Изменения в законе о персональных данных

Новое в Законе «О персональных данных» 2021. Что нас ждет?

Изменения в законе о персональных данных

23 декабря 2020 г. Госдума приняла законопроект о внесении изменений в Закон «О персональных данных» — два чтения законопроект прошел за два дня.

По замыслу создателей изменения вступят в силу в два этапа: основная часть с 1 марта 2021, вторая — с 1 июля 2021 г.

Сразу предупрежу: не спешите переподписывать согласия и перезаключать договоры. Прежде проконсультируйтесь со своим юристом. Ниже изложена моя точка зрения на изменения и она не претендует на истину. Будем ожидать разъяснений Роскомнадзора.

Персональные данные в 2021

Что нового

Изменения сводятся к одному важному моменту — понятия общедоступных персональных данных больше не будет. Не путайте с общедоступными источниками персональных данных.

Из части 1 статьи 6 исключается пункт 10 — важное условие обработки персональных данных без согласия:

«10) осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных);»

Этот принцип так или иначе охватывал возможность публикации персональных данных пользователей соцсетей. Да, была и иная точка зрения, но сейчас в этих спорах поставлен восклицательный знак:

любые данные о человеке можно публиковать только с его прямого согласия!

Исключения сделаны только для случаев, где есть государственный, общественный и публичный интерес. Уважаемые журналисты, аккуратно выдыхайте

Источник: https://mediapravo.com/privacy/rasprostranenie-pd.html

Персональные данные в 2021: как компаниям с ними работать и не получать штрафы | Rusbase

Изменения в законе о персональных данных

Александр Оводов, основатель Ovodov Cybersecurityh, рассказывает, как будут регулировать использование персональных данных в 2021 году и что компаниям обязательно нужно учесть.

Персональные данные в 2021: как компаниям с ними работать и не получать штрафы Дарья Мызникова

С учетом активного перехода компаний в цифру и на удаленную работу, вероятность утечки или хищения персональных данных (ПДн) возрастает, возрастают и репутационные риски и риски внеплановых проверок Роскомнадзора, прокуратуры и ФСБ.

С момента принятия 152-ФЗ «О персональных данных» правительство и Роскомнадзор не раз задавались вопросом — как повысить ответственность операторов ПДн за утечки?

Причина тому — ежегодный рост утечек ПДн граждан. Способов использования похищенных данных достаточно много, от банальных рассылок спама до продуманных схем социальной инженерии. Вот наиболее частые:

  • Распространение вирусов и вредоносного ПО через рассылки спама на почту, мессенджеры, соцсети людей, чьи данные были похищены.
  • Кража аккаунтов в социальных сетях в целях шантажа, компрометация публичных личностей.
  • Проникновение в сеть организаций для хищения ценной информации (клиентская база, ноу-хау, заявки от клиентов) или же шифрования серверов и ПК сотрудников в целях вымогательства денег.
  • Предложения о покупке сомнительных лекарств и непроверенных способов лечения на основе полученных медицинских данных.
  • Склонение людей к противоправным действиям, пользуясь их слабостями.
  • Деяния уголовных элементов, сексуальных маньяков, продавцов наркотиков в отношении детей.
  • Социальная инженерия. Мошенники часто представляются сотрудниками банков и манипулируют людьми с целью получения денежных средств или сообщения информации, которая позволит им получить доступ к банковским счетам и картам.

По данным отчета Центрального банка, за первые шесть месяцев 2020 года было зафиксировано более 300 тысяч несанкционированных операций со средствами граждан, совершенных без их согласия. Их объем составил порядка 4 млрд рублей. Это на 39% больше того же периода 2019 года. 

Ежегодный рост утечек ПДн налицо. Законодатели призывают к ответственности путем повышения штрафов, увеличения числа проверок для того, чтобы компании принимали меры по обеспечению безопасности обрабатываемых ими ПДн. 

Unsplash

Основным документом, определяющим порядок ответственности и штрафов за административные нарушения, является КоАП — Кодекс об административных правонарушениях.

Последнее принятое изменение в КоАП ужесточило ответственность за нарушение требований по локализации ПДн: теперь серверы с данными российских пользователей должны находиться на территории России.

С декабря 2019 года первичный штраф для организаций, нарушивших это требование, составляет от 1 до 6 млн рублей, за повторный — от 6 до 18 миллионов. Вспомним о назначении штрафа в размере 4 млн рублей за отказ о переносе серверов в Россию.

Изменения в российском законодательстве, которые нас ждут

Сейчас Госдума совместно с Правительством готовит не просто поправки в КоАП, а принятие нового кодекса. В части про персональные данные нас ждут два изменения.

Изменение №1

Появляется новое основание, за несоблюдение которого могут оштрафовать (раньше за это не наказывали рублем). Невыполнение обязанности по соблюдению конфиденциальности ПДн влечет наложение штрафа:

  • на граждан — в размере от 10 до 20 тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от 40 до 100 тысяч рублей;
  • на индивидуальных предпринимателей — от 100 до 300 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 300 до 500 тысяч рублей.

Организация, физическое или юрлицо, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять ПДн без согласия владельца ПДн, если это не предусмотрено федеральным законом.

Любая передача ПДн (распространение, предоставление, доступ) является незаконной без согласия владельца ПДн и является нарушением конфиденциальности его ПДн.

Если ПДн сотрудников были переданы без их письменного согласия, то во-первых, это противозаконно, а во-вторых, за подобные действия будут штрафовать.

Вот типовые ситуации, которые будут подпадать под данную статью:

1. Передача ПДн работников третьим лицам:

  • в банк для целей выплаты заработной платы и иных материальных выплат, а также перечисления подотчетных средств;
  • в охранное предприятие в целях взаимодействия и реагирования;
  • в медицинские организации в целях проведения медицинских осмотров;
  • в страховые компании по договорам добровольного медицинского страхования;
  • в образовательные организации в объеме превышающем требования закона об образовании;
  • в целях организации командировок и участия в выставках;
  • в других целях, напрямую не связанных с должностными обязанностями сотрудника.

2. Передача ПДн клиентов, представителей клиентов, поставщиков, партнеров третьим лицам в целях:

  • организации мероприятий, маркетинговых акций, рекламы; 
  • размещения отзывов, рекламных акций на сайте компании и других общедоступных источниках;
  • сбор персональных данных через онлайн-каналы (мессенджеры, социальные сети, формы обратной связи на сайте, онлайн-консультанты) без применения средств защиты, обеспечивающих их конфиденциальность при передаче через интернет.

3. Получение ПДн без подтверждения наличия согласия от человека или иных законных оснований у передающей стороны.

4. Предоставление доступа к ПДН внутри организации сотрудникам без должного документального оформления (должностные обязанности и/или локальные нормативные акты).

Изменение №2

Ответственность за не обезличивание персональных данных теперь несут не только государственные и муниципальные органы власти, но и все операторы.

По второму изменению в новом КоАП дело касается обезличивания ПДн. Проще говоря, если персональным данным (паспортным, медицинским, контактным данным и т.п) будет присвоен идентификационный номер, то это обезличивает персональные данные, т.к. по одному номеру нельзя определить человека. 

В новом КоАП предполагается распространить ответственность за не обезличивание персональных данных с государственных и муниципальных органов власти на всех операторов. Все операторы будут обязаны обезличивать ПДн, которые обрабатывают.

Невыполнение подобных требований влечет предупреждение или наложение административного штрафа для всех операторов ПДн в размере от 3 до 6 тысяч рублей. Штрафы небольшие, но можно предположить, что это только начало.

Unsplash

Что делать в 2021 году

Новый КоАП еще не принят, но вектор внимания уже определен. Для того чтобы нововведения не стали для вас сюрпризом, необходимо в 2021 году провести оценку соответствия процессов обработки и защиты персональных данных требованиям законодательства.

Проводить ее необходимо не реже, чем раз в три года. Это установлено законом.

Компания должна выполнить следующее:

  • Изучить все источники поступления ПДн в организацию, цели поступления и состав данных.  К примеру, нужно понимать, что источники ПДн клиентов и сотрудников разные, и состав ПДн тоже разный.
  • Проанализировать, где и как организация получает ПДн — наличие договора, соглашения и/или другого юридически значимого документа, подтверждающего правомерность получения персональных данных, их состав и цели обработки. Получение всех ПДн, которые попадают в организацию, без исключения должны подтверждаться подобными документами: корректно составленное соглашение по обработке ПДн на сайте, с которого компания получает ПДн клиентов, Соглашение по обработке ПДн с сотрудниками.
  • Изучить, какие и чьи ПДн в организации обрабатываются (в разрезе категорий физических лиц). Ориентируясь на ПДн клиентов и сотрудников, видно, что процесс их обработки и хранения разный. Доступ к ПДн сотрудников имеют отдел кадров, бухгалтерия, а к клиентским данным — та же бухгалтерия и коммерческий отдел.
  • Проверить наличие утвержденных локальных нормативных актов, определяющих порядок доступа сотрудников к персональным данным.  Документы, в которых прописано, кто и за что отвечает.
  • Проанализировать соответствие процесса обработки локальным нормативным актам. Зачастую на практике бывает несоответствие.
  • Изучить ваших получателей персональных данных: кому, для каких целей и в каком составе передаются персональные данные. Опять же, практика показывает, что в некоторых организациях к ПДн допускаются сотрудники, не имеющие к ним отношения.
  • Проанализировать, на каких условиях передаются ПДн третьим лицам — обязательно наличие договора, соглашения и/или другого юридически значимого документа, подтверждающего правомерность передачи персональных данных.  Если зачисление зарплаты сотрудникам компании происходит через зарплатный проект банка, то компания обязана с каждым сотрудником, участвующем в зарплатном проекте, подписать соглашение о передаче его ПДн в этот банк.
  • Определить, какие персональные данные стоит обезличивать. К примеру, это данные, чей срок хранения официально вышел, но при этом характеристики клиента имеют ценность без необходимости идентификации физического лица.
  • Определить, какие согласия уже не имеют силы и которые надо скорректировать. Отсутствие отлаженной системы работы с ПДн в прошлом означает, что, возможно, часть документов уже не актуальна.
  • Изучить, как защищаются персональные данные в компании и от кого они реально защищены — только от внешних злоумышленников или от внутренних тоже?  Очень часто данные клиентов утекают вместе с увольняющимися сотрудниками коммерческих отделов.
  •  Составить годовой план и реализовать его.  Необходимо разработать поэтапный план по реализации этих пунктов с учетом объема работы и времени на их выполнения.

Два пути

Утечка ПДн может обернуться для компании не только финансовыми убытками, но и потерей репутации на рынке и разрывом отношений с партнерами. Поэтому важно изучить законодательство и вовремя принять меры. И здесь есть два пути:

  • делать все самостоятельно (силами организации);
  • доверить выполнение требований закона компаниям, которые могут провести независимый аудит по обработке ПДн и решить выявленные проблемы.

Фото на обложке: Shutterstock/Trismegist san

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Источник: https://rb.ru/opinion/personal-data-2021/

Изменение закона о персональных данных: штрафы по 152-ФЗ в 2020 только вырастут. Как не стать клиентом Роскомнадзора? — Право на vc.ru

Изменения в законе о персональных данных

Какие сведения относятся к персональным?

Персональные данные (ПД или ПДн) — любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту ПД). К ней относятся:

  • серия и номер паспорта;
  • дата и место рождения;
  • адрес постоянной регистрации и проживания субъекта;
  • другие идентификаторы, позволяющие определить лицо.

Главной целью закона 152-ФЗ “О персональных данных” является гарантирование защиты прав и свобод человека и гражданина при использовании его персональных данных, обязательно на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Характеристика закона “О персональных данных”

Защита персональных данных в 2020 году​

Основным направлением действия 152-ФЗ является активная защита личной информации субъекта от неразрешенного доступа к ней и предотвращение незаконного хранения и последующей обработки. Реализация закона пытается решить главную проблему современности — это использование личных данных человека незаконным путем.

Персональные сведения, которые мы указали выше, относятся к индивидуальной информации.

Частично ответственность за их распространение можно возложить и на самого владельца таковых, поскольку нередко человек дает согласие на обработку непроверенным операторам либо не обращает внимание, на что дает согласие или подписывает неизученный документ. Однако даже на первый взгляд внушающие доверие организации и их сотрудники допускают промахи.

Для того чтобы сохранить эту информацию персональной (ПЕРСОНА́ЛЬНЫЙ — касающийся только данного или одного лица), органы власти принимают различные меры, в рамках которых операторы по обработке ПДн, получившие данные от физического лица, должны нести ответственность за их полную сохранность. Другими словами, 152-ФЗ был принят с целью недопущения распространения персональных данных граждан без их согласия на это. Именно поэтому главным его правилом остаётся понятие о том, что оператор — это то лицо, которое отвечает за всю конфиденциальность полученной информации.

Что изменилось в 152-ФЗ в 2019 году? (актуально на 2020)

В январе 2019 года вступили в силу поправки к закону “О персональных данных” от 27.07.2006 N 152-ФЗ, о чем команда “ПД-Мастер” говорила в прошлом году. Последняя редакция содержит список нарушений, за которые оператор по обработке персональных данных привлекается Роскомнадзором к ответственности. Выглядит он следующим образом:

  • обработка данных физического лица осуществляется не в соответствии с главными целями;
  • при обработке личных данных отсутствует согласие на ее проведение;
  • ненадлежащее информирование человека о полной политике получения и обработки личной информации или полное отсутствие информирования;
  • персональные данные субъекта были получены оператором по обработке ПДн незаконным путем;
  • личные данные удаляются или уничтожаются;
  • обезличивание персональных данных осуществляется ненадлежащим образом.

Согласно ст. 137 УК РФ, при допущении хотя бы одного из перечисленных нарушений организация, являющаяся оператором по обработке ПД, подлежит административному или уголовному наказанию.

Проверка в отношении организации осуществляется представителями Роскомнадзора по инициативе гражданина, который обнаружил нарушения со стороны такой организации в части обработки его ПДн и оформил жалобу в соответствующем порядке.

В июле 2019 года генетический материал человека был приравнен к персональным данным. Это расширило понятие “персональные данные” и снизило шансы злоумышленников на незаконное использование неучтенных личных сведений о человеке.

2020 год и изменения, которые он привнес в ФЗ-152

2 декабря 2019 года был подписан 405-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”. Некоторые из озвученных изменений касаются и ФЗ-152.

Конечно же, основные корректировки связаны с ответственностью.

В случае, если оператор ПДн не выполняет при сборе информации, в том числе через сеть «Интернет», обязанность по обеспечению записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения) или извлечения персональных сведений граждан нашей страны с использованием баз данных на территории РФ, ему грозят следующие административные штрафы:

  • гражданину — от 30 до 50 тыс рублей;
  • должностному лицу — от 100 до 200 тыс рублей;
  • юридическому лицу — от 1 до 6 млн рублей.

За повторное нарушение следует их очевидное повышение:

  • гражданин заплатит от 50 000 ₽ до 100 000 ₽;
  • должностному лицу грозит 500 000 ₽ — 800 000 ₽;
  • юридическое лицо в качестве штрафа может заплатить от 6 000 000 ₽ до 18 000 000 ₽.

В 2020 году увеличены штрафы за некорректную обработку персональных данных​

Еще одно введенное изменение стоит знать индивидуальным предпринимателям. С даты вступления в силу 405-ФЗ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, приравниваются к юридическим. Соответственно, будут нести ответственность как более крупные организации.

В пояснительной записке к закону говорится, что введение изменений направлено на повышение ответственности к процессу сбора, хранения и обработки персональных данных в организации своих сотрудников, клиентов, контрагентов и прочих участников ее деятельности. Также корректировки направлены на стимулирование поддержания организационно-распорядительной документации и прочих документов по персональным данным в актуальном состоянии.

Внесение поправок в действующих закон еще раз напоминает о необходимости локализации хранилищ ПДн граждан РФ на ее территории.

Шокирующие размеры штрафов заставят задуматься о правильности работы процесса сбора, хранения и обработки ПД в организации, говорят разработчики.

Опыт некоторых стран — Турции и Германии — подтверждает эффективность введения подобных жестких мер в отношении бизнеса в России. С другой стороны, что с ним будет, если нормы закона соблюсти не получится, а многомиллионные штрафы лишат его “право на жизнь”.

На сегодняшний день правоприменительной практики пока нет. Лишь время покажет, насколько адекватными и рабочими окажутся внесенные поправки.

Вместе с этим, не стоит забывать, что проверка может нагрянуть и в Вашу организацию.

Чтобы быть к ней готовым, Вы можете узнать о предстоящей встречи с Роскомнадзором, заполнив форму на нашем сайте: https://pdmaster.ru/services/audit-personalnyh-dannyh-2/

Источник: https://vc.ru/legal/104965-izmenenie-zakona-o-personalnyh-dannyh-shtrafy-po-152-fz-v-2020-tolko-vyrastut-kak-ne-stat-klientom-roskomnadzora

№1057337-7 Законопроект :: Система обеспечения законодательной деятельности

Изменения в законе о персональных данных

Карточка законопроекта /проекта постановления 

Карточка законопроекта/проекта постановления содержит информацию по законопроекту/проекту постановления и его стадии рассмотрения.

В режиме просмотра карточки законопроекта/проекта постановления доступны следующие действия:

1. Настроить отображение событий  на вкладке ЭРК по событиям (с документами);

2. Перейти к стадии рассмотрения законопроекта/проекта постановления;

3. Скачать размещенный к событию законопроекта/проекта постановления документ;

4. к законопроекту/проекту постановления;

5. Добавить заметку к законопроекту/проекту постановления;

6. Добавить законопроект/проект постановления в избранное;

7. Перейти в режим редактирования карточки законопроекта/проекта постановления;

8. Подписаться на законопроект/проект постановления;

9. Скачать архив по законопроекту/проекту постановления;

10. Распечатать карточку законопроекта/проекта постановления;

11. Просмотреть RSS подписку на обновления по событиям;

12. описание функционала страницы.

Информация по законопроекту/проекту постановления

  • паспортные данные законопроекта – общая информация по законопроекту/проекту постановления;
  • стадии рассмотрения – стадии рассмотрения выбранного законопроекта/проекта постановления;
  • ЭРК по событиям (с документами) – стадии и события рассмотрения выбранного законопроекта/проекта постановления, а так же решения по событиям и размещенные документы;
  • хронология (без документов) – стадии и события рассмотрения выбранного законопроекта/проекта постановления, а так же решения по событиям;
  • отзывы – отзывы к законопроекту/проекту постановления ;
  • поправки – поправки к законопроекту/проекту постановления;
  • видеозаписи – видеоматериалы размещенные к законопроекту/проекту постановления (доступно только для Интернет-портала).

Настроить отображение событий  на вкладке ЭРК по событиям (с документами)

На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления” существует 2 варианта просмотра событий на вкладке  ЭРК по событиям (с документами):

  • по хронологии – события отображаются по дата регистрации;
  • по процедуре – события отображаются последовательно согласно процедуре рассмотрения.

Нажать на кнопку ” все” – на странице “Карточка законопроекта/проекта постановления” на вкладке  ЭРК по событиям (с документами) будут отображаться только стадии прохождения.

Для того чтобы отобразить события, решения и документы нажать кнопку “Развернуть все события”.

Если  к событию размещено много документов часть из них скрыта, отобразить их можно нажав на кнопку “Развернуть все документы в событиях” или ссылку “Показать еще” в списке размещенных к событию документов.

Перейти к стадии рассмотрения законопроекта/проекта постановления

Стадии рассмотрения, которые отображаются на странице “Карточка законопроекта/проекта постановления ” служат так же элементом навигации.

Для того, чтобы перейти  к определенной стадии рассмотрения законопроекта, нажать на иконку соответствующей стадии.

Осуществляется переход  к выбранной стадии, все события стадии подсвечиваются зеленым цветом.

Скачать размещенный к событию законопроекта/проекта постановления документ

Для того, чтобы скачать размещенный к событию законопроекта/проекта постановления документ необходимо нажать на ссылку с наименованием документа.

На локальный компьютер пользователя загружается файл в соответствующем формате.

к законопроекту/проекту постановления

На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления” перейти на вкладку “Отзывы”.

Нажать кнопку “”

Открывается форма ” на законопроект”, в которой необходимо заполнить следующие реквизиты:

  • Категория отзыва;
  • Краткое содержание отзыва.

При необходимости прикрепить файл.

Нажать кнопку “Сохранить” – отзыв отображается на вкладке “Отзывы” в ЭРК законопроекта/проекта постановления.

Добавить заметку к законопроекту/проекту постановления

На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления (режим редактирования)” нажать кнопку “Добавить заметку”.

Открывается форма “Заметки пользователей”.

Нажать кнопку “Сохранить” – в карточке законопроекта/проекта постановления будет отражена сохраненная зметка, а также на странице “Избранное/Подписки” личного кабинета  пользователяотобразится сохраненная заметка.

Добавить законопроект/проект постановления в избранное

На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления” нажать на кнопку “Добавить в избранное”.

В результате выходит сообщение об успешном добавлении объекта законотворчества в “Избранное”.

Нажать на ссылку в сообщении “Перейти на страницу избранного” – открывается страница “Избранное/Подписки” личного кабинета пользователя.

Нажать на кнопку “Добавить” – открывается форма “Добавить в подборку”.

Выбрать существующую или добавить новую подборку.

Нажать кнопку “Сохранить”- законопроект добавлен в выбранную или в новую подборку.

Войти в раздел “Избранное/Подписки” через интерфейс личного кабинета пользователя.

Нажать на кнопку “Подборки ОЗ”.

Из списка доступных выбрать подборку- система предоставит доступ только к тем ОЗ, которые добавлены в выбранную подборку.

Перейти в режим редактирования карточки законопроекта/проекта постановления

На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления” нажать на кнопку “Режим редактирования”.

Открывается страница “Карточка законопроекта/проекта постановления (режим редактирования)”.

Подписаться на законопроект/проект постановления

На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления” нажать на кнопку “Подписаться”.

Открывается форма подписки на законопроект/проект постановления.

Задать параметры подписки.

Нажать кнопку “Применить” – настройки подписки на законопроект/проект постановления сохранены, законопроект/проект постановления добавлен в список на странице “Избранное/Подписки” личного кабинета пользователя.

Скачать архив по законопроекту/проекту постановления

На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления нажать на кнопку “Скачать архив”.

Выбрать вариант для скачивания “Все документы” или “По процедуре”. Информация будет скачена на локальный компьютер пользователя в виде архива с расширением .exe

Распечатать карточку законопроекта/проекта постановления

На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления” нажать на кнопку “Печать”.

Откроется форма “Печать”.

После настройки параметров печати нажать кнопку “Печать”.

Просмотреть RSS подписку на обновления по событиям

На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления” нажать на кнопку “RSS подписка на обновления по событиям”.

В новой вкладке браузера откроется страница с возможностью подписаться на веб-канал.

описание функционала страницы

Источник: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1057337-7

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.