Изменение расторжение контракта по 44 фз

Содержание

Особенности расторжения контракта по 44-ФЗ по соглашению сторон

Изменение расторжение контракта по 44 фз

Особенности расторжения контракта по 44-ФЗ по соглашению сторон.

Бывают случаи в практике госзакупок по 44-ФЗ, когда стороны после заключения контракта по тем или иным причинам принимают обоюдное решение расторгнуть контракт. Возможность расторгнуть государственный контракт по соглашению сторон (по обоюдному согласию) предусмотрена законодательством в сфере госзакупок в части 8 статьи 96 44-ФЗ. Давайте рассмотрим особенности такого расторжения контракта.

Особенности расторжения контракта по 44-ФЗ по соглашению сторон.

В 44-ФЗ относительно расторжения контракта по соглашению сторон сказано очень мало. Точнее законодательством только предусмотрена такая возможность. В связи с этим относительно процедуры расторжения контракта стороны должны руководствоваться нормами Гражданского Кодекса.

Кроме того порядок расторжения может быть прописан в тексте самого контракта, но это правило не обязательное.

Данное соглашение заключается в той же форме что и сам контракт оформляется в письменном виде и заверяется подписями и печатями сторон. Если в момент подписания соглашения какие-либо обязательства по контракту уже выполнены, то востребовать возврат затрат не получится.

В каких случаях возможно расторжения контракта по 44-ФЗ по соглашению сторон.

1) Невозможность выполнить свои обязательства исполнителем по объективным причинам, которые не зависят от него (форс-мажор). К этим ситуациям относятся: наводнения, землетрясения, войны, снежные бури и тому подобное. Также форс-мажорными считаются обстоятельства, которые нарушают работоспособность техники, транспорта, средств связи.

2) В случае, когда у заказчика пропала необходимость закупать данные товары, работы, или услуги.

3) Исполнение контракта не представляется возможным из-за действия сторонних факторов.

4) Заказчик не получил необходимое финансирование из бюджета, которое нужно для оплаты товаров, работ услуг по контракту.

5) Заказчик не выбрал весь объем товаров, работ или услуг по данной закупке на момент истечения срока действия контракта.

6) Поставщик утратил возможность своевременно выполнить свои обязанности, а заказчик согласен отказаться от контракта.

7) Допустимо расторгать контракт по взаимному согласию только при наличии веских на то обстоятельств. Такое правило предусмотрено статьей 451 Гражданского Кодекса. Существенными признаются только те ситуации, при наступлении которых раньше контракт вовсе не был бы заключен.

Процедура расторжения контракта по 44-ФЗ по соглашению сторон.

Что касается процедуры расторжения контракта таким способом, то она ни как не регламентирована. Поэтому стороны придерживаются общих рекомендаций, прописанных в ГК РФ:

• Одна из сторон разрабатывает проект дополнительного соглашения. В нем должны быть указаны реквизиты сторон, номер и дата заключения контракта, а также причина принятия решения расторгнуть контракт.

• Соглашение подписывают обе стороны контракта.

• Заказчик вносит сведения об оформленном соглашении в реестр контрактов. В ЕИС должна появиться информация о дате прекращения действия контрактных обязательств, основания для расторжения контракта, а также реквизиты оформленного соглашения.

• Контракт считается расторгнутым с момента подписания соглашения обеими сторонами. Дата оформления документа должна обязательно указываться в его тексте.

Последствия от расторжения контракта 44-ФЗ по соглашению сторон для исполнителя.

1) Основной смысл этой процедуры – это отсутствие взаимных претензий и обязательств сторон контракта.

2) При расторжении госконтракта по соглашению сторон, заказчик не имеет права направлять данные исполнителя в РНП.

3) Также стороны не имеют права требовать возврата ранее выполненных обязательств.

4) Заказчик может потребовать от исполнителя соблюдения в будущем гарантийных обязательств на уже поставленные товары, или выполненные работы при наступлении гарантийных случаев.

5) Что касается суммы обеспечения контракта, то в законодательстве прямо не сказано, что данная сумма не возвращается, или возвращается при расторжении контракта по соглашению сторон. С другой стороны законодательством предусмотрено, что обеспечение возвращается после полного исполнения исполнителем своих обязательств.

Поэтому в случае расторжения контракта заказчики иногда пытаются оставить залоговую сумму себе. При этом заказчик ссылается на правилах ГК РФ и расценивает обеспечение контракта, как компенсацию понесенных убытков в результате неисполнения поставщиком обязательств.

Но спешим вас обрадовать, чаще всего после расторжения контракта 44-ФЗ по соглашению сторон заказчики возвращают обеспечение контракта. В противном случае вы можете направить в суд исковое заявление и с помощью юристов БКТендерлегко выиграть дело.

Расторжение контракта при условии договоренности обеих сторон считается наиболее предпочтительным вариантом. Такая процедура не влечет за собой негативных последствий ни для исполнителя, ни для заказчика.

Если же одна из сторон не соглашается, то единственным выходом из такой ситуации становится обращение в суд.

Чтобы доказать невозможность исполнения взятых на себя обязательств по контракту и выиграть дело необходимо обратиться за помощью к опытным юристам по госконтрактам БКТендер.

Для этого позвоните нам по телефону: 8 800 444-19-54 (бесплатно по всей РФ), или оставьте заявку на сайте БКТендер и мы вам перезвоним.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c77028757accc00b6dccb98/osobennosti-rastorjeniia-kontrakta-po-44fz-po-soglasheniiu-storon-5f4b5098e2406d06b9f26288

Расторжение контракта по 44-ФЗ – случаи и порядок

Изменение расторжение контракта по 44 фз

Порядок расторжения контракта, заключенного на основании норм Федерального закона №44, регламентируется статьей 95 этого закона.

Также применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее будет использоваться общепринятое сокращение –  ГК РФ).

Существует три ситуации, в которых возможно расторжение: в одностороннем порядке, в судебном порядке или по соглашению сторон. Каждая из них имеет свои особенности и нюансы.

Расторжение контракта по соглашению сторон

Такая возможность определена в части 8 статьи 95 Федерального закона №44. Однако о самой процедуре и механизме ее осуществления ничего не сказано. Для того чтобы разобраться в деталях, нужно обращаться к ГК РФ. 

В части 1 статьи 450 ГК РФ четко указано, что возможность расторжения контракта по соглашению сторон предусматривается по умолчанию, даже если в тексте документа не прописано соответствующего пункта.

В Федеральном законе 44 тоже нет указания на то, что такая информация должна быть внесена в контракт в обязательном порядке.

Таким образом, все ссылки заказчика на то, что разорвать контракт нельзя из-за того что в нем нет указания на возможность это сделать – совершенно неправомерны.

Контракт по взаимному согласию может быть расторгнут только в определенных случаях, предусмотренных статьей 451 ГК РФ. Обстоятельства, способствующие этому, должны быть существенными. То есть такими, что если бы они наступили раньше, то стороны и вовсе не заключали бы контракта.

На практике это чаще всего бывают непредвиденные обстоятельства (например, изменение доведенные бюджетных лимитов у заказчика, невозможность завершить поставку товара поставщиком, так как он снят с производства) или форс-мажор.

Как бы там ни было, если стороны действительно решили по соглашению расторгнуть контракт, то этот пункт не будет служить для них препятствием. Существенность обстоятельств – довольно субъективный критерий.

Единственное, о чем стоит позаботиться при расторжении контракта по двустороннему согласию – это о том, чтобы оно было оформлено документально. Данное требование установлено в статье 452 ГК РФ.

Кроме того, на основании статьи 103 Федерального закона №44 в трехдневный срок после заключения соглашения заказчик должен внести информацию в реестр контрактов в ЕИС.

Подробнее про процедуру вы можете почитать в отдельной статье.

Что влечет за собой расторжение контракта по соглашению сторон.

Согласно нормам статьи 453 ГК РФ единственное последствие для сторон, наступающее после того как контракт расторгнут – это прекращение взаимных обязательств. Заказчик не вправе внести информацию о бывшем партнере в реестр недобросовестных поставщиков.

Расторжение контракта в одностороннем порядке

Возможность расторжения контракта в одностороннем порядке предусмотрена частью 8 статьи 95 Федерального закона №44, при условии что соответствующая информация была внесена в контракт во время его заключения. В противном случае расторгать контракт придется в судебном порядке. 

Инициатором расторжения может выступить любая из сторон в случаях, определенных ГК РФ. Механизм для них будет примерно одинаковым (определен статьей 95 Федерального закона №44). Во-первых, нужно известить партнера о намерении разорвать контракт.

Делается это любым способом, главное – чтобы было получено подтверждение о доставке уведомления (например, корешок заказного письма, информация о вручении телеграммы или отчет о прочтении по электронном почте).

С момента получения стороной-ответчиком уведомления начинается десятидневный срок, в течение которого “провинившаяся” сторона может исправить свои ошибки (если нарушение допущено впервые).

Если стороны не намерены продолжать сотрудничества, то до момента расторжения они должны “рассчитаться” за частично исполненные обязательства. Например, если поставщик уже передал часто товара заказчику и он его принял, то должна быть произведена оплата, пропорционально исполненным обязательствам. То же самое касается выполненных работ/оказанных услуг. 

В случае, если поставщик некачественно исполняет обязательства по контракту и заказчиком проведена соответствующая экспертиза, то для продолжения сотрудничества он должен не только дать обязательство исправиться и поставить качественный товар/оказать услугу/выполнить работу так, как это предусмотрено контрактом, но и компенсировать расходы на проведенную экспертизу.

Подробнее про процедуру и алгоритм действий читайте здесь.

По каким причинам поставщик может разорвать отношения с заказчиком без его согласия

ПричинаЧем регламентируется
1Несвоевременная оплата заказчиком оказанных услуг/поставленного товара/выполненных работ. Просрочки должны быть зафиксированы два и более раз Пункт 3 статья 523 ГК РФ
2Немотивированный отказ заказчика от приемки товара/работ/услуг. Должен быть зафиксирован два или более разПункт 3 статья 523 ГК РФ
3Преднамеренное создание заказчиком обстоятельств, препятствующих исполнению контакта (например, не предоставление материалов)Пункт 1 статья 719 ГК РФ
4Поставщик вправе требовать увеличение цены контракта, если материалы стали существенно дороже по независящим от него обстоятельствам. Если заказчик отказывается от увеличения, то возможно расторжение контракта в одностороннем порядке.Пункт 6 статья 709 ГК РФ

Повод для одностороннего отказа от контракта может быть и у заказчиков

Причина Чем регламентируется
1Поставка товаров/оказание услуг/выполнение работ ненадлежащего качества. Этот факт должен быть зафиксирован независимыми экспертами.Пункт 2 статья 523 ГК РФ
2Поставка товара в неполной комплектации в случае, при условии отказа поставщика исправить свою ошибку.Пункт 2 статья 480 ГК РФ
3Нарушение сроков поставки, зафиксированное не меньше двух раз.Пункт 2 статья 523 ГК РФ
4Подрядчик/исполнитель по неустановленным причинам не приступает к выполнению работ/оказанию услуг в срок или нарушает график.Пункты 2,3 статья 715 ГК РФ
5Неустранение недостатков, выявленных в ходе исполнения контракта или невозможность их устранить из-за существенности.Пункт 3 статья 723 ГК РФ
6Если заказчик во время исполнения контракта выяснил, что поставщик/подрядчик/исполнитель не соответствует требованиям, установленным документацией и Федеральным законом №44.Пункт 15 статья 95 Федерального закона №44
7Иные обстоятельства, предусмотренные законодательством Российской Федерации

Что влечет за собой расторжение контракта в одностороннем порядке

Тут, конечно, законодательство несколько несправедливо. Штрафные санкции, предусмотренные контрактом, накладываются на обе стороны. А вот в реестр недобросовестных поставщиков при нарушении закона попадает только одна сторона – не сложно догадаться какая. Реестра недобросовестных заказчиков, увы, не существует. Хотя для многих он мог бы быть полезен.

Расторжение контракта в судебном порядке

Контракт разрывают через суд в случае, если возможность одностороннего расторжения не предусмотрена в тексте контракта, а также если стороны не могут придти к обоюдному согласию. 

Что влечет за собой расторжение контракта через суд. Если суд принял решение о расторжении контракта по вине поставщика/подрядчика/исполнителя, то данные о нем наверняка будут внесены в реестр недобросовестных поставщиков. Также стоит приготовиться к оплате судебных издержек и штрафных санкций. 

Если виноватым оказался заказчик, то все оплатит (в том числе и предусмотренный контрактом штраф) он.

Как избежать нежелательных последствий при расторжении контракта

Главное правило, которое поможет избежать расторжения контракта со стороны поставщика – заключать его только тогда, когда уверен в своих силах. И, естественно, внимательно читать все условия перед подписанием. 

Если расторжение все же неизбежно, то всегда нужно стараться договариваться! Согласие между сторонами – идеальный вариант, который поможет избежать лишней волокиты и нежелательных последствий. 

И, конечно же, если заказчик расторгнул контракт без вашего желания и без веских причин, определенных законом, то не стоит отчаиваться. Свои права всегда можно отстоять в суде.

Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/76-rastorzhenie-kontrakta-po-44-fz-sluchai-i-poryadok

Изменение условий и расторжение государственного контракта на основании статьи 95 Федерального закона №44-ФЗ

Изменение расторжение контракта по 44 фз

Для того чтобы удовлетворить те или иные государственные нужды, заказчики обязаны проводить специальные процедуры закупок, на основании результатов которых подписывается специальный контракт, который выступает в качестве основания для удовлетворения тех или иных государственных нужд. Однако нередко возникают обстоятельства, по причине которых приходится изменять условия контракта или полностью его расторгать.

Каким образом должно происходить такое изменение в соответствии с условиями Федерального закона №44-ФЗ, а также что можно изменять из условий контракта?

Изменение условий контракта, заключенного в соответствии с положениями Федерального закона №44-ФЗ

Федеральный закон №44-ФЗ говорит о том, что лишь в некоторых случаях может быть осуществлено изменение ранее заключенного государственного контракта. Для того чтобы такое изменение было осуществлено, необходимо использовать статью 95 данного федерального закона.

В соответствии с положениями части 1 данной статьи изменение существенных условий государственного контракта не допускается. Однако если речь идет об обоюдном решении об изменении контракта, то статья 95 говорит о возможности такого изменения, но при соблюдении ряда условий:

  • изменение условий контракта, в том числе существенных, должно быть оформлено в виде специального дополнительного соглашения, подписанного обеими сторонами. В тексте такого дополнительного соглашения должны быть указаны ссылки на те нормы права, которыми руководствуются участники сделки при внесении изменений в действующие условия контракта;
  • изменение условий контракта возможно только в том случае, если речь идет об изменении объема поставляемых товаров либо выполняемых работ или оказываемых услуг в пределах не более десяти процентов, а осуществление такого изменения условий контракта происходит по инициативе государственного заказчика;
  • если речь идет об изменении цены контракта, которое осуществляется по инициативе одной из сторон соглашения, но при таком снижении цены не происходит ухудшение качества поставляемого товара либо объем выполняемых работ или оказываемых услуг;
  • произошло изменение цены контракта на основании соответствующей нормы действующего законодательства Российской Федерации, если речь идет о поставке товаров, цены на которые подлежат государственному регулированию;
  • если речь идет о контракте, который заключен для обеспечения государственных нужд в лице федерального или регионального органа власти, а срок такого контракта составляет не менее трех лет, то изменение такого контракта возможно только в том случае, если цену контракта на предоставляемые по его условиям товары, услуги или работы невозможно оставить без изменений на весь срок действия такого контракта. Внесение изменений в такой контракт может быть осуществлено только на основании документального согласия высшего контролирующего органа в сфере осуществления государственных закупок федерального или регионального уровней власти;
  • если речь идет о внесении изменений в контракт в части стоимости такого контракта из-за уменьшения финансирования по используемой статье бюджетного финансирования при условии, что у государственного или муниципального заказчика было сокращено финансирование на основании положений Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

Изменение сроков исполнения контракта возможно только в том случае, если по решению сторон принято решение, которое подтверждено документально в виде обоснования необходимости изменения такого срока.

В некоторых случаях изменение или расторжение государственного контракта происходит на основании положений статьи 450 Гражданского Кодекса. Однако использование данной статьи возможно только в том случае, если изменение заключенного государственного контракта происходит на основании специального судебного иска, который был подан одной из сторон, участвующих в контракте.

Одностороннее расторжение государственного контракта по 44-ФЗ по инициативе заказчика

Расторжение контракта может быть осуществлено в одностороннем порядке на основании решения либо заказчика, либо исполнителя. Для осуществления такой процедуры используется статья 95 Федерального Закона «О контрактной системе». Однако следует понимать, что и в том, и в другом случаях речь идет об обязательном подтверждении основания для расторжения любого контракта.

По инициативе государственного заказчика контракт может быть расторгнут в том случае, если сам заказчик подтверждает основания для такого расторжения, например, на основании результатов независимой экспертизы, которая была призвана для того, чтобы уточнить качество поставляемого товара либо оказываемых услуг, или выполняемых работ.

Если заказчик принял решение о расторжении контракта, в течение трех дней с момента принятия решения о расторжении он должен разместить свое решение в документальном виде в Единой информационной системе. Кроме того, такое решение должно быть направлено исполнителю по контракту для того, чтобы уведомить его о принятом решении заказчика.

Направление возможно только в виде заказного письма с уведомлением и описью вложения либо телеграммой или посредством использования факсимильной связи.

Однако каждый из перечисленных способов должен отвечать главному требованию – предоставление информации о дате отправки и получения такого уведомления. Если указанные требования к вручению уведомления заказчиком выполнены в полном объеме, то это будет считаться надлежащим уведомлением.

Оспорить расторжение контракта в таком случае исполнитель сможет только в суде, если сможет доказать, что решение принято заказчиком необоснованно.

Расторгнуть контракт заказчик может в случае:

  • если выяснится, что сам исполнитель либо предоставляемый им товар или оказываемые услуги не соответствуют тем требованиям, которые были сформулированы в документации об осуществлении закупки;
  • производство товаров, оказание услуг или выполнение работ, которые должны быть осуществлены на основании заключенного государственного контракта, были осуществлены по итогам исполнения специального инвестиционного контракта, который в последующем был расторгнут;
  • расторгается государственный контракт, который был заключен в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ, то есть с использованием механизма закупки у единственного поставщика. Расторжение контракта в этом случае возможно в том случае, если поставщик не соответствует условиям данного пункта указанного федерального закона. Основными параметрами для такого расторжения следует рассматривать то, что поставщик не является юридическим лицом, либо исполнитель по контракту не находится в том регионе (не имеет юридического адреса), в котором производится закупка.

Общий порядок действий в этом случае выглядит следующим образом:

  1. Принятие решения заказчиком о расторжении контракта и оформление такого решения в виде специального документа. Как правило, такое решение должно быть оформлено в виде специально подписанного протокола заседания совета специально уполномоченных лиц на принятие ключевых решений по заключенным контрактам.
  2. Уведомление исполнителя по контракту о досрочном расторжении заключенного контракта. Уведомление должно быть осуществлено надлежащим образом, иначе расторжение контракта может быть оспорено судом.
  3. Публикация уведомления о расторжении контракта в Единой информационной системе для оповещения всех заинтересованных лиц о проводимой процедуре.
  4. Предоставление сведений об исполнителе, с которым расторгнут контракт по инициативе заказчика, в Федеральную антимонопольную службу для включения такого исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков, если причиной расторжения стало неисполнение поставщиком своих обязательств по контракту.

Расторжение контракта по инициативе исполнителя

Правила, на основании которого исполнитель может стать инициатором расторжения действующего государственного контракта, предусмотрены частью 19 статьи 95 Федерального закона «О контрактной системе».

Данная норма отсылает к статье 450 Гражданского Кодекса Российской Федерации, на основании которой расторжение контракта может быть осуществлено по причине введения исполнителя по контракту в заблуждение, указание несоответствующих действительности данных со стороны заказчика либо уклонение самого заказчика от исполнения своих обязательств.

Для того чтобы расторжение контракта, осуществляемое по инициативе исполнителя, считалось законным, необходимо осуществить следующие действия:

  1. Принять решение о расторжении контракта и оформить его в виде специального протокола собрания ответственных лиц, которые вправе принимать решения в отношении такого государственного контракта.
  2. Уведомить заказчика о своем решении расторгнуть государственный контракт одним из тех способов, которые предусмотрены условиями такого контракта (например, путем использования заказного письма с уведомлением и описью вложения).
  3. Если по каким-то причинам было принято решение об отмене процедуры расторжения, в течение трех дней с момента принятия такого решения исполнитель государственного контракта обязан уведомить о своем решении заказчика путем такого же направления уведомления надлежащим образом.

Если решение о расторжении контракта не было отозвано, то, как и в случае с аналогичным действием от заказчика, контракт считается расторгнутым по истечении десяти дней с момента надлежащего уведомления заказчика об инициативе расторжения.

Частичное расторжение контракта

Частичное расторжение – это одна из правовых процедур, которая предусмотрена для длительных государственных контрактов. Использование такой процедуры может происходить как на основании решения заказчика, так и на основании решения исполнителя.

Причину проведения процедуры частичного расторжения следует обязательно аргументировать, так как в противном случае такое решение может быть оспорено.

Частичное расторжение характерно, в первую очередь, для цикличных контрактов, например, на оказание того или иного рода коммунальных услуг. Механизм выглядит следующим образом:

  1. Сторона, которая выступает в качестве инициатора частичного расторжения, должна обосновать свое решение в виде специально подготовленного документа, например, протокола собрания ответственных лиц за заключение контракта.
  2. Уведомление второй стороны о расторжении существующего государственного контракта, осуществленное тем способом, который предусмотрен действующим законодательством в сфере государственных закупок.
  3. Прекращение государственного контракта в той его части, в отношении которой принято решение о расторжении.

Особенность частичного расторжения контракта заключается в том, что оплата, которая должна поступить от государственного заказчика в адрес исполнителя, должна покрывать только ту часть контракта, которая была фактически исполнена.

Кроме того, если частичное расторжение было необходимо (например, по причине сокращения финансирования), то оспорить данное решение инициатора будет достаточно сложно, если никто не пострадал от такого расторжения.

Государственный контракт, который заключается по итогам проведения той или иной закупочной процедуры, может быть изменен или расторгнут по инициативе как заказчика, так и исполнителя. Однако для того, чтобы результат изменения или расторжения контракта не был оспорен, необходимо тщательно соблюдать положения статьи 95 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок».

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/izmenenie-kontrakta.html

Изменение и расторжение контракта (ст. 95)

Изменение расторжение контракта по 44 фз

“Если б знать где упасть – соломки подстелил бы” – все мы знаем эту народную мудрость. Жаль, что при исполнении контракта нельзя всё предусмотреть на стадии его заключения. А уж тем более на стадии планирования закупки нельзя предвидеть все возможные варианты по развитию событий. Поэтому Законом о контрактной системе предусмотрена возможность изменения и расторжения контракта.

Внесение изменений на стадии исполнения

Внесение изменений в контракт на стадии его исполнения возможно:

1. Если возможность изменения контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом:

  • при снижении цены контракта без изменения количества и объема товаров, работ, услуг;
  • увеличение или уменьшение количества и объема ТРУ в пределах десяти процентов цены контракта.

2. Если цена контракта для обеспечения федеральных нужд равна или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, а исполнение контракта без изменения его условий в дальнейшем невозможно. Срок контракта при этом должен превышать три года, а изменение условий происходит на основании решения Правительства РФ.

3. Если цена контракта для обеспечения нужд субъекта РФ равна или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, а исполнение контракта без изменения его условий в дальнейшем невозможно. Срок контракта при этом должен превышать три года, а изменение условий происходит на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта.

4. Если цена контракта для обеспечения муниципальных нужд равна или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, а исполнение контракта без изменения его условий в дальнейшем невозможно. Срок контракта при этом должен превышать три года, а изменение условий происходит на основании решения местной администрации.

5. Изменение регулируемых государством цен (тарифов) на ТРУ.

6. При уменьшении ранее доведённых до Заказчика лимитов бюджетных обязательств – пункт 6 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ. При этом уменьшение цены контракта должно быть произведено по методике, утверждённой Постановлением Правительства РФ от 28.1.2013 №1090.

7. При оказании медицинских услуг по лечению гражданина РФ в иностранной организации. Если возможность изменения контракта была предусмотрена контрактом.

При исполнении контракта допускается перемена как Заказчика так и Поставщика. Однако, должно быть соблюдено следующее условие – новый Заказчик/Поставщик должен быть правопреемником Заказчика/Поставщика вследствие реорганизации в форме преобразования, слияния или присоединения.

В случае если закупка проводится без применения норм национального режима в отношении приобретаемых товаров, работ, услуг, то допускается поставка ТРУ улучшенного качества по сравнению с характеристиками, заявленными в документации о закупке.

Расторжение контракта по 44-фз

В соответствии с нормами Закона о контрактной системе и Гражданского кодекса допускается расторжение заключенных контрактов по следующим основаниям:

  • по соглашению сторон;
  • по решению суда;
  • односторонний отказ от исполнения контракта.

Если с первыми двумя пунктами всё более менее понятно, то односторонний отказ от исполнения контракта рассмотрим с двух сторон.

Одностороннее расторжение контракта заказчиком

В первую очередь, возможность одностороннего отказа от исполнения контракта должна быть предусмотрена контрактом. Во вторую очередь, необходимо обратиться к Гражданскому кодексу РФ и его статьям 310, 523, 715, 717, 782.

Они и подскажут Заказчику в каком направлении двигаться при желании одностороннего расторжения контракта. Также помощником в подобном расторжении будет служить экспертиза поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг.

Естественно, результаты такой экспертизы должны указывать на некачественное исполнение контракта, нарушение его условий.

Решение об одностороннем отказе должно быть размещено Заказчиком в Единой информационной системе и направлено Поставщику любым способом.

На все эти действия у Заказчика есть три рабочих дня. Далее действуем по следующей схеме:

– если у нас есть отметка о вручении уведомления Поставщику, то ждём десять календарных дней. И тут два варианта развития событий:

  • от Поставщика есть ответ, он исправил недостатки по контракту, компенсировал затраты на проведение экспертизы – тогда Заказчик обязан отменить решение об одностороннем отказе, опубликованное в ЕИС.
  • от Поставщика нет ответа, то по истечении этих десяти дней контракт автоматически считается расторгнутым в одностороннем порядке.

– если у нас нет отметки о вручении уведомления Поставщику, то ждём тридцать календарных дней. По истечении этого времени и при отсутствии ответа от Поставщика контракт будет считаться расторгнутым.

Всем Поставщикам следует помнить, что одностороннее расторжение контракта, даже если это произошло один раз, является основанием для внесения денных в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). А для заказчика одностороннее расторжение контракта это ещё одна головная боль, как и несостоявшаяся процедура закупки. И данные в реестр теперь вносить надо, и заново закупку проводить.

Благо Закон о контрактной системе позволяет провести закупку путем запроса предложений или запроса предложений в электронной форме. Необходимо отметить, что если расторгнутый контракт был частично исполнен, то новая закупка должна быть пропорционально уменьшена в цене и объемах закупаемых ТРУ.

Также Закон о контрактной системе предписывает нам несколько обязательных случаев одностороннего расторжения контракта со стороны Заказчика:

  1. Предоставление поставщиком заведомо недостоверных сведений о товаре, работе или услуге при определении победителя закупки.
  2. Расторжение инвестиционного контракта в соответствии с которым заключен контракт по п.47 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
  3. Если в ходе исполнения контракта, заключенного по п.48 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе был расторгнут контракт, заключенный согласно ст. 111.4 этого Закона.

Одностороннее расторжение контракта поставщиком

Да, такие случаи тоже бывают. Не только поставщики не исполняют обязательства по контрактам. Встречаются и недобросовестные Заказчики. Для этого в первую очередь стоит обратиться к статья 310, 523 и 782 Гражданского кодекса РФ.

В течение трёх рабочих дней поставщик обязан уведомить заказчика о своём решении. А уже через десять календарных дней, при молчании заказчика, решение об одностороннем расторжении контракта вступает в силу.

Если же все претензии были устранены в течении десятидневного срока, то решение о расторжении контракта поставщик обязан отменить.

Нормативная база:

  • Бюджетный кодекс Российской Федерации;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 №1090;

Источник: https://good-tender.ru/razbor/736-izmenenie-i-rastorzhenie-kontrakta-st-95

Как расторгнуть контракт по 44‑ФЗ: условия и риски

Изменение расторжение контракта по 44 фз

Статья актуальна на 7 июля 2020

Госконтракт можно расторгнуть, если одна из сторон не соблюдает его условия. Кто и когда может это сделать и в каких случаях у поставщика есть риск попасть в РНП?

В законе о госзакупках есть четыре основания для того, чтобы расторгнуть контракт (ч. 8 ст. 95 44-ФЗ):

  • по соглашению сторон, 
  • по инициативе заказчика, 
  • по инициативе поставщика,
  • по решению суда.

Если условия расторжения не описаны в 44-ФЗ, стороны руководствуются Гражданским кодексом. Посмотрим на условия и риски каждого из способов. 

Условия 

Стороны могут расторгнуть контракт, если у них нет претензий друг к другу. Эта возможность прописана в 44-ФЗ, ее необязательно указывать в контракте. Есть разные ситуации, когда стороны  расторгают контракт по взаимному соглашению, например: 

  • Поставщик не может исполнить контракт по независящим от него причинам (истек срок контракта, а заказчик выбрал не весь товар).
  • У заказчика нет необходимости в поставке товара, и поставщик согласен расторгнуть контракт, не требуя от заказчика возмещать ущерб. 
  • Невозможно выполнить контракт из-за форс-мажора (наводнение, войны, забастовки, санкции, пандемия и т.д.). 

Стороны оформляют расторжение в виде дополнительного соглашения к контракту в той же форме, что и контракт: бумажной или электронной. В документе прописывают:  

  • реквизиты сторон,
  • причины расторжения, 
  • количество уже поставленного и оплаченного товара, 
  • сроки возврата аванса или обеспечения (при необходимости),
  • отсутствие претензий. 

Контракт нельзя расторгнуть частично. Это подтверждает Минэкономразвития России в письме от 16.01.2017 № Д28и-130. Если товар поставлен не в полном объеме, то заказчик принимает и оплачивает его фактически поставленное количество.   

Больница заключила контракт на поставку медикаментов в несколько этапов.

В определенный момент заказчик отказался принимать товар, сославшись на его переизбыток на складе, и предложил поставщику расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

Требовать это от поставщика заказчик не имеет права. Он должен или продолжить исполнение контракта, или расторгнуть по соглашению весь контракт и оплатить выполненный объем работ. 

В 2019 году по соглашению сторон расторгли 674 контракта на 1,3 трлн рублей — это 98 % от общего количества расторгнутых контрактов. Около 2 % договоров расторгли в одностороннем порядке и всего 0,13 % — по решению суда. Это статистика Минфина.

Риски 

Если  стороны расторгли контракт по соглашению, поставщик не попадет в РНП. Но если в соглашении не прописать, «что обязательства сторон прекращаются, в том числе в части несения ответственности», заказчик сможет взыскать неустойки в любое время, пока не истек срок исковой давности (п. 1 ст. 196 ГК). 

Условия

Поставщик может отказаться исполнять контракт, если такая возможность указана в контракте, а его права нарушены. Он также в течение трех дней уведомляет заказчика о своем решении. Если заказчик за десять дней не устранил нарушения, решение вступает в силу (ч. 21 ст. 95 44-ФЗ). 

Причины для расторжения контракта должны быть существенными, например:

  • заказчик необоснованно отказывается принимать товар или оплачивать выполненные работы,
  • обстоятельства непреодолимой силы.

Также можно расторгнуть контракт в связи с существенным изменением обстоятельств. Но согласно  формулировке из ГК, эти обстоятельства должны измениться настолько, что «если  стороны могли это разумно предвидеть, то договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях».

Как и заказчик, поставщик может потребовать возместить понесенный ущерб. Например, затраты на получение банковской гарантии для обеспечения контракта или закупку партии товара у производителя (ст. 451 ГК РФ).  

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.