Изменение кадастровой стоимости земли задним числом

Вс рф разъяснил, как надо пересматривать кадастровую стоимость в отношениях с налоговыми органами

Изменение кадастровой стоимости земли задним числом

Александр Тимофеев

Управляющий партнер Правового бюро “Тимофеев и партнеры”

специально для ГАРАНТ.РУ

В сентябре 2018 года Верховный Суд Российской Федерации принял к своему производству дело по жалобе ООО, которому предыдущие суды отказали в признании недействительным решения УФНС России по г. Москве. Данным решением предприятию был доначислен налог на имущество организаций в связи с изменением кадастровой стоимости в течение 2016 года.

Суды согласились с доводами фискального органа и Правительства Москвы о том, что в течение налогового периода возможно доначисление налога в связи с исправлением технических ошибок, допущенных в процессе проведения государственной кадастровой оценки.

Трижды по этому делу продлевались сроки его рассмотрения в ВС РФ и юристы, занимающиеся этой проблемой, замерли в ожидании позитивных для налогоплательщиков результатов. Заняли выжидательную позицию до подведения итогов рассмотрения этого дела и суды московского региона, приостановив множество аналогичных дел.

И наконец, в июле 2019 года, долгожданное решение состоялось, и юридическое сообщество получило возможность насладиться уровнем юридической техникии аргументации, продемонстрированном высшей судебной инстанцией в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 17 июля 2019 года № 305-КГ18-17303 по делу № А40-232515/2017.

Принимая во внимание прецедентный характер правовых позиций ВС РФ по данному делу, мне представляется важным рассмотреть приоритетные для правоприменительной практики вопросы, нашедшие свое отражение в судебном акте по этому делу.

1. Ошибочность “ошибочной ошибки” или непростой поиск налоговой базы по налогу на имущество организаций

Как следует из указанного выше Определения ВС РФ, решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 9 февраля 2016 г.

№ 51-1737/2016 (далее – комиссия), принятым по итогам рассмотрения заявления Департамента городского имущества города Москвы от 21 января 2016 г.

, результаты определения кадастровой стоимости вышеназванного здания признаны недостоверными.

Особенностями подобного решения комиссии является то, что в результате его принятия не устанавливается конкретная величина кадастровой стоимости конкретного объекта недвижимости, а признается лишь факт использования недостоверных сведений об объекте недвижимости, использованных при проведении государственной кадастровой оценки.

После вступления решения комиссии в силу, заказчик работ (в данном случае – Правительство Москвы) обеспечивает определение кадастровой стоимости объекта недвижимости, в отношении которого было принято указанное решение, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности (ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”, далее – Закон № 135-ФЗ). Действия заказчика работ регламентированы в подобных случаях положениями приказа Минэкономразвития РФ от 18 марта 2011 г. № 114 “Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости” (далее – Порядок), в соответствии с которым:

  • в случае принятия комиссией решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости заказчик работ уведомляется о необходимости изменения кадастровой стоимости с учетом решения комиссии, и заказчик работ обеспечивает такое изменение;
  • определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиком, проводившим государственную кадастровую оценку на основании установленных комиссией достоверных сведений об объекте недвижимости (п. 4 Порядка);
  • результаты определения кадастровой стоимости подлежат утверждению актом, принимаемым заказчиком работ. Датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости считается дата вступления в силу соответствующего акта (ст. 24.17 Закон № 135-ФЗ).

Таким образом, единственная легитимная (законодательно установленная) возможность изменения кадастровой стоимости в случае принятия комиссией решения об использовании недостоверных сведений при проведении государственной кадастровой оценки – это принятие нового нормативного акта, после вступления в силу которого у Росреестра появляются правовые основания внесения изменений в ЕГРН.

Однако, как отметил ВС РФ в своем определении, в налоговом периоде 2016 года сложилась ситуация, при которой:

  • с одной стороны, кадастровая стоимость объекта недвижимости, принадлежащего обществу, признана недостоверной в установленном порядке (вследствие использования недостоверных сведений об объекте недвижимости при ее определении), и законность соответствующего решения комиссии подтверждена решением суда,
  • а с другой стороны, в силу вступившего в законную силу решения Московского городского суда от 31 октября 2018 г. и Апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 6 марта 2019 г. № 5-АПА19-12, правовой акт Правительства Москвы об утверждении пересмотренной кадастровой стоимости, определенной с использованием достоверных сведений об объекте недвижимости, не может применяться непосредственным образом к спорному налоговому периоду.

Другими словами, ВС РФ при рассмотрении спора о величине налоговой базы по налогу на имущество организаций, стало отчетливо ясно, что, во-первых, для расчета указанного налога не может быть использована кадастровая стоимость, установленная с использованием недостоверных сведений, и во-вторых, не может быть использована для этих целей и кадастровая стоимость, установленная постановлением Правительства Москвы, которое признанно недействующим.

Но если была допущена ошибка в определении кадастровой стоимости в процессе проведения государственной кадастровой оценки, и если была совершена ошибка при пересмотре кадастровой стоимости, то как же организациям (а их порядка 2,5 тыс.) исчислять налог на имущество в Москве в 2016 году? Как найти легитимный порядок установления налоговой базы, который не привел бы к очередной “ошибочной ошибке”?

Поиск выхода из создавшегося положения заставил ВС РФ, с использованием суждений о

  • “защите только правомерных ожиданий налогоплательщика”,
  • “преимуществе в применении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной рыночной стоимости, перед их кадастровой стоимостью, установленной по результатам государственной кадастровой оценки”,
  • “необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов”,
  • “обязанности уплаты налогов, исходя из достоверно определенной кадастровой стоимости”,
  • сделать вывод о признании прав налогоплательщика оспорить величину кадастровой стоимости в споре с налоговым органом путем опровержения представленного налоговым органом расчета налога, обосновывая необходимость исчисления налога на имущество организаций, исходя из рыночной стоимости объекта недвижимости.

Тем самым, Суд диверсифицировал способы защиты прав налогоплательщика в контексте оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости указанием,

  • во-первых, на возможность пересмотра величины кадастровой стоимости в спорах не только с заказчиком работ и органами Росреестра, но и в спорах с налоговыми органами,
  • во-вторых, на обязательность установления достоверной рыночной стоимости в подобных спорах путем назначения судебной оценочной экспертизы,
  • и, в-третьих, на допустимость определения налоговой базы по налогу на имущество организаций расчетным путем на основании объективных и соответствующих действительности сведений о стоимости объектов недвижимости.

Последствиями рассмотрения подобных споров должно являться установление судом величины рыночной стоимости, которая и будет применяться в качестве налоговой базы по налогу на имущество организаций.

2. Правомерные ожидания исправления ошибок, или В чем твоя вера, налогоплательщик?

Итак, по мнению ВС РФ, защите подлежат только правомерные ожидания налогоплательщика, а исправление ошибок, допущенных при проведении государственной кадастровой оценки и установление налоговой базы, в основе которой лежит рыночная стоимость объекта недвижимости, не может свидетельствовать об ухудшении его положения и не дает основания для выводов о нарушении принципа доверия к закону.

Другими словами, государство имеет полное право на исправление допущенных ошибок, даже если это приводит к ретроспективному увеличению размера налога.

Нам представляется, что подобные выводы, применительно к сложившейся в Москве в 2016 году ситуации, сделаны Судом без учета одного очень важного обстоятельства.

Дело в том, что действующая в 2016 году редакция абз. 3 п. 15 ст. 378.2 Налогового кодекса допускала возможность ретроспективного применения измененной и увеличенной кадастровой стоимости объекта недвижимости только в случае исправления технической ошибки.

Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ из положений абз. 2 п. 15 ст. 378.2 НК РФ было исключено прямое указание на технический характер ошибки.

В новой редакции абз. 2 п. 15 ст. 378.2 НК РФ использовался термин “ошибочно определенная кадастровая стоимость” и действие указанной нормы было распространено на ситуации, связанные с исправлением любых ошибок при установлении кадастровой стоимости.

Однако новая редакция абз. 2 п. 15 ст. 378.2 НК РФ стала действовать только с 1 января 2017 года и не регулировала отношения, возникшие в 2016 году.

Если, техническая ошибка – это описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (подп. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости”), то рассуждения о возможности применения увеличенной кадастровой стоимости в качестве налоговой базы в 2016 году будут приемлемы только тогда, когда отсутствие надлежащего учета стоимостных характеристик объекта недвижимости будет признано именно технической, а не какой-либо иной (кадастровой, учетной, реестровой и пр.) ошибкой.

Между тем, ВС РФ не стал разбираться в характере ошибок, приведших к необходимости изменения кадастровой стоимости, ограничившись лишь указанием на возможность определения налоговой базы по налогу на имущество организаций расчетным путем применительно к подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ на основании объективных и соответствующих действительности сведений о стоимости объектов недвижимости.

Что же получается? По мнению ВС РФ правомерные ожидания налогоплательщика – это необходимость уплачивать налог на имущество организаций, исходя из объективных и соответствующих действительности сведений о стоимости объекта недвижимости, и налогоплательщик всегда должен быть готов к тому, что государство может увеличить налоговое бремя задним числом, если посчитает сведения об объекте недвижимости ошибочными.

Но что же такое правомерные или законные ожидания, существование которых в качестве правовой презумпции, если верить ВС РФ, должно являться принципом российской правовой системы?

Так, например, Шерстобитов О.Н. в материале “Защита законных ожиданий – основополагающий принцип административного права” (“Административное право и процесс, 2019, № 2) рассуждает: “Любое лицо имеет право получать ясную и правдивую информацию о деятельности публичной администрации заранее, до вступления в правоотношение.

В этом случае оно сможет ориентироваться в публичном порядке, просчитывая свое поведение в отношении органов управления и действия этих органов в отношении себя. Властные субъекты, в свою очередь, не будут произвольно и непредсказуемо изменять практику даже при наличии права действовать по усмотрению”.

Исходя из этого, правомерные ожидания налогоплательщика обусловлены верой, прежде всего, в неукоснительное соблюдение государством требований закона, а применительно к рассматриваемой ситуации – верой в возможность увеличения налогового бремени задним числом только в случае совершения именно технической, а не какой-либо иной ошибки в процессе проведения государственной кадастровой оценки.

Попытка иначе использовать тезис о “правомерных ожиданиях”, как инструмента увеличения возлагаемого на налогоплательщика фискального бремени, будет достижением цели негодными средствами.

Источник: https://www.garant.ru/ia/opinion/author/timofeev/1312075/

Поправки в НК РФ: что изменилось в расчете налога на имущество организаций, налога на имущество физлиц и земельного налога

Изменение кадастровой стоимости земли задним числом

  • Новости
  • Обзорные материалы

Поправки в НК РФ: что изменилось в расчете налога на имущество организаций, налога на имущество физлиц и земельного налога

11 октября 2018 Елена Маврицкая Ведущий эксперт, главбух с 10-летним стажем

В Налоговом кодексе появился целый рад поправок, затрагивающих налог на имущество (как организаций, так и физлиц), земельный налог и транспортный налог. Изменения внесены Федеральным законом от 03.08.18 № 334-ФЗ (далее — Закон № 334-ФЗ).

Некоторые новшества уже начали действовать, другие вступят в силу с января 2019 года.

Среди нововведений — скорректированные правила перерасчета налогов в случае изменения кадастровой стоимости объекта; ограничение по сроку перерасчета налогов для физлиц и сокращение числа налоговых периодов, в течение которых налог на имущество физлиц рассчитывается с применением понижающего коэффициента.

В главах НК РФ, посвященных налогу на имущество организаций, налогу на имущество физлиц и земельному налогу, появилось понятие «изменение количественных и качественных характеристик» объекта налогообложения.

Применительно к земельному налогу это означает изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земли из одной категории в другую и изменение площади участка.

Для налога на имущество (как организаций, так и физлиц), это означает, в частности, изменение площади или назначения объекта. При изменении количественных и качественных характеристик объекта налогообложения корректируется его кадастровая стоимость.

Вслед за ней меняется и сумма налога, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости. Комментируемый закон утвердил правила, по которым нужно пересчитывать сумму налога.

Так, налог на имущество (как организаций, так и физлиц), следует пересчитывать с той даты, когда запись о корректировке кадастровой стоимости внесена в Единый государственный реестр недвижимости (новые редакции п. 15 ст. 378.2 НК РФ и п. 2 ст. 403 НК РФ). Если изменения произошли в середине года, то при расчете налога нужно учитывать следующие правила (новые п. 5.1 ст. 382 НК РФ и п. 5.1 ст. 408 НК РФ):

  • за период с 1 января до указанной даты сумма налога вычисляется исходя из прежней кадастровой стоимости с учетом коэффициента. Он равен числу полных месяцев, прошедших с 1 января до указанной даты, деленному на число календарных месяцев в налоговом периоде. Если запись внесена после 15-го числа, текущий месяц считается за полный  месяц;
  • за период с указанной даты по 31 декабря сумма налога вычисляется исходя из измененной кадастровой стоимости с учетом коэффициента. Он равен числу полных месяцев, прошедших с указанной даты до конца налогового периода, деленному на число календарных месяцев в налоговом периоде. Если запись внесена 15-го числа или ранее, текущий месяц считается за полный месяц.

Добавим, что до 2019 года корректировка количественных и качественных характеристик объекта при расчете налога на имущество организаций и налога на имущество физлиц не учитывается.

Сдать расчет и декларацию по налогу на имущество по актуальным формам Сдать бесплатно

По земельному налогу существенных новшеств нет.

В действующей редакции пункта 1 статьи 391 НК РФ говорится: корректировка кадастровой стоимости участка вследствие изменения его площади,  вида разрешенного использования или перевода земли в другую категорию, учитывается с момента внесения соответствующей записи в ЕГРН. Начиная с января 2019 года, аналогичная норма будет содержаться в новом пункте 1.1 статьи 391 НК РФ.

При исправлении ошибки и при обжаловании кадастровой стоимости

Кадастровая стоимость объекта недвижимости и земельного участка может измениться по решению специальной комиссии, по решению суда, либо путем исправления технической ошибки, допущенной ранее в ЕГРН. Подобные изменения влекут за собой и пересчет налога, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости.

Сейчас действует правило, согласно которому при исправлении технической ошибки налог на имущество (как организаций, так и физлиц) и земельный налог пересчитываются задним числом за все периоды с момента возникновения данной ошибки.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или по решению суда указанные выше налоги подлежат пересчету с того налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре (но не ранее даты внесения в ЕГРН спорной кадастровой стоимости). Это закреплено в пункте 15 статьи 378.

2 НК РФ, в пункте 2 статьи 403 НК РФ и в пункте 1 статьи 391 НК РФ.

С 1 января 2019 года вводится новшество, касающееся последствий изменения кадастровой стоимости объекта по решению комиссии или по решению суда.

С указанной даты сумма налога будет пересчитываться задним числом за все периоды, в которых применялась оспоренная кадастровая стоимость (а не с момента подачи заявления об оспаривании, как сейчас).

При исправлении технических ошибок все останется по-прежнему: налог будет пересчитываться задним числом за все периоды с момента возникновения ошибки. Эти положения изложены в новых редакциях пункта 15 статьи 378.2 НК РФ, пункта 2 статьи 403 НК РФ и в новом пункте 1.1 статьи 391 НК РФ.

Бесплатно заполнить и сдать через интернет декларации по земельному, транспортному и «имущественному» налогам

Ограничение по перерасчету налогов для физических лиц

Законодатели ввели ограничение по перерасчету имущественных налогов, которые платят граждане.

Если перерасчет налога на имущество физлиц и земельного налога приводит к уменьшению налога, такой перерасчет возможен только за три года, предшествующих календарному году, в котором ИФНС направила уведомление о перерасчете. Что касается перерасчета, приводящего к увеличению суммы указанных налогов, то он вообще не возможен.

Это правило введено новым пунктом 2.1 статьи 52 НК РФ (вступает в силу с 2019 года).

Оно применяется независимо от того, какой была причина перерасчета: исправление ошибки, изменение количественных или качественных характеристик объекта, либо изменение кадастровой стоимости по решению комиссии или по суду.

Перерасчет имущественных налогов физлиц делают налоговики на основании сведений, которые к ним поступают из Росреестра (например, в случае внесения в ЕГРН измененной кадастровой стоимости объекта или исправления допущенной ранее технической ошибки) или из других источников.

Также новое правило об ограничении тремя года срока, за который возможна корректировка налога в меньшую сторону, будет применяться и при перерасчете транспортного налога.

Другие новшества по налогу на имущество физлиц

С момента подписания Закона № 334-ФЗ (то есть с 3 августа 2018 года) применяется новшество, затрагивающее расчет налога на имущество физлиц исходя из кадастровой стоимости объекта.

С указанной даты рассчитывать налог по формуле, в которой задействована инвентаризационная стоимость и понижающий коэффициент, можно только в течение первых трех налоговых периодов (ранее было в течение первых четырех налоговых периодов). Начиная с четвертого налогового периода в общем случае нужно считать налог без понижающих коэффициентов (новая редакция п. 8 ст. 408 НК РФ).

Также есть ряд поправок, которые вступили в силу и распространяются на правоотношения, возникшие с января 2017 года. То есть эти новшества должны быть учтены уже при расчете налога на имущество физлиц за 2017 год.

Во-первых, правила расчета налоговой базы, предусмотренные для квартиры, теперь применяются и в отношении части жилого дома. База каждого из этих объектов (в том числе, части жилого дома) равна его кадастровой стоимости, уменьшенной на величину кадастровой стоимости 20 кв. метров его общей площади (новая редакция п. 3 ст. 403 НК РФ).

Во-вторых, правила расчета налоговой базы, предусмотренные для комнаты, теперь применяются и в отношении части квартиры. База для каждого из этих объектов (в том числе, части квартиры) равна его кадастровой стоимости, уменьшенной на величину кадастровой стоимости 10 кв. метров его площади (новая редакция п. 4 ст. 403 НК РФ).

В-третьих, установлено, что ставка налога не может превышать 0,1% кадастровой стоимости не только для жилых домов, квартир и комнат, как было раньше, но еще и для частей жилых домов и частей квартир (новая редакция подп. 1 п. 2 ст. 406 НК РФ).

В-четвертых, налоговые льготы, которые ранее были предусмотрены в отношении квартир и жилых домов, теперь распространяются также и на части квартир и части жилых домов (новая редакция подп. 1 и 2 п. 4 ст. 407 НК РФ).

В-пятых, добавлен ряд уточнений, посвященных расчету налога в отношении гаражей и машино-мест, которые расположены в торговых, офисных комплексах и других объектах, включенных в региональный «кадастровый» перечень.

Раньше в отношении таких гаражей и машино-мест нужно было платить налог по той же ставке, что и в отношении других помещений в этих объектах (то есть по максимальной ставке 2%).

Теперь же установлено, что гаражи и машино-места облагаются налогом на имущество физлиц по ставке не более 0,1% и в том случае, если они расположены в объектах, которые входят в «кадастровый» перечень (новая редакция подп. 1 п. 2 ст. 406 НК РФ).

Кроме того, законодатель уточнил, что в отношении любых гаражей и машино-мест (независимо от того, где они расположены) можно применять налоговые льготы (новая редакция п. 5 ст. 407 НК РФ).

А при расчете налога в отношении таких объектов в течение первых трех лет можно использовать формулу, в которой задействована инвентаризационная стоимость и понижающий коэффициент (новая редакция п. 8 ст.

 408 НК РФ).

В-шестых, появилось новое правило об ограничении ежегодного увеличения налога, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости объекта. Чтобы определить сумму налога, подлежащую уплате, необходимо сравнить две величины. Первая — это налог за текущий период.

Вторая — это налог за предыдущий период, умноженный на коэффициент 1,1.

Важная деталь: обе величины следует рассматривать без учета коэффициента, который применяется в ситуации, когда в середине года у налогоплательщика произошли какие-либо изменения (поменялась доля в праве общей собственности, появилось или пропало право на льготу, появилось или пропало право собственности на объект). Если окажется, что первая величина больше второй, налог за текущий период будет равен второй величине с учетом указанного выше коэффициента 1,1 (новый п. 8.1 ст. 408 НК РФ).

Отметим, что данная формула не применяется в отношении торговых, офисных комплексов и других объектов, включенных в региональный «кадастровый» перечень. Исключение касается гаражей и машино-мест, входящих в состав этих объектов. При расчете налога по таким гаражам и машино-местам нужно будет применять правило, введенное пунктом 8.1 статьи 408 НК РФ (новая редакция п. 8 ст. 408 НК РФ).

Бесплатно сдать электронную отчетность во все контролирующие органы

Источник: https://www.BuhOnline.ru/pub/comments/2018/10/13954

Кадастровую стоимость пересчитали задним числом: что делать?

Изменение кадастровой стоимости земли задним числом

С чего все началось?
Постановлением Правительства Москвы от 26.12.2016 № 937-ПП кадастровая стоимость 2502 московских торговых и деловых центров была увеличена в связи с использованием недостоверных сведений при проведении государственной кадастровой оценки.

Сложившаяся ситуация стала результатом следующей цепочки событий. 1. При проведении очередной государственной кадастровой оценки использовались недостоверные (неполные) сведения об объектах оценки, которые не позволяли установить фактическое использование объекта для корректного применения удельного показателя кадастровой стоимости.

Такие объекты по умолчанию относились к группе «Прочие», поэтому к ним применялись пониженные удельные показатели кадастровой стоимости. 2.

Выявив недостоверность сведений по результатам проверки фактического использования объекта недвижимости, органы исполнительной власти инициировали пересмотр кадастровой стоимости такого объекта в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. 3.

На основании соответствующего решения комиссии определявшие кадастровую стоимость оценщики производили перерасчет кадастровой стоимости объектов.

4. Результаты перерасчета утверждались в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 18.03.2011 № 114.

При этом Правительство Москвы рассчитывало применить вновь установленную кадастровую стоимость для  привлечения дополнительных налоговых платежей уже в налоговом периоде 2016 года. Для достижения указанной цели предполагалось ссылаться на п. 15 ст. 378.2 НК РФ, которая предусматривает применение новой кадастровой стоимости с начала налогового периода, в котором направлялось заявление в комиссию.

С такой практикой собственники крупной коммерческой недвижимости в Москве столкнулись впервые.

Не учитывая уже существующие разъяснения Конституционного Суда РФ касательно взимания налогов (Постановление от 02.07.2013 № 17-П), Правительство Москвы смогло таким образом привлечь дополнительных 12 млрд рублей налогов только за 2016 год. Это составляет практически 1/3 от всех поступлений (43 млрд рублей, по данным официального сайта Департамента городского имущества города Москвы).

«Фактически же вновь принятое постановление противоречит нормам действующего законодательства, к тому же не способствует формированию необходимых условий для нормального развития бизнеса и вносит дестабилизацию в вопросы взимания налогов»,

 — считает С.Пивоварчик.

Какие последствия ждут налогоплательщиков? Помимо очевидной значительной переплаты налога на имущество организаций, налогоплательщиков ждут и другие неприятные последствия.

Так, владелец здания, попавшего под действие Постановления № 937-ПП, не согласившийся с требованием о доплате, может столкнуться с широко применяемыми ФНС России методами воздействия, наиболее распространенными из которых являются:  – блокировка расчетных счетов компании;  – арест имущества;
 – привлечение к ответственности за совершенное налоговое правонарушение в виде штрафа от 20 до 40% суммы недоимки.

В любом случае налогоплательщику придется заплатить пени за каждый день допущенной просрочки в размере ставки рефинансирования согласно ст. 75 НК РФ.
Например, одна из компаний не уплатила доначисленный налог на сумму свыше 180 млн рублей по ее объектам в установленные сроки. Теперь ей грозит штраф в размере от 36 до 72 млн рублей.

Более того, тут встает вопрос о возможности привлечения управленцев и бенефициаров компании к уголовно-правовой ответственности. Как показывает практика, в качестве одного из самых эффективных способов понуждения налогоплательщика к исполнению требований ФНС России рассматривает возбуждение уголовного дела. Так, наиболее частыми составами выступают ст. 159 УК РФ (мошенничество), ст.

199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации). При этом для возбуждения уголовного преследования по составу, предусмотренному ст. 199 УК РФ, достаточно установить факт уклонения от уплаты налогов в крупном размере – при сумме задолженности более 5 млн рублей. Задолженность же в сумме свыше 15 млн рублей формирует квалифицированный состав указанного преступления.

Что сделано для изменения ситуации?
Группа крупных налогоплательщиков, интересы которых представляет Consul Group, обратилась в Московский городской суд с объединенным иском о признании Постановления Правительства Москвы от 26.12.2016 № 937-ПП незаконным (дело № 3а-0655/2017). В то же время были направлены запросы в Минфин России для получения разъяснений.

Основу правовой позиции, изложенной в иске, составляют положения Налогового кодекса, запрещающие ретроспективное применение изменений элементов налога.

При этом, по мнению консультантов, упомянутое Постановление Правительства Москвы не только нарушает указанные запреты, но и противоречит разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации.

С указанной позицией уже согласилось Министерство финансов Российской Федерации, чьи разъяснения в силу закона обязательны к применению налоговыми органами (ст. 32 НК РФ).

Однако Московский городской суд с изложенной позицией не согласился. 27 июня 2017 года производство по делу было прекращено в связи с тем, что оспариваемое постановление «фактически не действует, хотя формально не отменено».

Данное обстоятельство представители Правительства Москвы увязали с тем, что период, в котором действовала кадастровая стоимость, уже истек, так же как и прошел срок подачи налоговых деклараций по налогу на имущество организаций. С приведенными доводами согласились и прокурор, и судья.

Вопросы законности и обоснованности выводов суда о том, что нормативно-правовой акт, служащий основой для доначислений налогов, фактически не действует, остаются открытыми.

На данный момент определение о прекращении производства обжалуется, однако, учитывая резонанс и значимость проблемы («на кону» стоят 12 млрд рублей бюджетных средств), высока вероятность передачи дела на рассмотрение в высшие судебные инстанции.

В то же время разъяснения относительно законности ретроспективного применения результатов пересмотра позволяют надеяться на снижение давления, оказываемого на собственников недвижимости: практически все они с начала года неоднократно получали требования об уточнении деклараций.

Однако точку в этом вопросе ставить рано, ведь на данный момент правовая неопределенность до конца не устранена. Несмотря на разъяснения, подтверждающие позиции налогоплательщиков и ранее сформированные судами правовые позиции, ретроспективное применение новой кадастровой стоимости все еще не отменено.

Таким образом, инспекторы ФНС России находятся «между молотом и наковальней»: с одной стороны – Постановление Правительства Москвы, которое суд отказался признавать незаконным, а с другой – разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, Минфина России, ФНС России, которые прямо предписывают не исполнять такого рода нормативно-правовые акты, так как они не соответствуют закону.

План действий для налогоплательщиков
В первую очередь сотрудники службы эксплуатации должны проверить, какие из находящихся в собственности компании объектов попали под действие указанного постановления.

В случае если такие обнаружатся, необходимо уточнить у бухгалтерии, производилась ли корректировка расчета налоговых обязательств по налогу на имущество организаций и, следовательно, осуществлена ли доплата.

Вне зависимости от исполнения обязательств по уплате налога на имущество организаций следует предпринимать активные действия, направленные на оспаривание ретроспективного применения кадастровой стоимости.

Это можно осуществить самостоятельно или с привлечением сторонних экспертов, главное – не затягивать с решением проблемы.

Учитывая текущую экономическую ситуацию, не стоит исключать вероятности того, что положительного решения по данному вопросу добьются только те налогоплательщики, которые будут активно отстаивать свои права, в том числе и в суде.

Региональная практика
Мы уже фиксировали подобную практику в отдельных регионах страны, например в Омской области (постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-П).

В отдельных случаях собственники, вступая в спор с администрацией и/или налоговыми органами, отстаивали свои права, но данное явление до настоящего времени не носило массового характера.

Такого рода порядок пересмотра кадастровой стоимости (задним числом) не только не способствует формированию необходимых для нормального развития бизнеса условий, дестабилизирует вопросы взимания налогов, но и прямо противоречит нормам действующего законодательства.

Хочется верить, что формирующаяся сегодня практика поставит точку в данном вопросе и исключит в будущем повторение случаев, когда собственникам недвижимости ретроспективно пересматривают объем налоговых обязательств, не только в Москве и области, но и во всех регионах России.
 

Источник: https://consul.group/ru/news/kadastrovuyu_stoimost_pereschitali_zadnim_chislom_chto_delat

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.