опускаются руки, и перспектива не просматривается. Но ЗПР – это не приговор, и поддается коррекции, в одних случаях можно избавится от проблем полностью, а во-вторых – частично. Все будет зависеть от происхождения заболевания и методам коррекции.

Не стоит отчаиваться, статистика показывает, что большая часть детей к 10 годам догоняет по развитию сверстников, и ПМПК снимает диагноз.

— не приговор, а сигнал к действию

Источник: https://autizmy-net.ru/zpr-prigovor-na-vsyu-zhizn-ili-vremenno/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.