Изменение тарифа на содержание жилья

Содержание

В москве подорожают жилищные услуги и капремонт

Изменение тарифа на содержание жилья

Наступивший декабрь – последний месяц, в котором москвичи будут платить за наем жилого фонда, содержание жилья и капремонт по привычным тарифам. С 1 января цены, пусть и незначительно, вырастут – в столичной мэрии говорят, что итоговые цифры в платежках поднимутся ниже ожидаемого уровня инфляции в 3,5 процента. Корреспондент “РГ” разобрался, что именно подорожает и насколько.

Первое, что нужно понимать – тарифы на коммунальные услуги, то есть воду, отопление, электроэнергию и прочее, пока останутся прежними. Решение по ним столичные власти примут позднее, и станут дороже они не раньше 1 июля 2021 года.

А вот жилищные услуги как раз подрастут. В первую очередь это касается обслуживания жилья – все то, чем обычно занимаются управляющие и другие обслуживающие компании.

Это и работа лифтов, и мусоропровод, и уборка подъездов с двором, и многое другое.

В Москве стартовала акция по сбору вторсырья за подарки

Тариф на содержание жилья зависит от того, в каком доме вы живете и на каком этаже – обитатели первого этажа обычно платят чуть меньше. Самый распространенный тариф в столице: 30,49 рубля с “квадрата”.

Столько берут с жильцов многоэтажек с лифтом и мусоропроводом, проживающих на втором и более высоких этажах. Так вот с января им придется платить 31,89 рубля – на 4,6 процента больше прежнего. Соответственно, если вы живете в квартире площадью 50 кв. м, то плата вырастет на 70 рублей – с 1524,5 до 1594,5 рубля.

Если вы живете в малоэтажном доме или отказались от мусоропровода, то подходящие расценки ищите в нашей инфографике.

Еще один тариф, повышение которого затронет почти всех москвичей, касается капитального ремонта. Он вырастет на 3,5 процента – с нынешних 18,86 рубля до 19,52. Возьмем все ту же условную 50-метровую квартиру и узнаем, что ее жильцы будут платить больше на 33 рубля. С учетом, что в этом году москвичи вообще не платили за капремонт три месяца из-за пандемии – подорожание очень щадящее.

Отдельно вырастут тарифы для горожан, которые пользуются квартирами, принадлежащими государству, – это, например, те, кто не приватизировал жилье. Они платят отдельный тариф на соцнайм, и с 1 января он увеличится на 3,5 процента.

Пользователи, которым не положены льготы, сейчас платят за наем 25,53 рубля с квадратного метра, если их дом расположен за пределами Третьего транспортного кольца. Соответственно, через месяц эта цифра вырастет менее чем на рубль – до 26,42 рубля.

Льготников рост затронет еще меньше – вместо 4,25 рубля с “квадрата” они начнут платить 4,40.

Инфографика “РГ”/ Антон Переплетчиков/ Александр Мелешенко

Льготы – на месте

Что особенно важно – власти подчеркнули, что все льготы, субсидии и другие меры поддержки москвичей с 1 января останутся неизменны. Льготами по оплате коммуналки, напомню, пользуются 3,6 миллиона человек, то есть почти каждый третий житель столицы – всего 52 категории, от многодетных семей до ветеранов.

Кроме того, более миллиона москвичей получают субсидии – на них могут рассчитывать те, кто отдает за ЖКУ более десятой части семейного бюджета. Например, если вы живете один и зарабатываете меньше 49 тысяч рублей, то можете рассчитывать на компенсацию.

Семье из двух человек для этого нужно располагать бюджетом не более 76,1 тысячи, а из трех – не более 106,2 тысячи.

Все льготы, субсидии и другие меры поддержки москвичей останутся неизменны

Москва в этом плане лидер среди всех регионов страны – в большинстве из них планка для получения субсидий находится на уровне 22 процентов от доходов, в столице же она более чем вдвое ниже.

В целом в столичном бюджете на следующий год на льготы и субсидии по оплате ЖКУ заложено 47,4 млрд рублей, рассказали “РГ” в столичном департаменте экономической политики и развития.

Средний размер субсидии на семью в Москве составляет чуть более 2,6 тысячи рублей.

Кстати, если вы получали или получаете субсидию, но срок ее предоставления истекает с октября по декабрь этого года, то собирать справки для продления не нужно – выплаты на следующие полгода продлят автоматически, это одна из мер поддержки в условиях пандемии. Также напомню, в стране до конца года отменили пени за просрочку коммунальных платежей и запретили отключение услуг за долги. Но накапливать их все же не стоит – рано или поздно все равно придется платить.

Инфографика “РГ”/ Антон Переплетчиков/ Александр Мелешенко

Кстати

Все подробности как о субсидиях, так и о льготах на оплату ЖКХ можно посмотреть на сайте городского центра жилищных субсидий subsident.ru. Там же в разделе “Статистика” доступна таблица с максимальными доходами семей с разным составом для получения компенсаций.

Источник: https://rg.ru/2020/12/01/reg-cfo/v-moskve-podorozhaiut-zhilishchnye-uslugi-i-kapremont.html

Минстрой напомнил, что собственники не могут самостоятельно изменять размер платы за содержание жилья

Изменение тарифа на содержание жилья

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства в Письме от 12 июля 2019 г.

№ 25373-ИА/04 напомнило, что согласно Жилищному кодексу и Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г.

№ 491, плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, способном обеспечить содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Если в многоквартирном доме не создано ТСЖ или другой специализированный потребительский кооператив, то размер платы за содержание жилого помещения определяется на общем собрании собственников. При этом необходимо учесть предложения управляющей организации (ч. 7 ст. 156 ЖК, п. 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

ВС РФ разъяснил «коммуналку»Пленум ВС РФ принял постановление, посвященное вопросам рассмотрения судами споров по оплате услуг ЖКХ

Департамент развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя в ответе на обращение по данному вопросу сослался на Постановление Пленума ВС от 27 июня 2017 г. № 22, которое касается споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения в многоквартирном доме.

В нем указано, что утвержденный общим собранием собственников размер платы не может устанавливаться произвольно.

Он должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства, а также отвечать требованиям разумности.

В своем письме Минстрой России отразил позицию КС, выраженную последним в Постановлении от 29 января 2018 г. № 5-П.

Согласно этому акту при установлении на общем собрании платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме собственникам необходимо учесть, что ее размер должен быть достаточным для финансирования услуг и работ, необходимых для поддержания дома в состоянии, отвечающем санитарным и техническим требованиям.

Департамент обратил внимание на тот факт, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, размер платы за коммунальные услуги и порядок ее внесения являются существенными условиями договора управления многоквартирным домом.

Исходя из этого, Минстрой сделал вывод, что стороны такого соглашения не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и размер этой платы.

Данное правило, по его мнению, распространяется и на случаи, когда общее собрание изменяет размер платы без предложения управляющей организации.

Платежи собственников жилых и нежилых помещений в доме должны отвечать требованиям разумностиКонституционный Суд указал, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно устанавливать различные по размеру ставки платежей за содержание общего имущества

Ведомство разъяснило, что в случае нарушения ее прав управляющая организация может обратиться в суд с требованием о признании недействительным решения общего собрания собственников. Это возможно в случае, если решение принято без учета ее предложения, изменяет установленный договором размер платы, а также влечет убытки организации, связанные с выполнением предусмотренного нормативными актами объема работ и услуг. Такие затраты, по мнению госоргана, являются неосновательным обогащением собственников помещений.

Адвокат АП г. Москвы Артем Чумаков пояснил «АГ», с чем связана необходимость издания Минстроем данного письма. Он рассказал, что норма о праве собственников устанавливать размер платы за жилое помещение (плату за содержание и текущий ремонт) долгое время не работала.

«Дело в том, что параллельно с ней действует правило о том, что, если собственники не принимают соответствующее решение, применяется тариф, установленный муниципальным образованием.

Большая часть домов “жила” по муниципальному тарифу, поскольку жители не проводили собрания по данному вопросу», – сообщил эксперт.

По словам Артема Чумакова, позднее ситуация начала меняться, и собственники «вспомнили о своем праве и начали утверждать необоснованный и не покрывающий все расходы, связанные с содержанием дома, размер платы».

При этом Жилищный кодекс предоставляет право оспорить решение общего собрания только собственнику, не участвовавшему в ании или авшему против принятия решения, а также органу государственного жилищного надзора.

«Фактически управляющая организация долгое время была лишена возможности оспорить решение об установлении слишком низкого тарифа в суде», – пояснил адвокат.

Как сообщил Артем Чумаков, управляющие компании получили право обжалования решений общих собраний только после появления в ГК гл. 9.1 «Решения собраний» в 2013 г.

и появления разъяснений Постановления Пленума ВС № 25 от 23 июня 2015 г.

Адвокат отметил, что установление собственниками слишком низкого тарифа затрагивает права и обязанности таких организаций, поскольку они обязаны обеспечить установленный правительством минимальный уровень содержания дома.

Он также рассказал, что, хотя имеются разъяснения Пленума ВС, на которые ссылается Минстрой в своем письме, районные, а иногда и областные суды нередко отказывают управляющим компаниям в праве обжаловать решения общих собраний в части установления тарифа.

«Таким образом, суды не способствуют поиску баланса между интересами собственников и управляющих компаний и фактически сохраняют “волюнтаристские” тарифы.

Возможно, именно с этим связано желание Минстроя еще раз обратить внимание на то, что очевидно следует из норм закона и поддерживается Верховным Судом», – заключил Артем Чумаков.

Адвокат Нижегородской областной коллегии адвокатов Александр Немов полагает, что министерство преследовало «благую цель» напомнить собственникам об их обязанности заботиться о выполнении работ, предусмотренных минимальным перечнем, утвержденным Постановлением Правительства от 3 апреля 2013 г. № 290.

«Однако я также представляю, как этими разъяснениями могут воспользоваться управляющие компании, преследуя иные идеи, блокируя любые решения собственников по уменьшению размера тарифа», – отметил адвокат.

Он счел разумными разъяснения Минстроя: «Иначе мы получаем ситуацию, когда собственники могут принудить управляющую организацию выполнять работы. Даже если у нее нет на это средств».

Адвокат АП г. Москвы Илья Прокофьев указал, что разъяснение, содержащееся в письме Минстроя, логично и обосновано нормами права, в частности ст. 450–453 ГК. «Согласно данным нормам изменение или расторжение любого договора должно происходить в той же форме и по тем же правилам, по которым договоры заключаются.

Поскольку изначальное установление размера платы за жилые помещения должно устанавливаться с учетом предложения управляющей компании, то и дальнейшее его изменение должно происходить с учетом этих же правил, установленных Жилищным кодексом и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме», – сообщил адвокат.

Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/minstroy-napomnil-chto-sobstvenniki-ne-mogut-samostoyatelno-izmenyat-razmer-platy-za-soderzhanie-zhilya/

Вс рф признал законной индексацию платы по договору управления мкд на инфляцию без решения общего собрания собственников

Изменение тарифа на содержание жилья

Арбитражные суды признали за управляющей МКД организацией право ежегодно повышать размер платы за содержание и ремонт жилья на индекс потребительских цен в РФ на ЖКУ без проведения общего собрания собственников (далее также – ОСС), если возможность такой индексации установлена договором управления; и отменили предписание ГЖИ о перерасчете платы (без учета индекса). Верховный Суд Российской Федерации отказался пересматривать указанные постановления (Определение ВС РФ от 25 декабря 2018 г. № 301-КГ18-22044).

Орган жилнадзора исходил из того, что размер платы за содержание и ремонт был определен общим собранием собственников в 2011 году и с тех пор – собранием же – не менялся.

При этом договор управления на случай, если ОСС не примет нового решения об утверждения платы, предусматривал вполне определенный механизм индексации установленной ранее платы на индекс потребительских цен в РФ на жилищно-коммунальные услуги.

Однако, по мнению жилнадзора, УК все равно не вправе была в одностороннем порядке индексировать размер платы за содержание и ремонт. (отметим, что данная правовая позиция чрезвычайно широко представлена в судебной практике, например, определение ВС РФ от 24 декабря 2018 г.

№ 308-КГ18-21774, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 февраля 2018 г. № Ф01-6500/17, постановление АС Волго-Вятского округа от 13 июля 2018 г. № Ф01-2620/18, постановление АС Волго-Вятского округа от 3 августа 2018 г. № Ф01-2809/18, постановление АС Северо-Западного округа от 13 сентября 2018 г. № Ф07-9776/18 и другие).

Однако здесь суды сочли, что увеличение УК размера платы за содержание и ремонт на основании договоров управления при отсутствии решения ОСС помещений об изменении такой платы – в рассматриваемом случае – не нарушает требований действующего законодательства:

  • плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем таковое в соответствии с требованиями законодательства, а её размер, согласно ч. 7 ст. 156 Жилищного кодекса, определяется на общем собрании собственников помещений в МКД, с учетом предложений управляющей организации, и устанавливается на срок не менее чем один год;
  • при этом согласно п. 3 ч. 3 ст. 162 Жилищного кодекса РФ в договоре управления МКД должен быть указан порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;
  • отсюда следует, что фиксированная стоимость размера платы за содержание и ремонт указывается в договоре только на момент заключения договора. При этом такая фиксированная стоимость может применяться не менее одного года, но в соответствии с указанной в договоре управления формулировкой порядка (методикой) определения (расчета) стоимости стоимость может индексироваться – при наличии указанных в договоре оснований, в частности, например, учитывая уровень инфляции;
  • собственники помещений МКД, приняв подобное решение и заключив договор управления, фактически определили порядок дальнейшего изменения (увеличения) платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД с учетом ежегодной индексации на индекс потребительских цен в РФ на жилищно-коммунальные услуги в случае отсутствия решения собственников помещений об утверждении размера платы за содержание жилых помещений МКД;
  • индекс потребительских цен в РФ на ЖКУ, на который УК применительно к рассматриваемым обстоятельствам увеличивала размер платы за содержание и ремонт, официально публикуется в общем доступе на официальном сайте Росстата. Следовательно, каждый собственник помещений в МКД имеет возможность самостоятельно проверить размер платы за содержание и ремонт общего имущества МКД с учетом процента темпа роста инфляции;
  • значит, применяемый управляющей компанией в рассматриваемом случае расчет платы является ясным и понятным, не требующим каких-либо специальных познаний;
  • наконец, указал суд, наличие в договоре управления МКД условия об индексации размера платы не лишает собственников помещений права на утверждение размера этой платы на последующий период на ОСС, с учетом предложений УК.

Кроме того, суды прислушались к мнению муниципалитета (часть квартир в спорном МКД находится в муниципальной собственности), который – в качестве собственника помещений –подтвердил обоснованность применения УК предусмотренного договорами управления ежегодно расчета размера платы.

ВС РФ, рассмотрев кассационную жалобу органа жилнадзора, указал, что собственники – приняв соответствующее решение ОСС, оформленное протоколом, и заключив договор управления с такими условиями – фактически определили порядок дальнейшего изменения (увеличения) платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД с учетом ежегодной индексации. Установление размера платы в таком порядке не требует принятия собственниками дополнительного решения по данному вопросу.

Итог: в пересмотре судебных актов по делу в Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ было отказано.

Отметим, что это первое определение ВС РФ в поддержку возможности УК индексировать размер платы без решения ОСС, если возможность установлена договором управления.

Более того, совсем недавно ВС РФ вновь пришел к противоположному выводу (определение от 11 января 2019 г. № 309-КГ18-23161).

Напомним, что Минстрой России признает за управляющими МКД организациями право на индексацию размера платы, если соответствующая оговорка есть в договоре управления.

Источник: https://www.garant.ru/news/1257914/

Тарифы ЖКХ с 1 января 2021 года в Москве и Московской области

Изменение тарифа на содержание жилья

Стоимость услуг ЖКХ в Москве и Московской области регулируется постановлением регионального правительства № 273/14 от 16.05.2019. Документ устанавливает тарифную сетку на 2020-2021 год. В таблице отражены изменения расценок с 1 января 2021 года.

Тарифы на коммунальные услуги с 1 июля 2020 года

Со II полугодия повысились тарифы на отдельные виды коммунальных услуг, что отражается в платежных квитанциях. В столице средний темп роста составил 3,7%, в то время как в регионе — 2%, что ниже уровня инфляции.

В то же время стоимость некоторых услуг осталась прежней, так как из-за пандемии коронавируса было принято решение заморозить рост цен. Мораторий, который продлится три месяца, касается обращения с твердыми бытовыми отходами, газификации, ремонта и обслуживания многоэтажных домов, а также горячего водоснабжения.

Региональные власти отказались от повышения тарифов в I квартале 2020 года, а во втором полугодии сумма в платежных квитанциях увеличилась только на 135 рублей — это самое низкое значение за последнее время. Такое стало возможным благодаря комплексному подходу региональных властей к жилищно-коммунальному хозяйству в условиях пандемии.

Рост цен на энергоресурсы в Московской области составил 3%. Одноставочные показатели возросли на 0,17 рубля и сейчас соответствуют 5,73 руб/кВт.

Для пользователей электроплит и жителей сельских районов сохраняется льгота в размере 30%. Такие граждане платят всего на 12 копеек больше, чем в I полугодии текущего года — 4,01 руб/кВт.

include_poll4787

Что касается других тарифов, то стоимость услуг возросла:

водоотведение — на 1,8%;

холодное водоснабжение — на 3,7%;

горячее водоснабжение — на 2,1% (тарифы заморожены на три месяца);

теплоснабжение — на 1,7%.

В Москве цены на газ выросли на 3%, тарифы за тепло также поднялись на 3,3% до 2470 рублей (98 руб. /Гкал). На 3,5% дороже стала электроэнергия в домах, оборудованных газовыми плитами — 5,66 руб/кВт. Жильцам, пользующимся электроплитой придется платить на 4,7% больше — 4,87 руб/кВт.

На канализацию и холодное водоснабжение в столице цена выросла на 4,5%, что составляет 73,2 рубля за кубометр (канализация — 30,9 рубля, холодная вода — 42,3 рубля). Тарифы на горячую воду поднялись на 3,6% — до 205,15 рубля за кубометр.

Интересно! Размер пособия по безработице в 2021 году в Москве

На сколько увеличится стоимость услуг

С 1 января 2021 года в Москве и Московской области ожидается очередное повышение тарифов на услуги ЖКХ. Порядок определения цен прописан в ЖК РФ, где четко указаны верхние пределы роста. То есть суммарный процент за все услуги не может быть выше 4,2%.

С наступлением нового года повысится плата за:

водоотведение;

отопление;

газоснабжение;

холодное и горячее водоснабжение;

электричество.

Наименование услуги

Тариф, рублей

Водоотведение

27,47Электроэнергия

Холодная вода

Горячая вода

191,7Столичное правительство акцентирует внимание жителей на том, что представленные тарифы не окончательные и будут действовать только до 1 июля 2021 года, после чего произойдет очередное их повышение.

Помимо стандартных услуг, предоставляемых на протяжении многих лет, с нового года коммунальные предприятия вправе взимать плату за вывоз и утилизацию ТБО, чем ранее занимались частные компании и органы самоуправления. В соответствии с новыми правилами, стоимость услуги будет определяться количеством человек, постоянно проживающих в квартире.

Тарифы по этому виду сервиса могут возрасти более чем на 4,2%, поскольку они не привязаны к уровню инфляции и порядку индексации. В целом же планируется увеличить стоимость услуг ЖКХ на несколько процентов в течение ближайших лет.

Освобождение от оплаты коммунальных услуг

Россияне освобождены от начисления пеней за просрочку платежей по услугам ЖКХ до конца текущего года. Такие послабления введены в связи с тяжелой экономической ситуацией, сложившейся в результате эпидемии.

Москва — не исключение, поэтому столичным должникам не стоит опасаться отключения услуг до 1 января 2021 года. Как сообщают последние новости, штрафы и пени за просрочку платежей начисляться не будут.

Есть возможность внесения платы за услуги ЖКХ в режиме онлайн. Сделать это можно посредством сайта мэра mos.ru, через портал госуслуг либо сайты предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса столицы. Кроме того, не будет взиматься плата за капитальный ремонт, а действие самой услуги приостановлено.

Интересно! Как сохранить деньги в 2021 году

Льготы на оплату услуг ЖКХЖители Московской области, пользующиеся льготами при оплате коммунальных услуг, обеспокоены тем, как отразится повышение тарифов на значения в квитанции. Председатель Правительства РФ М.

Мишустин заявил, что коррекция графика повышения стоимости услуг не коснется льготников, которые вправе пользоваться услугами жилищно-коммунального хозяйства на особых условиях.

Сейчас в столице льготами на оплату коммунальных услуг пользуется 52 категории граждан.

А среди жителей области льготников, относящихся к обозначенным группам, насчитывается порядка 50%.

Подводя итоги

С 1 января 2021 года ожидается очередное повышение тарифов на коммунальные услуги.

Согласно решению правительства, жители Москвы, других регионов освобождаются от штрафов и пеней за просрочку платежей до 1 января 2021 года.

Правительством РФ установлены льготы для отдельных категорий населения.

Источник: https://finance.rambler.ru/realty/44500290-tarify-zhkh-s-1-yanvarya-2021-goda-v-moskve-i-moskovskoy-oblasti/

В каком случае управляющая организация может самостоятельно индексировать размер платы

Изменение тарифа на содержание жилья

Органы ГЖН нередко признают незаконной индексацию УО размера платы за жилое помещение без проведения общего собрания собственников даже в том случае, если такой порядок закреплён в договоре управления. Читайте о том, когда, по мнению Минстроя РФ и ВС РФ, УО может изменить размер платы без организации ОСС.

Изменение размера платы возможно только с разрешения ОСС

Заключая договор управления, собственники помещений и УО должны внести в него пункты о порядке определения цены договора и размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, порядок внесения такой платы (п. 3 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ). Также в ДУ стороны согласовывают перечень работ и услуг по управлению, содержанию и ремонту дома (п. 2 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ).

Перечень работ и услуг, которые включены в договор управления, не может быть меньше минимального перечня, утверждённого ПП РФ № 290 для обеспечения надлежащего содержания общего имущества МКД.

В соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ, если в доме не созданы ТСЖ или ЖК, то размер платы за жилое помещение устанавливается на ОСС с учётом предложений управляющей домом организации.

Общее собрание собственников проводится в соответствии с требованиями ст.ст. 45–48 ЖК РФ. Размер платы утверждается сроком не менее, чем на 12 месяцев.

Как правильно отразить в договоре управления индексацию его цены

Суды не признают законной индексацию размера платы без ОСС

В п. 17 постановлении Пленума ВС РФ от 27.06.2017 № 22 отмечено, что УО не имеет права в одностороннем порядке:

  • изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения,
  • начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем утверждённый на ОСС размер такой платы.

ВС РФ при этом ссылается на ч. 7 ст. 156, ч. ч. 1–3, 8 ст. 162 ЖК РФ, п. 1 ст. 310, п. 1 ст. 432, ст. ст. 450–453 ГК РФ.

Эта позиция ВС РФ приводится судами всех инстанций при разборе споров управляющих организаций и органов ГЖН, которые при проверках деятельности УО устанавливают факт повышения размера платы за жилое помещение без проведения ОСС и выдают предписания об устранении нарушения.

Суды признают такие предписания законными, указывая на то, что УО не имела права индексировать размер платы без проведения ОСС.

Например, к такому выводу пришёл ВС РФ в деле № А75-10618/2015, оставив в силе решение предыдущего суда и подтвердив правомерность требований органа ГЖН сделать перерасчёт платы за содержание жилого помещения жителям дома, которые на ОСС не принимали решения о повышении размера такой платы.

Суд акцентирует внимание на том, что включённые в договор управления условие ежегодной индексации размера платы и порядок такой индексации не могут рассматриваться судом в качестве доказательства принятого на ОСС решения об изменении размера платы (дело № А50-9160/2017).

Уо попыталась отстоять в суде право повышать плату без проведения осс

Рассмотрим дело № А76-3786/2017, в котором кассационный суд и ВС РФ в 2018 году пришли к другому выводу. В суд обратилась управляющая многоквартирным домом организация, требуя признать недействительным предписание органа ГЖН Челябинской области об устранении УО нарушений в части повышения размера платы за жилое помещение.

ГЖИ в ходе внеплановой проверки установила, что УО индексировала размер платы за содержание и ремонт жилого помещения без проведения общего собрания собственников. Надзорный орган предписал УО сделать жителям перерасчёт начислений и вернуть размер платы на утверждённый ранее на ОСС уровень.

Первый и второй суды основывали свои выводы на ч. 7 ст. 162 ЖК РФ. Они отметили, что, согласно законодательству, основной способ изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения – волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме на общем собрании. Иной способ противоречит требованиям закона и нарушает права потребителя.

Такое требование жилищного законодательства должно обеспечить прозрачность определения размера платы и гарантировать права и интересы собственников как наиболее слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей организацией.

В суде апелляционной инстанции УО настаивала на том, что индексация проведена в соответствии с договором управления, заключённом с собственниками помещений на ОСС. Решение этого собрания не было оспорено в суде, следовательно, установленный порядок индексации размера платы действует.

Однако апелляционный суд не принял это как доказательство незаконности предписания ГЖИ. Судья пришёл к выводу, что УО повысила размер платы вопреки воле собственников в одностороннем порядке и с нарушением сроков: до истечения одного года с момента его установления.

Эта позиция двух судов соответствовала сложившейся практике, в том числе ВС РФ:Корректируем договор управления согласно НПА, принятым в 2018 году

Повышение размера платы без ОСС возможно при наличии этого условия в договоре управления

УО в кассационной жалобе указала, что собственники на ОСС не устанавливали фиксированного размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, а согласовали механизм начисления и изменения платы – в соответствии с нормативными актами органов местного самоуправления. Этот механизм применялся с момента утверждения условий договора управления МКД и не изменялся на протяжении его действия.

Кассационный суд отметил, что предыдущие суды не учли, что договор управления МКД должен содержать порядок определения цены договора и размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (п. 3 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ).

В договоре управления УО с собственниками указано, что размер и периодичность изменения платы за работы и услуги по содержанию и текущему ремонту устанавливаются в соответствии с нормативными актами органов местного самоуправления.

Соответственно, стороны ДУ предусмотрели возможность изменения платы за работы и услуги по непосредственному содержанию и текущему ремонту в соответствии с решениями органа МСУ. Предписание ГЖИ было признано незаконным, а решения предыдущих судов отменены.

Верховный суд РФ, куда в свою очередь подала жалобу ГЖИ, в определении от 16 апреля 2018 года согласился с выводами кассационного суда, тем самым подтвердив, что если в договоре управления собственники и УО согласовали порядок проведения индексации размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, то проводить ОСС для изменения этой платы не нужно. В таком случае индексация размера платы не будет считаться односторонней.

Повышение размера платы без ОСС возможно при наличии условий в договоре управления

С таким мнением ВС РФ согласился и Минстрой РФ в письме от 26.12.2018 № 51876-ОО/04. Ведомство прямо указало на то, что индексация размера платы за содержание и ремонт жилого помещения может быть предусмотрена условиями договора управления.

В таком случае управляющей организации не нужно повторно выносить этот вопрос на общее собрание собственников. Индексация уже установлена соглашением сторон и не будет являться односторонним решением управляющей организации.В какой форме УО составить годовой отчёт за 2018 год

Запомнить

Данная позиция ВС РФ и мнение Минстроя РФ, выраженная в письме от 26.12.2018 № 51876-ОО/04, ещё раз формулируют важные для УО постулаты, которые следует учитывать при подписании договора управления и индексации размера платы за содержание и ремонт жилого помещения:

1. Основным способом изменения установленного размера платы является решение общего собрания собственников помещений в доме. Выносить этот вопрос на ОСС можно не чаще раза в год.

2. Другим способом является внесение механизма индексации в договор управления и утверждение этого механизма на ОСС. В таком случае изменение размера платы УО может проводить в соответствии с утверждённым порядком без проведения общего собрания.

Источник: https://roskvartal.ru/dogovor-upravleniya/9981-v-kakom-sluchae-uo-mozhet-samostoyatelno-indeksirovat-razmer-platy

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.