Изменения 63 фз

Содержание

Повышение требований к удостоверяющим центрам и другие поправки в закон об электронной подписи

Изменения 63 фз

Новости и аналитика Новости Повышение требований к удостоверяющим центрам и другие поправки в закон об электронной подписи

В конце декабря Президент РФ подписал закон, направленный на реформирование системы выдачи электронной подписи и ее использования в подписании документов различными субъектами (Федеральный закон от 27 декабря 2019 г.

№ 476-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об электронной подписи” и статью 1 Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”).

Отметим следующие нововведения.

  1. Уточнено понятие аккредитованного удостоверяющего центра. Согласно поправкам, аккредитованными удостоверяющими центрами будут являться удостоверяющие центры, получившие аккредитацию, а также УЦ ФНС России, УЦ Федерального казначейства, УЦ ЦБ РФ.

  2. Изменятся требования, выполнение которых является условием для получения удостоверяющим центром (далее также УЦ) аккредитации. В частности:

    • минимальный размер собственного капитала УЦ должен будет составлять 1 млрд руб. (сейчас – не менее 7 млн руб.). Однако при наличии у удостоверяющего центра не менее чем в трех четвертях субъектов РФ одного или более филиала или представительства, достаточным будет размер собственных средств (капитала) в 500 млн руб.;
    • увеличится размер финансового обеспечения ответственности за убытки, причиненные третьим лицам.

    Кроме того, вводятся требования:

    • к деловой репутации руководителей таких удостоверяющих центров и лиц, владеющих в них не менее чем 10% капитала,
    • о необходимости получения лицензии на деятельность по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием таких средств и т.д.

    Предусмотрены также дополнительные требования в целях аккредитации УЦ для осуществления хранения ключа электронной подписи.

  3. Аккредитация будет проходить в 2 этапа. Сначала уполномоченный орган на основании представленных документов должен будет проверить УЦ, претендующего на получение аккредитации, на соответствие установленным требованиям. Если результат будет положительным, уполномоченный орган направит соответствующее заключение в правительственную комиссию, которая и будет принимать итоговые решения об аккредитации УЦ или об отказе в аккредитации. Состав этой комиссии и порядок принятия решений установит Правительство РФ.
  4. Аккредитация УЦ будет осуществляться на 3 года. Сейчас по общему правилу она дается на 5 лет.

  5. Осуществлять выдачу квалифицированных сертификатов квалифицированной электронной подписи (далее – КЭП) будут:  

    • УЦ ФНС России: юридическим лицам и ИП (за исключением юрлиц и ИП кредитно-финансовой сферы), а также нотариусам;
    • УЦ Банка России: кредитным организациям, операторам платежных систем, некредитным финансовым организациям и ИП, осуществляющим указанные в ч.1 ст. 76.1 Закона о ЦБ РФ виды деятельности, должностным лицам Банка России;
    • УЦ Федерального казначейства: лицам, замещающим государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, должностным лицам госорганов, органов местного самоуправления, их подведомственных учреждений и организаций;
    • удостоверяющие центры, получившие аккредитацию Минкомсвязи Российской Федерации, – только физическим лицам.

    Квалифицированный сертификат КЭП, который содержит указание только на государственный орган или орган местного самоуправления в качестве его владельца, выдается УЦ Федерального казначейства и применяется только для автоматического создания и (или) автоматической проверки электронной подписи в электронном документе.

  6. Аккредитованный УЦ на безвозмездной основе должен будет обеспечивать физлиц шифровальными (криптографическими) средствами для проведения идентификации этих физических лиц в аккредитованном УЦ на основе предоставления биометрических персональных данных без личного присутствия.

    Что касается квалифицированного сертификата, то он должен выдаваться аккредитованным УЦ на безвозмездной основе или за установленную удостоверяющим центром плату при условии, что ее размер не превышает предельный размер, порядок определения которого вправе установить Правительство РФ.

  7. Рассматриваемым законом предусмотрены особенности использования КЭП при участии в правоотношениях физлиц, ИП, юрлиц, а также государственных органов, органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, должностных лиц госорганов, органов МСУ, их подведомственных организаций, а также нотариусов.

    Кроме того, установлен порядок оформления и представления доверенностей, необходимых для использования КЭП.

  8. Вводится понятие доверенной третьей стороны. Это юрлицо, осуществляющее деятельность по проверке электронной подписи в электронных документах в конкретный момент времени в отношении лица, подписавшего этот электронный документ, для обеспечения доверия при обмене данными и электронными документами и иные функции, предусмотренные законом об электронной подписи;

  9. Поправками регламентировано проведение федерального государственного надзора в сфере электронной подписи, в том числе внеплановых проверок аккредитованных удостоверяющих центров. Плановые проверки проводиться не будут.

  10. Работники аккредитованного УЦ будут нести в том числе уголовную ответственность за неисполнение обязанностей, установленных Законом об электронной подписи и иными принимаемыми в соответствии с ним НПА, а также порядком реализации функций аккредитованного УЦ и исполнения его обязанностей (сейчас – только административную ответственность).

Предусмотрен ряд иных изменений.

Закон вступит в силу 1 июля 2020 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу 1 января 2021 г..

Квалифицированные сертификаты, выданные аккредитованными до дня вступления поправок в силу удостоверяющими центрами, будут действовать до истечения срока, на который они выданы (но не более срока действия аккредитации выдавших их УЦ либо не более чем до 1 января 2022 года).

Аккредитация УЦ, полученная ими до дня вступления в силу рассматриваемого закона, будет действовать до истечения срока, на который они были аккредитованы, но не более чем до 1 января 2022 года.

Документы по теме:

Источник: https://www.garant.ru/news/1313085/

Что будет с электронной подписью: новые сроки поправок к 63‑ФЗ

Изменения 63 фз

В июне 2020 года сроки вступления в силу некоторых поправок перенесли — был принят Федеральный закон от 08.06.2020 № 166-ФЗ, его 22 статья как раз касается электронной подписи. Мы обновили статью с учетом новых сроков.

Ключевое изменение: сотрудники и руководители организаций будут получать и использовать электронную подпись по прежним правилам до 1 января 2022 года.

Какие подписи будем использовать
Где будем получать ЭП
Уц станет меньше
Как получать
Главные даты нового 63-ФЗ

Какие подписи будем использовать

Руководители организаций будут по-прежнему использовать электронную подпись юрлица или ИП. Для них процесс подписания документов не изменится. 

А вот сотрудники и уполномоченные лица будут работать с другим типом подписи. Сейчас, если они подписывают документ от имени компании, то используют подпись юрлица, в которой указаны их ФИО и должность. Но после вступления в силу поправок сотрудники должны будут получать и использовать свою личную ЭП — в ней указано только ФИО, без названия организации или должности.

Если они захотят подписать документы от имени компании, то им нужно будет: 

  • подписать документ личной ЭП;
  • подтвердить свои полномочия — приложить к пакету документов машиночитаемую доверенность, подписанную ЭП юрлица, или документ о полномочиях (для госслужащих).

Изменения вступают в силу с 1 января 2022 года — после этого подпись юрлица смогут получить только руководители организаций. Сотрудники должны будут получать ЭП физлица и использовать электронную доверенность.

До 2022 года власти разработают принципы действия электронных доверенностей, а участники рынка — научат свои информационные системы работать с новым типом доверенностей.

Кроме того, с 1 января 2022 года организации смогут использовать подпись, в которой не указано физлицо-владелец, для любого автоматического подписания документов. Например, для технологических документов, формируемых автоматически в информационных системах. Сейчас такие подписи можно использовать только в системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). 

Где будем получать ЭП

Сейчас руководители компаний, сотрудники и простые граждане получают подписи в аккредитованных удостоверяющих центрах. Но с 1 января 2022 года УЦ не смогут выдавать подписи юрлицам — эти полномочия перейдут к Удостоверяющему центру ФНС и его доверенным УЦ, а также Центробанку и Казначейству. 

Это значит, что с 2022 года руководителям коммерческих предприятий нужно будет получать свои подписи в налоговой или у её доверенных УЦ, руководителям кредитных организаций — в Центробанке, а руководителям госорганов — в Казначействе. Сотрудники предприятий и обычные граждане по-прежнему смогут получать ЭП в аккредитованных УЦ.

Где получать ЭП разным организациям и как её использовать в 2022 году

Кто подписываетЧто нужно для подписания документаГде получать ЭП
Частное физлицоЭП физлица (ФЛ)Аккредитованный УЦ (АУЦ)
Сотрудник организации или уполномоченное лицоЭП ФЛ + документ о полномочияхАУЦ
Руководитель организацииЭП юрлица (ЮЛ), в которой указан руководительФНС
Автоматическое подписание от организацииЭП ЮЛ без указания руководителяФНС
Индивидуальный предприниматель (ИП)ЭП ИПФНС
Сотрудник ИПЭП ФЛ + доверенность, подписанная ЭП ИПАУЦ + ФНС
НотариусЭП нотариусаФНС

Уц станет меньше

Поправки в 63-ФЗ установили более высокие требования для аккредитации удостоверяющих центров, поэтому в ближайшие два года число аккредитованных УЦ сократится. Сейчас таких УЦ почти 500, но, по оценке экспертов, новым требованиям смогут соответствовать не более 20 из них.

Если УЦ не получит аккредитацию по новым требованиям, то он сможет выдавать подписи только до 1 июля 2021 года. До этого момента все аккредитованные УЦ продолжают работать — в них по-прежнему можно получать новые подписи.

Как получать 

Подтвердить личность при получении подписи можно будет тремя способами — все они прописаны в новой редакции закона:

  • у сотрудников удостоверяющего центра лично;
  • с помощью действующей квалифицированной ЭП;
  • биометрическими данными, содержащимися в загранпаспорте или в Единой биометрической системе (ЕБС). Пока этот способ не работает — разрабатываются необходимые нормативные акты. 

Информация о том, каким способом владелец подписи подтвердил свою личность, будет указываться в выпущенной ЭП. Эта поправка вступит в силу 1 июля 2020 года.

(с учетом переноса некоторых поправок)

С 1 июля 2020 года

  • Удостоверить личность при получении подписи можно личным присутствием, действующей ЭП, а чуть позже — и биометрией.

С 1 июля 2021 года

  • Удостоверяющие центры, не получившие аккредитацию по новым правилам, не смогут выдавать электронные подписи.

С 1 января 2022 года

  • Подпись юрлица смогут получать только руководители организаций. Сотрудники должны будут получать подпись физлица.
  • Сотрудникам нужно будет прилагать доверенность при подписании электронных документов.
  • ЭП юрлица без привязки к руководителю или другому сотруднику можно использовать при любом автоматизированном подписании.
  • Перестанет действовать аккредитация большинства удостоверяющих центров.
  • Подписи руководителям юрлиц начнут выдавать ФНС, Центробанк и Казначейство, подписи физлицам и сотрудникам компаний — оставшиеся на рынке аккредитованные УЦ.

Как только появится новая информация о том, как будут вводиться изменения, мы обязательно напишем об этом.

Следите за новостями.

Материал подготовила Ольга Кураева

Источник: https://kontur.ru/articles/5728

Каким станет электронный документооборот после вступления в силу изменений в закон об электронной подписи?

Изменения 63 фз

Приветствую вас, друзья! Недавно я ознакомился с новым законом, который вносит существенные поправки в сферу электронного документооборота, а именно в 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — ЭЦП).

Внедрение изменений предполагается за счет использования IT-технологий, например, они коснулись способов хранения электронного ключа, теперь он будет храниться в облачном сервисе. Мои размышления на этот счет и привели к написанию данной статьи.

Хочу поделиться с вами своими мыслями о том, как изменится рынок ЭЦП после вступления закона в силу и что ждет участников электронного документооборота.

Речь идет о законе № 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи».

28 декабря он был опубликован на официальном интернет-портале www.pravo.gov.ru, а значит прошел все стадии подписания и рассмотрения. Он вступит в законную силу 1 июля 2020 года, кроме п.14 ст.1, он начнет действовать 1 января 2022 года.

Какие изменения нас ждут?

Закон вносит много изменений, отмечу самые значимые:

  1. Изменились требования к удостоверяющим центрам: теперь срок аккредитации составляет 3 года, УЦ должен иметь 100 млн. рублей страховых средств и не меньше 1 млрд. рублей собственных средств или 500 млн.

    рублей для центров, имеющих представительства в 3/4 и более регионов РФ.

  2. Уполномоченные органы: ФНС, Казначейство, ЦБ получили особые права на выдачу ЭЦП. Кстати, их не касаются все финансовые требования, указанные в пункте 1.

  3. Теперь подписанные ЭЦП документы будут проверяться на достоверность с помощью IT-средств «доверенной третьей стороной». Специальное юридическое лицо будет ставить на них «метку доверенного времени».
  4. Удостоверяющий центр (УЦ), который выдаст вам ЭЦП, будет хранить ее в облаке.

    Подписывать ею документы за вас будет тоже УЦ по вашему поручению.

  5. Закон устанавливает методы идентификации личности заявителя, который подал заявку на получение ЭЦП. Один из таких способов — получение сведений из единой биометрической системы.

  6. Признается юридическая сила подписей, выданных иностранными государствами и соответствующих требованиям Российской Федерации к ним.

Зачем всё это нужно?

Изначально законопроект разрабатывался для улучшения работы УЦ и повышения информационной безопасности. Сегодня ЭЦП выдают многие компании, но проверять подлинность данных заявителя они не могут.

В результате участились случаи мошенничества с подписями. Злоумышленники проводили многомиллионные сделки через сайт Госуслуг.

Казалось бы, закон решит проблему информационной безопасности в сфере ЭЦП, защитит участников ЭДО от всевозможных рисков. Но, увы, не все так однозначно…

Что ждет рынок ЭЦП и ЭДО?

Теперь расскажу свои мысли насчет того, к чему приведут все эти изменения, на мой взгляд. Меня, как специалиста удостоверяющего центра, закон заинтересовал сразу, и я постоянно следил за этапами его подписания.

По сути теперь тот, кто хранит ЭЦП может подписать любой документ вместо вас, теоретически может распоряжаться ключом по своему усмотрению. Да и к самим документам теперь есть доступ как у УЦ, так и у «доверенной третьей стороны».

А как же вопросы информационной безопасности? К закрытой части ключа ЭЦП доступ должен быть только у его владельца! Я уже молчу про полномочия ФНС, которые всё больше и больше расширяются. Я сейчас веду речь не о монополизации уполномоченными органами рынка ЭЦП, а о том, что на них возрастет нагрузка.

Их сервера, сайты и так постоянно подвергаются повышенным нагрузкам.

Результат — сбои, задержки в работе, как было в конце 2019 года, когда по новым правилам участники закупок начали массово регистрироваться в Единой информационной системе через сайт Госуслуг, чтобы работать на электронных торговых площадках и получить на них аккредитацию.

А сбой в работе такого органа, как ФНС — это фактически остановка деятельности всех организаций, срыв госзаказов. Но дело не только в этом:

  • для облачного хранения ЭЦП потребуется мощные технические и IT-средства, нужно будет поменять работу всех порталов госуслуг. Сложно представить себе, сколько финансов на это потребуется. Разумеется, все расходы лягут на кошельки заявителей;
  • для проверок «доверенной стороной» точно также потребуются средства. Но еще на это понадобится время, появятся задержки, подписание документов займет больше времени;
  • отдельно можно отметить, что многие коммерческие удостоверяющие центры ощутят серьезный удар по их бизнесу. Мало того, что нужно соответствовать строгим требованиям, перестроить свою деятельность под новые IT-стандарты, чтобы обеспечить облачное хранение ЭЦП и подписание документов, так еще и солидная часть рынка уйдет к уполномоченным госорганам.

Подведем итоги

Итак, ключ храните не вы, документы им подписываете тоже не вы, при этом вас идентифицируют и постоянно проверяют подписанные вашей подписью документы на достоверность.

А вот если что-то окажется не так, то отвечать будете вы.

Плюс выдача ЭЦП неизбежно станет намного дороже — на нее перенесут стоимость задействованной IT-инфраструктуры для облачного хранения и работы «доверенной третьей стороны». Такие дела, изменения не радуют.

  • электронная подпись
  • удостоверяющий центр
  • изменения в законодательстве
  • ЭДО

Хабы:

  • Информационная безопасность
  • Законодательство в IT

Источник: https://habr.com/ru/post/483428/

Изменения в №63-ФЗ: Госдума приняла поправки в закон «Об электронной подписи»

Изменения 63 фз

По сравнению с законом «Об электронной подписи» в редакции от 23.06.2016 года поправки содержат целый ряд существенных изменений и дополнений.

Ужесточены требования к аккредитации удостоверяющих центров

Значительно ужесточаются требования к порядку аккредитации коммерческих УЦ и их деятельности, в частности:

  • минимальный размер собственных средств (капитала) увеличивается с 7 млн рублей до 1 млрд рублей либо до 500 млн рублей при наличии не менее чем в трёх четвертях субъектов РФ филиалов или представительств УЦ;
  • увеличивается порог страховой ответственности деятельности аккредитованного УЦ (с 30 до не менее 100 млн рублей);
  • для работников аккредитованного УЦ и его доверенных лиц вводится уголовная ответственность за неисполнение обязанностей и порядка реализации функций УЦ;
  • сокращается срок аккредитации аккредитованных УЦ с 5 до 3 лет;
  • в случае досрочного прекращения аккредитации УЦ исключается возможность немедленной новой аккредитации данного УЦ или аккредитации другого УЦ под руководством того же лица, которое имело право действовать без доверенности от имени УЦ, лишённого аккредитации (новая аккредитация возможна только через 3 года);
  • предусматривается двухэтапный порядок аккредитации УЦ: Минкомсвязь готовит заключение о соответствии УЦ требованиям Федерального закона, на основании которого правительственная комиссия, состав которой утверждается Правительством РФ, принимает решение об аккредитации УЦ или об отказе в его аккредитации;
  • вводится статья «Федеральный надзор в сфере электронной подписи».

Расширен перечень аккредитованных удостоверяющих центров

К перечню аккредитованных удостоверяющих центров отнесены, помимо УЦ, получающих аккредитацию в установленном законом порядке, удостоверяющие центры федерального значения:

  • УЦ Федеральной налоговой службы;
  • УЦ Федерального казначейства;
  • УЦ Центрального банка.

УЦ Федеральной налоговой службы (УЦ ФНС) вправе определить из числа аккредитованных УЦ перечень доверенных лиц, наделяемых полномочиями на приём заявлений о получении квалифицированного сертификата юридического лица и выдачу сертификатов, изготовленных УЦ ФНС, а также на создание и хранение ключей электронной подписи заявителей для дистанционного использования и на создание с их помощью электронных подписей. Деятельность доверенного лица должна соответствовать порядку реализации функций аккредитованного УЦ и исполнения его обязанностей, установленному УЦ ФНС. Доверенные лица УЦ ФНС должны соответствовать дополнительным требованиям, установленным Правительством РФ, и требованиям в области информационной безопасности, установленным ФСБ России.

Правительство получило право определения предельной стоимости услуги по выдаче квалифицированного сертификата

Аккредитованным УЦ предлагается выдавать квалифицированные сертификаты на безвозмездной основе или за плату, порядок определения которой вправе установить Правительство Российской Федерации.

Скорректированы требования к сертификатам для юридических лиц

Изменено определение сертификата для юридического лица: теперь при выдаче сертификата юридическому лицу в качестве владельца сертификата наряду с указанием наименования юридического лица может указываться только физическое лицо, действующее от имени юридического лица без доверенности, то есть единоличный исполнительный орган (руководитель или директор).

Разрешено использование «обезличенных» сертификатов для юридических лиц, в том числе квалифицированных, без указания физического лица в качестве второго владельца, для автоматического создания и автоматической проверки ЭП в любых информационных системах, а не только используемых при оказании государственных или муниципальных услуг, как было определено ранее.

Внесены изменения в порядок выдачи сертификатов

Определён термин «заявитель» — лицо, обращающееся в УЦ с заявлением на выдачу сертификата ключа проверки ЭП в качестве его будущего владельца.

В обязанности удостоверяющего центра при выдаче сертификата вместо обязанности по установлению личности получателя сертификата либо полномочия лица, выступающего от имени заявителя, вводится обязанность «идентификации заявителя». Идентификация заявителя может проводиться при его личном присутствии или без его личного присутствия — дистанционно.

Скорректированы требования к обязанностям доверенных лиц УЦ (при приёме заявлений и вручении сертификатов доверенное лицо обязано идентифицировать заявителя только при его личном присутствии), что в совокупности с введённым определением заявителя запрещает теперь доверенному лицу УЦ принимать заявления и выдавать сертификаты представителю заявителя, действующему по доверенности, но не являющемуся владельцем сертификата.

Скорректирован порядок выдачи квалифицированных сертификатов

Изменён список документов и сведений, предоставляемых заявителем при получении квалифицированного сертификата: вместо доверенности, подтверждающей право заявителей действовать от имени других лиц, указан документ, подтверждающий право заявителя действовать от имени юридического лица без доверенности либо подтверждающий право заявителя действовать от имени государственного органа или органа местного самоуправления.

Скорректированы требования к процедуре ознакомления заявителя с информацией, содержащейся в выданном ему квалифицированном сертификате: подтверждение ознакомления может осуществляться под расписку с использованием КЭП при наличии действующего квалифицированного сертификата или с использованием простой электронной подписи (ПЭП), ключ которой получен в соответствии с правилами использования ПЭП при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Определены условия дистанционной идентификации

Законодательно закрепляется возможность использования при создании и выдаче сертификата (в том числе квалифицированного) дистанционной идентификации заявителя (без его личного присутствия) с применением информационных технологий:

  • на основе использования квалифицированной электронной подписи при наличии действующего квалифицированного сертификата заявителя;
  • путём предоставления информации из паспортно-визового документа нового поколения, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
  • путём предоставления сведений о заявителе из единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) и информации из единой биометрической системы (ЕБС) в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Аккредитованный УЦ на безвозмездной основе обеспечивает физических лиц средствами криптографической защиты информации для проведения их идентификации на основе предоставления биометрических персональных данных без личного присутствия.

Дополнены требования к квалифицированному сертификату

В состав квалифицированного сертификата должен включаться идентификатор, однозначно указывающий на способ, которым был идентифицирован заявитель при выдаче квалифицированного сертификата (при личном присутствии или дистанционно), определяющий порядок использования подписанных электронных документов в государственных информационных системах.

Введён запрет на ограничения использования КЭП

Устанавливается явный запрет на какие-либо ограничения признания КЭП и указывается на недопустимость требований со стороны информационных систем включения в квалифицированный сертификат информации, не являющейся обязательной в соответствии с №63-ФЗ «Об электронной подписи».

Скорректированы требования к средствам электронной подписи

Требования к средствам электронной подписи дополнены требованиями к визуализации результатов проверки электронной подписи: визуализация должна содержать информацию о том, что документ подписан электронной подписью, о номере, владельце и периоде действия сертификата.

Легализована облачная электронная подпись

Законодательно закрепляется возможность реализации технологии облачной подписи в отношении КЭП, в частности аккредитованные УЦ наделяются правом осуществлять по поручению владельца квалифицированного сертификата:

  • хранение ключа ЭП с обеспечением его защиты от компрометации и несанкционированного использования;
  • автоматизированное создание при помощи хранимого ключа ЭП квалифицированной электронной подписи;
  • информирование владельца квалифицированного сертификата об операциях с хранимым ключом ЭП.

К аккредитованному УЦ, осуществляющему хранение ключей ЭП владельцев квалифицированных сертификатов, предъявляются повышенные требования в части технической оснащённости и обеспечения финансовой ответственности (не менее 200 миллионов рублей) за убытки, причинённые в случае компрометации и (или) несанкционированного использования хранимых ключей ЭП.

Определены понятия доверенной третьей стороны и метки доверенного времени

С целью обеспечения доверия при обмене данными и электронными документами вводится институт доверенных третьих сторон (ДТС), уполномоченных проверять электронные подписи в электронных документах в конкретный момент времени, а также документально подтверждать результаты такой проверки. Определяются организационные основы деятельности и порядок аккредитации ДТС, для организаций, претендующих на аккредитацию в качестве ДТС, устанавливаются требования к минимальному размеру собственных средств (капиталу), аналогичные требованиям к аккредитованным УЦ.

Вводится понятие и устанавливается механизм использования метки доверенного времени — достоверной информации в электронной форме о дате и времени подписания электронного документа электронной подписью.

Изменён порядок признания иностранной электронной подписи

Электронные подписи, созданные в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами, признаются соответствующими признакам усиленной электронной подписи, и их применение в правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации, при условии подтверждения их действительности аккредитованными ДТС, УЦ или иным лицом, уполномоченным на это международным договором России.

Введено понятие электронной доверенности

С 1 января 2022 вступают в силу положения об электронных машиночитаемых доверенностях, которые должны будут подтверждать полномочия владельцев квалифицированных сертификатов при подписании электронных документов.

Данные доверенности оформляются в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ в машиночитаемом виде в соответствии с формами доверенностей, которые могут быть определены и размещены на официальных сайтах операторами государственных и муниципальных систем, для использования которых представляются документы, а также ЦБ РФ на своем официальном сайте в отношении доверенностей кредитных организаций.

Если формы доверенностей не определены и не размещены, применяется форма доверенности, формируемая и размещаемая Минкомсвязью на едином портале государственных и муниципальных услуг.

Требования к оформлению машиночитаемых документов о полномочиях и машиночитаемых доверенностей, их использованию, хранению и отмене устанавливаются уполномоченным федеральным органом, который также отвечает за формирование, актуализацию и сопровождение классификатора полномочий, в соответствии с которым должны определяться полномочия в составе документа о полномочиях и машиночитаемой доверенности.

Кардинально изменена технология подписания документов квалифицированной электронной подписью

С 1 января 2022 года вступают в силу нормы о порядке использования квалифицированных сертификатов при подписании электронных документов.

Перераспределяются полномочия по выдаче квалифицированных сертификатов различным субъектам электронного документооборота:

  • УЦ Федеральной налоговой службы наделяется полномочиями по выпуску квалифицированных сертификатов для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и нотариусов;
  • УЦ Федерального казначейства наделяется полномочиями по выпуску квалифицированных сертификатов для органов власти различных уровней и их должностных лиц;
  • УЦ Центрального банка РФ наделяется полномочиями по выпуску квалифицированных сертификатов участникам кредитно-финансовой сферы, контролируемой Банком России.

За коммерческими аккредитованными УЦ сохраняются полномочия по созданию и выдаче квалифицированных сертификатов только физическим лицам.

Вносятся существенные изменения в технологию подписания электронных документов квалифицированной электронной подписью:

  • в случае использования КЭП при участии в правоотношениях физического лица без полномочий на действия от имени других физических или юридических лиц применяется КЭП физического лица, сформированная с использованием квалифицированного сертификата, выданного любым аккредитованным УЦ.
  • документ, подписанный КЭП физического лица, действующего в рамках полномочий, не связанных с действием от имени других физических, юридических лиц (ЮЛ) или индивидуальных предпринимателей (ИП), должен подкрепляться машиночитаемой доверенностью в электронной форме, определяющей полномочия физического лица и подписанной КЭП должностного лица соответствующего государственного или муниципального органа (документ о полномочиях);
  • для подписания электронного документа от имени ЮЛ должна использоваться КЭП ЮЛ, квалифицированный сертификат которой выдаётся в УЦ ФНС с указанием в качестве владельца квалифицированного сертификата также физического лица, действующего от имени ЮЛ без доверенности;
  • если от имени ЮЛ или ИП действует физическое лицо, наделённое соответствующими полномочиями на основании доверенности, то для подписания документа используется КЭП физического лица, являющегося представителем ЮЛ или ИП, и одновременно предоставляется машиночитаемая доверенность в электронной форме, подписанная КЭП ЮЛ или ИП с указанием в качестве владельца сертификата физического лица, действующего от имени ЮЛ или ИП без доверенности;
  • определены правила использования КЭП при участии в правоотношениях кредитных организаций и государственных органов или органов местного самоуправления.

Источник: https://iitrust.ru/articles/expert/izmeneniya-v-No63-fz-gosduma-prinyala-popravki-v-zakon-ob-elektronnoy-podpisi-chast-2/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.