Инвестиционный вычет по налогу на прибыль регионы

Инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль

Инвестиционный вычет по налогу на прибыль регионы

    Основные вопросы по инвестиционному налоговому вычету регулирует новая статья 286.1 НК РФ. Данный вычет представляет собой стоимость приобретения объектов основных средств и также затрат на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств.

Данным вычетом возможно уменьшить исчисленный налог по налогу на прибыль, который необходимо перечислить в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов РФ (не налоговую базу!).

    Для возможности применения инвестиционного вычета по налогу на прибыль, необходимо, чтобы были соблюдены следующие условия:- в регионе, где расположена организация или ее обособленное подразделение принят закон, устанавливающий инвестиционный налоговый вычет (п.6 ст.286.

1 НК РФ);- фирма ввела в эксплуатацию объекты основных средств с 1 января 2018 года;- для уже введенных в эксплуатацию объектов, с 1 января 2018 года была изменена их стоимость в результате достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения;- вышеперечисленные объекты должны относиться к III-VII амортизационным группам, т. е.

срок их полезного использования – от 3х до 20 лет включительно;- вышеперечисленные объекты учтены на балансе самой организации или ее обособленного подразделения, расположенных в субъекте РФ, где принят закон об инвестиционном вычете (п.п.4,5 ст.286.1 НК РФ);

– решение об использовании права на инвестиционный налоговый вычет закреплено в налоговой учетной политике организации (п.8 ст.286.1 НК РФ).

    Если фирма будет использовать инвестиционный вычет по объектам ОС, то списывать по ним амортизацию на расходы уже нельзя.  Так же нельзя будет учесть через амортизацию и затраты по реконструкции, модернизации и иным улучшениям объектов ОС.

   В случае выбытия объекта ОС с не истекшим сроком полезного использования, по которому организация применяла инвестиционный налоговый вычет (к примеру, продажа), организации придется рассчитать сэкономленный из-за использования вычета налог, а также уплатить пени (п.12 ст.286.1 НК РФ).

Доходы от его реализации можно будет уменьшить на первоначальную стоимость проданного объекта ОС (подп.4 п.1 ст.268 НК РФ).    Если фирма принимает решение использовать вычет либо отказаться от него, изменить свое решение будет возможно только по прошествии 3х лет.

     Перечень лиц, которые не могут воспользоваться инвестиционным налоговым вычетом перечислен в п.11 ст.286.1 НК РФ.

Расчет инвестиционного вычета

    Статьей 286.1 НК РФ установлены общие правила применения инвестиционного налогового вычета. Рассчитанный налог на прибыль, зачисляемый в бюджет субъекта РФ и федеральный бюджет, уменьшается на инвестиционный налоговый вычет.    Применять вычет необходимо только к обеим частям налога на прибыль.

   Максимальная сумма, на которую можно уменьшить региональный налог, составляет 90% от расходов на приобретение объектов ОС или расходов на модернизацию, реконструкцию и иные улучшения ОС. Оставшиеся 10% уменьшают федеральный налог.

   При уменьшении на инвестиционный вычет регионального налога, минимальный налог, который необходимо уплатить в бюджет, составляет 5% от налоговой базы по налогу на прибыль. Минимальный налог, который необходимо уплатить в федеральный бюджет, не установлен.

То есть организация, применения инвестиционный налоговый вычет может уменьшить федеральный налог до нуля.     Субъекты РФ, вводящие на своей территории инвестиционный налоговый вычет, могут предусматривать (п. 6 ст. 286.

1 НК РФ):- другой размер налогового вычета, но не более 90%;- конкретные категории налогоплательщиков, которым вычет положен или не полагается;- определенные категории объектов ОС, по которым вычет предоставляется или нет;

– запрет на перенос не использованного в отчетном (налоговом) периоде инвестиционного вычета на следующие периоды (п. 9 ст. 286.1 НК РФ).

    Пример.  В Учетной политике на 2018 год организация закрепила право на применение инвестиционного налогового вычета. В законе субъекта РФ установлены общие правила применения инвестиционного налогового вычета в соответствии со статьей 286.1 НК РФ.      Региональная ставка налога на прибыль – 17%.    17 февраля 2018 г.

компания ввела в эксплуатацию основное средство первоначальной стоимостью 1 400 000 рублей и включила его в IV амортизационную группу. За 1-ый квартал 2018 года налоговая база без учета стоимости основного средства составила 6 200 000 рублей.

    Определим сумму инвестиционного налогового вычета, который компания может применить в I квартале 2018 года. 90% от расходов на приобретение объекта составляют 1 260 000 руб. (1 400 000 руб. х 90%)Условный минимальный налог, который должен быть уплачен в региональный бюджет, исходя из ставки 5%, оставляет 310 000руб. (6 200 000 руб. х 5%).

    Расчетная сумма налога, которая была бы уплачена в бюджет, если бы вычет не применялся, составляет 1 054 000 руб. (6 200 000 руб. х 17%).    Разница между минимальным и расчетным налогами составляет 744 000 руб. (1 054 000 – 310 000 руб.).    На 744 000 руб. может быть уменьшен налог в бюджет субъекта РФ за I квартал 2018 года.

    В результате применения инвестиционного налогового вычета в региональный бюджет компания заплатит 310 000 руб. (6 200 000 руб. х 17% – 744 000 руб.).    На следующие отчетные (налоговые) периоды переносим налоговый вычет в размере 516 000 руб. (1 260 000 – 744 000).    Рассчитаем величину платежа в федеральный бюджет.

    Максимальная сумма налога, на которую можно уменьшить федеральную часть налога, составляет 140 000 руб. (1 400 000 руб. х 10%).    Сумма налога, который пришлось бы уплатить в федеральный бюджет без учета инвестиционного вычета, равна 186 000 руб. (6 200 000 руб. х 3%).

    Для уменьшения федеральной части налога при применении инвестиционного налогового вычета ограничений нет. Поэтому в федеральный бюджет по итогам квартала нужно будет заплатить 46 000 руб. (186 000 – 140 000).

    При использовании инвестиционного налогового вычета, нужно быть готовым к тому, что на камеральных проверках будут запрашивать пояснения и документы по активам, к которым применялся вычет.

    В случае продажи основного средства, по которому применялся инвестиционный налоговый вычет, до истечения срока его полезного использования, необходимо будет восстановить налог на прибыль, перечислить его в бюджет и заплатить пени за весь период с момента применения вычета (п. 12 ст. 286.1 НК РФ).

Однако при этом будет возможность уменьшить доходы от реализации на сумму первоначальной стоимости этого объекта (новый подп. 4 п. 1 ст. 268 НК РФ).

  На основании изложенного можно сделать вывод, что применение инвестиционного налогового вычета выгодно налогоплательщикам, которые в ближайшем будущем планируют инвестировать денежные средства в капитальные вложения, если показатель регионального налога на прибыль организации существенен.

Прежде чем принимать решение о переходе на инвестиционные вычеты, нужно внимательно изучить региональный документ о его применении в конкретном субъекте РФ.        Налогоплательщик может просто не войти в число тех, кому он доступен, объекты, которые он планирует приобрести, не обязательно включены в перечень имущества, в отношении которого в регионе применяется указанный вычет. Более того, регион вообще может отказаться от использования такого налогового инструмента.

Налоговый аналитик
© Е.Ю. Медведева

Налоговый аналитик
© Е.Ю. Медведева

Если вам требуется помощь юриста, бухгалтера или консультанта по налогам, мы будем рады помочь – звоните (495) или обращайтесь любым доступным способом.

Источник: https://www.avisto.ru/read_430.html

Правительство модернизирует налоговый вычет для компаний

Инвестиционный вычет по налогу на прибыль регионы

Несмотря на очевидную выгодность, ИНВ так и не получил широкого распространения /Максим Стулов / Ведомости

Правительство хочет обновить формат предоставления инвестиционного налогового вычета (ИНВ) по налогу на прибыль, чтобы эту льготу начали активнее использовать в регионах.

«Предлагается привязать предоставление этого вычета к реализации конкретного проекта, а не к статьям затрат, как это сейчас сделано, и дать возможность предъявлять к зачету не только затраты, связанные с машинами, оборудованием, транспортом, но и затраты на производственные здания – об этом просили инвесторы и губернаторы», – заявил глава Минэкономразвития Максим Решетников на совещании президента с членами правительства.

Само понятие ИНВ по налогу на прибыль появилось в Налоговом кодексе в конце 2017 г. По задумке правительства этот инструмент должен был стать дополнительной льготой, которую регионы вправе предоставить бизнесу.

«Особая привлекательность этой преференции в том, что у бизнеса возникает право уменьшить не налоговую базу на те или иные расходы, а непосредственно саму сумму налога, исчисленную за период», – поясняет декан факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финуниверситета при правительстве РФ Вадим Засько.

На практике это выглядит так, поясняет эксперт: компания профинансировала создание в регионе инфраструктуры на 10 млн руб. Регионы вправе предоставлять инвестору льготу в размере доли налога на прибыль, подлежащей зачислению в их бюджет (17%).

Таким образом, без использования ИНВ инвестор может уменьшить налоговый платеж на 1,7 млн руб. Используя же ИНВ, компания имеет право снизить сумму налога на прибыль именно на размер понесенных расходов, т. е. на все 10 млн руб.

(впрочем, на практике с учетом предусмотренных ограничений по данному виду расходов эта цифра оказывается меньше – 8,5 млн руб.).

Несмотря на очевидную выгодность, ИНВ так и не получил широкого распространения: по экспертной оценке (Минфин пока не располагает данными о результатах применения ИНВ в 2019-2020 гг.), за все три года общий объем таких вычетов не превысил 100 млрд руб. Причин несколько. Во-первых, не все регионы приняли соответствующие законы.

«Например, в Москве соответствующий закон был принят только в ноябре прошлого года (закон г. Москвы № 28 от 20.11.2019), – приводит пример доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения РЭУ им. Г. В. Плеханова Равиль Ахмадеев.

– По большому счету медлительность региональных законодательных органов объяснима: инвестиционный вычет способен резко уменьшить поступления налога на прибыль в региональные бюджеты».

Вторая причина – бизнес проявляет осторожность в использовании налоговых льгот.

«Любые новеллы в части налоговых преференций для юридических лиц всегда сопровождаются повышенным вниманием со стороны налоговых органов наряду с недостаточной методологической проработкой на первоначальном этапе, – считает Засько.

– Вследствие чего бизнес не спешит использовать новые преференции, чтобы избежать налоговых рисков». Третье ограничение – необходимость наличия самой прибыли, которую уменьшает вычет.

«Для получения вычета необходима положительная налоговая база и, следовательно, исчисленный с нее налог на прибыль», – подчеркивает Ахмадеев. По данным Росстата, по итогам июля в России 34,3% предприятий были убыточными. Соответственно, треть отечественных компаний не могут использовать ИНВ просто потому, что не имеют прибыли.

«Кроме того, в Налоговом кодексе предусмотрены ограничения на применение ИНВ, – указывает директор практики по оказанию услуг государственным органам и общественному сектору PwC в России Дмитрий Дегтярев. – Так, он в первую очередь направлен на стимулирование приобретения, создания и модернизации основных средств (за исключением зданий, сооружений и передаточных устройств).

Таким образом, нет возможности стимулировать инвествычетом приоритетные проекты в сфере услуг, реализация которых не предполагает существенной доли инвестиций в оборудование, например проекты по строительству туристической инфраструктуры».

Таким образом, на практике данный инструмент далеко не во всех случаях применим в качестве стимула для бизнеса в осуществлении инвестиций, констатирует он.

«Предложения по доработке данного инструмента, озвученные министром экономразвития, достаточно интересны для бизнеса, – отмечает Дегтярев. – Если будут выработаны решения, которые позволят нивелировать бюджетные потери регионов и они будут активно применять ИНВ, этот инструмент может стать очень хорошим стимулом для новых инвестиций».

Над законопроектом сейчас работают в обоих экономических ведомствах. В Минэкономразвития рассчитывают, что итогом модернизации ИНВ станет «масштабирование практики предоставления регионами инвестиционного вычета и интенсификация инвестиционной активности».

Тогда как Минфин еще работает над документом: «Вопрос о расширении возможностей получения инвестиционного налогового вычета, озвученный на совещании Президента с представителями правительства 14 октября, требует проработки и будет рассмотрен в установленном порядке», — сказали «Ведомостям» в пресс-службе министерства. 

Источник: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2020/10/15/843480-pravitelstvo-moderniziruet

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.