Изменение категории населенного пункта

Содержание

Как происходит перевод земель из одной категории в другую?

Изменение категории населенного пункта

Все земли России подразделены на различные категории землепользования, которые регулируют обращение владельцев с земельными участками.

Смена земельной категории необходима в том случае, если на участке земли планируется производить такую деятельность и вести такое хозяйство, которое настоящей категорией участка не предусмотрено, либо запрещено. Для этого производится смена целевого назначения земель.

Куда обращаться для перевода земель из одной категории в другую?

Согласно законодательству и законодательным актам, уполномоченными органами, которые допускаются к рассмотрению ходатайств о переводе и смены земельной категории являются Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ, Местная Администрация.

Поэтому, если собственник, землевладелец, землепользователь или арендатор (именно эти лица признаются правообладателями участка согласно п.3 ст.5 Земельного Кодекса РФ) принято решение о смене целевого назначения земли, заявление о соответствующей процедуре необходимо подавать в один из вышеперечисленных органов. Чаще всего обращаются в Местную Администрацию.

Пакет документов при изменении категории земли

К заявлению о смене земельной категории прилагается пакет документов, перечень которых четко определен законодательством.

Если в пакете, приложенном к ходатайству, отсутствуют необходимые бумаги, либо они являются неточными, обращающемуся придет отказ в рассмотрении. При таком раскладе процедура может надолго затянуться.

Именно поэтому многие обращаются за помощью к частным юристам, что стоит больших денег. Но с другой стороны, процесс этот не такой сложный, требуется лишь добросовестный подход и внимательность.

В пакет документации, приложенный к ходатайству, должны входить следующие бумаги (в соответствии со статьей 2 ФЗ №171):
  1. Выписка из земельного кадастра;
  2. Паспорт гражданина РФ;
  3. Правоустанавливающие документы на земельный участок;
  4. Выписка из ЕГРН (Единый Государственный Реестр Недвижимости), которая необходима, так как является единственным документом, который может подтвердить существование зарегистрированного права ( ранее требовалась из ЕГРП, но с 2018 года – только ЕГРН);
  5. Согласие правообладателя на изменение категории земли, при этом нужно согласие всех собственников, если их несколько (как сказано выше, арендатор также считается правообладателем);
  6. Заключение экологической экспертизы.

При этом ходатайство рассматривается в том случае, если к нему приложена причина желаемого перевода категории землепользования. В обосновании должны быть указаны три пояснения.

  1. Первое состоит из документов, которые подтверждают, что после перевода земли не будут использоваться не по назначению;
  2. Второе пояснение должно состоять из предоставления плана предполагаемого строительства (если таковое предполагается, конечно же);
  3. Третье заключается в собранных документах из всевозможных инстанций, которые подтверждают, что для перевода в иную категорию нет препятствующих факторов.

Само заявление тоже нужно составить согласно общеобязательным требованиям.

Требования заключаются в том, что в ходатайстве должно быть указано ФИО заявителя, его личные данные о месте жительства и дата рождения, название документа, описание земельного участка с обязательным указанием его текущей категории и кадастрового номера, просьба о смене категории с указанием желаемой категории, причины и аргументация, перечень прилагаемых документов и подпись с датой и расшифровкой.

Правильно составленное заявление и полный пакет документов исключат вероятный отказ в переводе.

Процедура перевода

Есть общий алгоритм для процедуры смены категории землепользования, он состоит из следующих шагов:

  1. Составление заявления, сбор всех нужных документов и разрешений;
  2. Подача заявления с пакетом документации в уполномоченный орган;
  3. Рассмотрение заявления комиссией;
  4. Получение уведомления о решении комиссии;
  5. В случае положительного вердикта вносятся изменения в кадастровые документы и государственный реестр;
  6. При отказе оспаривание решения комиссии.

Этот алгоритм общий для всех категорий, но существуют незначительные различия.

Для земель сельхозназначения

Перевод земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию допускается в очень редких случаях. Для возможности процедуры подобного перевода требуется подтверждения множества факторов. Связан перевод может быть с:

  1. С консервацией земель;
  2. С созданием особо охраняемых территорий;
  3. С изменением черты поселений;
  4. Со строительством на землях сельскохозяйственного назначения строений или промышленных объектов, с нуждами с/х не связанных;
  5. Тем, что земли перестали иметь сельскохозяйственную значимость, и их нужно перевести в другой фонд земель;
  6. Со строительством дорог и других линий передач, снабжения и т.д.

Для перевода с/х земель в другую категорию нужно проведение особой экологической экспертизы, которая определит возможные потери для сельского хозяйства в случае использования участка не по назначению.

Для земель населенных пунктов

Особенностью перевода таких земель является то, что за сменой категории земель населенных пунктов на иную категории следует изменение границ самого населенного пункта.

И напротив – когда границы поселения изменяются, за этим следует и изменение земельной категории.

Основная особенность касается все же не заявителя, а уполномоченный орган – при поступлении ходатайства о подобном переводе, этот орган должен перенаправить/осведомить орган, заведующий ведением государственного земельного кадастра.

Для промышленных земель

Перевод этой категории осуществляется без ограничений по установленной для всех категорий схеме, но все же за некоторыми исключениями.

Если земельный участок промышленного назначения сильно загрязнен, застроен зданиями и сооружениями (в том числе подземными), которые подлежат сносу, то его перевод возможен только в том случае, если ко всем требуемым документам будет прилагаться проект рекультивации этих земель. Если на участке велась деятельность, нарушающая строение почвы и сильно ухудшающая ее состояние, то перевод будет возможен только после осуществления рекультивационного проекта на участке.

Причины отказа

Самая распространенная причина – неверно составленное заявление, и нехватка требуемых документов. Но есть и другие причины, которые могут затормозить или сделать невозможной желаемую процедуру.

Как уже было сказано, в соответствии с текущим законодательством правообладателями могут считаться собственники участка, арендаторы, землевладельцы и землепользователи. Для одобрения подаваемого ходатайства необходимо согласие всех правообладателей.

Это значит, что арендатор исключительно из собственных побуждений не может сменить категорию землепользования, как не может это сделать и владелец без согласия землепользователя и так далее.

В случае нехватки согласия одного из правообладателей процедура перевода считается невозможной, и единственное, что заявитель может сделать – добиться согласия всех правообладателей.

Запреты

Не допускается перевод земель с/х назначения, если их кадастровая стоимость превышает на 30% или более процентов средне районный уровень цен на земельные участки, а также, если земля является особо ценным сельскохозяйственным угодьем.

Отказ в рассмотрении ходатайства может быть получен в случае обращения с ним ненадлежащего лица, в случае несоответствия сведений, указанных в документах, действительности и неполном пакете документов.

Стоимость и сроки рассмотрения ходатайства

Если ходатайство не подлежит дальнейшему рассмотрению в связи с вышеуказанными запретами, то оно должно быть возвращено заявителю в течение 30 дней с момента подачи заявления.

Ходатайство рассматривается уполномоченным органом в течение 2 месяцев (если рассматривает Правительство, то трех). В течении 14 дней до заявителя должно дойти решение комиссии о согласии/отказе в переводе.

Что касается вопросов цены, то, исключая возможные оплачиваемые самостоятельно услуги юриста, потребуются некоторые расходы. Плата за одну сотку переводимой земли может составить от 9 до 12 тысяч рублей

Выписка из ЕГРН обойдется не дороже 100 рублей. Расходы предстоят при проведении экологической экспертизы. Стоимость будет зависеть от участка и компании, проводящей процедуру. Услуги юриста, на которого можно будет переложить всю ответственность, обойдутся в сумму от 100 000 рублей.

После перевода

После вынесения комиссией одобрения о переводе, получении решения заявителем, в течение семи дней исполнительный орган вносит кадастровые изменения. Когда изменения внесены, процедуру можно считать завершенной. После перевода переоформление правоустанавливающих документов на участок не потребуется.

Рациональность необходимости перевода категории землепользования в иную категорию определяется собственниками земли. Нужно взвесить все «за» и «против», чтобы процедура не превратилась в пустую трату денег и времени.

Источник: https://georeestr.com/zemelnyj-uchastok/vidy-naznacheniya/kak-proishodit-perevod-zemel-iz-odnoj-kategorii-v-druguyu.html

Порядок и правила перевода земель из одной категории в другую

Изменение категории населенного пункта

Участки земли на всей территории РФ подразделяются по установленному классификатору, который определяет целевое назначение и вид разрешенного использования наделов. По этой причине нередко требуется осуществить перевод земель из одной категории в другую. Расскажем в статье, как происходит эта процедура, и какие особенности она имеет.

Перевод земли в другую категорию – особенности

Землевладельцы обязаны соблюдать правила пользования участками в зависимости от их принадлежности к определенной категории. Всего их семь:

  1. Сельскохозяйственные земли.
  2. Земли запаса.
  3. Земли населенных пунктов.
  4. Земли специального назначения (для целей промышленности и т.д.).
  5. Лесной фонд.
  6. Водный фонд.
  7. Особо охраняемые территории.

Это разделение необходимо для защиты земли от несанкционированного использования, а также для сохранения ее полезных свойств. К примеру, не допускается строительство жилого дома на землях сельскохозяйственного назначения или строительство завода на территориях, относящихся к особо охраняемым.

Если в перечне разрешенного использования участка нет необходимой для пользователя деятельности, единственный выход для возможности ее осуществить – перевести землю в другую категорию.

Однако на осуществление этой процедуры необходимо иметь соответствующие права.

Законным правом подать заявление на изменение категории земли обладают:

  • собственники;
  • лица, владеющие участками на правах аренды;
  • пользователи надела на правах наследуемого владения или постоянного бессрочного пользования.

Разрешение на перевод может дать только местная администрация. Процедура осуществляется в общем порядке, но есть и исключения. Например, жители Дальнего Востока, Сибири и Крайнего севера могут рассчитывать на индивидуальное рассмотрение их вопроса. Но и для них есть непреложные правила.

Так, перевод территорий, относящихся к категории земель населенных пунктов, а также внесение новых участков из других категорий допускается только после пересмотра границ рассматриваемого населенного пункта. Этот момент строго контролируется действующими нормативными актами РФ.

Как перевести землю в другую категорию?

С 05 января 2005 года действует усовершенствованная версия законодательных актов, регламентирующих изменение земельной категории. Корректировка не может быть осуществлена, если законодательно это не допустимо.

При этом компетенция по переводу земель распределяется следующим образом:

1) перевод земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется Правительством Российской Федерации;
2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Правительство Ульяновской области);
3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, – органами местного самоуправления;
4) земель, находящихся в частной собственности:
земель сельскохозяйственного назначения – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Правительство Ульяновской области);
земель иного целевого назначения – органами местного самоуправления.

Заявление пишется в свободной форме, но в тексте обязательно должна содержаться следующая информация:

  • кадастровый номер земельного участка;
  • адрес местоположения;
  • текущая и желаемая категории;
  • данные заявителя;
  • данные о документе, дающем право на перевод надела в другую категорию (выписка из ЕГРН, договор аренды и т.д.).

К заявлению прикладываются следующие документы:

  • проект землеустройства с обоснованием изменения категории;
  • выписка из ЕГРН, в которой излагаются полные сведения о земельном участке;
  • копия общегражданского паспорта (для физических лиц) или выписки из ЕГРЮЛ (для организаций);
  • заключение экологической экспертизы, если ее проведение требуется для внесения изменений;
  • письменное согласование перевода, полученное от собственника участка, если это не заявитель.

В заявлении можно указать о необходимости смены категории участка или о выводе земли из состава определенной категории для дальнейшего присвоения новой.

Практически все документы могут быть получены муниципалитетом самостоятельно путем использования межведомственного обмена. Однако согласие собственника и копия документа, удостоверяющего личность, должны быть обязательно приложены заявителем.

Решение по заявлению принимается в установленные сроки, а именно:

  • 3 месяца – если ходатайство для утверждения направляется в Правительство РФ;
  • 2 месяца – если решение принимается муниципалитетом.

Вердикт направляется заявителю в течение 14 дней с момента рассмотрения. Письменное решение органов власти является бессрочным.

Могут ли отказать в переводе земли в другую категорию?

После рассмотрения документов и поданного заявления уполномоченный орган вправе как утвердить решение о переводе, так и отказать в осуществлении процедуры. Наиболее частыми основаниями для отказа являются:

  • отсутствие необходимых документов;
  • некорректное содержание бумаг;
  • некорректная форма документов;
  • заявление было подано лицом, которое не имело на то оснований.

При наличии одного из упомянутых оснований заявление будет возвращено гражданину в течение месяца с указанием на некорректность. Недостатки потребуется исправить и подать ходатайство повторно.

В некоторых случаях изменение категории невозможно априори, так как это не допускается законодательными нормами. К таким условиям относят:

  • прямое ограничение или запрет на изменение категории в нормативных актах РФ;
  • по результатам экологической экспертизы было выдано отрицательное решение о переводе;
  • наличие несоответствия между принятым планом развития территорий и будущим видом разрешенного использования.

Отрицательное решение органов власти может быть обжаловано в судебном порядке. Еще один повод обращения в суд – изменение категории муниципалитетом без согласия правообладателя.

Законодательно предусмотрено только два условия, когда органам власти это может потребоваться:

  1. Включение земельного участка в состав природоохранной зоны. При этом надел останется в собственности владельца.
  2. Принятие постановления о смене или установлении черты населенного пункта.

Рассмотрим нюансы перевода в зависимости от первоначальной категории, к которой относится земельный участок.

Нюансы перевода для участков различных категорий

Характерные особенности перевода земель из разных категорий в другую регулируются ФЗ № 172-ФЗ от 21 декабря 2004 года «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Земли сельскохозяйственного назначения

Если участок отличается особой ценностью или продуктивностью с точки зрения ведения сельского хозяйства, то, вероятнее всего, перевод будет невозможен. Исключения случаются не часто.

Кроме того, неправомерное изменение целевого назначения такого надела может грозить наложением штрафных санкций. Размер штрафа может достигать 250 тысяч рублей – сумма зависит от кадастровой стоимости надела. Не стоит пытаться обойти закон, так как в отношении сельскохозяйственных земель наказание неизбежно.

Смена целевого назначения возможна только в следующих условиях:

  • проведение консервации земли (временного изъятия из оборота);
  • включение участка в природоохранную зону;
  • перенос черты населенного пункта;
  • признание участка непригодным для ведения сельскохозяйственной деятельности;
  • планирование строительства дорожных магистралей или других инфраструктурных сооружений и линейных объектов;
  • изъятие земли для целей обороны страны;
  • добыча полезных ископаемых;
  • размещение объектов бытового, медицинского и иного назначения, если другого места для строительства нет;
  • выполнение обязательств международного характера.

Согласно ч.2 ст.7 ФЗ № 172-ФЗ изменение вида разрешенного использования не допускается в отношении особо ценных и плодородных участков, а также в случае, когда кадастровая стоимость сельскохозяйственных угодий на 50 % и более превышает среднюю по региональному рынку.

Земли населенных пунктов

Ситуация с изменением категории земель населенных пунктов тоже имеет ряд сложностей. Эта процедура возможна только тогда, когда рассматриваемая территория будет включена в состав населенного пункта путем корректировки административных границ поселения.

Разрешение на такие действия получить чрезвычайно сложно. На практике таких случаев мало.

Земли специального назначения

Перевод земель специального назначения, в частности промышленных, реализуется гораздо проще, чем изменение участков других категорий. Однако и тут в некоторых случаях действуют запреты на осуществление процедуры.

Перевод невозможен, если:

  • почвенный слой сильно загрязнен;
  • на территории находятся заброшенные или аварийные здания;
  • на территории оборудована свалка.

Но и в этих случаях можно попытаться получить разрешение. Сделать это можно путем утверждения проекта рекультивации или произвести мероприятия по восстановлению поверхности земельного участка по решению собственника.

Природоохранная зона

Перевод таких земель в другую категорию возможен только после проведения экологической экспертизы (п. 1 ст. 10 ФЗ № 172). В случае положительного решения изменение осуществляется по общим правилам.

Если в результате экспертизы обнаружиться, что смена вида допустимого использования приведет к утрате природоохранного, культурно-исторического, оздоровительного или иного важного значения, то в осуществлении процедуры по изменению будет отказано.

Лесной фонд

Для изменения категории земель лесного фонда также потребуется соблюсти некоторые условия:

  • корректировки должны быть согласованы с существующей документацией по территориальному планированию территории и лесоустройству;
  • смена расположения границ населенного пункта;
  • необходимость в отведении участков под застройку или строительство линейных объектов.

Если заявитель не преследует вышеперечисленные цели, то перевод возможен после положительного решения в результате проведения экологической экспертизы. Эта процедура заказывается на основании существующих документов по лесоустройству в конкретном регионе.

Водный фонд

Осуществление перевода участков водного фонда может быть обосновано одной из следующих причин:

  • земля будет причислена к природоохранным территориям;
  • населенному пункту необходима территория для изменения своих границ;
  • необходимость размещения объектов муниципального или государственного значения, если другого места для их оборудования нет;
  • планируется ликвидация водного объекта или корректировка его границ.

При каких-либо изменениях, связанных с водоемами, в обязательном порядке требуется проведение экологической экспертизы.

Земли запаса

Как правило, территория земель запаса не разделена на участки, поставленные на кадастровый учет. По этой причине перед началом процедуры изменения потребуется выделить надел, установить его границы путем межевания и поставить участок на кадастровый учет.

На основании документов о формировании надела будет составлен акт о переводе участка в другую категорию.

Источник: https://regioncentr73.ru/23/38/poryadok-i-pravila-perevoda-zemel-iz-odnoy-kategorii-v-druguyu/

Хотим стать деревней: СНТ могут получить статус населенного пункта

Изменение категории населенного пункта
unsplash.com

Примерно треть садоводческих товариществ страны мечтают стать поселком или деревней. В связи с такими запросами Госдума взялась разработать законодательный механизм по присвоению СНТ статуса населенного пункта.

Такой механизм формально уже существует, вот только в реальности добиться смены статуса удалось единичным товариществам. И то лишь потому, что присоединение их к населенному пункту было инициативой местной администрации.

В основной массе такие СНТ получают отказ от муниципалитетов, которым дополнительная нагрузка на бюджет не нужна. Ведь муниципалитет вынужден будет обеспечить новоиспеченный населенный пункт всей необходимой инфраструктурой.

Кроме того, включение СНТ в границы близлежащего населенного пункта или получение им статуса населенного пункта означает, что предстоит трудоемкая и длительная процедура: изменение генерального плана городского округа или сельского поселения, схемы территориального планирования муниципального района. А также зачастую и изменение категории земли – переход из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов, и изменение вида разрешенного использования земли. Должны быть очень веские основания для того, чтобы администрация начала этот процесс.

Нужен четкий работающий механизм

Депутаты Госдумы совместно с Росреестром считают, что необходимо разработать ряд критериев, в соответствии с которыми СНТ может быть отнесено к населенному пункту. Таким образом процедура приобретения СНТ нового статуса станет более четкой и регламентированной.

Если СНТ будет отвечать конкретным условиям, то никто не сможет отказать ему в переходе в статус населенного пункта.

Глава Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев предполагает, что такими критериями могут стать высокий процент постоянно проживающих в СНТ, а также близость к населенным пунктам.

Предпосылки к этому уже есть. Новый закон ФЗ-217 с 2019 года позволил возводить капитальные строения на садовых участках. Кроме того, в таких домах можно прописаться. Это своеобразный шаг к тому, что СНТ из места сезонного отдыха со временем может превратиться (а для многих уже превратилось) в место круглогодичного проживания или постоянное место регистрации.

На данный момент территория садоводства с установленными границами, жилыми домами и регистрацией в них не может быть основанием считать эту территорию населенным пунктом. Об этом говорит п.12 статьи 23 ФЗ-217:

“Установление границ территории садоводства или огородничества не является самостоятельным основанием для придания такой территории статуса населенного пункта. Включение территорий садоводства или огородничества в границы населенного пункта осуществляется в соответствии с законодательством РФ”.

А так ли это необходимо?

Понятно, что стремятся стать населенным пунктом далеко не все СНТ. Там, где на средства садоводов создана прекрасная инфраструктура, где нет проблем с председателем и правлением, там нет и желания к кому-то присоединяться. Хочется наслаждаться тишиной и свежим воздухом.

А то станет СНТ деревней, изменится вид разрешенного использования земли, и построят на соседнем участке автосервис. Вот вам и отдых на природе! Да и платить все равно придется – назначат управляющую компанию, и еще неизвестно, какие суммы появятся в квитанциях.

Членские взносы за счастье покажутся!

В некоторых СНТ, где назрела потребность избавиться от ига недобросовестного председателя и неоправданных поборов, чаще слышно: “Хотим стать деревней”. Но одного желания мало. Нужна ли поселению и местной администрации территория садоводства с ветхой инфраструктурой или вообще её отсутствием – вопрос риторический.

Взвесить все за и против

Статус населенного пункта или присоединение к городу/деревне – хорошо это или нет для СНТ?

Депутаты, хоть и взялись разработать четкий механизм перевода СНТ в населенный пункт, все же призывают тщательно обдумывать такое решение, рассмотреть все плюсы и минусы нового статуса.

Примерный расклад может быть такой:

Плюсы:

  • не надо платить взносы (по окончании процедуры ликвидации товарищества и передачи ЗОП и ИОП муниципалитету);
  • строительство, ремонт и чистка дорог, общее освещение и подведение коммуникаций за счет бюджета;
  • не надо платить налог за земли общего пользования;
  • обеспечение инфраструктурой за счет бюджета – медпункты, школы, сады, магазины;
  • другой тариф на электроэнергию – сельский тариф ниже, чем применяемый в СНТ;
  • выше статус участка на рынке недвижимости.

Минусы:

  • более высокая кадастровая стоимость участков земли, а это означает, что и земельный налог будет больше;
  • не будет отдельной территории – забор и ворота (шлагбаум) СНТ придется снести;
  • минус для лиц, которые получают в СНТ зарплату – председатель, бухгалтер, сторож. Хотя минус ли это? Возможно, эти люди с облегчением избавятся от своих обязанностей.

Конечно, такое положение дел весьма условно. Для многих СНТ и каждого садовода в частности минусы могут обернуться плюсами, и наоборот. Решать нужно вдумчиво каждому СНТ самостоятельно.

О чем не нужно волноваться, так это о правах на личное имущество – землю и дом. После ликвидации товарищества и присоединения к населенному пункту права собственности на земельные участки и строения сохраняются за владельцами участков (п.3 ст.84 Земельного кодекса РФ).

Для справки

На данный момент формально существуют две законодательные процедуры (которые мало у кого сработали, как мы уже говорили выше):

  • Присоединение территории садоводческого товарищества к уже существующему населенному пункту. Для тех СНТ, что расположены близко к деревне или прямо в черте города. Здесь работает ст.84 Земельного кодекса РФ о порядке установления или изменения границ населенных пунктов. Границы устанавливаются путем утверждения или изменения генерального плана городского округа, поселения и схемы территориального планирования муниципального района.
  • Присвоение статуса населенного пункта. Для обособленно расположенных СНТ, которые хотят стать новым населенным пунктом. Создание новых населенных пунктов находится в компетенции субъектов РФ и регламентируется их законами. Смотри ФЗ-131 “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”, в частности ст.13.2. Инициатива может исходить как от граждан, так и от властей.

Больше статей о жизни и управлении СНТ читайте в блоге СНТ.онлайн

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5e00a4fa1ee34f00afdf3dd0/hotim-stat-derevnei-snt-mogut-poluchit-status-naselennogo-punkta-5f183550622fc7798b7777c2

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.