Изменение режима работы магазина

Как быстро и безболезненно изменить сменный график в компании, когда не хватает людей?

Изменение режима работы магазина

Елена Кожемякина

Управляющий партнер юридической фирмы BLS

специально для ГАРАНТ.РУ

На крупном производственном предприятии потребовалось внести изменения в действующий график сменности. Нормативной основой действий организации стала ст. 103 Трудового кодекса (“Сменная работа”). Однако компания практически не смогла сильно продвинуться.

Дело в том, что ТК РФ ничего не говорит о том, как конкретно корректировать график сменности. Указанная статья лишь требует доводить график до сведения работников не позднее, чем за месяц до введения в действие.

Именно так и стараются делать работодатели: вносят изменения или формируют новый график и знакомят с ним персонал за один месяц.

В этом “знакомстве” и заключается основная сложность. Как вовремя получить подпись сотрудника, если в период изменений он находится в отпуске или на больничном? А без знакомства с документом работник может просто не согласиться с новым расписанием и законно отказаться, сославшись на всю ту же статью.

К сожалению, законодательство не поясняет, за какое именно время работодатель должен познакомить сотрудника с предстоящими изменениями в случае его временного отсутствия.

Между тем, риски несет именно компания: не получив подпись за месяц до установленной даты, она де-факто может не внедрить новое расписание, так как работник будет успешно отстаивать прежний режим.

Что делать работодателям? Прежде всего, необходимо максимально точно прописывать информацию в трудовом договоре и Правилах внутреннего трудового распорядка.

В последнем документе, например, стоит указать, сколько в компании смен в сутках, когда они начинаются и заканчиваются, как чередуются.

В трудовом договоре оптимально отметить, что человек работает в соответствии с графиком сменности, а если с ним не ознакомлен, то обязан выйти на работу определенного числа, указав его.

Например, в разделе договора “Рабочее время и время отдыха” можно было бы указать следующую фразу: “Работа осуществляется в соответствии с графиком сменности “Б”, указанном в Правилах внутреннего трудового распорядка.

В случаях, когда сотрудник не был ознакомлен своевременно со своим графиком сменности по не зависящим от работодателя причинам, в том числе в случае болезни, нахождения в отпуске, отсутствия по другим уважительным причинам и другим обстоятельствам, оговариваемым отдельно работодателем и работником, работа осуществляется в соответствии с графиком сменности “А” и сотрудник обязуется выйти на работу в точное время, указанное в данном графике”.

Таким способом закрепляется обязанность сотрудника соблюдать установленный “распорядок”, который будет для него основным. И здесь же уточняется возможность другого режима. В этом случае механизм законен и открыт для обеих сторон, а у человека не будет поводов для манипуляций, если он не выйдет в соответствии с новым, обязательным для него расписанием.

Рассмотрим на примере. В организации с 1 апреля вводится новый график для 40 сотрудников, но двое из них находится на больничном и выйдут на работу 10 апреля. Соответственно, с начала апреля в обновленном расписании может не доставать двух сотрудников, так как их не ознакомили, и они просто могут не знать об изменениях.

Ситуацию можно решить с помощью сотрудников из числа имеющихся, указанных в этом графике сменности. Другими словами, на дополнительную смену, в которой не хватает людей, привлечь тех, кто уже отработал в предыдущую смену. Но у такого варианта есть серьезное ограничение.

Статья 99 ТК РФ определяет, что сверхурочный труд не должен превышать 4 часов в течение 2 дней подряд и 120 часов в год. Таким образом, подобный маневр возможен лишь временно – для поиска полноценной замены. Однако этот поиск рискует быть нелегким.

Статья 103 ТК РФ запрещает труд в течение двух смен подряд, а привлечь в выходной день можно только того, кто уже отдыхает по графику вторые или третьи сутки. По сути, полноценно привлечь в “проблемную” смену можно только того, кто уже отработал свою смену и успел отдохнуть хотя бы один день.

Или же срочно оформлять в штат нового сотрудника – временно или постоянно.

Напомню, что для привлечения сверхурочно необходимо получить письменное согласие замещающего человека, а также издать соответствующий приказ. Выходной в этом случае оплачивается в двойном размере или, по желанию сотрудника, он может получить другой день отдыха (ст. 153 ТК РФ).

А сверхурочный труд оплачивается иначе: в полуторном размере за первые 2 часа и в двойном – за следующие часы (ст. 152 ТК РФ). Но по желанию работника переработка вместо повышенной оплаты может компенсироваться дополнительным временем отдыха.

Важно только, чтобы это время было не меньше того, сколько человек работал сверхурочно.

Да, в связи с этим у компаний могут появиться дополнительные финансовые затраты, но они не будут внушительными, а после детального расчета их может и не быть вовсе. Важнее другое: компания сохранит бесперебойную работу, укомплектовав смену.

Кроме того, с оставшимися в смене людьми можно заключить отдельные трудовые договоры с отдельной трудовой функцией и зарплатой. А сам договор может быть срочным, на время отсутствия недостающих работников, в соответствии со ст. 59 ТК РФ.

В поддержку подобной схемы выступает отсутствие судебной практики о том, что совместительство по одной должности считается сверхурочной работой.

Интересен в этой цепочке еще один сценарий. На период, когда в смене недостаточно сотрудников, в том числе, в выходные дни, действенным механизмом становится привлечение их из других подразделений, филиалов или офисов компании.

Безусловно, речь идет о привлечении специалистов на смежных или одинаковых должностях, но круг их может быть очень широк. Это могут быть, например, IT-специалисты, которые в свой выходной день займутся техподдержкой одного из представительств компании.

Или это административный и даже торговый персонал, который имеет возможность трудиться в разных магазинах.

С ними можно заключить трудовые договоры, причем, возможны даже постоянные договоры совместительства на периодические работы. По сути, это официальная подработка у того же работодателя. Опыт показывает: желающие найдутся всегда.

Работодателю надо лишь публиковать графики замещения. Это удобно и эффективно и для персонала, и для бизнеса.

Компания получает стабильный бюджет и отсутствие проблем с переработкой, а сотрудники – сильную мотивацию и реальную возможность дополнительно заработать в выходной день.

Источник: https://www.garant.ru/ia/opinion/author/kozhemyakina/1185033/

Установление режима работы магазина. Правила оформления вывески и ее образец

Изменение режима работы магазина

Являются ли сведения о режиме работы бесспорным правом клиента? Можно ли не уведомлять посетителей об изменениях в режиме работы на время праздничных дней? Позволяется ли при желании просто закрыть магазин и уйти отдыхать домой? Ответы на эти и другие вопросы можно найти в этой статье, также вы увидите пример оформления режима работы магазина.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-94. Это быстро и бесплатно!

Показать содержание

Кто и как устанавливает график?

В соответствии со ст.

11 ФЗ «О Защите прав потребителей» организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица и другие организации, занимающиеся обслуживанием потребителей – устанавливают режим работы самостоятельно.

Рабочее время для государственных и муниципальных учреждений торговли, бытового и иных видов обслуживания определяется органами исполнительной власти и местного самоуправления.

Требования к вывеске

Установлены ст. 9 ФЗ «О Защите прав потребителей».

Предоставление достоверных сведений о режиме работы является обязанностью магазина (организации). В случае отклонения от установленного графика работы (плановый санитарный или сокращенный предпраздничный день, ремонт и др.) информация доводится до покупателей заблаговременно.

Что обязательно должно быть на табличке?

К необходимой информации относится:

  • организационно-правовая форма;
  • наименование организации;
  • часы работы;
  • информация о перерывах и выходных днях;
  • адрес места нахождения.

Существуют отдельные виды деятельности, на осуществление которых необходимо иметь лицензию. Номер и срок действия такого документа также указывается на табличке.

Индивидуальные предприниматели указывают на входной табличке:

  • номер и дату свидетельства ОГРНИП;
  • наименование налоговой инспекции, в которой организация состоит на учете.

Можно указать в качестве дополнительной информации номер телефона организации, но не стоит перегружать излишними сведениями.

Сведения, относящиеся к государственной регистрации, виду деятельности и лицензировании могут быть указаны как на вывеске, так и в уголке потребителя.

Жестких требований на этот счет законодательством не установлено. Необходимо расписать график работы, выделить выходные дни (если они есть). В случае беспрерывного режима достаточно будет написать слово «круглосуточно».

Требования к внешнему виду

В некоторых городах постановлением правительства могут быть установлены свои условия к внешнему виду вывески в целях сохранения общего архитектурного стиля города. В зависимости от арендуемого помещения, может потребоваться согласование. На старинном здании будет совершенно неуместно выглядеть вывеска в современном стиле.

Информационные таблички могут быть изготовлены из любого материала или выполнены методом нанесения трафаретной печати на двери или стекле витрины.

Магазины, расположенные в торговом центре могут напечатать график работы на листе А4 и повесить с внутренней стороны стеклянной двери.

Допустимые размеры информационной вывески устанавливаются постановлениями администрации города.

Стандартные размеры в Москве установлены Постановлением Правительства от 25.12.2013 № 902-ПП «О размещении информационных конструкций в городе Москве»:

  • высота – не более 0,40 м;
  • длина – не более 0,60 м;
  • высота знаков в тексте – не более 0,10 м.

Допускается:

  1. размещение на табличке с режимом работы зарегистрированного товарного знака или декоративных элементов;
  2. использование внешних источников света с соблюдением установленных норм.

Конструкция вывески носит информативный характер. При установлении вывески необходимо учитывать положения закона «О рекламе».

Штрафы за нарушение согласно ст. 14.37 КоАП РФ:

  • ИП (от 3 000 до 5 000 рублей);
  • ООО (от 500 000 до 1 000 000 рублей).

Для размещения рекламных материалов необходимо получить разрешение. Законом не установлено четкой разницы между обычной и рекламной вывеской.

Ниже вы увидите образец вывески режима работы магазина:

Где должна быть размещена табличка?

Требования к размещению табличек в местах торговли в различных регионах могут отличаться, но в целом все равняются правилам, установленным правительством Москвы.

  1. Информация располагается в поле зрения посетителей непосредственно в местонахождении организации с правой или с левой стороны от входа.
  2. Расстояние от земли до верхнего края не должно превышать 2 м.
  3. Не допускается размещение табличек в окнах.
  4. При наличии на дверях входных групп вывески и таблички располагаются на данных дверях входных групп в один ряд на едином горизонтальном или вертикальном уровне.

В режиме работы

Необходимо издать приказ об изменении правил трудового распорядка. На вывеске можно заклеить измененные данные или напечатать дополнительный лист о новом графике работы. Нарушением это являться не будет.

В данных организации

Следует заменить старую табличку на новую. Но даже если этого не сделать, а просто заклеить и поверх написать новое название – это не будет являться нарушением, так как регламентирующего закона на этот счет не существует. В данном случае не нарушается пункт ФЗ «О защите прав потребителей» о получении достоверной информации потребителями.

Временные изменения на праздничные дни

В целях недопущения нарушения прав потребителей необходимо заранее повесить дополнительный лист с измененным режимом.

Ответственность за неправильное оформление вывески или ее отсутствие

Согласно п. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, за нарушение требований, установленных российским законодательством, предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения штрафа:

  • на должностных лиц – от 500 до 1 000 рублей;
  • на юридических лиц – от 5 000 до 10 000 рублей.

Что будет за нарушение графика?

  1. Придется понести административную ответственность и заплатить штраф в соответствии со ст. 14.8 КоАП «Нарушение иных прав потребителей».
  2. Потребитель имеет право предъявить доказательства и потребовать возмещение причиненных убытков.

  3. Покупатели могут подать жалобу в Роспотребнадзор на основании нарушения ст. 8, 10, 12 ФЗ «О защите прав потребителей».

Вывеска – первая визитная карточка организации. Она должна быть доступна в круглосуточном режиме для клиентов.

Необходимо уделять должное внимание ее оформлению и следовать установленному на ней порядку, чтобы не возникало лишних проблем со стороны закона.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас: 

8 (800) 302-76-94

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://pravovoy-standart.ru/zzp/torgovlya-i-tovary/pravila-prodazhi/informatsiya-dlya-pokupatelya/rezhim-raboty-magazina-ili-organizacii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.