Инвентаризация при реорганизации

Инвентаризация активов и обязательств при реорганизации или ликвидации ООО

Инвентаризация при реорганизации

Процесс реорганизации или ликвидации ООО предусмотрен ФЗ -14 от 08.02.1998. Согласно положениям закона, такое решение принимается на внеочередном общем собрании членов компании.

Инвентаризация при ликвидации ООО или в случае реорганизации считается необходимой процедурой. Целями ревизии считаются следующие моменты:

  • установка фактического наличия материальных ценностей у ООО;
  • сопоставление текущих данных бухучета и реального имеющегося имущества;
  • проверка полноты отображения данных сведений в учете предприятия.

Порядок осуществления инвентаризации обозначен в приказе Минфина РФ №34н от 29.07.1998. Инвентаризация осуществляется перед необходимой процедурой составления ликвидационного баланса.

Инвентаризация активов в ООО выполняется на основании решения, принятого на внеочередном созыве участников. Там же выносится решение о создании постоянно действующей комиссии. В том случае, если объем работы значительный, законом предусмотрено создание сразу нескольких комиссий.

Основным документом, регулирующим вопросы, связанные с формированием комиссии является приказ Минфина РФ № 49 от 13.06.1995. В данном документе указано, что персональный состав членов комиссии утверждает руководитель компании. Он же регулирует численность созданного органа. Обычно число участников насчитывает не более пяти человек.

Обязанности органов и лиц, участвующих в процессе инвентаризации

Прежде чем приступать к выполнению своих обязанностей, члены комиссии обязаны получить все финансовые документы, расписки, расходные и приходные ордера, удостоверяющие поступление и передачу имущества ООО на момент проведения ревизии.

Комиссия обязана осуществить проверку присутствия материальной базы и соответствие ведущегося бухучета с реальным положением вещей. Чаще всего, при ликвидации или реорганизации ООО производят ревизию основных средств.

Директор предприятия берет на себя обязанности по формированию комиссии, утверждению ее участников, а также определение количества членов данного органа. Также руководитель издает приказ, на основании которого и работает в дальнейшем созданный орган.

Материально ответственные сотрудники и работники, располагающие подотчетными суммами или доверенностями на покупку или получение имущества, обязаны до начала ревизии отчитаться по доверенным средствам и представить все необходимые документы. Кроме того, такие лица обязаны присутствовать на мероприятии.

Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств при реорганизации или ликвидации

Порядок организации процедуры определен законом и предусматривает следующие этапы:

  1. На общем собрании членов предприятия принимается решение о ликвидации или реорганизации предприятия.
  2. На основании протокола, руководитель компании издает специальный приказ, согласно которому формируется инвентаризационная комиссия.
  3. После создания органа, участники получают все необходимые документы от руководства и сотрудников предприятия.
  4. В сроки, оговоренные приказом, проводится инвентаризация и составляется специальная опись.
  5. В дальнейшем, данный документ является основой для составления ликвидационного баланса или используется для оформления необходимой документации при реорганизации.

Документы, составляемые по результатам инвентаризации активов и обязательств ООО

Итогом любой инвентаризации является опись имущества, которое фактически имеется у компании на момент ликвидации или реорганизации. Ведомость составляется в двух экземплярах, однако конкретного норматива по содержанию такого акта не имеется.

В опись вносится фактическое наличие объектов материальной базы, подсчет которых выполняется в отдельных случаях при помощи взвешивания или замеров.

Акты таких замеров в обязательном порядке прикладываются к описи в качестве приложений. Ведомость может быть оформлена в рукописном варианте и при помощи компьютера. Заполняется ведомость разборчиво, без приписок, исправлений. В отношении каждой материальной единицы используется принятая в учете номенклатура.

На страницах документа проставляются порядковые номера и число объектов зафиксированных на странице.

Каждое исправление требует согласования с руководством и остальными членами комиссии. Незаполненных строк не должно быть, а на последнем листе обязательно должна присутствовать сверка цен, таксировка и итоги, завизированных комиссией.

Ведомость подписывается всеми членами комиссии, а также материально ответственными лицами.

Заключение

В итоге можно сформулировать несколько выводов:

  1. Инвентаризация при реорганизации или ликвидацииООО является обязательным условием.
  2. Для принятия решения о начале одной из указанных процедур необходимо созвать внеочередное собрание членов общества.
  3. Результатом встречи станет официальный протокол и дальнейшее формирование специальной комиссии.
  4. Инвентаризационная комиссия создается в качестве постоянного действующего органа. Состав и численность определяет руководитель компании.
  5. В зависимости от формы реорганизации, инвентаризация будет иметь свои небольшие отличия.
  6. Порядок прохождения мероприятия предусматривает формирование комиссионного органа, непосредственное выполнение процедуры и фиксирование информации в специальной описи.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по инвентаризации активов и обязательств при реорганизации или ликвидации ООО

Вопрос: Добрый день. Меня зовут Сергей. Я являюсь учредителем компании, которая занимается утилизацией бытовых отходов. Совместно со мной учредителем выступают еще два человека: мой брат и моя мать.

По моему мнению, сейчас необходимо модернизировать работу нашего предприятия и перейти на использование более современного оборудования, которое позволит утилизировать мусор без вреда окружающей среде и в то же время значительно снизит наши расходы.

Мои родственники категорически отказываются от принятия такого решения, однако в моем распоряжении находится 76% капитала, а у них двоих только 24%.

Подскажите, обязательно ли выполнять инвентаризацию активов ООО и оставлять ведомость при реорганизации компании?

Что делать, если мои родственники не появятся на собрании даже в случае соответствующего уведомления? Будет ли принятое в дальнейшем решение иметь законную силу?

Ответ: Здравствуйте, Сергей. В вашей ситуации нет абсолютно никаких сложностей. От вас потребуется организовать внеочередное собрание участников, на котором рассмотреть ваш вопрос и проать соответствующим образом. В любом случае, у вас большая часть долевой собственности, поэтому вероятность того, что ваша компания будет реорганизована очень высока.

Согласно ст. 25 ФЗ – 129 от 08.08.2001, инвентаризация является обязательной при реорганизации предприятия. Если вы не проведете данную процедуру, то ваше заявление о реорганизации в ИФНС принято не будет.

Что касается возможности отсутствия ваших родственников на собрании, то при уведомлении их надлежащим образом, ваше решение в любом случае будет считаться законным.

Список законов

Заявки и звонки принимаются круглосуточно и без выходных дней.

Сохраните статью себе!

Источник: http://busines-suport.ru/ooo/reorganizaciya-i-likvidaciya-ooo/inventarizaciya-aktivov-i-obyazatelstv-pri-reorganizacii-ili-likvidacii-ooo/

Письмо Минфина России от 22 октября 2019 г. N 02-07-10/81041 Об особенностях проведения инвентаризации при реорганизации учреждения путем присоединения к другому учреждению

Инвентаризация при реорганизации

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее – Департамент) рассмотрел письмо и сообщает следующее.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Министерство финансов Российской Федерации также не наделено полномочиями по разъяснению норм законодательства Российской Федерации, по оценке правильности толкования и применения указанных норм.

Вместе с тем Департамент полагает необходимым сообщить.

В соответствии с положениями статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Согласно пункту 2 статьи 58 Гражданского кодекса при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее – Федеральный закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

При этом первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным – непосредственно после его окончания.

Обязательные общие требования к учету организациями государственного сектора нефинансовых, финансовых активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов (доходов и расходов) на соответствующих счетах Единого плана счетов, определены Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее – Инструкция 157н).

Пунктом 3 Инструкции N 157н определено, что при ведении бухгалтерского учета учреждениям необходимо учитывать, что принятие к учету имущества и (или) обязательств, а также информации об изменении их денежного эквивалента (об увеличении, уменьшении) в рамках правопреемства по правам и обязанностям при реорганизации учреждения (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) упразднении государственного органа (органа местного самоуправления) осуществляется на основании данных бухгалтерского учета (регистров бухгалтерского учета) реорганизуемого учреждения (упраздняемого государственного органа (органа местного управления), сформированных с учетом положений Инструкции N 157н. подтвержденных актами приема-передачи имущества, обязательств (актами приема-передачи данных регистров бухгалтерского учета), содержащими информацию о денежном эквиваленте всех передаваемых объектов учета.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона N 402-ФЗ экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.

При этом элементом внутреннего контроля является инвентаризация активов и обязательств, осуществляемая согласно статье 11 Федерального закона N 402-ФЗ и положениям иных нормативно-правовых актов.

Согласно пункту 79 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора”, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 256н (далее – СГС “Концептуальные основы”), для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится инвентаризация активов и обязательств.

При этом результаты инвентаризации реорганизуемого субъекта учета отражаются в бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляемой на дату его реорганизации (пункт 82 СГС “Концептуальные основы”).

Аналогичные положения были установлены Инструкцией N 157н до начала обязательного применения СГС “Концептуальные основы” (до 01.01.2018).

Таким образом, при проведении реорганизации учреждения путем присоединения к другому учреждению осуществляется проведение инвентаризации в соответствии с решением органов юридического лица, уполномоченного на реорганизацию учредительным документом, в целях определения прав и обязанностей присоединяемого юридического лица и идентификации активов и обязательств в бухгалтерском учете в соответствии с действующими на момент реорганизации положениями нормативно-правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

https://www.youtube.com/watch?v=DjTTac7SOJ0

Следует отметить, что нормой Инструкции N 157н в редакции 2013 года не предусмотрено отражение в составе счета 0 101 00 000 “Основные средства” имущества находящегося в частной собственности, приватизированной физическим лицом.

Согласно пункту 18 Инструкции N 157н исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бухгалтерского учета, производился в соответствии с федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Учетная политика, оценочные значения и ошибки”, утвержденным приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. N 274н, (далее – СГС “Учетная политика”).

Порядок отражения исправлений ошибок в бухгалтерской финансовой отчетности предусмотрен пунктами 27-34 СГС “Учетная политика”.

Согласно пункту 28 СГС “Учетная политика” исправление выявленной ошибки производится в бухгалтерском учете дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью способом “Красное сторно” и дополнительной бухгалтерской записью.
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе С.В. Сивец

При реорганизации учреждения путем присоединения к другому учреждению инвентаризация проводится в соответствии с решением органа юрлица, уполномоченного на реорганизацию учредительным документом.

В 2013 г. не было предусмотрено отражение в составе счета 0 101 00 000 “Основные средства” имущества, находящегося в частной собственности, приватизированного физлицом.

Выявленная ошибка исправляется в бухучете дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью способом “Красное сторно” и дополнительной бухгалтерской записью.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72819354/

при реорганизации организации

Инвентаризация при реорганизации

Проведение инвентаризации при реорганизации организации обязательно. Такая инвентаризация проводится до даты подписания передаточного акта (п. п.

4, 5 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н).

Сроки проведения инвентаризации имущества и обязательств при реорганизации могут определяться решением собственников организации (п. 3 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций).

Цель инвентаризации – обеспечить достоверность данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (п. 26 Методических указаний по инвентаризации). Инвентаризация проводится путем сплошной проверки всех активов и обязательств.

Документы об инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемого лица подтверждают достоверность передаточного акта (наличие, состояние и оценку имущества и обязательств) и, как следствие, легитимность процедуры реорганизации (п. 4 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций).

Инвентаризация при реорганизации осуществляется в общем порядке. Специальные требования по составу инвентаризационной комиссии, порядку проведения, оформлению и утверждению результатов проверки отсутствуют.

1.9.7. Порядок проведения инвентаризации

Шаг 1. Создание инвентаризационной комиссии

Шаг 2. Получение последних приходных и расходных документов

Шаг 3. Получение расписки от материально ответственного лица

Шаг 4. Подготовка инвентаризационных описей (актов)

Шаг 5. Проверка и документальное подтверждение наличия, состояния и оценки активов и обязательств

Шаг 6. Обобщение результатов, выявленных инвентаризацией

Шаг 7. Утверждение результатов инвентаризации

Шаг 8. Отражение в учете результатов инвентаризации

Шаг 1. Создание инвентаризационной комиссии

Создание инвентаризационной комиссии оформляется приказом (постановлением, распоряжением) руководителя организации (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации).

Данный распорядительный документ может быть создан либо с использованием унифицированной формы, либо с использованием самостоятельно разработанной формы (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012). Унифицированная форма данного приказа (форма N ИНВ-22) утверждена Постановлением Госкомстата России от 18.

08.1998 N 88. Помимо состава инвентаризационной комиссии в этом приказе указываются также сроки и причины проведения инвентаризации.

См. образец приказа о создании инвентаризационной комиссии.

См. образцы приказа (постановления, распоряжения) о проведении инвентаризации. Унифицированная форма N ИНВ-22.

Приказ о проведении инвентаризации регистрируется в журнале учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации, который может составляться по форме N ИНВ-23 (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации).

См. образец журнала учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации. Унифицированная форма N ИНВ-23.

См. дополнительно:

– как создать инвентаризационную комиссию.

Шаг 2. Получение последних приходных и расходных документов

Получение последних на момент инвентаризации приходных и расходных документов осуществляется инвентаризационной комиссией до начала проверки фактического наличия имущества.

Полученные документы визируются председателем инвентаризационной комиссии с указанием “до инвентаризации на “__” __________ 201_ г.

“, что является основанием для определения бухгалтерией остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным (п. 2.4 Методических указаний по инвентаризации).

Шаг 3. Получение расписки от материально ответственного лица

Расписка, оформляемая материально ответственным лицом перед началом инвентаризации, предоставляется инвентаризационной комиссии в день проверки и подтверждает, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы материально ответственным лицом в бухгалтерию или переданы комиссии, все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие – списаны. Аналогичные расписки дают лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение имущества или доверенности на его получение (п. 2.4 Методических указаний по инвентаризации).

В унифицированных формах первичной учетной документации по учету результатов инвентаризации (формы N N ИНВ-1, ИНВ-1а, ИНВ-3, ИНВ-5, ИНВ-8, ИНВ-8а, ИНВ-9, ИНВ-15, ИНВ-16) расписка материально ответственного лица включена в заголовочную часть инвентаризационной описи (акта). При использовании организацией указанных унифицированных форм отдельную расписку с материально ответственного лица получать не требуется.

См. образец расписки, оформляемой материально ответственным лицом перед началом инвентаризации.

Шаг 4. Подготовка инвентаризационных описей (актов)

Подготовка инвентаризационных описей (актов) осуществляется перед началом проверки (как правило, в день проверки) в порядке, принятом в организации. Например, инвентаризационная комиссия получает бланки описей (актов) в бухгалтерии или готовит их самостоятельно.

В инвентаризационные описи (акты) наименования инвентаризируемых объектов заносятся с указанием номенклатуры (отличительных признаков) и единиц измерения, принятых в учете (абз. 3 п. 2.9 Методических указаний по инвентаризации).

Поэтому при автоматизированной форме ведения бухгалтерского учета (с применением специализированной бухгалтерской программы) бланки инвентаризационных описей (актов) для комиссии могут быть заполнены по объектам проверки в части граф, содержащих информацию по данным бухгалтерского учета (абз. 1 п. 2.9 Методических указаний по инвентаризации, Указания по применению и заполнению форм N N ИНВ-1, ИНВ-3, ИНВ-4, ИНВ-5, ИНВ-6, ИНВ-10, ИНВ-11, ИНВ-16). Указанные бланки подготавливаются по материально ответственным лицам и местам хранения (абз. 3 п. 1.3 Методических указаний по инвентаризации).

Как правило, инвентаризационные описи (акты) составляются в двух экземплярах (один передается инвентаризационной комиссией в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, второй остается у материально ответственного(ых) лица (лиц)) (п. 2.5 Методических указаний по инвентаризации, Указания по применению и заполнению форм).

При смене материально ответственных лиц инвентаризационные описи (акты) оформляются в трех экземплярах (один передается инвентаризационной комиссией в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, второй – для материально ответственного лица, сдавшего ценности, третий – для материально ответственного лица, принявшего ценности) (Указания по применению и заполнению форм). Допускается при проведении проверки составлять инвентаризационную опись (акт) в одном экземпляре с последующим изготовлением необходимого количества копий (при изготовлении копий возможно использование копировально-множительной техники). Копии подлежат заверению подписями членов инвентаризационной комиссии и материально ответственных лиц, участвующих в инвентаризации.

См. дополнительно:

– как заполняются инвентаризационные описи (акты).

Шаг 5. Проверка и документальное подтверждение наличия,

Источник: https://poisk-ru.ru/s48042t1.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.