Изменения в протокол по 223 фз

Положение о закупках по 223-фз с 1 января 2019 года: основные изменения

Изменения в протокол по 223 фз

До конца 2018 года все заказчики, работающие по Закону № 223-ФЗ, обязаны привести свои положения о закупках в соответствие с изменениями, которые были внесены Федеральным законом от 31.12.2017 № 505-ФЗ. Как отразить эти изменения в положении и при этом сохранить привычную работу с закупками – расскажем в статье

В новой редакции Закона № 223-ФЗ повсеместно фигурирует термин «конкурентная закупка», и его необходимо грамотно отразить в новой редакции положения. Для этого нужно понимать суть термина.

В смысле Закона № 223-ФЗ конкурентная закупка значит не то же самое, что в привычном нам понимании. Прежде всего, к реальной конкуренции этот термин никакого отношения не имеет.

Допустим, в одну закупку пробились всего два поставщика, а в другой участвуют десять — и всё в терминах обновлённого закона, только первая будет называться «конкурентной». При этом сам Закон № 223-ФЗ проводит однозначное разграничение между неконкурентной закупкой и закупкой у единственного поставщика.

А значит, соревнование между потенциальными поставщиками подразумевается и в «конкурентной», и в «неконкурентной» закупке.

При этом Закон № 223-ФЗ не указывает на то, какой объём закупок заказчик обязан проводить с использованием способов, именованных как «конкурентные». А значит, что даже при условии проведения лишь пресловутых 15% закупок с участием МСП конкурентными способами (в этом случае у заказчика выбора нет), требования закона не будут нарушенными.

Как использовать неторговые способы закупки в 2019 году

Никто не запрещает заказчику проводить т.н. «неконкурентные» закупки в электронной форме. Как же сохранить возможность использовать привычные неторговые способы закупки после 1 января 2019 года? Радикально переписывать соответствующие главы положения о закупках для этого не придётся —  но только при условии, что заказчик внимательно отнесётся к обновлению их терминологии.

Во-первых, из названия неторговых способов закупки, которые с 1 января 2019 года буду именоваться «неконкурентными», необходимо исключить те термины, которые новой редакцией Закона № 223-ФЗ зарезервированы для конкурентных закупок. Это «запрос предложений», «запрос котировок», «конкурс» и «аукцион». Речь идёт именно про термины.

Большинство заказчиков пользуются как раз запросом предложений и запросом котировок.

И если они желают сохранить их в своей закупочной работе, то запрос котировок придётся переименовать в «запрос цен» (что, кстати, является более корректным термином с содержательной точки зрения), а запрос предложений — в «многокритериальное сопоставление» или «сопоставление предложений».

Во-вторых, из тех глав положения о закупках, в которых описываются эти способы, необходимо исключить упоминания о конкуренции. И здесь тоже речь идёт только о терминах.

Разумеется, фактическая конкуренция при проведении таких закупок сохраняется, вот только в официальных документах заказчика для её обозначения теперь придётся использовать термин «соревнование» или «состязание».

Собственно, переименованные закупки теперь и будут именоваться не неторговыми конкурентными, а неторговыми состязательными.

В-третьих, желательно исключить из тех глав, которые посвящены неконкурентным закупкам, требования, установленные Законом № 223-ФЗ исключительно для конкурентных закупок:

  • запрет на ценовое и неценовое соревнование в режиме реального времени (в рамках конкурентных закупок оно допустимо лишь для аукциона);
  • запрет на указание товарного знака без оговорки об аналоге;
  • обязательное выделение первой и второй частей заявок с запретом на указание сведений об участнике закупки в первой части заявки;
  • обязательное составление протокола по итогам каждого этапа закупки.

Кстати, некорректное именование каждого элемента закупки «этапом» также является отличительным признаком конкурентной закупки, а потому при регламентации неконкурентных способов предпочтительно пользоваться классическими терминами «элемент» или «стадия», если только речь не идёт собственно о первом этапе двухэтапной закупки.

Наконец, необходимо обратить внимание на то, что новеллами Закона № 223-ФЗ именно для целей этого закона запрос котировок и запрос предложений были отнесены к торгам.

Соответственно, заказчик не имеет права отказываться от их проведения после завершения приёма заявок и обязан признать несостоявшейся закупку, в «финале» которой осталась лишь одна заявка. Оба эти ограничения прямо прописаны в Законе № 223-ФЗ.

И обоих следует избегать при описании неконкурентных состязательных закупок.

«Конкурентные» закупки в новом смысле этого слова

Выше мы говорили по большей части о терминах. Содержательная часть норм, посвящённых классическим неторговым закупкам (теперь именуемым неконкурентными состязательными), остаётся неизменной, поскольку базируется не на изменённых частях Закона № 223-ФЗ, а прежде всего на требованиях Гражданского кодекса РФ и Закона «О защите конкуренции».

Но к 1 января 2019 года заказчику необходимо дополнить своё положение о закупках и нормами о тех способах, которые теперь именуются «конкретными» — даже если на практике он ими пользоваться не собирается. Главы «Конкурс», «Аукцион», «Запрос котировок» и «Запрос предложений» в положении о закупках появиться обязаны.

Юридико-технически можно с равным успехом избрать один из двух следующих методов: копировать требования Закона № 223-ФЗ в каждую из этих глав или же объединить все четыре главы в раздел «Конкурентные способы закупки», в общей части которой и будут один раз указаны все эти требования. Во втором случае каждая из глав будет содержать по две-три небольших статьи с указанием минимальных сроков на сбор заявок и принцип выбора победителя (их нужно перекопировать из пунктов 16–23 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ).

Какие общие требования к конкурентным закупкам необходимо включить в положение о закупке?

Бесплатные вебинары по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Участие в закупках. Изменения. Эксперты-практики в Школе электронных торгов

Посмотреть расписание

  1. Запрет на указание товарного знака без оговорки об аналоге (ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
  2. Обязанность заказчика дать ответ на запрос разъяснений в течение трёх рабочих дней (части 2–4 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
  3. Требование о предельном размере обеспечения заявки (ч. 27 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
  4. Запрет на отказ от проведения конкурентной закупки после окончания срока подачи заявок (ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
  5. Требование об обязательном использовании только усиленной квалифицированной электронной подписи при проведении конкурентной закупки в электронной форме (ч. 5 ст. 3.3 Закона № 223-ФЗ).
  6. Требование к участнику конкурентной закупки в электронной форме направлять разными файлами первую и вторую части своей заявки, а цену указывать отдельно в интерфейсе электронной площадки (части 10 и 12 ст. 3.3 Закона № 223-ФЗ). При этом в первой части запрещено указывать сведения об участнике закупке, во второй — сведения об условиях поставки, а цену запрещено указывать в обоих частях.

Рассмотрение частей заявки при проведении конкурентной закупки в электронной форме происходит по схеме электронного аукциона из Закона № 44-ФЗ: сперва заказчик знакомится с условиями поставки, указанными в первой части заявки, затем узнаёт цену и только после этого — имя потенциального победителя.

Этот порядок тоже лучше закрепить в положении о закупках.

Там же стоит ввести запрет на использование таких критериев сопоставления заявок, как, например, опыт работы: ведь сопоставлять заявки закупочная комиссия имеет право лишь при рассмотрении первых частей заявок, а сведения об опыте работы имеет право получить только при рассмотрении вторых частей.

На самом деле, если заказчик назвал свою закупку конкурентной, то все эти ограничения будут действовать для заказчика автоматически в силу прямого указания Закона № 223-ФЗ.

И в этом смысле копирование их в положение о закупках является бессмысленным.

Но если этого не сделать, то после 1 января 2019 года можно получить обвинение в том, что корпоративное положение о закупках не приведено в соответствие с новеллами Закона № 223-ФЗ — а значит и обязанность проводить все закупки по Закону № 44-ФЗ.

Логично прописать случаи проведения каждого из способов закупки. Эти случаи можно указать как в главах, посвящённых каждому отдельному способу, так и в общей части положения о закупках.

Например, «все закупки на сумму свыше 100 млн рублей проводятся с использованием конкурентных способов закупки, а в том случае, если начальная (максимальная) цена закупки превышает 500 млн рублей, то заказчик проводит такую закупку посредством конкурса или аукциона».

Раз основной формой проведения конкурентных закупок в Законе № 223-ФЗ названа электронная форма, то в новом разделе стоит прописать ситуации, при наличии которых конкурентная закупка проходит в «бумажной» форме. Это может быть список, аналогичный списку оснований для проведения закупки у единственного поставщика.

Кроме того, в разделе «Конкурентные закупки» необходимо прописать состав информации, включаемой заказчиком в следующие протоколы:

  • Протокол предварительного этапа многоэтапной закупки.
  • Протокол предварительного квалификационного отбора.
  • Протокол вскрытия конвертов.
  • Протокол оценки и сопоставления заявок.
  • Протокол переторжки.
  • Протокол сопоставления окончательных предложений об условиях поставки.
  • Итоговый протокол закупок.

По Закону № 223-ФЗ заказчик обязан составлять протоколы во всех перечисленных выше случаях. Однако требования к содержанию нормами самого Закона предусмотрены лишь для последнего вида в ч. 14 ст. 3.2.

Закупки с участием малого бизнеса

Если заказчик обязан оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства на основании Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, то в его положении о закупках, скорее всего, есть отдельная глава о таких закупках.

Не отменяя всех тех норм, которые включены в эту главу на основании указанного Постановления — например, нормы об ограничении предельных размеров обеспечения заявки или обеспечения контракта, нормы о сроках расчётов по договору и т.п.

 —  заказчику необходимо в 2018 году пересмотреть регламентацию алгоритма тех закупок, которые проводятся с участием исключительно СМПС. И сделать это необходимо не 31 декабря, а к 1 октября.

Учтите, конкурентные закупки с участием исключительно МСП проводятся теперь только в электронной форме и только на площадках, указанных Правительством РФ.

При регламентации способов конкурентных закупок с участием исключительно МСП заказчик не имеет право на нормотворчество и фактически обязан просто скопировать ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ.

Однако и это копирование нужно проводить с осмотрительностью.

Например, заказчик не может изменить порядок проведения закупки, предписанного ему этой статьёй, однако может отказаться от тех её фрагментов, которые указаны в качестве факультативных.

Особенно это важно при решении вопроса об использовании двухэтапных конкурсов, предусмотренных ст. 3.4: например, невозможно при проведении такого двухэтапного конкурса в порядке п. 2 ч. 4 ст. 3.4 не нарушить требования ч. 22 той же статьи.

Закупки по 223-ФЗ

Дистанционный курс повышения квалификации «Закупки по 223-ФЗ»

Подробнее

В разделе, касающемся закупок у МСП, стоит упомянуть и о спецсчетах, которые участники таких закупок обязаны использовать для обеспечения своих заявок посредством резервирования денежных средств.

Однако куда важнее указать то, что при использовании такого критерия, как отсрочка платежа, не учитывается значение более 30 дней: ведь согласно Постановлению № 1352, заказчик в любом случае обязан будет рассчитаться с поставщиком из числа МСП именно за 30 календарных дней.

Вообще, чем меньше критериев оценки заказчик будет использовать при проведении такой закупки, тем лучше. Идеальный способ закупки у МСП согласно новой редакции Закона № 223-ФЗ — это простейший одноэтапный аукцион, максимально приближенный к алгоритму Закона № 44-ФЗ.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1650

Обзор изменений в сфере закупок по № 223-ФЗ и практики его применения

Изменения в протокол по 223 фз

20.01.2020

В период с августа по декабрь 2019 года принято несколько законов и подзаконных актов, вносящих изменения в правила осуществления закупок по закону № 223-ФЗ.

Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №223-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: изменения правил планирования закупок и размещения информации в реестре договоров, новые требования к закупкам у субъектов МСП, признание ФАС России договоров заказчиков ничтожными и многое другое.

1. Федеральным законом от 27.12.2019 № 474-ФЗ “О внесении изменений в статью 25.

1 Федерального закона “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” и статью 8 Федерального закона “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”” предусмотрено, что правила закона № 223-ФЗ, касающиеся участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках, должны применяться в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим “Налог на профессиональный доход” («самозанятые» граждане, уплачивающие налог в соответствии с федеральным законом от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ). Соответствующие изменения в Постановление № 1352 “Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” пока не внесены; у Правительства на это есть время до 28 марта 2020 года – даты, с которой нововведения должны вступить в силу.

2. Федеральным законом от 02.08.

2019 № 263-ФЗ “О внесении изменения в статью 4 Федерального закона “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” предусмотрено, что отдельные заказчики, на которых распространяются процедуры оценки соответствия и мониторинга соответствия проектов планов (планов закупки), должны планировать закупки с участием только субъектов малого и среднего предпринимательства не менее чем на 3 года.

С учетом изменений, внесенных в Постановление от 17 сентября 2012 г. № 932 “Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана” 27 декабря 2019 года, стало понятно, каким образом нужно заполнять планы на второй и третий год их реализации.

На второй и третий годы планирования необязательно заполнять графы плана:

  • единицы измерения закупаемых товаров (работ, услуг);
  • сведения о количестве (объеме) закупаемых товаров (работ, услуг) в натуральном выражении;
  • сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
  • способ закупки;
  • закупка в электронной форме (да/нет).

На третий год реализации плана необязательно также заполнять графы:

  • планируемая дата или период размещения извещения о закупке (год, месяц);
  • срок исполнения договора (год, месяц).

Соответствующий функционал ЕИС, предусматривающий заполнение плана по годам с необязательным указанием информации в отдельных полях, по состоянию на 15 января 2020 года отсутствует.

3. Постановлением Постановление Правительства РФ от 27.12.2019 № 1906 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации” внесены изменения в два подзаконных акта, относящихся к применению закона № 223-ФЗ:

1) постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2012 г. № 932 “Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана”;

2) постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2014 г. № 1132 “О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки”.

В отношении планирования Постановлением № 932 теперь предусмотрено, что в план закупки не включается информация о закупках товаров (работ, услуг), сведения об осуществлении которых не подлежат размещению в ЕИС в соответствии с частью 15 статьи 4 закона № 223-ФЗ.

Кроме того, заказчик вправе не включать в план закупки информацию о закупках, указанных в пунктах 1 – 3 части 15 статьи 4 закона № 223-ФЗ, в случае принятия заказчиком решения о неразмещении сведений о таких закупках в ЕИС (речь идет о закупках на сумму до 100 000 (500000) руб.

, закупках некоторых банковских услуг, заключении договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимого имущества).

Заказчик теперь обязан при проведении любой конкурентной закупки внести изменения в план (при необходимости) не позднее размещения в ЕИС извещения (документации) о закупке или вносимых в них изменений.

Возможная трактовка этой поправки контрольными органами требует, чтобы в случае внесения изменений в извещение в отношении условий закупки, включенных в план закупки, предварительно был изменен план. При этом целесообразность таких дополнительных действий вызывает вопросы у заказчиков.

Однозначно, для участников закупок такие изменения не несут важной информационной составляющей.

Годовой объем закупок у субъектов МСП будет рассчитываться в итоговых строках плана применительно к первому году его реализации. Соответственно, каждый год информацию на первый год действия плана необходимо будет дополнять.

В отношении реестра договоров изменениями предусмотрено обязательное указание с 1 апреля 2020 года в реестре договоров (при формировании информации о предмете договора и о его исполнении): наименования страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором (в том числе в случае, если поставка товара предусмотрена условиями договора на выполнение работ, оказание услуг).

Ранее изменениями, внесенными в Постановление № 1132 27 июля 2019 года, было предусмотрено уточнение в части формата документов, направляемых для размещения в реестре договоров: такие документы формируются в виде электронного образа бумажного документа, созданного в том числе посредством его сканирования, или в форме электронного документа, если документ сформирован в электронном виде.

Источник: https://www.fcaudit.ru/blog/obzor-izmeneniy-po-223-fz-avg-dec-2019/

Порядок подведения итогов по 223-ФЗ: как формируется итоговый протокол, что в нем писать, в какие сроки размещается в ЕИС?

Изменения в протокол по 223 фз

В рамках 223-ФЗ заказчики составляют два типа документа в ходе процедуры выбора поставщика: протокол рассмотрения заявок или итоговый протокол.

Что такое итоговые протоколы

В итоговом протоколе по 223-ФЗ фиксируются результаты закупочной деятельности, и определяется победитель тендера. Внесенные в указанный закон в июле 2018 года изменения затронули и требования итогового протокола.

Порядок подготовки итоговых протоколов опирается:

  • на ч. 14 ст. 3.2 223-ФЗ;
  • на Постановление Правительства №908 от 2012 года;
  • на Положение о закупке, утвержденное заказчиком.

Итоговые протоколы всегда составляются и публикуются в ЕИС. Такие протоколы готовятся независимо от выбранного способа закупки и результата проведения процедуры. Их нужно сформировать по результатам электронного конкурса, аукциона, запроса котировок и предложений. Даже в случае, если на участие в закупке не поступило ни одной заявки, то итоговый протокол публикуется.

За формирование и подписание итогового протокола отвечает закупочная комиссия, созданная заказчиком. При формировании закупочной комиссии заказчик закрепляет ее состав, полномочия и ответственность в виде приказа.

Содержащиеся сведения

В ч. 14 ст. 3.2 223-ФЗ указано, что в итоговый протокол по результатам рассмотрения заявок необходимо включить следующие сведения:

  1. Дата подписания итогового протокола.
  2. Количество переданных предложений с указанием даты и времени их регистрации.
  3. Номер предложения начиная от наиболее выгодного условия исполнения контракта (включая сведения о ценах и дополнительных ценовых предложениях). Заявка, которая содержит наиболее выгодные условия исполнения обязательств по договору, получает номер 1. При наличии нескольких предложений с одинаковыми условиями первую позицию занимает заявка, поданная раньше всех по времени.
  4. Итоговые результаты рассмотрения заявок на участие: количество отклоненных заявок, ссылка на основания отклонения заявок со ссылкой на пункты закупочной документации, по которым можно сделать вывод о несоответствии предложения участника требованиям закупки.
  5. Оценка поступивших заявок и решение комиссии о присвоении рейтинга каждой заявке.
  6. Принятое комиссией решение по результатам закупки: кто из участников был признан победителем закупки, и на каких условиях с ним предполагается подписание контракта.
  7. Причины, по которым конкурентная процедура признана несостоявшейся (это может быть поступление единственной заявки на участие или отклонение всех заявок, кроме одной).
  8. Прочая информация, которая должна содержаться в итоговом протоколе на основании требований Положения о закупке заказчика по 223-ФЗ. Именно Положение о закупке выступает основным документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика. Здесь заказчик вправе установить расширенный спектр сведений, которые необходимо включить в протокол.

На основании ч. 5 ст. 4 223-ФЗ и п. 34 Постановления Правительства №908 от 2012 года в протокол следует включить существенные условия контракта, который подписывается по результатам закупки. В их числе информация об объеме товаров, работ и услуг, цене товаров и сроки исполнения договора.

Форма итогового протокола может иметь некоторые особенности в зависимости от способа выбора поставщика по 223-ФЗ.

Форма итогового документа о проведении закупки у единственного поставщика

В целом в 223-ФЗ отсутствует требование о формировании итогового протокола по результатам неконкурентной процедуры, но это не лишает заказчика права сформировать данный протокол по своему усмотрению. Протокол закупки у единственного поставщика должен содержать:

  1. Наименование заказчика.
  2. Номер закупочного извещения (если такое было размещено в ЕИС).
  3. Способ закупки: закупка у единственного поставщика.
  4. Предмет контракта, который подписывается с 223-ФЗ.
  5. Цена контракта.
  6. Состав закупочной комиссии и их подписи.
  7. Сведения о поставщике: его наименование, адрес и реквизиты (ИНН, КПП).
  8. Дата формирования протокола.

Итоговые протоколы должны храниться в течение 3 лет после их подписания, поэтому их нельзя уничтожать сразу после формирования.

Размещение в ЕИС

Для размещения протокола в ЕИС пользователю необходимо войти в личный кабинет и выбрать подходящий документ из тех, которые содержатся в перечне форм.

Шаблоны протоколов содержатся в личном кабинете заказчика в одноименном разделе. Заказчик может скорректировать бланк и шаблон в ЕИС с учетом утвержденного им Положения о закупке.

После перехода в шаблон пользователь сможет отредактировать нужную информацию.

Документы по протоколу размещаются в электронном и графическом форматах (в версии, которая сформирована посредством функционала ЕИС либо в отсканированной бумажной версии).

Размещение протокола о закупке у единственного поставщика

Для размещения сведений о закупке у единственного поставщика в ЕИС по 223-ФЗ нужно придерживаться следующего порядка действий:

  1. Нажать кнопку «Создать», расположенную над блоком «Закупка у единственного поставщика».
  2. Заполнить поле с открывшейся вкладкой «Общая информация».
  3. В открывшейся вкладке «Список заявок» нужно выбрать опцию «Добавить заявку» или пункт «Редактировать», который выпадает в столбце «Порядковый номер».
  4. Заполнить вкладку «Сведения о заявке» и нажать кнопку «Завершить».
  5. Во вкладке с документами нужно прикрепить обязательные документы в электронной форме. Нужные файлы выбираются с помощью кнопки «Обзор» (размер файла до 70 Мб, суммарный – до 2 Гб). Заполняется поле «Описание файла».
  6. Нажать на кнопку «Разместить» во вкладке «Документы».

Сроки размещения итогового протокола

На основании ч. 5 ст. 4 223-ФЗ все протоколы, которые готовятся заказчиком в процессе закупки, размещаются в ЕИС.  Протокол подведения итогов закупки размещается в ЕИС не позднее, чем через три дня после подписания (ч. 12 ст. 4 223-ФЗ).

При возникновении технических сложностей и неполадок, которые блокируют доступ к ЕИС в течение более 1 рабочего дня, заказчик должен разместить необходимую информацию на своем сайте. В ЕИС сведения размещаются в течение рабочего дня со дня устранения технических неполадок, которые блокируют доступ к системе.

При соблюдении указанных требований информация в ЕИС считается размещенной должным образом (по ч. 13 ст. 4 223-ФЗ).

Ответственность за неразмещение

За неразмещение подписанного итогового протокола в ЕИС и за нарушение установленных в 223-ФЗ сроков его публикации заказчику грозит административная ответственность.

Административная ответственность наступает по нормам ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП. Для должностных лиц по указанной статье может быть установлен штраф в размере 30-50 тыс. р. Для юридических лиц санкции устанавливаются в размере 100-300 тыс. р.

Таким образом, в итоговом протоколе по 223-ФЗ фиксируются решения закупочной комиссии по результатам закупки. Протокол готовится закупочной комиссией и размещается в ЕИС в течение 3 дней после его формирования. С июля 2018 года в 223-ФЗ внесены существенные изменения, которые затронули требования итогового протокола.

(1 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://pravo.team/zakupki/223/podvedenie-itogov.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.