Изъятие земельного участка у собственника в рк

Практика рассмотрения дел о принудительном изъятии земельных участков, неиспользуемых по назначению либо используемых с нарушением законодательства

Изъятие земельного участка у собственника в рк

Земля – великое достояние народа.

Ситуация по земельным вопросам всегда стоит остро и Президент страны Н.А. Назарбаев высказался по этому поводу «Приватизировать казахстанским гражданам, чтобы земля имела собственника, чтоб ее не эксплуатировали до тех пор, пока земля превратится в песок, вот наша задача была.

На благо людей, чтобы работала, а не вообще, чтобы лежала. Позахватывали земли латифундисты, одни используют, другие не используют. Земля обрастает бурьяном, и вот называется это — казахстанская земля, которая должна приносить счастье, удовольствие людям, она используется в непонятных целях.

И это все интерпретируется по-другому. Не разъясняются права и обязанности в той или иной форме, и это приводит к эксцессам, — подчеркнул глава государства.

– Это вопрос к правительству и местной исполнительной власти, а также правоохранительным органам, которые обязаны разъяснять населению принимаемые государством законы».

В связи с актуальностью данного вопроса земельные споры, в том числе связанные с принудительным изъятием земельных участков, не используемых по назначению либо используемых с нарушением законодательства, составляют значительное количество.

Так в 2014 году СМЭС г.Астаны было рассмотрено 173 дела, в 2015 году – 196, в 2016 году 147 дел. К сожалению, отдельной статистики по делам указанной категории не имеется.

Предприниматели, юридические лица (далее – предприниматели), которые имеют на праве собственности или в аренде земельные участки, предоставленные для строительства тех или иных объектов (многоквартирных жилых комплексов (МЖК), магазинов, складов, офисов и т.

п) знают, что каждый такой земельный участок в обязательном порядке предоставляется для той или иной, конкретной, цели, т.е. имеет свое целевое назначение.

Назначение участка указывается в договорах купли-продажи (аренды) земельных участков, а также в государственных актах на право собственности или землепользования.

Некоторые предприниматели, получившие земельные участки, по тем или иным причинам не используют их по целевому назначению.

Но законодательство не разрешает просто владеть землей (даже если она находится в собственности). Земельные участки должны использоваться по тому назначению, которое указано в документах на них. Например, если земля предоставлена для строительства МЖК — на нем должен быть построен МЖК.

Согласно частям 1-3 статьи 92 Земельного Кодекса (далее – Кодекс):

1) Срок и условия освоения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей, определяются местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения, акимами городов районного значения, поселков, сел, сельских округов, а на территории специальной экономической зоны – местными исполнительными органами соответствующей административно-территориальной единицы или органом управления специальной экономической зоны в пределах их компетенции по предоставлению земельных участков, установленной настоящим Кодексом, в зависимости от целевого назначения предоставляемого земельного участка и правового режима земель, установленных на данной территории в соответствии с зонированием земель и градостроительными регламентами, и отражаются в договорах купли-продажи или землепользования (аренды).

2) в случае если земельный участок, предназначенный для строительства, не используется в соответствующих целях в течение трехлет со дня принятия решения о его предоставлении (если более длительный срок не предусмотрен проектно-сметной документацией), то такой земельный участок подлежит принудительному изъятию в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса, за исключением земельного участка, находящегося в частной собственности граждан Республики Казахстан для индивидуального жилищного строительства.

3) В случаях если земельный участок, предназначенный для ведения сельскохозяйственного производства, в том числе крестьянского или фермерского хозяйства, не используется по назначению в общей сложности два года в пятилетний период с момента первоначального выявления факта неиспользования, то такой земельный участок подлежит принудительному изъятию в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса. В эти периоды не включается время, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению вследствие непреодолимой силы.

В соответствии с частями 3, 4 статьи 93Кодекса к случаям использования земельного участка с нарушением законодательства Республики Казахстан относятся:   1) использование земельного участка или его части не в соответствии с целевым назначением; 2) использование земельного участка или его части с нарушением требований, определенных правилами рационального использования земель сельскохозяйственного назначения; 3) несоблюдение требований, установленных статьей 99 настоящего Кодекса;  4) использование земельного участка, которое привело к значительному ухудшению экологической обстановки.

Если нарушение законодательства Республики Казахстан собственником земельного участка или землепользователем заключается в использовании земельного участка не по целевому назначению, то собственнику земельного участка или землепользователю предоставляется право в течение двух месяцев с момента получения предписания об устранении выявленных нарушений обратиться в местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, к акиму города районного значения, поселка, села, сельского округа по месту нахождения земельного участка об изменении его целевого назначения.

Если истекли сроки освоения участка и строительства, а также в случаях выявления использования земельного участка с нарушением законодательства у государственных органов возникает право на принудительное изъятие участка.

Изъятие земли производится исключительно в судебном порядке по иску органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, по месту нахождения земельного участка.

Но до предъявления такого иска закон дает еще один шанс владельцам земли, чтобы они все-таки начали ее использовать.

Дело в том, что иск о принудительном изъятии земельного участка в случае, предусмотренном статьями 92 и 93 настоящего Кодекса, предъявляется после применения мер взыскания, предусмотренных Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях, и по истечении срока предписания, данного собственнику земельного участка или землепользователю для принятия мер по использованию земельного участка по назначению и по устранению нарушений законодательства Республики Казахстан.

Срок для принятия мер по использованию земельного участка по назначению устанавливается один год, а по устранению нарушений законодательства Республики Казахстан – три месяца с момента выявления факта неиспользования земельного участка по назначению либо нарушения законодательства Республики Казахстан.

Предписание о необходимости устранить нарушения законодательства Республики Казахстан как обременения права на земельный участок подлежит государственной регистрации в соответствии с Законом Республики Казахстан “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество”.

То есть, если за предоставленное время собственник земельного участка либо землепользователь не принял необходимые меры по использованию такого участка по целевому назначению, либо не устранил нарушения законодательства, по иску уполномоченного органа начинается судебное разбирательство.

Некоторые предприниматели считают, что достаточно заказать эскизный проект будущего сооружения, и это, якобы, подтвердит, что земельный участок уже используется по назначению. Но это совсем не так.

Согласно Закону РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» (статья 1 пункт 53) (далее – Закон), разработка архитектурных проектов относится к архитектурной деятельности, но не к строительной.

Поэтому, даже если предприниматель закажет разработку архитектурного проекта для целей строительства, и такой проект будет разработан, то это все же не исключит процедур изъятия земельных участков, находящихся в его собственности или землепользовании.

Только строительство, строительные работы могут говорить о том, что земельный участок используется по целевому назначению.

К строительству относится выполнение различного вида строительно-монтажных работ.

Этот вывод вытекает из содержания пункта 32 статьи 1 Закона, согласно которой, строительно-монтажные работы –это строительная деятельность, включающая: земляные работы и специальные работы в грунтах; подготовительные работы, связанные со сносом существующих зданий и сооружений, с устройством временных инженерных сетей, дорог, складских площадок, а также вертикальной планировкой территории; возведение несущих и (или) ограждающих конструкций зданий и сооружений (в том числе мостов, транспортных эстакад, тоннелей и метрополитенов, путепроводов, трубопроводов, иных искусственных строений);  специальные строительные и монтажные работы по прокладке линейных сооружений; устройство наружных инженерных сетей и сооружений, а также внутренних инженерных систем; работы по защите и отделке конструкций и оборудования;  строительство автомобильных и железных дорог;  монтаж технологического оборудования, включая его сборку и установку в проектное положение на месте постоянной эксплуатации, индивидуальное испытание и испытание под нагрузкой, а также демонтаж.

Таким образом, осуществление владельцем участка строительно-монтажных работ, включая любой из их видов, указанных выше, будет означать, что владелец приступил к строительству.

Следовательно, в таком случае предприниматель уже может расцениваться как лицо, использующее свои земельные участки по целевому назначению.

Если же после получения предписания, владелец земли в течение года так и не приступил к ее использованию, то земля изымается по решению суда.

Другие наиболее часто рассматриваемые судом споры касаются изъятия земельного участка или его части, используемого  не в соответствии с целевым назначением. Если по истечении трех месяцев с момента выявления такого факта собственник не устранит нарушения, наступают те же последствия.

В случае принудительного изъятия земельного участка у собственника земельного участка или землепользователя по решению суда по основаниям, указанным в статьях 92 и 93 настоящего Кодекса, право собственности на земельный участок или право землепользования (по отношению выкупленных у государства прав аренды на земельный участок) продается на торгах (конкурсах, аукционах) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей.

В случае принудительного изъятия земельного участка, предоставленного на безвозмездной основе, у собственника по решению суда по основаниям, указанным в статье 92 настоящего Кодекса, данный земельный участок зачисляется в специальный земельный фонд для дальнейшего перераспределения без возмещения стоимости собственнику земельного участка.

При этом такой собственник (при условии, что изъятый земельный участок был предоставлен на основании подпункта 2) пункта 3 статьи 9 настоящего Кодекса) имеет право повторного получения земельного участка на безвозмездной основе для этих же целей с учетом положений, установленных статьей 96-1 настоящего Кодекса.

Вырученная сумма после вычета расходов по принудительному изъятию земельного участка и выплаты залогодержателю в размере требований по обязательствам, исполнение которых обеспечено залогом земельного участка или права землепользования, выплачивается бывшему собственнику земельного участка или землепользователю.

При невозможности реализации такого земельного участка или права землепользования на него после проведения не менее трех торгов (конкурсов, аукционов) в течение одного года земельный участок зачисляется по решению суда в специальный земельный фонд.

Вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка является основанием для включения лица, у которого принудительно изъят земельный участок, в соответствующий реестр лиц, у которых принудительно изъяты земельные участки.

Алимбаева Г.О.

Судья специализированного межрайонного

экономического суда г.Астаны

Источник: http://infozakon.kz/opinions-and-analysis/988-vysokaya-koncentraciya-ugarnogo-gaza-vozmozhnaya-prichina-sonnoy-bolezni-v-kalachah.html

Изъятие земель для госнужд: какие права есть у собственников

Изъятие земельного участка у собственника в рк

Ирина Милаярова | krisha.kz

Застройка городов новыми кварталами, возведение транспортных развязок влекут за собой массовое изъятие земельных участков для госнужд. По этой причине нередко возникают споры и скандалы между владельцами и застройщиками. О процессе отчуждения и о том, какие права есть у собственников, рассказала судья Верховного суда РК Жанылдык Кашкинбаева.

Данная процедура регулируется законом РК «О государственном имуществе», а все её этапы (всего их четыре) подробно описаны в Земельном кодексе, поправки в который были внесены шесть лет назад.

— Конституцией РК закреплено, что никто не может быть лишён своего имущества, иначе как по решению суда. Отчуждение может быть произведено только при условии равноценного его возмещения, — поясняет судья.

Первый этап — принятие постановления об изъятии

Постановление о начале принудительного отчуждения участка или иного недвижимого имущества для государственных надобностей имеет право принять правительство РК или местный исполнительный орган.

В документе обязательно указываются: — цель и основания; — местоположение, площадь, кадастровый номер участка; — собственник имущества или негосударственный землепользователь; — дата изъятия, но не ранее трёх месяцев с даты официального опубликования постановления;

— место обращения собственника или негосударственного землепользователя для осуществления согласительных процедур.

В течение трёх рабочих дней с момента принятия постановления его текст в обязательном порядке должен быть опубликован в республиканских или местных СМИ. В течение трёх календарных дней после этого всем собственникам направляется письменное уведомление (по почте с обязательным получением сообщения о доставке почтового отправления).

— Уведомление как юридическое притязание проходит обязательную государственную регистрацию в соответствии с законом РК «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество, — рассказала Кашкинбаева.

Не все собственники знают о том, что постановление об изъятии можно обжаловать в судебных органах в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину или юридическому лицу стало известно о нарушении их прав и законных интересов, то есть с даты получения уведомления.

Второй этап — определение стоимости участка

Сумма компенсации за изымаемые земли в соответствии с нормами закона «О государственном имуществе» зависит от основания возникновения прав на участок у собственника и землепользователя.

  1. Если земля приобретена у государства, то владелец получит сумму, уплаченную им когда-то государству. При неполной оплате, например, когда участок куплен в рассрочку, компенсация определяется в размере выплаченной суммы на момент изъятия.
  2. Стоимость участка, когда-то предоставленного под индивидуальное жилищное строительство, для ведения личного подсобного хозяйства (кроме полевых наделов), определяется в размере, не превышающем рыночную цену на землю.
  3. Если участок перешёл к собственнику по гражданско-правовой сделке (договор купли-продажи) или по решению суда, то компенсация будет определяться в размере стоимости, указанной в гражданско-правовом договоре или в решении суда, но не превышающей рыночную. В случае если в договоре цена за участок не указана, она рассчитывается по кадастровой (оценочной) стоимости.

При определении независимым оценщиком рыночной стоимости земли или иного имущества должны учитываться показатели, действующие на дату вручения собственнику уведомления о предстоящем изъятии.

Если одновременно с отчуждением участков изымаются расположенные на них объекты недвижимости, то в размер возмещения включается их рыночная стоимость.

У денежного возмещения имеется альтернатива — предоставление владельцу участка и (или) недвижимости с зачётом их стоимости в размер возмещения. Но это возможно только с согласия правообладателя.

Третий этап — заключение соглашения о выкупе

С момента получения письменного уведомления собственник изымаемого имущества или негосударственный землепользователь в течение одного месяца вправе инициировать согласительные процедуры путём подачи письменного обращения в акимат (либо в УЗО). А последний, в свою очередь, в течение одного месяца обязан рассмотреть предложения, для чего назначает проведение независимой оценки стоимости отчуждаемого имущества.

При достижении соглашения проект договора направляется в местный представительный орган на согласование.
В случае если собственник не изъявил желания урегулировать вопрос путём согласительной процедуры, местный исполнительный орган представляет в соответствующий местный представительный орган проект договора о выкупе в двухмесячный срок с момента получения собственником уведомления.

Проект рассматривается комиссией с обязательным приглашением собственника и лиц, права которых в отношении отчуждаемого имущества будут прекращены или ограничены.

Если правообладатель полностью согласен с изъятием и суммой, предложенной ему в качестве компенсации, то составляется договор о выкупе. В нём указываются: — размер и порядок выплаты стоимости участка; — возмещение убытков, разница между ценой отчуждаемой земли и стоимостью участка, предоставляемого взамен изымаемого; — срок уплаты;

— состав имущества.

— Регистрация прекращения прав собственника или негосударственного землепользователя и возникновения прав государства на данное имущество невозможна без предоставления документа, подтверждающего выплату возмещения, — пояснила судья.

Четвёртый этап — принудительное изъятие

Жанылдык Кашкинбаева

судья Верховного суда РК

— При несогласии собственника с постановлением правительства РК или местного исполнительного органа и (или) недостижении с ним соглашения о стоимости изымаемого для госнужд имущества и размере убытков, подлежащих возмещению, по истечении трёх месяцев с момента получения уведомления собственником или негосударственным землепользователем, но не позднее срока (даты) осуществления принудительного отчуждения, определённого в постановлении, местный исполнительный орган вправе обратиться в суд с иском о принудительном отчуждении.

Вступившее в законную силу решение суда является основанием для изъятия участка в принудительном порядке.

Источник: https://krisha.kz/content/news/2017/iz-yatie-zemel-dlya-gosnuzhd-kakie-prava-est-u-sobstvennikov

За что могут забрать участок в 2020-2021 годах

Изъятие земельного участка у собственника в рк

Несмотря на то, что мы являемся законными собственниками своих земельных участков, их все равно могут забрать. Почему? Стоит ли владельцам дач, загородных домов, сельскохозяйственных земель насторожиться? На самом деле здесь нет ничего страшного, в любом случае просто так забирать никогда не станут. Возможно, вам совершенно не нужно переживать по этому поводу.

pixabay.com

Согласно статьям 49, 50 и 56 Земельного Кодекса РФ или ЗК РФ, забрать участок могут по следующим причинам:

  • для государственных нужд;
  • при неправильном использовании;
  • конфискация;
  • при комплексном развитии района;
  • при реквизиции.

Предлагаем подробно разобраться в причинах, из-за которых могли бы конфисковать недвижимую собственность.

По решению властей

Необходимость в изъятии могут принять региональные власти. В таком случае собственнику будет предложена выплата за участок. Другими словами, государство выкупает у вас землю. Если администрация принимает решение забрать ваш участок, то она обязуется уведомить собственника за год до изъятия.

Вы получите постановление и у вас будет ровно год до получения денежной компенсации и передачи прав собственности. Если вы не захотите брать деньгами, то можете оформить запрос на получение другого земельного участка, который смог бы возместить утраченную землю.

pixabay.com Денежная компенсация всецело зависит от рыночной стоимости. Предварительно проведут оценку территории, на основе которой установят цену участка. Также к этой сумме будет прибавлена компенсация за возможно упущенную прибыль с земли.

В таком случае вы не сможете отказаться от сделки. Если вдруг решите отказать государству и пойти покорять суды, то будьте готовы проиграть, ведь недвижимость все равно заберут, но уже на принудительной основе. Хотя даже так вы получите взамен деньги или другую землю.

Запланированное развитие территории

Представленную причину можно отнести к первой, ведь по идее это власти планируют развитие районов. Если ваш участок будет находиться на той территории, где будет проводиться комплексное развитие, то местные власти оповестят вас об изъятии. Основанием для такого решения служит проект планировки района, а также документы по межеванию.

Когда местное самоуправление решит забрать ваш участок, то у него будет ровно неделя для передачи всех документов для совершения сделки. Согласно законодательству, вам будет положена денежная выплата, окупаемая потерю земли, включая компенсацию.

У собственников есть только месяц для принятия решения, после чего власти прибегнут к принудительному изъятию.

pixabay.com

Ненадлежащее использование

Возможно, некоторые из вас не задумывались, но даже если вы ничего не будете делать на участке, то государство посчитает, что вы не используете землю по назначению и начнет изъятие.

Например, она относится к категории ИЖС, то есть предназначена только для постоянного проживания, а вы за три года ничего там не построили, да и вообще с момента покупки ни разу не приезжали на участок.

Исключением выступят природные бедствия или чрезвычайные ситуации, в ходе которых использование участка было невозможным.

Еще причиной может послужить чрезмерное загрязнение почвы и среды. Например, вы организовали какое-нибудь производство, которое портит состояние вашей земли и окружающей природы.

Собственнику будет направлено уведомление, если он согласится с решением, то землю выставят на торги. Конечно, мало кто захочет отдавать землю добровольно, даже несмотря на нарушения, поэтому у вас есть право отказаться от выдвинутых требований попрощаться с участком. Правда в таком случае спорить придется уже через суд.

Реквизиция

Эта причина, пожалуй, самая редкая из всех существующих. Сюда относятся чрезвычайные ситуации, среди которых стихийные бедствия, эпидемии и т.д.

В таком случае землю забирают на время, хотя порой бывают исключения. Но переживать не стоит, ведь если местные власти не захотят отдавать участок, то обязательно дадут другой или выплатят компенсацию. Это прописано в статье 51 ЗК РФ.

При реквизиции вам должны будут выдать специальный сертификат, подтверждающий причину изъятия земли. Также этот документ будет свидетельствовать о праве получения другого земельного участка или денежной компенсации.

Конфискация

Согласно Земельному Кодексу РФ, государство может конфисковать загородную недвижимость. В каких ситуациях это может произойти? Мы сомневаемся, что кого-то из вас коснется эта причина, но и обойти стороной ее нельзя. Принудительное изъятие предусмотрено тогда, когда собственник совершил преступление и был наказан судом. Впоследствии эта земля будет выставлена на торги.

Чтобы не оказаться в такой ситуации, нужно заранее предусмотреть все юридические риски: от проверки земли «на чистоту» до планов по расширению населенных пунктов. Для этого можно самому выучиться на юриста (разумеется, это шутка), нанять специалиста или купить участок земли в Подмосковье у компании, которая берет на себя все юридические процедуры.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ca49620d677b400b3b8a98b/za-chto-mogut-zabrat-uchastok-v-20202021-godah-5f9319bea81c50318edebddb

О процедуре изъятия земель для госнужд рассказывает судья верховного суда ж. кашкинбаева

Изъятие земельного участка у собственника в рк

Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено при условии равноценного его возмещения.

Постановление об изъятии можно обжаловать в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину или юридическому лицу стало известно о нарушении их прав и законных интересов.

Право собственности является одним из фундаментальных отраслей как национальной, так и зарубежных правовых систем. В свое время английский философ Джон Локк определял защиту индивидуальной собственности как основную функцию политического общества. Большинство стран разработали необходимые законы по защите собственности, в том числе в сфере земельно-имущественных отношений.

С первых лет казахстанской независимости основное внимание к частной собственности было сосредоточено именно на аспекте ее защиты.

Конституцией Республики Казахстан закреплено, что никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда.

Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено при условии равноценного его возмещения.

С 1 марта 2011 года действует Закон «О государственном имуществе», который изменил закрепленный в Земельном кодексе порядок изъятия земель для государственных нужд. Теперь в этом законе подробно описаны основные этапы процесса изъятия земель для государственных нужд. Всего в процессе изъятия можно выделить четыре ключевых этапов.

Но это не означает, что в каждой ситуации, требующей изъятия земель, будут задействованы все четыре этапа. Все зависит от обстоятельств, в частности, согласится ли собственник участка на предложенные условия соглашения об изъятии.

Но такие этапы, как принятие решения об изъятии и соблюдения гласности процедуры принудительного отчуждения, а также обсуждение соглашения о выкупе с правообладателем должны присутствовать всегда.

Первый этап – принятие постановления об изъятии. Вопросы подготовки и принятия решения об изъятии подробно урегулированы в статьях 62-63 Закона «О государственном имуществе». В частности, в этих нормах названы обстоятельства, позволяющие принятию такого постановления, а также перечислены основные элементы этого постановления.

Соблюдения гласности процедуры принудительного отчуждения: в течение 3 рабочих дней с момента принятия постановления Правительства Республики Казахстан или местного исполнительного органа уполномоченный орган должен опубликовать его в республиканских или местных средствах массовой информации.

Кроме того, он должен не позднее 3 календарных дней после опубликования постановления направить правообладателям изымаемых участков и расположенной на них недвижимости письменное уведомление о принудительном отчуждении земельного участка (по почте с обязательным получением уведомления о получении почтового отправления).

Уведомление о принудительном отчуждении земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд как юридическое притязание проходит обязательную государственную регистрацию в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество».

В Законе «О государственном имуществе» закреплена важная гарантия для правообладателя: участок может быть изъят не ранее чем через три месяца с даты официального опубликования постановления.

Кроме того, именно на дату вручения уведомления собственнику имущества о предстоящем изъятии земельного участка определяется независимым оценщиком рыночная стоимость земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд.

И наконец, с момента получения уведомления отсчитывается срок на оспаривание постановления об изъятии.

Постановление об изъятии можно обжаловать в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину или юридическому лицу стало известно о нарушении их прав и законных интересов.

Второй этап – определение размера возмещения в связи с изъятием земельных участков. Принудительное изъятие земельного участка допускается при условии равноценного возмещения.

Сумма компенсации за изымаемые участки в соответствии с нормами Закона «О государственном имуществе» зависит от основания возникновения прав на земельный участок у собственника и землепользователя. Конкретные основания определения стоимости земельного участка или иного недвижимого имущества установлены в статье 67 Закона.

Например, стоимость земельного участка, отчуждаемого для государственных нужд (без учета убытков), приобретенного собственником у государства, определяется в размере суммы, уплаченной государству.

При неполной оплате суммы за земельный участок (без учета убытков), проданный государством в рассрочку, и изъятии его при принудительном отчуждении для государственных нужд цена определяется в размере выплаченной государству суммы.

Стоимость земельного участка, отчуждаемого для государственных нужд, предоставленного под индивидуальное жилищное строительство, для ведения личного подсобного хозяйства (кроме полевых наделов), на котором находится индивидуальный жилой дом, определяется в размере стоимости земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества в размере, не превышающем их рыночную стоимость.

Стоимость земельного участка, отчуждаемого для государственных нужд, перешедшего к собственнику по гражданско-правовой сделке или по решению суда, определяется в размере стоимости, указанной в гражданско-правовом договоре или в решении суда, но не превышающей рыночную стоимость. В случае, если в гражданско-правовом договоре цена за земельный участок не указана, стоимость земельного участка определяется по его кадастровой (оценочной) стоимости.

Кроме того, компенсируются убытки, в случае их причинения в связи с принудительным отчуждением. Если одновременно с изъятием участков изымаются расположенные на них и принадлежащие собственникам участков объекты недвижимости, то в размер возмещения включается их рыночная стоимость.

У денежного возмещения имеется альтернатива-предоставление правообладателю иного участка и (или) объекта недвижимости с зачетом их стоимости в размер возмещения. Такая альтернатива может быть использована только с согласия правообладателя.

Третий этап – заключение соглашения о выкупе земельного участка.

Собственник изымаемого имущества или негосударственный землепользователь с момента получения письменного уведомления в течение одного месяца вправе инициировать согласительные процедуры путем подачи письменного обращения в местный исполнительный орган.

Затем, местный исполнительный орган в течение одного месяца обязан рассмотреть предложения, для чего назначает проведение независимой оценки стоимости изымаемого имущества. При достижении соглашения проект договора о выкупе направляется в местный представительный орган на согласование.

В случае, если правообладатель не изъявил желание урегулировать вопрос путем согласительной процедуры, то местный исполнительный орган представляет в соответствующий местный представительный орган проект договора о выкупе в двухмесячный срок с момента получения собственником или негосударственным землепользователем уведомления.

Проект договора о выкупе земельного участка или иного недвижимого имущества рассматривается постоянной комиссией местного представительного органа не позднее двухнедельного срока с момента его внесения с обязательным приглашением собственника и лиц, права которых в отношении отчуждаемого имущества будут прекращены или ограничены.

При достижении соглашения с правообладателем в договоре о выкупе должны быть указаны размер и порядок выплаты стоимости земельного участка, возмещения убытков, разница между ценой изымаемого земельного участка и стоимостью земельного участка, предоставляемого взамен изымаемого, срок уплаты цены (стоимости), состав имущества, отчуждаемого для государственных нужд. Заключенное соглашение об изъятии является основанием для перехода или прекращения права собственности на участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимости.

Необходимо подчеркнуть важный нюанс: регистрация прекращения прав собственника или негосударственного землепользователя и возникновения прав государства на данное имущество невозможна без предоставления документа, подтверждающего выплату возмещения.

Четвертый этап – принудительное изъятие участка (если не заключено соглашение об изъятии).

При несогласии собственника с постановлением Правительства или местного исполнительного органа, и (или) не достижении с ним соглашения о стоимости изымаемого для государственных нужд имущества и размере убытков, подлежащих возмещению, по истечении трех месяцев с момента получения уведомления собственником или негосударственным землепользователем, но не позднее срока (даты) осуществления принудительного отчуждения, определенного в постановлении, местный исполнительный орган вправе обратиться в суд с иском о принудительном отчуждении.

Вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии является основанием для наступления правовых последствий, аналогичных описанным выше последствиям соглашения об изъятии.

Ж. Кашкинбаева, судья Верховного суда РК

Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

Источник: https://www.zakon.kz/4852383-o-procedure-izjatija-zemel-dlja.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.