Изменения в открытом конкурсе 44 фз

44-ФЗ глазами заказчика: изменения в законодательстве о закупках, вступившие в силу весной и летом 2020 года

Изменения в открытом конкурсе 44 фз

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Прошу прощения за долгое “молчание” на канале – на то были свои причины.

В данной статье расскажу об изменениях законодательства о контрактной системе, вступивших в силу относительно недавно.

44-ФЗ

Основной закон закупщика за последние три месяца изменился несильно:

  • требование обеспечения гарантийных обязательств из обязанности заказчика превратилось в право;
  • изменены размеры и тонкости установления размера обеспечения исполнения контракта: в общем случае оно должно составлять от 0,5% до 30% от Н(М)ЦК за исключением случаев, когда контрактом предусмотрена выплата аванса – размер ОИК должен быть равен авансу (исключение – казначейское сопровождение контракта с авансом менее 30% от Н(М)ЦК;
  • у заказчиков появилось право закупать работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства путём проведения открытого конкурса в электронной форме.

Также в 44-ФЗ появилась статья 31.1, обязывающая заказчика осуществить закупки исходя из минимальной доли закупок и перечня товаров (так называемое квотирование отечественных товаров), а также отчитаться по итогам года об объёме закупленных российских товаров.

Предполагается, что данные нововведения заработают с 1 января 2021 года.

В настоящее время перечень товаров, минимальные доли их закупок, порядок подготовки отчёта и прочие тонкости находятся в разработке, а значит обсуждать и разбирать пока нечего – подождём, когда постановление будет принято.

Подзаконные акты

Здесь изменений и новшеств куда больше.

Постановления 616 и 617

В мае текущего года Минпромторг шокировал участников закупочного процесса, выпустив в свет два этих постановления, устанавливающих запрет и ограничения допуска (“третий лишний”) для ряда иностранных товаров.

Шоком было не само себе появление этих постановлений, а механизмы их применения, которые и по сей день вызывают множество вопросов как у заказчиков, так и у участников госзакупок.

Было множество онлайн-конференций, вебинаров, письменных разъяснений; был (наконец-то!) разработан и опубликован реестр российской промышленной продукции… В итоге всё сводится к следующему:

по 617 постановлению:
заказчик устанавливает ограничения допуска согласно постановлению, участник в отношении российского товара указывает в заявке номер записи из реестра, а в отношении евразийского товара – только страну происхождения товара. На этапе исполнения контракта участник предоставляет либо выписку из реестра (для российской продукции), либо копию сертификата СТ-1 (для евразийской продукции).

по 616 постановлению:
заказчик устанавливает запрет согласно постановлению, участник предоставляет выписку из реестра. Выписка генерируется участником в самом реестре путём нажатия на кнопку.

Формирование выписки из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации
Всех, кто не предоставил выписку, комиссия обязана отклонить. Поэтому заказчик при подготовке закупки должен убедиться, что необходимый ему товар есть в реестре. В противном случае необходимо получить разрешение Минпромторга на закупку иностранного товара (см. ниже).

Есть несколько случаев, когда запрет по 616-ПП не устанавливается:

  1. товар в РФ не производится (подтверждается разрешением Минпромторга на закупку иностранного товара);
  2. закупка одной единицы товара, стоимость которой не превышает 100 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров лёгкой промышленности);
  3. необходима совместимость товара с уже имеющимся у заказчика;
  4. закупаются расходники и запасные части к имеющимся у заказчика товарам;
  5. закупки, осуществляемые ФСБ, ФСО, Службой внешней разведки и прочими “силовиками”.

Наиболее интересен пункт 2 – из формулировки непонятно, что такое “совокупность таких товаров”. Минпромторг, Минфин и ФАС в один голос говорят (и пишут), что под совокупностью следует понимать товары, относящиеся к одному коду ОКПД2. Лично для меня это совершенно неочевидно, т.к.

в постановлении явно это не указано. Однако, заказчик просто обязан опираться на позицию контролирующих органов. К тому же есть официальное письмо Минпромторга, который уполномочен на дачу разъяснений по 616 и 617 постановлениям. Поэтому следует руководствоваться позицией, изложенной в указанном письме.

ФАС пока придерживается того же мнения.

Объясню “на пальцах”: заказчику необходимо приобрести бумагу для офисной техники классов A и B. Очевидно, что цена единицы товара (пачки бумаги) не превышает 100 тыс руб.

Значит заказчик может купить бумагу на сумму менее 1 млн. руб. без установления запрета по 616-ПП.

Если же заказчику нужно купить два металлообрабатывающих станка, каждый из которых стоит 200 тыс руб, то запрет необходимо установить.

Постановления 656 (машиностроение) и 791 (лёгкая промышленность)

Утратили силу в связи в изданием постановления 616.

Приказ 126н

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d0b18cfa692c900afdb88de/44fz-glazami-zakazchika-izmeneniia-v-zakonodatelstve-o-zakupkah-vstupivshie-v-silu-vesnoi-i-letom-2020-goda-5f681dc6c833846a1d787500

Изменения в закупках по 44‑ФЗ в 2020 году

Изменения в открытом конкурсе 44 фз

В апреле Федеральный закон от 24.04.2020 № 124-ФЗ внес антикризисные поправки в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Они в свою очередь перенесли сроки вступления в силу некоторых изменений в электронных закупках.

В частности, поправки отодвинули сроки нововведений, которые должны были начать действовать уже с 1 июля 2020 года. Речь идет о:

  • новом порядке проведения электронного запроса котировок;
  • новой процедуре закупок у единственного поставщика в электронной форме.

И то и другое перенесено на 1 октября 2020 года.  

Помимо этого с 24 апреля 2020 года начали работать следующие поправки:

  • Увеличен порог осуществления закупки у единственного поставщика. Если ранее он составлял 300 000 руб., то сейчас вырос до 600 000 руб.
  • Увеличен предельный годовой объем закупки у единственного поставщика — с 5 % до 10 %.

Предельные значения в рублевом выражении не изменились: годовой объем 2 млн руб. или 10 % совокупного годового объема и не более 50 млн руб.

Еще одно изменение связано с расширением перечня условий контракта, которые в 2020 году можно изменить по соглашению сторон.

Как коронавирус повлиял на закупки по 44-ФЗ

Пандемия в значительно степени повлияла на закупочную деятельность. Поэтому с апреля был принят ряд документов, который регламентировал вопросы, связанные с осуществлением закупок в период распространения инфекции.

Даны разъяснения о порядке расчета сроков

Постановление Правительства РФ от 3.04.2020 № 443 определило некоторые особенности осуществления закупок в период пандемии. Они действуют с 6 апреля.

Установлено, что в течение нерабочих дней с 4 по 30 апреля 2020 года (определены Указом Президента РФ от 02.04.2020 № 239), сроки, исчисляемые в рабочих днях, которые предусмотрены Законом № 44-ФЗ, должны исчисляться в календарных днях. Суббота и воскресенье, а также нерабочие праздничные дни в расчет не берутся.

Если последний день срока, исчисляемого в днях, приходится на объявленный нерабочий день, то днем окончания срока следует считать этот нерабочий день. Исключение составляют ситуации, когда последний день срока выпадает на субботу или воскресенье. Тогда днем окончания срока будет ближайший понедельник.

Пандемия официально признана форс-мажором

Это единое мнение Минфина, ФАС и МЧС. Под форс-мажором следует понимать обстоятельства непреодолимой силы, которые мешают сторонам договора выполнить свои обязательства.

ФАС в Письме ФАС РФ от 18.03.

2020 N ИА/21684/20 уточнила, что такие обстоятельства нужно учитывать при рассмотрении жалоб, дел об административных правонарушениях, обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, проведении проверок.

Поэтому поставщикам нужно иметь убедительные доказательства того, что из-за пандемии контракт невозможно выполнить в срок или должным образом. Это позволит им избежать штрафа или попадания в реестр.

Согласно ч. 65 ст. 11 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ, в 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта и цены контракта, если при его исполнении в связи с распространением коронавируса возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

Изменение срока и цены осуществляется при наличии письменного обоснования, основанием для которого может быть, например, решение правительства РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд и т.д.

Важно учесть, что, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств, то:

  • при увеличении цены контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) обязуется внести на счет деньги в размере, который пропорционален стоимости новых обязательств;
  • при уменьшении цены контракта заказчик должен вернуть поставщику (подрядчику, исполнителю) деньги, внесенные на счет, в размере, пропорциональном размеру уменьшения цены контракта;
  • изменение срока исполнения контракта влечет за собой определение нового срока возврата денег, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.

Рассмотрение жалоб в ФАС перешло в дистанционный формат

Такой шаг был сделан с целью соблюдения режима самоизоляции с 6 марта 2020 года. Дистанционно рассмариваются жалобы на действия заказчиков или вопросы о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.

При желании можно участвовать в дистанционном рассмотрении жалоб как заказчик. В режиме офлайн комиссия будет принимать решение и озвучивать его онлайн.

На сайте ФАС уже сейчас можно ознакомится с решениями, связанными с коронавирусной инфекцией: неисполнением, ненадлежащим исполнением обязательств и т.д.

Как изменились правила осуществления конкурентных закупок

Одно из обязательных требований, которое действует с 2020 года, — это регистрация в Единой информационной системе (ЕИС). Ранее мы писали, как правильно ее осуществить. Поставщики, желающие участвовать в госзакупках, теперь не пройдут мимо ЕИС.

Система удобна тем, что обеспечивает автоматическую аккредитацию на всех открытых площадках для 44-ФЗ, предоставление документов. Функционал системы позволяет проводить регистрацию иностранных юрлиц.

Еще одно изменение связано с подачей заявки на участие в закупке. Сейчас она формируется в электронной форме при проведении конкурентных процедур закупок, а для 44-ФЗ это основная масса закупочных процедур, так как большинство заказчиков проводят закупки в электронной форме.

При объявлении таких процедур закупок заказчику следует обращать внимание на содержание и состав заявки, которые должны быть установлены по соответствующим требованиям в закупочной документации.

Кроме того, появились требования к типовым формам заявок (Постановление Правительства РФ от 05.11.2019 № 1401). Они были разработаны для унификации общих правил, в том числе для электронных площадок, чтобы функционал площадок отвечал соответствующим нормативным требованиям.

Отдел сопровождения торгов Контура создал шаблоны согласно требованиям, обозначенным в постановлении.

Поможем начинающим и опытным поставщикам на любом этапе торгов: от анализа закупки до участия в аукционе и подписания контракта.

Узнать больше При проведении соответствующих торговых процедур, конкурса, аукциона участники должны обращать внимание на определенные нюансы, установленные в содержании заявки. Есть дело касается конкурсной процедуры, то участник закупки не должен в первой части заявки как-то себя идентифицировать. В противном случае это будет основанием для отклонения заявки.

Любое отклонение заявки — это потенциальная жалоба, поэтому оно всегда мотивировано и обосновано.

В аукционной процедуре, напротив, допустимо указание сведений об участнике в первой части заявки.

В настоящее время обязательной содержательной частью заявки стали сведения о стране происхождения поставляемого товара и о стране происхождения товара, который, например, поставляется при выполнении работ или оказании услуг или используется с этой целью.

Важно обратить внимание на то, что сведения, указанные в составе заявки, впоследствии включаются в контракт и в реестр контрактов. Поэтому они должны быть однозначными и объективными.

По общему правилу указывается конкретная стана происхождения товара, однако в определенных случаях указывается несколько наименований стран, группы стран — в случае с регистрационным удостоверением на лекарственные средства.

Аналогичные сведения будут и в заявке.

Противоположная ситуация с продуктами питания. Здесь следует четко указывать страну происхождения — для того, чтобы при приемке товара заказчик мог ориентироваться на соответствующие сведения. Поставщик в свою очередь должен обеспечить доставку товара с указанной страной происхождения. Заказчик не сможет принять товар, не соответствующий условиям контракта.

В ситуации, когда невозможно осуществить поставку товара с указанной страной происхождения, следует руководствоваться ч. 7 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

То есть допускается поставка товара другой страны происхождения, но поставщик при этом должен обеспечить обоснование улучшенных характеристик товара по сравнению с качественными, техническими, функциональными характеристиками, указанными в контракте.

Запуск ГИС «Независимый регистратор»

С 1 января 2020 года, в соответствии с ч. 13 ст. 4 и ч. 53 ст. 112 Закона № 44-ФЗ, начала работать ГИС «Независимый регистратор». Задача системы — обеспечивать видеофиксацию действий участников закупок на электронных площадках вплоть до наличия интернет-соединения и настройки рабочего места пользователя.

Для чего нужен регистратор? Чтобы обеспечить участников закупок необходимыми данными для защиты своих прав и интересов. Эти сведения они могут представить в ФАС, чтобы подтвердить наличие или отсутствие технических проблем в работе электронной площадки.

Скачать плагин ГИС «Независимый регистратор» можно бесплатно на сайте zakupki.gov.ru.

Что нового в закупке новых машины и оборудования

Сейчас при объявлении закупочной процедуры устанавливается требование к обеспечению гарантийных обязательств.

По сути, это один из обеспечительных инструментов контрактной системы, который устанавливают заказчики, по общему правилу — при необходимости, а при закупке новых машин и оборудования — в обязательном порядке. Но с 1 июля 2020 года это станет правом заказчика (ч. 2.2. ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Таким образом, с 1 июля при приобретении новых машин и оборудования заказчик вправе поставить вопрос об обеспечении гарантийных обязательств.

Организуйте закупки по 44-ФЗ правильно с первого раза. Онлайн-сервис поможет заказчику правильно оформить документацию и контролировать сроки закупочных процедур.
Попробовать бесплатно

Если вопрос об обеспечении гарантийных обязательств ставится, то в контракте будет обозачено условие предоставления такого обеспечения, порядок, сроки предоставления для целей исполнения обязательств по контракту.

Согласно поправкам в ст. 34 Закона № 44-ФЗ, при приобретении новых машин и оборудования заказчик вправе заключить контракт жизненного цикла (ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

Как поменяется алгоритм запроса котировок

Новый порядок проведения электронного запроса котировок вступит в силу с 1 октября 2020 года вместо 1 июля 2020 года.

Проведение электронного запроса котировок возможно, если НМЦК не превышает 3 млн руб. Годовой объем закупок с помощью запроса котировок должен будет составлять не более 10 % от СГОЗ.

Для процедуры электронной закупки установленное в настоящее время ограничение в 100 млн руб. снимут.

Извещение о закупке размещается не позднее, чем за 4 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок. извещения определяется нормативно. Внести изменения в объявленную процедуру закупки, в содержание извещения будет невозможно. Поэтому при обнаружении ошибок заказчику придется действовать только через отмену процедуры с последующим выходом на новую закупку.

Изменить извещение нельзя, а отменить запрос котировок можно. Законодательно установлено, что отмена запроса котировок может произойти не позднее, чем за 1 час до окончания срока подачи заявок.

С 1 октября 2020 года в составе заявки на участие в запросе котировок должно будет содержаться в том числе документальное подтверждение соответствия участника требованиям, установленным законодательно.

Заявки рассматривается в течение 1 рабочего дня. Если процедура состоялась, то заключается контракт. Порядок заключения контракта определяется ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ с учетом ст. 82.1.

Контракт подписывается в 1 день участником закупки и в 1 рабочий день заказчиком.

Заключение контракта происходит не ранее, чем через 2 рабочих дня с даты опубликования итогового протокола.

Изменения в закупках у единственного поставщика

С 1 октября 2020 года у заказчика есть возможность малые закупки по п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ провести в электронной форме. Если он примет такое решение, то НМЦК не должна превышать 3 млн руб.

Закупка проводится на электронной площадке. Алгоритм включает несколько шагов.

Участник закупки размешает предварительное предложение — для него установлены обязательные элементы.

 По сути, это сведения о потенциальной поставке (какой товар, регион, определенный объем поставки, цена, страна происхождения товара и т.д.).

Предварительное предложение — это фактически согласие на участие в закупке. Таким образом, размещение предварительного предложения будет расцениваться как заявка.

Заказчик при необходимости размещает на площадке извещение о проведении такой закупки.

Оператор будет отбирать заявки (не более 5-ти, соответствующих условиям объявленной закупки) и затем ранжировать по ценам.

Заказчик рассматривает заявку в течение 1 рабочего дня и выбирает победителя. Заключение контракта осуществляется с лицом, признанным победителем такой закупки по регламенту положений ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ.

Источник: https://kontur.ru/articles/2895

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.