Изменение назначения использования земельного участка

Содержание

Изменение целевого назначения земельного участка: процедура, документы

Изменение назначения использования земельного участка

У нас есть участок земли, который по документам идет, как предназначенный для выращивания сельскохозяйственных культур. Но мы планируем разводить на территории скот. Соответственно, было принято решение изменить официальное назначение земельного участка. В статье я подробно опишу данную процедура. Попутно дам ответы на такие вопросы:

  • Цели изменения назначения;
  • Законодательная база;
  • Порядок проведения процедуры;
  • Необходимые документы;
  • Стоимость переоформления;
  • Возможные причины для отказа.

Процедура изменения целевого назначения земельного участка

Согласно законодательству земля считается имуществом. Собственник вправе продавать/менять/дарить/завещать участок. Государство старается контролировать использование и реализацию территорий.

Поэтому любые процедуры, связанные с ними, должны осуществляться официально. Например, изменение целевого назначения земельного участка.

Как это происходит на практике, насколько сложна процедура? Стоит разобраться подробнее.

Когда возможно изменение целевого назначения участка, зачем его менять

Любое имущество разделяется согласно своему назначению. К примеру, строения бывают жилыми или нежилыми. Жилые здания нужны для постоянного проживания, в нежилых устраивают склады, рабочие помещения или офисы.

Земельные участки также имеют разное назначение, которое определяется их классовой принадлежностью. Все основные сведения хранятся внутри единой системы Росреестра, наряду с принадлежностью и внешними характеристиками территорий.

Эти данные помогают выявить категорию участков.

В законодательстве, в частности, Земельном кодексе, указан механизм, по которому граждане – собственники могут по необходимости изменить существующее назначение своих наделов. Для этого существуют 2 разных варианта:

  1. Смена разрешения. Это частная процедура, при которой категория останется неизменной. К примеру, назначение земли установлено как «овощеводство», но владелец планирует разводить там скот. Соответственно, ему потребуются специальные земли, годные под пастбища. Тогда нужно менять лишь разрешение, притом категория – сельскохозяйственные земли – останется.
  2. Смена категории. Нужна, если владелец, имеющий землю ЛПХ, желает построить там настоящий гостиничный комплекс. Тогда чтобы превратить надел в ИЖС, он будет собирать бумаги, чтобы сменить категорию.

Зачем нужно? Необходимость процедуры обуславливается желаниями собственника. Согласно законодательству использование надела должно соответствовать данным его кадастрового паспорта. Нельзя самовольно менять установленный ранее порядок.

Важно: перед началом процедуры изменения существующего целевого назначения или общей категории земли подумать хорошенько, как именно использовать территорию.

Изменение целевого назначения участка: понятие, законы

7 статья в ЗК РФ подчеркивает, что определение любой земельной категории обычно ведется по целевому назначению.

Выходит, любой участок земли имеет свою конкретную цель. И обязанности собственника – следовать ей. Тогда практическое использование надела будет осуществляться согласно данным Росреестра.

Здесь важно не путать «категория земли» с «целевым назначением». Когда первое определение масштабное, оно включает все категории, на которые потом делится земля согласно главному своему целевому назначению:

  • сельхозназначение;
  • земли для осуществления застройки;
  • природоохранные территории;
  • историко-культурные;
  • лесной фонд;
  • водный фонд;
  • промышленности и пр.

Каждая из вышеперечисленных категорий имеет свои, отдельные разновидности целевого назначения.

Любой землевладелец, при необходимости, вправе сменить существующее функциональное обозначение надела, притом категория останется нетронутой. Сменить же саму категорию крайне сложно, требует предъявления веских оснований, это долгая и муторная процедура.

Особенности процедуры отражены на страницах Земельного кодекса, а также в законе ФЗ 172.

Заполнение заявления, образец

Заявку гражданин оформляет письменно, составляя специальное заявление. Это стандартный деловой документ, в котором должны находиться следующие данные:

  • «шапка» – наименование адресата, включая адрес учреждения;
  • данные заявителя (его Ф. И. О., адрес, контактные телефоны);
  • «основная часть» – указать имеющуюся категорию своего надела;
  • желаемую категорию (целевое назначение);
  • номер участка согласно кадастру;
  • основания, подтверждающие значимость просьбы владельца;
  • перечень всех прилагаемых документов;
  • подпись заявителя, дата.

Кстати, желательно вписать соответствующие нормативные акты, статьи ЗК РФ и федерального закона (ФЗ 172). Придерживаться нейтрального делового стиля, без помарок, исправлений и приписок.

Готовое заявление можно попросить у специалистов МФЦ или посмотреть в интернете.

Характеристики и категории использования земельных участков

Любой земельный участок является либо частной собственностью (физических или юридических лиц), либо собственностью государства, в лице органов власти федерального, регионального и муниципального уровня.

В свою очередь, земля, как объект права собственности, имеет ряд индивидуальных характеристик: установленные границы, размер, кадастровый номер, адрес, категорию использования. Все эти параметры зафиксированы в государственной службе регистрации и кадастрового учета – Росреестре.

Категория участка – это назначение использования земли, которое сформировалось в процессе многолетней эксплуатации и на основе территориального зонирования.

Согласно положениям Земельного Кодекса, в России существует 7 категорий земель:

  1. земли сельскохозяйственного назначения, в том числе участки для садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства;
  2. территории городов, поселков, деревень, и других поселений;
  3. территории, занятые промышленными производствами, сооружениями инфраструктуры, телерадиовещания, энергетики, обороны, науки и космоса, земли государственных учреждений;
  4. заповедники и заказники, природоохранные земли;
  5. территории, занятые лесными массивами;
  6. территории, занятые объектами водного фонда;
  7. земли, находящиеся в запасе.

В свою очередь, каждая категория земель имеет свою градацию. Например, земельные участки городов могут разделяться на зоны под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), зоны многоквартирной застройки, деловые, культурные и производственные территории.

Что еще можно строить?

Фантазия владельца участка земли сельхозназначения в плане возведения вспомогательных и хозяйственных построек практически ничем не ограничена.

Допустимо строить множество объектов, необходимых для ведения хозяйственной деятельности, согласно вида разрешенного использования земли.

Вы можете строить:

  • объекты недвижимости, необходимые для сельхозпроизводства (склады, овощехранилища, зерносушилки и т.д.);
  • объекты коммуникаций (дороги, водопроводы и т.д.);
  • загоны для скота или птицы;
  • беседки, навесы, бани, сараи;
  • объекты детских площадок (горки, качели, песочницы и т.д.);
  • теплицы и мелиоративные сооружения;
  • другие некапитальные строения, необходимые для выполнения полного цикла сельскохозяйственного производства.

Причины смены целевого назначения участков

В процессе экономической деятельности людей и предприятий постоянно меняется облик территорий. Строятся новые населенные пункты, открываются и закрываются промышленные производства, возводятся новые объекты, сооружения и коммуникации.

Все эти преобразования должны производиться в рамках законодательства. Целевое назначение использования земельного участка – главное требование, которое должен соблюдать каждый собственник.

Если категория земель не соответствует планам бизнеса или развития территории, можно изменить назначение участка. Это происходит в следующих случаях:

  1. Расширение территории населенного пункта (когда под застройку попадают земли сельскохозяйственного назначения, ранее принадлежащие совхозам и колхозам);
  2. Возведение загородных поселков коттеджного типа;
  3. Застройка пустующих территорий, принадлежащих Министерству обороны;
  4. Жилая застройка промышленных зон, заброшенных или используемых не по назначению;
  5. Создание новых садоводческих товариществ (СНТ), дачных кооперативов (ДНП);
  6. Создание фермерских хозяйств на территории населенного пункта;
  7. Создание новых предприятий;
  8. Строительство спортивных сооружений и баз на территории лесного фонда (потребуются согласования и допуски во многих инстанциях);
  9. Строительство дорог, мостов и коммуникаций, проходящих через земли лесного и водного фонда.

Разумеется, самая распространенная причина смены категории участка земли в России — когда физическому лицу необходимо построить жилой дом на землях сельскохозяйственного назначения. Оно и понятно: стоят такие участки в разы дешевле других категорий (в частности, предназначенных под ИЖС).

Однако здесь следует иметь ввиду, что далеко не каждый такой участок вообще удастся перевести, так как законом предусмотрено множество ограничений:

Источник: https://uk-mishino.ru/nezhilaya-sobstvennost/izmenenie-celevogo-naznacheniya-zemelnogo-uchastka.html

Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка

Изменение назначения использования земельного участка

Изменение вида разрешенного использования земельного участка представляет собой одну из дополнительных характеристик юридической важности.

Собственник земельного участка по данному критерию знает, как им можно распоряжаться, что разрешено строить, а какие работы категорически запрещены.

Важно знать, что вид разрешённого использования участка заносят в реестр, а также формирует кадастровую стоимость.

Как определяется вид разрешённого использования земельного участка

Вариант допустимого применения земли предопределяется на основе классификатора, утверждённого приказом 540 Минэкономразвития 1 сентября 2014 года.

До того момента применялось градостроительное регламентирование правил по пользованию земельными участками и возможность возведения строительных объектов.

Иначе говоря, собственник территориального надела сам определял вид допустимого пользования ЗУ посредством подачи заявки в соответствующий компетентный орган. После этого принималось решение о внесении изменений по отношению данной земли.

Кто может изменить вид допустимого использования участка

Этим правом наделён собственник землевладения или его законный представитель. У него должна быть доверенность, заверенная в нотариальной палате.

Как происходит этот процесс

Ели появилась необходимость в смене категории земельного участка, владелец должен лично обратиться в госорганы самоуправления или в муниципальную администрацию с просьбой внести текущий вид разрешённого использования надела с классификатором разновидности допустимого использований земельного участка.

На принятия положительного\отрицательного ответа отводится 30 дней. Это решения является принципиальным значением для земельного комитета или иного уполномоченного органа, так как на основании него, будет принято окончательное решение.

Какие необходимо иметь при себе документы:

  • Заявление в письменном виде. В нём должен быть указан кадастровый номер земельного участка;
  • Документ, подтверждающий личность обращающего гражданина;
  • Правоустанавливающие справки пользования и распоряжения земельного участка.

Срок изменения составляет 10 дней со дня подачи письменного обращения заявителя. Этот период может быть увеличен, если документация была подана в МФЦ. В этом случае время отсчёта будет идти со дня подачи документации из МФЦ в госорган.

Основаниями для отказа изменения разновидности использования земельного участка, являются:

  1. Ненадлежащая подача документов. Искажение реальных данных, противоречивость, недостоверность.
  2. Не совпадает требуемый вид разрешённого использования территориального надела с госкатегориями, которые занесены в кадастр недвижимого имущества. Также несовпадение может наблюдаться с классификатором вида разрешённого пользования землёй. Принято он 1 сентября 2014 года.
  3. Отсутствует информация об этом земельном участке.
  4. Если решение не согласовано с собственником участка о смене ВРИ.
  5. Если территория находится в аренде, которая была получена посредством ОМС-аукциона.
  6. При несовпадении вида разрешённого использования категорией допустимого пользования землёй в охраняемой зоне с объектами, являющиеся культурным наследием.
  7. Заявитель не желает платить заявленную стоимость за процедуры смены вида разрешённого использования земельного участка.

Также могут быть иные причины отказа, каждый случай носит индивидуальный характер, поэтому невозможно предусмотреть сразу все возможные варианты отказа госорганами.

В каких случаях и для чего нужно менять

Любая земля должна использоваться в соответствии с её целевым предназначением.

Строительство на земле сх назначения многоквартирных зданий или торгово-развлекательных предприятий считается нарушением закона.

Поэтому очень часто появляется нужда в изменении разновидности  допустимого использования земельного участка, если землепользователь желает задействовать  территориальный надел в других целях.

К ним относится:

  • В процессе продажи земли хочет получить дополнительную прибыль, так как его ценообразование может видоизменяться от установленного ВРИ;
  • Начало ведение индивидуальной предпринимательской деятельности;
  • Строительство многоэтажек или других жилых сооружений на территории, которая до этого момента использовалась для других целей.

Если не внести своевременно изменения вида разрешённого использования, за это может последовать административное наказание.

Размер штрафных санкций:

  1. Штраф 0,5% от оценки по кадастровому значению земли или 3 тысячи рублей, если он меньше этой суммы без целевого использования территориального надела. Например, длительный простой вспаханной земли на сх участках.
  2. Штраф 1,5% от оценки по кадастровому значению земли или 20 тысяч рублей, если он меньше этой суммы без наличия строительных работ. Например, земельный участок отдан под возведение жилищного фонда.
  3. Штраф 1% от оценки по кадастровому значению земли или 10 тысяч рублей, если он меньше этой суммы, если территориальный надел использовался не по его прямому назначению.

Все земли подразделяются на несколько категорий, к каждой из них прикреплён вид разрешённого использования.

На земельных участках, предназначенных для сх деятельности, можно разводить хозяйство, ловить рыбу, заниматься огородничеством и садоводством.

На территориях с населёнными пунктами разрешено создавать зоны  специального назначения, строить производственные цеха, использовать  территорию в социально-деловых целях.

В жилых зонах не запрещается  возведение индивидуальных и частных домов разной этажности.

Частная собственность, это в основном земли сх назначения или участки населённых пунктов. По этой причине, смена вида допустимого использования сопряжена именно с этими участками.

Как выбрать вид разрешённого использования

Каждый собственник территориального надела имеет право на выбор любого доступного ВРИ в зависимости от целевого использования земельного участка. Для этого необходимо составить письменное обращение и передать его на рассмотрение в компетентный орган (местная администрация).

После получения положительного решения, либо отказа, ответ будет переадресован в кадастровую организацию. Больше никаких дополнительных действий от владельца земельного участка не потребуется. Ему необходимо будет дождаться оформления и получения нового документа с внесёнными изменениями.

Внесение изменений в кадастр

Как только будет получено положительное решение и внесены изменения, необходимо обновление в кадастровом учёте.

Сделать это можно следующим образом:

  1. Подать заявление через портал госуслуг. Обязательно приложить межевой план, заверенную документацию в электронном формате.
  2. Лично обратиться в кадастровую инстанцию вместе с заявлением.
  3. Отправить обращение посредством почтового отделения. Приложить опись и обратного уведомления о получении.

Неважно, какой способ будет реализован, важно наличие правоустанавливающих документов на земельный участок: план межевания, справка с положительным решением о внесении изменений ВРИ, паспортные данные. Кроме этого, должен быть документ для подтверждения прав на землю.

Основания для отказа

Местный орган самоуправления может отказать в изменении вида допустимого использования земельного участка. Это может быть связано со следующими нижеизложенными причинами:

  • Допущены ошибки в индивидуализации данных территориального надела или в реквизитах.
  • Предоставлен не весь комплект документов.
  • Не обоснована инициатива в изменении ВРИ.
  • Мотивация собственника изменения вида допустимого использования ЗУ противоречит градостроительному законодательству.

В последнем случае невозможно повлиять на решение местного управления, в остальных вариантах, необходимо донести документы и исправить выявленные ошибки. После этого можно вновь обратиться в администрацию. А чтобы такого не случилось, необходимо заранее уточнить порядок подачи документов, после этого заниматься их сбором и оформлением.

Смена категории

В местный орган самоуправления нужно подать заявлением с указанием кадастрового номера, текущей и предполагаемой категорией земельного участка. Кроме этого указать причины изменения категории, информацию о владельце и наличие имеющихся обременений.

К заявлению приложить следующий перечень документов:

  • Личный паспорт.
  • Кадастровые документы.
  • Выписка из налоговой службы. Это требуется юридическому лицу и предпринимателю.
  • Выписка из единого государственного реестра на недвижимое имущество.

Если эта процедура осуществляется арендатором, необходимо получить разрешение у собственника территориального надела.

Смена целевого предназначения земли

Может возникнуть такая ситуация, что владельцу участка необходимо сменить целевое предназначение территории, но без перевода в иную категорию.

В этом случае предусмотрен следующий алгоритм действий:

  1. В земельный комитет передать кадастровые документы на ЗУ и остальные свидетельства для подтверждения достаточности прав на земельный участок.
  2. Составить заявление в письменном виде и предоставить его в местный административный орган.
  3. Проведение публичных слушаний. Решение будет принято после их проведения. Оплачивает это мероприятие заявитель.

Сбор дополнительных документов осуществляется по требованию земельного комитета.

Условно допустимый вид использования земли

Его отличие заключается в необходимости обязательной согласованности подобного выбора. Процедура контролируется градостроительным комитетом, который предусматривает следующий порядок нижеизложенных действий:

  • Подача письменного обращения от владельца территориального надела в компетентный орган: земельный комитет.
  • Публичные слушания в соответствии с установленным уставом в данном населённом пункте.
  • Передача имеющихся пожеланий и замечаний членам комиссии от лиц, которые принимают непосредственное участие в слушаниях.
  • Принятие соответствующего решения местным административным правлением.

Если заявитель не согласен с отрицательным ответом, он имеет полное право на его обжалование. Для этого необходимо составить исковое заявление, приложить к нему все имеющиеся документы: начиная от доказательства прав на земельный участок, заканчивая публичными слушаниями (справка с отрицательным решением).

Изменение ВРИ по требованию арендатора или иного гражданина

Инициировать этот процесс может только собственник земельного участка, но не арендатором. Даже если оформил в аренду публичный участок земли посредством открытых торгов. Арендатор должен знать, что после торгов, эксплуатация территориального надела возможна только в конкретном направлении.

Эти сведения так же присутствуют и в обзоре судебной практике, Верховный суд установил, что эта последовательность изменения вида разрешённого использования земельного участка будет направлен на обход процедуры открытого аукциона, это прямое нарушение действующего законодательства.

Использование вспомогательного ВРИ вместо основного

Вспомогательный вид используется после применения основного ВРИ. Основной ВРИ допускает возведение жилых объектов, а вспомогательный — предполагает наличие дополнительных построек.

Наглядный пример: обустроить место для стоянки авто можно при наличии жилого здания и отдельной территории. Расположить стоянку на всём участке невозможно.

Вид разрешённого использования земли определяет её целевое назначение, оно в полной мере должно соответствовать градостроительной схеме и действующему законопроекту. В любом случае, чтобы инициировать смену категории, собственник обязан обратиться в местное самоуправление.

Источник: https://prozemlu.ru/poryadok-izmeneniya-vida-razreshennogo-ispolzovaniya-zemelnogo-uchastka/

Как изменить целевое назначение земельного участка – Юр-консультант

Изменение назначения использования земельного участка

Все участки земли классифицируются на категории, которые подразделяются на несколько видов. Каждую территорию разрешено использовать только по функциональному предназначению. Самостоятельное изменение категории земли является административным правонарушением.

Виды и требования к целевому назначению земли

С целью обеспечения разумного использования УЗ их подразделяют на разные категории. К таковым относятся земли:

  • Населённых пунктов. Предназначены для постройки зданий, ведения подсобного хозяйства.
  • Сельскохозяйственные. Располагаются за городской чертой и используются для производства сельхозпродукции.
  • Промышленные. Находятся за пределами населённых пунктов. Предназначены для деятельности энергетических, транспортных, военных и других объектов.
  • Лесного фонда.
  • Водного фонда.
  • Запаса.
  • Рекреационные.
  • Особо охраняемые.

Требования к целевому назначению земель регламентированы Земельным кодексом Российской Федерации, основываясь на следующих критериях:

  • Категория земли, на которой расположен надел.
  • Статус владельца земли.
  • Права на УЗ.
  • Цель использования территории.

Например, человек купил участок под строительство дома, а земля предназначена для ведения с/х. Для реализации поставленной цели УЗ необходимо переоформить в другую категорию.

Можно ли поменять целевое использование земельного участка и зачем это нужно?

Целевое назначение надела изменить можно. Для этого законодательство предусматривает различные варианты:

  • Изменение разрешения. При этом категория остаётся прежней.
  • Смена категории.

СПРАВКА. Процедура изменения целевого назначения земли длительная и достаточно сложная. Когда при этом есть выгода, труды обязательно окупятся.

Смена статуса УЗ обуславливается объективной социальной или экономической целесообразностью. Например, возведение промышленного объекта или здания, корректировка площади, строительство дороги.

Как изменить целевое назначение?

Перевод надела в другую категорию находится в компетенции органов местного самоуправления, исполнительных органов РФ. Российское законодательство закрепляет, какие категории можно переводить:

  • Земли, находящиеся в собственности частных лиц.
  • Сельскохозяйственные угодья, ведением которых занимаются местные органы самоуправления.
  • Территории, состоящие в собственности Правительства РФ, субъектов РФ.

Этапы изменения целевого назначения:

  • Подача заявления в уполномоченный орган.
  • Рассмотрение запроса специальной комиссией.
  • Проведение слушания через 5 дней после подачи заявки.
  • Вынесение решения.

ВАЖНО! В ходатайстве обязательно указывают весомые основания, причины для смены назначения надела.

Если принято положительное решение, оформляют акт и направляют его заинтересованной стороне. Чтобы изменение целевого предназначения вступило в силу, его необходимо документально зафиксировать в кадастровой палате.

Сроки и стоимость

Для рассмотрения заявки закон отводит срок 2 месяца. Если вопрос находится в компетенции Правительства РФ, ответ придёт в течение 3 месяцев. При отказе пакет документов возвращают заявителю через один месяц.

Заявитель оплачивает государственную пошлину за внесение записи о новом целевом назначении участка в кадастровые документы в сумме 350 рублей. Владелец надела несёт и прочие финансовые расходы, связанные с переводом надела в другую категорию.

Случаи, когда могут отказать

Отказ в изменении целевого предназначения компетентные органы обосновывают вескими причинами:

  • Не собран перечень требуемой документации.
  • Отсутствует ряд согласований.
  • Запрос не достаточно аргументирован.
  • Земли разрешается использовать только в определённой цели, поскольку они уникальные.
  • Неверно заполнены бумаги.
  • Вывод экологической экспертизы о несоответствии стандартов.
  • Выявлены расхождения в сведениях относительно ЗУ.
  • Запрет на перевод в другой статус региональным или местным законом.
  • Земля переведена в лесной фонд.

СПРАВКА. Отказ категоричен не во всех случаях. Если запрос отклонён по причине отсутствия нужных бумаг, их достаточно оформить и обратиться с ходатайством повторно.

Какие документы нужно собрать?

Для обращения в компетентные органы необходимо иметь перечень документов:

СПРАВКА. Наличие выписки не всегда обязательно, но лучше позаботиться о ней заранее, чтобы избежать возможных недоразумений.

Заполнение заявления

Документ составляют на имя главы администрации района или населённого пункта. С запросом обращаются в личном порядке. Закон допускает возможность направить бумагу ценным или заказным письмом по почте.

В заявлении в верхнем правом углу указывают:

  • Фамилию и инициалы лица, подающего запрос.
  • ФИО без сокращений (предлог «от» не пишется).
  • Адрес проживания.
  • Данные паспорта.
  • Номер телефона.

В содержании документа указывают имеющееся целевое назначение надела и обоснованные причины его изменения. Аргументацию излагают в деловом стиле: не должно быть лишних фраз. Обязательно использовать юридическую терминологию. Можно обратиться к юристу, если есть затруднения.

В конце документа ставят дату и подпись, перечисляют перечень прилагаемых документов.

ВАЖНО! Если заявление с пакетом обязательных бумаг направляется повторно, необходимо это отметить. Обозначить причину отказа и указать, как был устранён недочёт.

Таким образом, чтобы изменить целевое предназначение участка, следует обратиться в районную администрацию с ходатайством и перечнем документов. Ответ может быть, как положительным, так и отрицательным. Поэтому необходимо приводить чёткие аргументы и обоснования причин смены статуса земельного надела.

Источник: https://georeestr.com/zemelnyj-uchastok/vidy-naznacheniya/izmenenie-tselevogo-naznacheniya.html

Как изменить целевое назначение земельного участка — Про сад и дом

(105,00

Источник: https://juristkonsultant.ru/kak-izmenit-celevoe-naznachenie-zemelnogo-uchastka.html

Как поменять назначение земельного участка?

Изменение назначения использования земельного участка

Автор – Васильева Оксана Николаевна
доцент, к.ю.н.,
доцент Департамента правового регулирования
экономической деятельности Финансового университета
при Правительстве Российской Федерации

Автор – Карпухин Дмитрий Вячеславович
к.ю.н., профессор Департамента международного и публичного права
Финансового университета при Правительстве РФ
Cайт – www.fa.ru

Вид разрешенного использования (далее – ВРИ) земельного участка является одной из характеристик земельного участка как объекта недвижимости и устанавливает цели, в соответствии с которыми можно использовать участок (например, садоводство, личное подсобное хозяйство, индивидуальное жилищное строительство и др.)

В соответствии с положениями пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ ВРИ (основные и вспомогательные) выбираются правообладателем самостоятельно. При этом не требуется никаких разрешений и согласований.

https://www.youtube.com/watch?v=OX4i-creAc0

Исключение из указанного перечня составляют правообладатели в лице органов публичной власти, государственных и муниципальных унитарных предприятий и учреждений.

Аналогичные положения закреплены в части 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой правообладатель выбирает любой ВРИ и при этом не требуется дополнительных согласований и разрешений.

Перечень ВРИ содержится в классификаторе видов разрешенного использования, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.09. 2014 г. №540.

На практике часто встречаются случаи, когда, например, земельный участок целесообразнее использовать под коммерческие цели и построить на нем магазин или офис, чем использовать под строительство жилого дома.

Однако, если в установленном законе порядке не изменить вид разрешенного использования, то построенный объект не получится зарегистрировать; возникнут проблемы с его обеспечением коммуникациями, вплоть до признания возведенных помещений объектами самовольной застройки со всеми вытекающими последствиями.

Принципиально важным моментом в механизме изменения вида разрешенного строительства является градостроительный регламент, прописанный в Правилах землепользования и застройки (далее –ПЗЗ) муниципального образования.

В соответствии с положениями пункта 2 части 3 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации данные правила включают в себя положения об изменении ВРИ земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.

На практике это означает, что ПЗЗ содержат перечни ВРИ, расположенных в границах определенных муниципальных образований, и если конечный ВРИ земельного участка на который хотят изменить исходный ВРИ в ПЗЗ не прописан, то осуществление указанной процедуры не представляется возможным.

Узнать ВРИ земельным участком можно как посредством он-лайн ресурса, так и с помощью получения документального подтверждения.

В первом случае необходимо воспользоваться электронной версией публичной кадастровой картой Росреестра, посредством ввода кадастрового номера земельного участка в поисковое окно.

Таким образом, можно получить сведения о категории земель, также о ВРИ.

Во втором случае необходимо заказать выписку из ЕГРН в Росреестре, который делает ее в течение 3 (трех) дней и подтверждает электронной цифровой подписью (ЭЦП).

Кроме того, для того, чтобы узнать к какой территориальной зоне относится земельный участок и какие ВРИ предусмотрены для данной зоны, необходимо обратиться в орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен такой участок, и получить выписку из ПЗЗ.

Для изменения ВРИ (основного и вспомогательного) собственнику земельного участка необходимо обратиться в Росреестр и предоставить заявление по установленному образцу (форма которого утверждена приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 №920).

Кроме того, заявитель представляет Декларацию о выбранном виде разрешенного использования земельного участка, а также копию выписки из ПЗЗ. Декларацию может подать только собственник земельного участка. Данная государственная услуга предоставляется Росреестром бесплатно.

Однако следует учитывать, что изменение ВРИ по волеизъявлению собственника земельного участка относится только к основным и вспомогательным видам разрешенного использования. Изменить ВРИ земельного участка на вид, отнесенный к условно разрешенному, возможно только после получения разрешения. Его предоставление относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Глава муниципального образования принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка на основе результатов проведенных публичных слушаний или общественных обсуждений.

Следовательно, в Росреестр при обращении с заявлением на изменение вида разрешенного использования, кроме указанных документов необходимо предоставлять акт соответствующего органа местного самоуправления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.

Кроме того, следует учитывать, что изменения ВРИ земельного участка влияет на размер кадастровой стоимости, может повлечь ее увеличение, и, как следствие, может повлиять на размер земельного налога.

Подписка на журнал «Оценка инвестиций» доступна по ссылке:esm-invest.com/ru/subscri

Источник: https://zen.yandex.ru/media/esm_invest/kak-pomeniat-naznachenie-zemelnogo-uchastka-5f83fe7bb1a4d95dc08e93d8

Как изменить вид использования земельного участка 2021

Изменение назначения использования земельного участка

Время чтения 8 минутСпросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−

Изменение вида разрешенного использования (ВРИ) земельного участка – это неизбежная операция, требующаяся для того, чтобы получить право использовать свою землю для какой-либо цели, не предусмотренной ее действующим ВРИ.

Согласно ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, изменить ВРИ возможно только, если это предусмотрено местными правилами землепользования и застройки, утвержденными для данного муниципального образования.

Зачем менять ВРИ?

Разрешенный вид использования – это не просто слова. Собственник земли имеет право пользоваться своим участком только так, как это разрешено и зафиксировано в правоустанавливающих документах. Иные способы использования недопустимы.

Типичный пример. Собственник хотел бы построить на своем участке торговую точку. Однако данная земля имеет сельскохозяйственное назначение. Это означает, что выполнить свое желание он по закону не вправе. Возможно это станет только после смены ВРИ.

В действительности изменение ВРИ может потребоваться в силу самых разнообразных причин:

  1. Перепродажа земли. С изменением ВРИ вполне возможно увеличить стоимость участка в несколько раз. Например, если ранее землю можно было использовать только для сельскохозяйственных нужд, а после смены ВРИ на ней можно будет построить многоквартирный дом, то цена участка возрастет минимум в 3-4 раза.
  2. Строительство торговой точки или производственного предприятия. В этом случае земля будет приносить максимум прибыли даже в том случае, если конечной целью правообладателя станет ее перепродажа.
  3. Жилое строительство. Эта цель стоит перед огромным количеством землевладельцев, которые и хотели бы построить жилье на своей земле, но не вправе этого сделать до смены ВРИ.

Использование земли вразрез с ВРИ чревато для правообладателя серьезным административным штрафом, который будет взиматься до тех пор, пока собственник не устранит выявленное правонарушение.

На данный момент предусмотрены следующие штрафы за данное правонарушение:

  1. До 1% от кадастровой оценки участка (не менее 10 тыс. руб.) за нецелевое его использование.
  2. До 0,5% от кадастровой оценки земли (но не менее 3 тыс. руб.) за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения.
  3. До 1,5% от кадастровой оценки земли (но не менее 20 тыс. руб.) за отсутствие строительства на земле, выделенной под ИЖС.

Что такое основные и условно разрешенные ВРИ?

Все виды разрешенного использования земель перечислены в классификаторе ВРИ. Каждый участок имеет присвоенный ему основной ВРИ, Однако, существуют также градостроительные регламенты, применяемые к каждой отдельно взятой территориальной зоне. И этим регламентом за конкретной территорией может быть закреплено несколько дополнительных видов условно разрешенного использования земель.

Главным отличием междуосновными ВРИ и условно разрешенными является то, что для использования земли, в соответствии с основным ВРИ, правообладателю не требуется ничье разрешение. Это право итак за ним закреплено правоустанавливающими документами.

Иное дело условно разрешенные ВРИ. Чтобы получить право на любой из условно разрешенных ВРИ потребуется предварительное согласование с соответствующими органами местного самоуправления. Это в первую очередь касается капитального строительства.

Этап 1: подготовка документов

Собственнику земельного участка необходимо тщательно подготовиться к процедуре, заранее собрав все документы. В частности следует обратиться в местную адимнистрацию, чтобы уточнить: имеется ли соответствующее постановление, на основании которого может быть осуществлено изменение ВРИ.

Помимо этого потребуются:

  1. Заявление на изменение вида разрешенного использования земельного участка. Его заполняет собственник и подает в местную администрацию на имя ее главы.
  2. Паспорт или иной документ, подтверждающий личность землевладельца.
  3. Если землевладелец – юридическое лицо, предоставляется выписка из ЕГРЮЛ.
  4. Если интересы заявителя представляет третье лицо (адвокат), прилагается копия его паспорта и нотариально заверенная доверенность, в которой точно перечислены все полномочия представителя.
  5. Выписка из ЕГРП, подтверждающая право собственности и содержащая все основополагающие характеристики участка, а также документ, на основании которого это право было приобретено: завещание, купчая, дарственная и т.д.
  6. Ситуационный или адресный план участка, исходя из которого можно легко определить, где именно находится сам участок и смежные с ним.
  7. Согласование с арендодателем вопроса изменения ВРИ, если участок находится в долгосрочной аренде, а заявление подает от своего имени арендатор.
  8. Если на участке имеются какие-либо капитальные строения (объекты недвижимости), то к заявлению прилагаются правоустанавливающие документы и на них.
  9. Проект планировки той территории, к которой относится данный участок.

Этот перечень – основной. В зависимости от конкретного ВРИ, список может быть расширен. Чтобы не потратить время впустую, лучше всего заблаговременно уточнить полный перечень в местной администрации, а также ознакомиться с формой заявления и другими обязательными формами.

В общем случае заявление и все приложения к нему в администрацию подает сам землевладелец. Однако с его согласия это могут сделать доверенное лицо (при наличии нотариально заверенной доверенности), а также арендаторы. Документы можно отправить и Почтой России.

В том случае, когда заявитель или его доверенное лицо подают документы в приемной администрации, взамен выдается расписка в получении, на которой поставляется полный перечень принятых документов, а также дата и подпись уполномоченного лица.

Срок рассмотрения заявления ограничен. В общем случае он не может быть дольше 60 дней, но если рассмотрение вопроса не требует организации и проведения публичных слушаний, тогда заявление рассматривают и принимают по нему решение в течение не дольше 30 дней.

Общего закона, согласно которому за изменение ВРИ взимается госпошлина в установленном размере – нет. Однако, на местном уровне вполне могут издаваться постановления, по которым за изменение ВРИ может взиматься в пользу бюджета субъекта федерации установленная сумма. Уточнить этот вопрос следует там же, куда и подается заявление вместе с приложениями к нему.

Этап 2: получение решения

После рассмотрения поданного землевладельцем или его доверенными лицами заявления, глава администрации принимает решение об удовлетворении или отказе в изменении ВРИ.

Чтобы получить решение, необходимо явиться в администрацию и предъявить паспорт или доверенность. И решение, и отказ выдаются только в письменной форме.

Отказ обязательно должен быть мотивированным, а при несогласии землевладельца с ним документ можно использовать для оспаривания в суде или в вышестоящей инстанции.

Для собственника участка решение администрации является основанием для внесения изменений в ЕГРН. При этом сведения в Росреестр подает местная администрация, которая и вынесла такое решение.

Этап 3: внесение изменений в ЕГРН

С момента, когда администрация направляет в Росреестр сведения о принятом решении об изменении ВРИ, в отношении какого-либо земельного участка, должно пройти не более 15 дней до внесения изменений в ЕГРН.

Этот регламент принят в отношении межведомственного информационного взаимодействия.  Далее закон отводит только 5 дней на то, чтобы уведомить о внесении изменений правообладателя.

Уведомление отправляется по известному адресу (электронному или обычному), согласно Приказу №173 от 25.03.2016 г. Минэкономразвития России, а также ст. 34 ФЗ №218.

Если в обозначенный срок правообладатель не получил официального уведомления, он вправе лично обратиться в Росреестр с соответствующим заявлением о внесении изменений (ст. 33 ФЗ №218).

В этом случае Росреестр направляет в течение 3 дней с момента получения заявления запрос в местные органы государственной власти и самоуправления для получения информации, а в течение 5 дней уведомление о внесении изменений направляется заявителю.

Собственнику следует иметь в виду, что по итогам изменения ВРИ, может существенно измениться кадастровая стоимость участка, а в соответствии с этим изменится в большую сторону и размер земельного налога. Оспорить завышенную, по мнению правообладателя, кадастровую стоимость можно в Росреестре и в суде, согласно Ф №135 от 29.07.1998 г.

Как быстро изменить ВРИ?

Тем, кто никогда не сталкивался с процедурой смены ВРИ, сложно представить себе этот процесс на практике. В первую очередь сложность состоит в том, что взаимодействовать приходится с местным землеустроительным комитетом. Для того, чтобы заявление и приложения к нему были приняты в кратчайшие сроки к рассмотрению, необходимо крайне тщательная предварительная подготовка.

Администрация местного муниципалитета вправе отказать заявителю при выявлении любых несоответствий и ошибок в поданных документах. А, как показывает практика, такие ошибки выявляются регулярно. Ошибочно напечатанные даты, искаженные сведения, опечатки и т.д.

Убедиться в том, что ваш пакет документов и заявление соответствует действующим требованиям, лучше заранее. Сделать это просто – обратитесь к земельному юристу за консультацией.

Специалист проверит ваш пакет документов и даст рекомендации, либо предложит действовать далее от вашего имени.

Источник: https://law03.ru/land/article/kak-izmenit-vid-ispolzovaniya-zemelnogo-uchastka

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.