Инвестиции в концессии

Риски для бюджета от концессий – не больше 300 млрд рублей

Инвестиции в концессии

В российской экономике не так много денег, привлеченных через концессионные соглашения /Андрей Гордеев / Ведомости и Евгений Разумный / Ведомости

В российской экономике не так много частных денег, привлеченных через концессионные соглашения, сказано в обзоре «Концессии в России – 2019. Основные итоги и тренды», подготовленном Национальной ассоциацией концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ). «Ведомости» ознакомились с копией обзора, подлинность подтвердил представитель НАКДИ.

За последние 15 лет до стадии коммерческого закрытия (после него надо еще договориться о финансировании) дошло всего 277 проектов стоимостью более 100 млн руб., посчитала НАКДИ. Все инвестиции во все проекты должны составить около 1,9 трлн руб.

Существенные вложения сосредоточены в 18 мегапроектах – 17 транспортных и одном коммунальном, обязательства в каждом превышают 30 млрд руб. На них приходится 72% (1,3 трлн руб.

) инвестиций, и это обязательства обеих сторон – и государства, и частников.

Обычно говорят, что в России работают тысячи концессий, объясняет исполнительный директор НАКДИ Светлана Бик: «Но в этом опте основной вал представляют небольшие так называемые арендные или операторские концессии в жилищно-коммунальном хозяйстве, в большинстве случаев они не предусматривают инвестиций в создание нового актива или даже модернизацию существующего, а только эксплуатационные платежи и тариф».

Расчеты ассоциация ведет по своей базе данных «Инвестинфра», где учтены все проекты стоимостью свыше 100 млн руб., подходящие под закон о концессиях. Проекты государственно-частного партнерства (ГЧП) пока в эту базу не включены.

Дорогостоящие соглашения ГЧП были заключены по региональным законам до того, как приняли федеральный, их учитывать сложнее. Новые проекты в основном стоят дешевле 100 млн руб.

«Мы оцениваем рынок на основе максимально доступной и репрезентативной выборки, отражающей реальный инвестиционный смысл процесса, – комментирует Бик. – Данные НАКДИ верифицированы крупными участниками рынка».

Для бюджета важны риски, которые представляют все эти соглашения.

В России никто не знает, сколько концессий и ГЧП подписано, признавал замминистра финансов Андрей Иванов и предупреждал, что забалансовые риски, связанные с концессиями и ГЧП, оцениваются в 3 трлн руб. и они могут быть предъявлены к оплате.

Представитель Минфина сообщил, что замминистра приводил оценку Национального центра ГЧП. В его аналитическом обзоре говорится о 3422 проектах разного вида партнерства и бизнеса на 2,2 трлн руб., сюда входят не только концессии (1 трлн руб.), но и ГЧП, госконтракты жизненного цикла, инвестиционные соглашения и аренда с инвестиционными обязательствами.

Обязательства государства в связи с концессиями могут возникнуть как на инвестиционной стадии (капитальный грант, субсидия, бюджетные инвестиции, плата концедента), так и на эксплуатационной (возмещение расходов концессионера, плата концедента, в том числе покрывающая аренду, минимальный гарантированный доход и др.). Некоторые из них – прямые, другие – условные, которые могут наступить при определенных обстоятельствах, а могут и не наступить вовсе. Суммарный и предельный бюджетный риск по заключенным концессиям с инвестиционными обязательствами мог бы составить 992 млрд руб., пишет НАКДИ. Но часть этих денег в проекты не только не вложена, об их финансировании даже не договорились (нет финансового закрытия). А часть вложений уже возмещена – в тех случаях, когда концессия начала работать.

Поэтому подтверждаемый статистикой риск бюджета по возможным компенсациям затрат – 320 млрд руб., а можно считать, что и 260 млрд, если учитывать уже возвращенные инвестиции по купонам концессионных облигаций, говорится в обзоре НАКДИ. Частная сторона несет больше рисков, чем государство, делается вывод в обзоре: суммарные предельные риски концессионеров оцениваются в 586 млрд руб.

https://www.youtube.com/watch?v=k2twuKvh1XQ\u0026list=PLkJ8x90cYxfoHk-GS2UfhqQyGd5vpfhWJ

Эксперты считают оценку бюджетных рисков в 300 млрд руб., а не 3 трлн руб. справедливой. «Не думаю, что риски бюджета превышают полтриллиона рублей», – комментирует замруководителя Аналитического центра при правительстве Александр Радуцкий.

Оценка бюджетного риска НАКДИ представляется более реалистичной, поскольку базируется на прозрачной, конкретной методологии подсчета и многолетних данных, говорит гендиректор агентства «Национальные кредитные рейтинги» Кирилл Лукашук. Оценка в 3 трлн руб., вероятно, была очень приблизительной и может учитывать очень широкую совокупность прямых и потенциальных обязательств бюджета, полагает он.

Неверно оценивать риск как общую сумму концессий, часть из которых еще даже не профинансирована, соглашается с НАКДИ президент Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков.

Правильнее оценивать вероятность потерь, в случае концессий она не превышает 10% от общего финансирования, а при детальном анализе становится понятно, что вероятность еще ниже, указывает он.

Нужно также учесть, на какую сумму у государства возникают активы, созданные в продолжение действия концессии, замечает Радуцкий: растут не только обязательства, появляется новое имущество казны. Но данных об этих активах пока нет, потому что учет концессий до 2020 г. вели без единых правил, признает он.

Гораздо больше риски для инвесторов, которые ждут от государства компенсации затрат на стадии эксплуатации, считает Четвериков.

Сейчас, когда обсуждаются серьезные регуляторные решения – готовится закон о соглашении о защите и поощрении капитальных вложений, предлагаются существенные изменения в действующий уже 15 лет закон о концессионных соглашениях, – нужно трезво посмотреть на результат работы рынка, говорит Бик.

За 15 лет – 277 концессий, в год подписываются соглашения на 300–500 млрд руб. – это меньше, чем за месяц привлекают эмитенты корпоративных облигаций при первичных размещениях на Московской бирже, отмечает Бик.

С учетом этих результатов речь должна идти не о том, как защитить бюджет, а о том, как привлечь и защитить частные деньги и почему в последние годы рынок концессий совсем не растет (уберите 2–3 мегапроекта каждый год и увидите провал, объясняет она) – при наличии в России избытка ликвидности в финансовом секторе, а также огромного спроса на создание и обновление публичной инфраструктуры, резюмирует Бик.

Источник: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2020/02/16/823153-riski-byudzheta

Письмо Минфина России от 13 июля 2020 г. N 09-05-05/61194 Об особенностях реализации муниципальными образованиями концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Инвестиции в концессии

Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело обращение по вопросу соотнесения норм бюджетного законодательства Российской Федерации и Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ “О концессионных соглашениях” (далее – Закон N 115-ФЗ) при реализации муниципальными образованиями концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г.

N 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, однако Минфину России не предоставлено право официального толкования законодательных или иных нормативных правовых актов.

Вместе с тем полагаем возможным высказать мнение Минфина России по поставленному в обращении вопросу.

1. Исходя из определения концессионного соглашения в части 1 статьи 3 Закона N 115-ФЗ полномочия концедента в таком соглашении связаны с осуществлением публичной стороной прав собственности на имущество, являющееся объектом концессионного соглашения*.

Указанные положения определили право принятия концедентом на себя части расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (часть 13 статьи 3 Закона N 115-ФЗ).

Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – Кодекс) установлены следующие формы осуществления расходов бюджета публично-правового образования – концедента в рамках исполнения концессионного соглашения;

в форме бюджетных инвестиций в объект концессионного соглашения при софинансировании (финансовом обеспечении) публично-правовым образованием – концедентом расходов концессионера на создание (реконструкцию) недвижимого имущества, являющегося объектом концессионного соглашения (пункт 5 статьи 79 Кодекса);

– путем предоставления концессионеру субсидии из бюджета публично-правового образования – концедента в целях возмещения уже произведенных концессионером затрат, связанных с созданием и (или) реконструкцией объекта концессионного соглашения, его использованием (эксплуатацией) по завершении создания (реконструкции) (пункт 6 статьи 78 Кодекса).

2. Случаи обязательного участия субъекта Российской Федерации в качестве самостоятельной стороны заключаемого концедентом – муниципальным образованием концессионного соглашения, объектом которого являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства хозяйства (далее – трехсторонняя концессия), определены в статье 40 Закона N 115-ФЗ.

Согласно положениям части 2 статьи 40 Закона N 115-ФЗ, участие субъекта Российской Федерации в трехсторонней концессии обусловлено исключительно осуществляемыми им полномочиями по тарифному регулированию, утверждению инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, а также возмещению недополученных доходов, экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, осуществляемых уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

https://www.youtube.com/watch?v=7N_hEjg94vY\u0026list=PLkJ8x90cYxfoHk-GS2UfhqQyGd5vpfhWJ

Права и обязанности субъекта Российской Федерации, обусловленные вышеуказанными полномочиями, и не связанные ни с правом собственности на имущество, являющееся объектом концессионного соглашения, ни с созданием и (или) реконструкцией или осуществлением деятельности с использованием объекта концессионного соглашения, определены частью 4 статьи 40 Закона N 115-ФЗ и устанавливаются трехсторонней концессией на основании решения о заключении такой концессии и конкурсной документации (часть 3 статьи 40 Закона N 115-ФЗ).

С учетом изложенного, а также исходя из установленного статьей 31 Кодекса принципа самостоятельности бюджетов, в соответствии с которым не допускается установление расходных обязательств одного бюджета, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов, по мнению Минфина России, у субъекта Российской Федерации – участника трехсторонней концессии, не являющегося концедентом, отсутствуют основания для предоставления концессионеру средств из бюджета субъекта Российской Федерации в целях софинансирования мероприятий по созданию объекта концессионного соглашения, право собственности на который принадлежит муниципальному образованию.

Софинансирование из бюджета субъекта Российской Федерации капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, может осуществляться исключительно в рамках межбюджетных отношений путем предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации субсидий местному бюджету на указанные цели.

В дополнение отмечаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 78 Кодекса в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации из бюджета субъекта Российской Федерации могут быть предоставлены субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

______________________________

* “По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 (далее – объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.” (часть 1 статьи 3 Закона N 115-ФЗ).

У региона – участника трехсторонней концессии, не являющегося концедентом, отсутствуют основания для предоставления концессионеру средств из регионального бюджета в целях софинансирования мероприятий по созданию объекта концессионного соглашения, право собственности на который принадлежит муниципальному образованию.

Софинансирование из регионального бюджета капвложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, может осуществляться исключительно в рамках межбюджетных отношений путем предоставления из бюджета региона субсидий местному бюджету.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74508508/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.