Излишняя уплата налога это

Содержание

Как вернуть излишне уплаченный налог

Излишняя уплата налога это

Считаем три года
Подаём «уточнёнку»
Уведомления ИФНС не учитываем
Помним об особенностях НДФЛ и НДС
НДФЛ: 3 года с даты перечисления в бюджет
НДС: 3 года с даты решения о возмещении
Возвращаем «старый» налог
Если пришлось доказывать переплату в суде
Если изменились обстоятельства исчисления налога
Возвращаем переплату по штрафам

Считаем три года

Заявление на возврат или зачет переплаты можно подать не позднее трёх лет со дня уплаты налога (п. 7 ст. 78 НК РФ). Сложность в том, что организации большинство налогов уплачивают не единовременно по окончании налогового периода, а внося авансовые платежи. Что считать днём уплаты налога в таком случае?

Ответ находим в судебной практике: в подобных ситуациях налогоплательщик должен узнать о переплате в момент представления декларации по соответствующему налогу. По мнению судей, в этот момент организация сама определяет окончательную сумму налога, которую надо перечислить в бюджет по итогам года, а значит, может установить, есть ли переплата.

Таким образом, трёхлетний срок на подачу заявления о возврате или зачёте переплаты по налогу начинает течь со дня представления декларации по итогам года.

Если декларация подана с опозданием, то с крайнего срока представления декларации, установленного в НК (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 12882/08 по делу № А65-28187/2007-СА1-56, Определение Верховного Суда РФ от 11.08.

2016 № 305-КГ16-9543 по делу № А40-156602/2015, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.05.2018 № Ф05-3643/2018 по делу № А40-43599/2017).

Подаём «уточнёнку»

Готовя  заявление на возврат или зачёт налога, обратите внимание, отражена ли переплата на лицевом счёте (карточке расчётов с бюджетом). Для этого можно провести совместную с ИФНС сверку (пп. 5.1 п. 1 ст. 21, пп. 11 п. 1 ст. 32, п. 3 ст. 78 НК РФ).

Если сверка не покажет переплату, то одновременно с заявлением нужно подать  уточненную налоговую декларацию и отразить в ней излишнюю уплату налога. Такие разъяснения дал Конституционный Суд РФ.

Как указали судьи, вернуть из бюджета излишне уплаченный налог невозможно, пока не установлен сам факт переплаты.

А его можно установить, когда компания уточняет налоговые обязательства, заявленные в ранее поданных налоговых декларациях.

Так что без «уточнёнки» в большинстве случаев нет оснований даже говорить о переплате. А значит, нет и смысла подавать заявление на возврат.

Если же подать заявление на возврат без корректирующей декларации, то ИФНС вправе отказать в возврате. Более того, такое заявление не прерывает течение трехлетнего срока на возврат переплаты (Определение Конституционного Суда РФ от 26.03.2019 № 815-О).

Дополнительно нужно учитывать, что сам по себе факт приема инспекцией «уточнёнки» и даже отражения сведений из неё на лицевом счёте, ещё не означает, что у налогоплательщика появилось право на возврат переплаты. Вот какие нюансы здесь есть:

  • Налоговики не могут отказать в приёме уточнённой декларации, даже если она подаётся уже по истечении срока, отведённого на возврат или зачёт переплаты (п. 42 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2018), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018). 
  • Если «уточнёнка» принята, по ней полагается провести камеральную проверку (ст. 88 НК РФ). Если данные декларации верны, новые обязательства отразятся в Карточке расчётов с бюджетом. 
  • Но все эти действия не означают, что инспекция признаёт переплату и вернёт её без учёта трёхлетнего срока (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 01.04.2019 № Ф01-388/2019 по делу № А43-26253/2017).

Поэтому если сроки уже «поджимают», подавать заявление на возврат надо одновременно с «уточненкой», чтобы у налоговых органов не было формального основания отказать в возврате. 

Если же срок уже пропущен, то подавать корректирующую декларацию имеет смысл, только если вы планируете возвращать налог через суд.

Уведомления ИФНС не учитываем

Инспекция обязана извещать налогоплательщика о каждом факте переплаты налога (п. 3 ст. 78 НК РФ). Но судебная практика последних лет показывает, что ни выполнение данной обязанности, ни уклонение от неё на течение трехлетнего «возвратного» срока не влияют.

Арбитражный суд Северо-Западного округа отказался вернуть организации переплату за 2011 год, которая была указана в официальном извещении от ИФНС, поступившем в 2014 году.

Судьи указали, что извещение носит информационный характер, тогда как о факте переплаты компания должна была узнать в день подачи декларации по итогам 2011 года. Следовательно, к моменту получения уведомления от ИФНС срок на возврат налога уже был пропущен.

А само уведомление не повод восстанавливать или продлевать этот срок (Постановление от 13.11.2018 № Ф07-13222/2018 по делу № А21-8950/2017).

Схожей логики суды придерживаются и в ситуации, когда ИФНС вообще не уведомляет компанию о переплате. Организации и ИП должны сами выявлять переплаты, и отсутствие уведомления от ИФНС не влияет на срок возврата налога (постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.06.2018 № Ф04-2152/2017 по делу № А27-18872/2016 и от 11.07.2019 № Ф04-2327/2019 по делу № А81-8093/2018).

НДФЛ: 3 года с даты перечисления в бюджет

НДФЛ удерживается непосредственно из доходов физлиц при выплате, поэтому переплату налоговый  агент  должен обнаружить никак не позднее даты перечисления в бюджет. Именно в этот момент можно сравнить перечисленную сумму с удержанной, определив превышение. 

А, значит, даты представления расчёта 6-НДФЛ или справок 2-НДФЛ никакой роли для определения трехлетнего «возвратного» срока не играют.

По мнению судов, в этих документах лишь констатируется факт переплаты (определение Верховного Суда РФ от 24.05.

2019 № 310-ЭС19-7555 по делу № А08-16007/2017, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.02.2019 № Ф04-6772/2018 по делу № А75-7625/2018).

НДС: 3 года с даты решения о возмещении

Нюанс связан с возмещением НДС по ст. 176 НК РФ. Проблема в том, что налогоплательщик не уплачивал в бюджет возмещаемый налог: сумма к возмещению образовалась из-за того, что величина вычетов превысила исчисленный к уплате налог.  

Поэтому трёхлетний срок давности по возмещаемому НДС нужно отсчитывать не с даты представления декларации, где заявлено возмещение, а с даты, когда налоговый орган вынесет решение о возмещении по результатам камеральной проверки этой декларации. До того как ИФНС подтвердит сумму к возмещению, компания не может  подать заявление на возврат (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20.05.2019 № Ф09-1806/19 по делу № А76-28069/2018).

Возвращаем «старый» налог

В некоторых случаях можно вернуть деньги из бюджета, даже если с момента переплаты прошло больше трёх лет, — правда, только в судебном порядке.

Возвращаем «старый» налог В некоторых случаях можно вернуть деньги из бюджета, даже если с момента переплаты прошло больше трёх лет, — правда, только в судебном порядке.

Давайте посмотрим, как это правило применяется на практике.

Если пришлось доказывать переплату в суде

Допустим, ИФНС проверила уточнённую декларацию и отказывается вносить изменения в карточку расчётов с бюджетом — например, не признаёт заявленные расходы, вычеты или право на пониженную ставку.

В подобной ситуации трёхлетний срок на возврат переплаты начинает течь с даты вступления в силу решения суда, которым подтверждён факт переплаты (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.06.

2018 № Ф04-1024/2018 по делу № А03-11135/2017).

Если изменились обстоятельства исчисления налога

Могут измениться фактические обстоятельства, связанные с исчислением налога: цена, объёма отгрузки и т.п. Часто такое происходит в строительстве: объёмы и цены работ, указанные в актах, могут меняться даже по прошествии нескольких лет. Причиной тому могут быть как урегулирование споров между заказчиком и подрядчиком, так и завершение строительства, если оно затянулось.

В подобных случаях суды допускают перерасчёт налоговых обязательств даже по прошествии трёх лет с момента представления деклараций (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.12.2018 № Ф08-10266/2018 по делу № А32-12288/2018).

Если перед этим организация обратилась с заявлением на возврат в ИФНС и получила отказ, так как истёк срок давности, то при возврате переплаты через суд проценты за задержку (п. 10 ст. 78 НК РФ) начисляться не будут.

Дело в том, что проценты — мера ответственности ИФНС за незаконное удержание денег, которые следует вернуть по заявлению налогоплательщика.

А такое заявление может быть подано в течение трёх лет со дня уплаты налога (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22.03.2019 № Ф01-915/2019 по делу № А28-4206/2018).

Возвращаем переплату по штрафам

Правила статьи 78 НК РФ распространяются только на налоги, пени и штрафы, предусмотренные НК РФ. Но налоговые органы могут штрафовать организации и ИП и по Кодексу об административных правонарушениях. К примеру, за нарушения в сфере ККТ, нарушения кассовой дисциплины, воспрепятствование проведению осмотра территорий и помещений при налоговой проверке и пр. 

К ошибочно уплаченным административным штрафам положения ст. 78 НК РФ не применяются, но это не значит, что эти деньги не вернуть. Правила прописаны в Бюджетном кодексе (п. 2 ст. 160.1 БК РФ). 

Обратите внимание: в Бюджетном кодексе нет срока давности по возврату штрафов, поэтому применяются общие правила о сроках исковой давности.

Потребовать возврата штрафа можно в течение трёх лет с момента, когда плательщик узнал или должен был узнать о допущенной ошибке при его уплате (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.10.2018 № Ф04-4741/2018 по делу № А46-1828/2018).

Алексей Крайнев, налоговый юрист

Источник: https://kontur.ru/articles/5741

Как распорядиться переплатой по налогу НДФЛ в личном кабинете налогоплательщика ФНС

Излишняя уплата налога это

При оплате налогов у гражданина может возникнуть переплата. Лишняя сумма отражается в личном аккаунте плательщика сборов на сайте ФНС. В статье рассказано о том, что такое переплата в личном кабинете налогоплательщика и как с ней поступить.

Личный кабинет плательщика сборов — это интерактивный офис российского гражданина. Здесь физлицо вправе контролировать налоговые доходы и расходы, найти ответы на юридические и вопросы, касающиеся налогов. Сервис предоставляет услугу отправки деклараций и оплаты сборов прямо на портале. Оплатить начисленную сумму онлайн возможно только при наличии у резидента электронной подписи.

Как узнать о переплате

Лишняя сумма по налогу означает, что гражданин или налоговый агент внес в налоговый бюджет деньги сверх начисленной суммы сбора. Узнать о переплате резидент может:

  • от сотрудников налоговой инспекции при личном посещении службы;
  • через налогового агента: если налоговики при расчете обнаружат лишнюю сумму, то в течение 10 суток после перечисления денег в бюджет ФНС плательщику придет письмо с уведомлением о переплате;
  • в личном аккаунте на портале nalog.ru.

Посмотреть сумму переплаченных средств удобнее в ЛК плательщика. На главной странице сайта физическое лицо сначала увидит неуплаченные налоги и задолженности.

Чтобы уточнить, нет ли излишне уплаченной суммы по сбору, гражданину необходимо посмотреть информацию в личном кабинете налогоплательщика. Переплата отражается во вкладке Мои налоги над строкой Сведения о доходах.

Вернуть лишние деньги сразу невозможно, так как нужно дождаться утверждения от налоговой.

Рекомендуем к просмотру видеоинструкцию о том, как распорядиться переплатой в личном кабинете налогоплательщика.

Способы оплаты налога в личном кабинете

При необходимости оплатить налог или задолженность гражданин вправе воспользоваться сервисом. Услуга по уплате средств и отправки отчета предоставляется службой бесплатно. Сотрудники службы предлагают два метода оплаты сбора:

  1. Сервис «Заплати налоги». Здесь резидент вправе уплатить не только сборы, но страховые отчисления и госпошлины. Программа позволяет вносить средства за себя и третьих лиц. Алгоритм использования сервиса «Заплати налоги» по уплате средств:
  • Согласиться с обработкой личных данных, нажав галочку в соответствующей ячейке и нажать на кнопку «Далее».
  • Выбрать тип сбора: сбор на собственность физлиц, земельный, транспортный, НДФЛ, единый, страховые отчисления в ПФР, ОМС, по ВНиМ. В примере выберем НДФЛ.
  • Определить категорию НДФЛ: согласно бланку 3-НДФЛ либо работниками-иностранцами, которые трудятся в России. Выберем — 3-НДФЛ.
  • Выбор вида платежа: сбор, пени, штраф — непосредственно сбор (налог).
  • Ввести сумму и нажать «Далее».
  • Заполнить реквизиты ИФНС и плательщика. В сведениях о плательщике ИНН обязательно к заполнению при электронной оплате на сайте ФНС. Если поле не оформить, то можно будет только распечатать готовую платежку.
  • Нажать на красную кнопку с надписью «Оплатить».
  • Выбрать тип оплаты. При оплате через ЛК выбираем карточку или банковскую организацию.
  • Если выбран вариант «карта», то в появившемся окне согласиться на обработку сведений нажатием галочки и нажать «Оплатить». Затем ввести реквизиты карты и нажать на кнопку «Оплатить ХХХХ рублей», где вместо Х указана сумма. Если выбран банк, то сервис автоматически переводит на страницу банка, где необходимо ввести логин от ЛК и подтвердить операцию.
  1. На сайте Госуслуги. Инструкция по оплате через портал Госуслуг:
  • Войти в личный аккаунт на портале ФНС.
  • Заполнить платежку способом выше.
  • В последнем пункте при выборе типа уплаты нажать на кнопку с помощью сайта организации и выбрать Госуслуги. Затем программа автоматически переведет на сайт Госуслуг, где по реквизитам счёта или карты резидент вправе внести налоговую сумму.
  1. Через вкладку Мои налоги:
  • Открыть на главной странице вкладку Мои налоги.
  • Выбрать сбор, который нужно оплатить и нажать на эту строку.
  • Выбрать метод оплаты: банковской картой, через сайт кредитной компании или сформировать платежку. Выберем карточку банка.
  • Согласиться с обработкой сведений поставив галочку. Затем нужно нажать на кнопку «Оплатить».
  • Ввести реквизиты карточки, нажать оплатить.

Выбирая способ оплаты через сайт специализированной компании, программа переведет на страницу фирмы, где также нужно заполнить реквизиты и нажать кнопку с соответствующим текстом.

Причины появления переплаты по налогам

Когда возникает переплата, гражданин волнуется, откуда она взялась. Три главных причины появления лишних средств:

  1. Неверная сумма в декларации. Лишний ноль и при перерасчете налоговики обнаружат лишнюю сумму. Но деньги со счета спишутся и будут в виде переплаты.
  2. При внесении авансовых средств, когда резидент вносит предоплату по сбору. К концу года общая сумма может быть меньше.
  3. В случае опоздания уплаты НДФЛ, так как за этот налог сумма списывается автоматически при просрочке. Получается, что в срок сотрудники ФНС списали средства, а плательщик об этом не знал и уплатил деньги во второй раз. Получилась двойная оплата. Так в личном кабинете налогоплательщика появилась переплата по налогу НДФЛ.

Но лишняя сумма не останется в бюджете налоговиков, деньги по-прежнему принадлежат гражданину.

Что можно сделать с переплатой и оплатой

Согласно п.п. 1, 6 ст. 78 НК РФ, плательщик вправе вернуть лишние средства либо зачесть деньги в уплату другого сбора или перенести на будущий налоговый промежуток. Если переносить деньги на будущий год для уплаты следующей начисленной суммы, то не нужно заполнять 3-НДФЛ. Необходимо просто направить заявку об этом в налоговый орган по месту регистрации.

Также гражданин вправе оформить вычет за лечение, обучение, покупку либо продажу движимой и недвижимой собственности. В этом случае гражданину возвращается часть затраченных средств, в размере 13%. Но перед этим декларация будет на камеральной проверке.

Камеральная проверка

Камеральная проверка — это ревизия пакета документов и декларации 3-НДФЛ, которую плательщик отправил в инспекцию. Согласно п. 2 ст. 88 НК РФ, мониторинг длится до 90 суток сотрудниками ИФНС. На практике проверка заканчивается раньше. Но если в течение этого времени налоговики обнаружат ошибку, то уведомят об этом раньше и пришлют бланк на исправление.

Физлицо вправе проверять ход проверки в личном аккаунте на сайте ФНС. Пошаговая инструкция отслеживания камерального мониторинга:

  1. После направления бумаг на ревизию, на главной странице во вкладке Сообщения из налогового органа отобразятся отправленные декларации. Здесь же будет видна и та, согласно которой резидент ожидает возврата.
  2. В строке «Статус камеральной проверки» можно увидеть следующие: «Зарегистрирована», «Начата», «В процессе». А при статусе «Завершена» камеральная проверка окончена. Если нет других уведомлений от службы, то значит, процедура прошла успешно и ошибок не выявлено.

Когда мониторинг окончен, можно приступать к оформлению возврата излишне уплаченных денег.

Когда вернуть излишне уплаченный налог

Если плательщик решил вернуть средства на личный счет либо карту, нужно заполнить соответствующую заявку. Заявление оформляется на портале в личном аккаунте двумя способами:

  • Через услугу заполнить 3-НДФЛ. После отправки декларации сразу предлагается написать заявление.
  • Воспользоваться сервисом «Распорядиться переплатой». Услуга предоставляется во вкладке Жизненные ситуации, где переплата оформляется в пару шагов.

Стоит ли писать заявление?

После того как гражданин направил бланк 3-НДФЛ в ФНС, откроется окно с предложением заполнения заявки. Но в этот момент оформлять бланк нежелательно, так как сумма еще не утверждена налоговой.

Дело в том, что при перерасчете или в процессе камеральной проверки может обнаружиться ошибка и в возмещении средств придет отказ. А вот когда камеральная проверка окончена, можно заполнить заявление и направить в налоговый орган.

Также стоит помнить, что после направления заявки средства поступят не сразу. Для рассмотрения налоговиками установлены сроки.

Способ возврата переплаты

Для обнаружения денег, которые уплачены сверх суммы, нужно войти во вкладку Мои налоги. Здесь плательщик увидит, что в личном кабинете налоговой появилась сумма во вкладке переплата.

Вкладка находится над информацией о прибыли владельца интерактивного кабинета. Чтобы уточнить, готова ли сумма к компенсации, нужно нажать непосредственно на эту переплату.

Если открылось окно, где внизу строки активна кнопка «Распорядиться», то можно оформлять возврат средств.

Вкладка «Распорядиться переплатой» позволяет быстро оформить средства к возврату. Для возмещения лишних средств нужно:
  1. Нажать на кнопку Жизненные ситуации и выбрать в левом углу кнопку с надписью «Распорядиться переплатой».
  2. В появившемся окошке появится сумма, которую гражданин вправе вернуть, а внизу кнопка «Подтвердить», на которую нужно нажать.
  3. В открывшейся вкладке заполняем реквизиты: БИК банка, в котором открыт счёт и которому принадлежит карточка, полное название банка, номер счета. Если введен БИК, то программа автоматически укажет полное наименование банка. Затем нажать на кнопку «Подтвердить».
  4. В новом окне проверить правильность сведений: наименование ИФНС, код, ОКТМО, сумму, БИК банка, номер счёта. Затем сохранить заявку в формате .pdf нажатием на одноименную кнопку справа от этого блока.
  5. Ввести пароль электронной подписи в нижней строке и нажать Отправить заявление.

Теперь на экране появится уведомление о том, что заявка отправлена.

Сроки возврата

После того как из личного кабинета в налоговую инспекцию подана заявка на возмещение средств, уплаченных сверх начисленного сбора, нужно дождаться регистрации документа. Затем начнется рассмотрение документации.

Несмотря на то, что сумма к возврату одобрена после камерального мониторинга, ФНС установила срок рассмотрения заявления — 30 суток со дня регистрации заявки.

Также гражданину придется подождать еще около 10 суток пока средства перечислит банк.

Что делать, если налоговая не возвращает средства

Согласно ст. 78 НК РФ, ИФНС обязана вернуть средства, которые одобрены после завершения камеральной ревизии. Но если налоговики не возвращают суммы, то на это есть причины. Например:

  • Не окончена камеральная проверка и средства еще не одобрены к возврату.
  • Наличие задолженности по другим сборам. В этом случае лишние деньги направятся на погашение долга.

Но если ошибок нет, сроки мониторинга прошли, а уведомлений об ошибках нет, то гражданин вправе пойти в судебную инстанцию с жалобой на ИФНС.

Источник: http://NalogObzor.info/publ/kak-rasporaditsa-pereplatoi-v-licnom-kabinete-fns

Возврат излишне уплаченного налога

Излишняя уплата налога это

С 1 октября 2020 года вступят в силу положения ФЗ № 325 от 29.09.2019 года, которые упрощают порядок зачёта или возврата переплаты по налогам.

До 1 октября налоговики могут перераспределить излишне уплаченные налоги только внутри бюджета одного вида. Федеральный налог — в федеральный бюджет, региональный — в региональный, местный — в местный.

Например, переплатой по НДС — федеральному налогу, нельзя закрыть долг по налогу на имущество — местному налогу.

При наличии задолженности по налогам в любой бюджет — федеральный, региональный или местный вернуть деньгами переплату по налогу нельзя. Должник за счёт переплаты обязан сначала погасить свои обязательства по налогам, штрафам и пеням (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Переплата возникает из-за ошибок либо самой организации, либо налогового органа.

Сами налогоплательщики ошибаются:

  • при расчёте налога. Бухгалтерия может допустить ошибку, когда считает налоговую базу, применяет неправильную ставку налога или не применяет налоговые льготы и вычеты;
  • при заполнении платёжных поручений на уплату налога, пеней, штрафов. Любая ошибка в КБК или сумме налога приводит к переплате по одному налогу и недоимке по другому.

Переплата может возникнуть из-за авансовых платежей. Например, компания в течение года перечисляла авансы по налогу на прибыль, но по итогам года налог оказался меньше суммы перечисленных авансов. Так у компании появилась переплата по налогу на прибыль.

Налоговые инспекторы могут по ошибке дважды взыскать налог. Это происходит при одностороннем списании налога, штрафа или пеней с расчётного счёта. Например, налогоплательщик уже перечислил налоги, но деньги до налоговой инспекции ещё не дошли. И ФНС списывает суммы в безакцептном порядке. Тогда может возникнуть переплата.

Суды считают, что признание обязанности уплатить налог исполненной не порождает автоматического права налогоплательщика вернуть или зачесть сумму такого налога.

Они подтвердили, что налогоплательщик не вправе компенсировать свои потери за счёт бюджета (Определение Верховного суда РФ № 307-КГ18-10845 от 8 августа 2018 г.)

Найти переплату по налогам может как сам налогоплательщик, так и налоговые инспекторы. Вы можете заказать акт сверки в налоговой инспекции или проверить свои перечисления в личном кабинете на сайте ФНС. В течение пяти рабочих дней после подачи документов налоговики должны оформить акт сверки и направить налогоплательщику.

Если переплату первыми обнаружили налоговики, они обязаны известить организацию — в течение 10 рабочих дней они должны выслать письменное сообщение и указать дату выявления переплаты (п. 3 ст. 78 НК РФ).

Датой обнаружения переплаты считается день, когда инспектор обнаружил излишки по конкретному налогу.

Независимо от того, сообщила налоговая инспекция о факте излишней уплаты налогоплательщику или нет, переплатой можно распорядиться в течение трёх лет с момента возникновения.

Проведите бесплатную сверку с налоговой при помощи сервиса «Моё дело» с консультацией от нашего эксперта Провести сверку

Если организация или ИП выявили переплату по налогам, то излишки можно зачесть в счёт задолженности, оставить на лицевом счёте в ФНС для будущих платежей или вернуть деньги на расчётный счёт. Рассмотрим каждый пункт отдельно.

При наличии задолженности по другим налогам, сборам, штрафам, пеням, инспекторы в первую очередь погасят за счет переплаты недоимку перед бюджетом. Инспекция самостоятельно решает, долг по какому налогу можно закрыть и сообщает организации. Но они могут распорядиться только переплатой, которой не больше трёх лет.

Организация может самостоятельно подать заявление о зачёте с указанием конкретного налога. Желательно перед этим провести сверку расчетов с бюджетом. Если сумма, указанная в заявлении не будет совпадать с данными налоговой инспекции, налоговики вернут заявление.

Налоговая инспекция принимает решение о зачёте или отказе от зачёта излишне уплаченных сумм в счет недоимки в течение 10 рабочих дней:

  • с момента обнаружения переплаты, если организация не обращалась в инспекцию с заявлением о зачёте в счёт конкретного налога;
  • со дня получения заявления организации о зачёте в счёт конкретного налога, если организация подала такое заявление;
  • со дня подписания акта о сверке расчетов с бюджетом, если инспекция и организация провели сверку;
  • с момента вступления в силу решения суда, если организация добилась зачёта через суд;
  • со дня, следующего за днём завершения камеральной налоговой проверки, которая прошла без доначислений;
  • если камеральная проверка выявила нарушения — со дня, следующего за днём вступления в силу решения.

Если недоимки нет, нужно направить в инспекцию заявление на зачёт денег по утвержденной форме КНД 1150057. Заявления о зачёте налогов, излишне уплаченных в региональные бюджеты по местонахождению обособленных подразделений организации, можно подавать как в налоговую инспекцию по местонахождению организации, так и в налоговые инспекции по местонахождению обособленных подразделений.

Срок подачи заявления — в течение трёх лет с момента уплаты излишней суммы налога или взноса. К заявлению нужно приложить документы, подтверждающие переплату — платёжное поручение или уточнённую декларацию. Налоговая инспекция должна принять решение о зачёте в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления от организации.

Не тратьте время на задачи, которые не приносят прибыль!

Воспользуйтесь аутсорсингом бухгалтерии — мы возьмём на себя ответственность за ваш бухгалтерский и налоговый учёт.

Узнать подробнее

Для возврата денег на расчётный счёт, организация подаёт заявление по форме КНД 1150058 в течение трёх лет с момента переплаты. Чтобы принять решение, у инспекторов есть 10 рабочих дней с момента, как получат заявление или подпишут акт сверки.

Через 5 рабочих дней налоговики обязаны сообщить организации или ИП о принятом решении (п. 9 ст. 78 НК). Через месяц — вернуть переплату на банковский счет. Если налогоплательщик ошибся и указал неверные реквизиты, возврат проведут после уточнения.

Зачесть или вернуть переплату организация может в течение трёх лет с даты уплаты излишней суммы налога. Дата уплаты считается по-разному. Например, у НДС, который уплачивается без авансовых платежей, трёхлетний срок будет отсчитываться с даты перечисления налога. А для налога на прибыль, в котором предусмотрены авансовые платежи, срок будет исчисляться с момента подачи декларации.

Если организация пропустила срок подачи заявления, можно обратиться в суд. При рассмотрении дела в суде срок исковой давности — 3 года будет рассчитываться по нормам гражданского, а не налогового законодательства.

И отсчёт срока идёт не с момента уплаты излишней суммы, а с момента, когда организация узнала или должна была узнать об этом (п. 1 ст. 200 ГК). Но вам придется доказать, что вы узнали о переплате позже, чем она возникла.

А это не так-то просто.

ИФНС не проведет зачёт или возврат сумм автоматически. Для этого нужно пройти определенную процедуру.

Свериться с налоговой инспекцией. Подайте заявление по месту учёта организации или ИП. Заявление можно подать на бумажном носителе или послать электронно через ТКС. Заявление составляется в свободной форме, но в нём обязательно укажите:

  1. Наименование и адрес ФНС.
  2. Данные налогоплательщика: наименование, ИНН, юридический адрес.
  3. Данные о сверке: за какой период и по каким налогам.
  4. Дата составления заявления.
  5. Как вам удобнее получить готовый акт — в налоговой инспекции или электронно.

Через 5 рабочих дней налоговая инспекция пришлёт вам акт сверки. Если вы согласны с данными в акте, подпишите его и направьте обратно в ФНС. Если найдёте расхождения — при подписании укажите, что акт подписан с разногласиями.

Закажите акт сверки с налоговой в Личном кабинете интернет-бухгалтерии «Моё дело»

Результат придёт туда же. Электронную подпись всем пользователям мы помогаем оформлять бесплатно.

Провести сверку

Заполнить заявление и подать в налоговую инспекцию вместе с результатами сверки.

Если переплатили налог в региональные бюджеты, по местонахождению обособленных подразделений заявление подайте по выбору: по местонахождению обособленных подразделений или по местонахождению организации.

Если переплатили из-за ошибки в декларации, придётся составить уточнённую декларацию и подать её вместе с заявлением.

Получить решение налоговой инспекции через 10 рабочих дней. При положительном исходе деньги в счёт будущих платежей зачислят в день вынесения решения о зачёте, а вернут — через месяц. Если месяц прошёл, а деньги не поступили, налоговики обязаны заплатить проценты за каждый день просрочки по ставке рефинансирования ЦБ РФ на день нарушения срока возврата.

Помните, что инспекция вправе самостоятельно зачесть переплату организации или ИП в счет недоимки по налогам и сообщить об этом. Но это применимо только в отношении переплаты, которой не больше трёх лет.

Если переплата «старше», зачесть её можно лишь после судебного разбирательства.

Собираем новости законодательства, и рассказываем, как именно они повлияют на ваш бизнес. Без сложных бухгалтерских терминов и воды. Подписывайтесь:

В избранное

  • ВКонтакте
  • WhatsApp

Источник: https://www.MoeDelo.org/club/article-knowledge/vozvrat-nalogov

Квалификация платежа как излишне взысканного налога

Излишняя уплата налога это
Д. В. Тютин,
заместитель председателя Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа, канд. юрид. наук
E-mail: nalogoved @ nalogoved .

 ru

Процедура возврата (зачета) излишне уплаченного (взысканного) налога регулируется положениями статей 78–79 Налогового кодекса РФ. К сожалению, Кодекс не дает нормативного определения соответствующих правовых категорий.

Автор статьи предлагает читателю анализ одной из проблем, порожденных этим правовым пробелом

Суть проблемы

Вопрос квалификации налога как излишне уплаченного (взысканного) в настоящее время разрешается в основном на уровне судебной практики.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 № 11074/05 дано общее определение: излишне уплаченной или взысканной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые перио­ды. Сходное определение используется в Таможенном кодексе РФ (см. текст на полях, с. 52).

Таким образом, изначально следует признать, что некоторая сумма, ошибочно перечисленная (взысканная) в бюджет под видом налога, может считаться излишне уплаченным (взысканным) налогом только тогда, когда денежные средства фактически поступили в бюджет. На необходимость разграничения налога, считающегося уплаченным в силу презумпций статьи 45 НК РФ, и налога уплаченного (в том числе излишне) указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.09.2008 № 6673/08.

Аналогичный подход применяется и при определении момента, когда государство будет считаться исполнившим свою обязанность по возврату налогоплательщику излишне уплаченных (взысканных) сумм, – момента фактического поступления соответствующей суммы в указанный получателем средств банк1.

Кроме того, пункт 14 статьи 78 и пункт 9 статьи 79 НК РФ устанавливают единые в рамках этих статей режимы для излишне уплаченных и взысканных налогов, авансовых платежей, сборов, пеней, штрафов.

Заметим, однако, что излишне уплаченные (взысканные) платежи не являются ни налогами, ни сборами, ни пенями, ни штрафами.

Излишне уплаченная (взысканная) сумма просто находится в бюджете без правовых оснований, поэтому неважно, каким именно образом (в виде налога, авансового платежа, сбора, пени, штрафа и др.) она поступила в бюджет.

Тем не менее, исходя из упомянутого Постановления Президиума ВАС РФ от 28.02.

2006 № 11074/05, факт излишней уплаты (взыскания) налога может быть выявлен путем сопоставления налоговых обязательств налого­плательщика за определенный налоговый период с платежными (инкассовыми) документами, относящимися к данному периоду. Очевидно также и то, что привязка к налоговому периоду может отсутствовать (например, при излишней уплате пеней, штрафов).

Подходы к квалификации некоторой суммы как излишне уплаченного (взысканного) налога в настоящее время более или менее единообразны. Однако однозначное разграничение излишне уплаченного и излишне взысканного налога пока представляет определенную проблему.

Необходимость данного разграничения продиктована по меньшей мере двумя обстоятельствами:

1) обращение налогоплательщика в суд с требованием о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок (п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5);

2) проценты, на которые может рассчитывать налого­плательщик, в случае излишне уплаченного налога начинают начисляться при нарушении налоговым органом месячного срока со дня получения заявления о возврате налога (п. 6 и 10 ст. 78 НК РФ), а в случае излишне взысканного налога – со дня, следующего за днем взыскания (п. 5 ст. 79 НК РФ), по день фактического возврата.

Правовая позиция высших судов

В 2009 г. Конституционный Суд РФ принял Определение от 23.06.2009 № 832‑О‑О (далее – Определение № 832-О-О), которое, на наш взгляд, в совокупности с ранее принятыми судебными актами КС РФ и ВАС РФ позволяет однозначно разграничить излишне уплаченный и излишне взысканный налоги.

В Определении № 832-О-О рассмотрена ситуация, в которой гражданин на основании налогового уведомления уплатил земельный налог. Впоследствии выяснилось, что он не является плательщиком земельного налога.

В этой ситуации гражданин счел, что поступившая в бюджет сумма является излишне взысканной, поэтому проценты должны начисляться по правилам пункта 5 статьи 79 НК РФ.

 Суды общей юрисдикции в удовлетворении требования налогоплательщику отказали.

Учитывая особенности ситуации и наличие вступивших в законную силу судебных актов, КС РФ в Определении от 23.06.

2009 № 832‑О‑О высказался достаточно осторожно: положения абзаца первого пункта 5 статьи 79 НК РФ, предусматривая начисление процентов на сумму излишне взысканного налога, представляют собой дополнительные гарантии защиты прав граждан и юридиче­ских лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти.

Что касается положений пункта 10 статьи 78 НК РФ, то они не препятствуют получению выплат компенсационно‑восстановительного характера в случаях, когда государственный орган не исполнил возложенные на него законом обязанности.

Ранее, в Определении от 21.06.

2001 № 173‑О, КС РФ придерживался следующей правовой позиции: норма статьи 78 НК РФ направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой‑либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовест­ного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов.

Кроме того, исходя из Определения КС РФ от 27.12.2005 № 503‑О, излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик по какой-либо причине исчисляет подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, без участия налогового органа2.

Если же зачисление налога в бюджет происходит на основании требования об уплате налога, в котором согласно пункту 4 статьи 69 НК РФ указывается подлежащая уплате в бюджет исчисленная налоговым органом сумма налога (такое требование, в частности, направляется налогоплательщику по результатам камеральной налоговой проверки или в ходе производства по делу о налоговом правонарушении), то в случае неверного расчета налоговых сумм нет оснований говорить о факте излишней уплаты налога и, соответственно, статья 78 НК РФ применена быть не может.

В свою очередь, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.03.

2005 № 13592/04 разъяснено, что выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов и сборов. Перечисление денежных средств в уплату доначисленных решением налогового органа налога и пеней носит характер взыскания налоговым органом недоимки.

Таким образом, можно однозначно утверждать: если излишнее поступление сумм в бюджет произошло без участия налогового органа, при самостоятельном расчете налога налогоплательщиком, то налог можно квалифицировать как излишне уплаченный.

Если же суммы поступили в бюджет в результате незаконного (ошибочного) расчета налога налоговым органом, то налог следует квалифицировать как излишне взысканный.

Соответ­ственно, излишне взысканным будет налог, уплаченный налогоплательщиком добровольно во исполнение незаконного налогового уведомления (решения по результатам налоговой проверки, требования об уплате налога, направленного во исполнение такого решения) (см. текст на полях, с. 54).

С точки зрения эксперта

По нашему мнению, вполне возможны и ситуации, когда налог, фактически взысканный принудительно, не может быть квалифицирован как подлежащий возврату (зачету) по правилам статьи 79 НК РФ.

Например, налогоплательщик, самостоятельно исчисляющий налог, представил налоговую декларацию, но налог в установленный срок не уплатил. Налоговый орган, не усомнившись в задекларированной сумме, на основании статьи 69 НК РФ направил налогоплательщику требование и взыскал налог по правилам статей 46–48 НК РФ.

 Если впоследствии налогоплательщик обнаружил ошибку, представил уточненную налоговую декларацию и потребовал вернуть налог из бюджета, говорить об излишнем взыскании, представляется, нет оснований, хотя сама по себе процедура взыскания и имела место.

В случае если налоговый орган, кроме налога, взыскал и пени, то в силу их акцессорного характера3 они также будут считаться излишне уплаченными, а не излишне взысканными.

Учитывая правила статьи 52 НК РФ, возлагающей обязанность по исчислению налога не только на налогоплательщика, налоговый орган, но и на налогового агента, следует исследовать и третий вариант – излишнее (ошибочное) удержание налога налоговым агентом (ст. 24 НК РФ) с последующим его перечислением в бюджет. В данной ситуации налогоплательщик не исчисляет налог самостоятельно и практически лишен возможности влиять на действия налогового агента.

Очевидно, возможность истребовать налог из бюджета у налогоплательщика имеется, но квалифицировать его как излишне взысканный изложенные выше правовые позиции КС РФ и ВАС РФ не позволяют. В частности, исходя из определений КС РФ от 27.12.2005 № 503‑О и от 23.06.

2009 № 832‑О‑О, статья 79 НК РФ предусматривает начисление процентов на сумму излишне взысканного налога как дополнительную гарантию защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных дейст­вий (бездействия) органов государственной власти. Налоговый агент к органам власти не относится, хотя и выполняет квазипубличные функции.

С точки зрения приоритета прав налогоплательщика разумно было бы квалифицировать налог, удержанный налоговым агентом, как излишне взысканный, но на это необходимо прямо указать в НК РФ.

***

Итак, сказанное позволяет сделать вывод, что примененные в НК РФ термины «излишне уплаченный налог» и «излишне взысканный налог» изначально были избраны законодателем неудачно и должны быть заменены на более адекватные либо специально определены.

Сейчас же, если налог уплачен самим налогоплательщиком, с точки зрения правовых позиций КС РФ он может оказаться излишне взысканным. И наоборот, в случае фактического взыскания налоговым органом, для целей НК РФ налог может считаться излишне уплаченным.

По нашему мнению, разграничение следует проводить не по наличию или отсутствию самого факта взыскания, а по критерию, вытекающему из статьи 52 НК РФ, – кто именно исчисляет налог.

Следует только учесть, что налоговый орган рассчитывает налог как для последующего направления налогового уведомления, так и по результатам налогового контроля, закрепляя доначисление в решении по результатам проверки.

В качестве альтернативы существующим терминам можно было бы предложить, например, такие: «налог, поступивший в бюджет в излишней сумме в результате его неверного исчисления налогоплательщиком или налоговым агентом» и «налог, поступивший в бюджет в излишней сумме в результате его неверного исчисления налоговым органом».

Более радикальным вариантом могло бы стать введение единого режима для возврата (зачета), а также начисления процентов по обоим видам платежей (например, со дня поступления платежа в бюджет).

Но, скорее всего, различное правое регулирование сохранится – маловероятно, что государство предоставит налогоплательщику компенсацию за временное использование сумм, ошибочно исчисленных и перечисленных в бюджет самим налогоплательщиком.

Пункт 1 ст. 355 Таможенного кодекса РФ

Излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качест­ве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством РФ.

Однозначного разграничения излишне уплаченного и излишне взысканного налогов в законода­тельстве нет

Пример из судебной практики

(Постановление ФАС ВВО от 16.11.2009 по делу № А43‑7911/2009‑45‑107)

По ходатайству организации суд принял обеспечительные меры и приостановил действие оспариваемого решения налогового органа по результатам проверки.

Поскольку организация являлась производителем алкоголя, для продолжения работы ей требовались федеральные специальные марки, но в их выдаче налоговый орган отказывал, ссылаясь на наличие задолженности по спорному решению.

По этой причине организация до вынесения судом решения оплатила доначисленные суммы и получила специальные марки. Впоследствии суд признал оспариваемое решение недействительным.

Организация расценила уплаченные ею суммы как излишне взысканные и потребовала у налогового органа их возврата с процентами (ст. 79 НК РФ). Вернув только уплаченные организацией суммы налогов, налоговый орган полагал, что организация уплатила доначисления добровольно, в период действия обеспечительных мер их взыскание невозможно.

Суды квалифицировали налог как излишне взысканный, фактически имело место косвенное принуждение налогоплательщика к уплате налога.

Если суммы поступили в бюджет из‑за ошибки налогового органа, их следует квалифицировать как излишне взысканные

1 См.: п. 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
2 См. также: Определение КС РФ от 21.06.2001 № 173‑О.
3 См.: Определение КС РФ от 08.02.2007 № 381‑О‑П.

Ключевые слова: «уплата налога» – «возврат переплаты» – «проценты» – «взыскание налога» – «ошибка»

Источник: http://nalogoved.ru/art/86.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.