Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных

Содержание

Изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд: порядок в 2020 году

Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных

Спросить у юриста

быстрее. Это бесплатно!

Иногда владельцы земельных участков сталкиваются с такой ситуацией, как их изъятие для государственных или муниципальных нужд. Конечно, перспектива лишиться родного клочка земли людей не радует, да и сама формулировка звучит мрачновато.

Нередки и случаи злоупотреблений со стороны чиновников, ущемляющих интересы граждан. Поэтому стоит разобраться в том, на каких основаниях власти могут забрать надел, в каком порядке происходит процедура и как собственнику возмещаются убытки.

Новый порядок изъятия земельных участков, закон

Ныне существующий порядок изъятия земель был установлен специальным законом. А именно № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он затронул несколько кодексов РФ:

  1. Земельный.
  2. Гражданский.
  3. Жилищный.
  4. Градостроительный.

В Земельном кодексе, например, была изменена статья 49, где рассматривались основания для того, чтобы произошло изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Туда была добавлена глава, уточняющая порядок проведения процедуры.

Ничуть не удивительно, что этот закон признают социально значимым. Ведь он призван защитить права собственников и других землепользователей. Конечно, в той же мере он служит и интересам государства. Предполагается, что он предотвращает недобросовестные действия со стороны властей.

Вообще, существует несколько видов изъятия земель. Их всего четыре? и целых три из них можно назвать неплановыми. Вот перечень этих типов:

  • изъятие для нужд города или государства;
  • реквизиция, которая применяется только в случае чрезвычайных ситуаций, например, катастрофы;
  • конфискация, а именно безвозмездный отъем в связи с совершенным правонарушением;
  • изъятие надела в связи с тем, что его используют ненадлежащим образом.

Обязанность собственника по целевому использованию земельного участка: предпосылки установления

Понятие права собственности раскрыто в ст. 209 Гражданского кодекса РФ. Номинально собственник свободен в своих действиях. Он вправе владеть и пользоваться имуществом, обременять его, отчуждать безвозмездно или за плату, распоряжаться другими способами по своему усмотрению.

Вместе с тем, реализация названных правомочностей не должна противоречить закону, нарушать интересы третьих лиц или наносить ущерб окружающей среде.

В отечественной правовой системе полная свобода действий возможна только в отношении движимого имущества, не отнесенного к источникам повышенной опасности. Такими вещами можно пользоваться или на время отложить, переделать, сломать, выбросить. В отношении объектов недвижимости действуют более строгие правила.

  • Они имеют обязательное к соблюдению целевое назначение, зафиксированное в ЕГРП, ГКН, правоустанавливающих документах. Так, земли разделены согласно категориальной принадлежности.
  • Общая процедура отказа от права собственности на имущество (ст. 236 ГК РФ) применяется к недвижимости с оговорками. Правомочности и обязательства отказника в отношении объектов недвижимости прекращаются после внесения соответствующих сведений в ЕГРП.
  • Оставленная без присмотра недвижимость может быть поставлена на учет в ЕГРП в качестве бесхозяйной. Если по прошествии года собственник не объявится, она переходит в собственность территориальной общины по решению суда (ст. 225 ГК РФ).

Правовое положение земельных участков обусловлено принадлежностью к объектам недвижимости. Кроме того, им присущи особые характеристики:

  • неразрывная связь с природой, экологическая значимость;
  • неуничтожаемость (речь может идти об ухудшении качества почв, засорении, эрозии грунтов, затоплении и подобном, но не о прекращении существования участка);
  • незаменимость в качестве территориальной базы и средства производства сельскохозяйственной продукции.

Специфика земельных участков как объектов гражданских прав привела к закреплению особенностей реализации прав и обязанностей землепользователей в пределах главы VI Земельного кодекса РФ.

Основания и условия изъятия

Существует несколько условий, при которых может быть изъята территория из частной собственности в пользу государства или на нужды города либо по каким еще причинам могут решить, что ее нужно изымать. Приведем их в таблице, а после рассмотрим подробнее.

Выкуп на нужды города или государстваРеквизиция землиИзъятие по другим причинам
Если состояние какого-либо многоквартирного дома признано аварийнымДля ликвидации последствий чрезвычайных ситуацииНеиспользование земельного участка по его прямому назначению
Государство выполняет свои международные обязательстваЕсли в стране эпидемия, и эта земля может послужить на благо обществаИспользование по предназначению, но с нарушениями. Пример: сельскохозяйственную землю используют так, что она теряет свою плодородность
Для работ, которые будут связаны с использованием недрИная срочная непредвиденная потребность государства именно в этом участке земли, которая указана в законодательствеПри совершении определенных правонарушений производится безвозмездный отъем
Для создания либо расширения особо охраняемой природной территории
С целью строительства/реконструкции объектов федерального/регионального значения. Только если это оговорено необходимыми документами

Если отъем в пользу государства достаточно понятно рассмотрен в таблице и, по сути, в разъяснениях особо не нуждается, то двум остальных вариантам не помешают некоторые уточнения.

Так, реквизиция может быть не только постоянной, но и временной. Если на конец срока нет возможности ее вернуть хозяину, происходит возмещение стоимости собственности. Также этот вид отъема не требует никакого судебного вмешательства. Все экстренно решают органы власти.

Если происходит отъем в связи с каким-то нарушением, все немного сложнее. Например, если земля сельхозназначения была использована для ИЖС либо оказалась использована любым другим ненадлежащим способом, ее владельцу грозит изъятие территории и, если он на это не соглашается, суд. А суд может не только вынудить подчиниться закону, но и постановить, что необходим штраф.

О том, когда землю забирают из-за некоего правонарушения, устанавливает КоАП. Тогда ни на какие возмещения не имеет смысла надеяться.

Последовательность действий

Порядок действий при изымании наделов регламентируется главой VII.1 ЗК РФ. Процедура изъятия участка включает в себя следующие этапы:

  1. Подготовка генплана территории.
  2. Принятие решение об изъятии.
  3. Выявление владельцев наделов.
  4. Проведение кадастровых работ.
  5. Определение размера возмещения.
  6. Заключение соглашения.
  7. Регистрация перехода прав.

Каждый этап регулируется отдельной статьей Земельного кодекса, а также нормами ГК РФ.

Подготовка генплана

Генеральный план территории готовится в соответствии со ст. 56.3 ЗК РФ и ст. 9 ГрК РФ. Утвержденный план подлежит официальному опубликованию в СМИ. Владелец земли может узнать о том, что его участок планируется к изъятию еще на первоначальном этапе, путем мониторинга общедоступной информации о генплане.

В генеральном плане содержится информация об объектах, которые планируется разместить на изымаемой территории. Генплан подкрепляется иными нормативно-правовыми актами:

  • решением об изменении границ или создании особо охраняемых земель;
  • международными соглашениями;
  • выданной лицензией на использование недр;
  • актом о признании МКД непригодным для проживания и подлежащим сносу.

Государство не может запланировать изъятие участков, если они переданы для нужд федеральным государственным бюджетным учреждениям, которые уполномочены осуществлять деятельность по управлению особо охраняемыми территориями.

Принятие решения об изъятии

Порядок принятия решения об изымании территорий из частного землевладения регламентируется ст. 56.6 ЗК РФ и ст. 279 ГК РФ. Согласно п. 10. ст. 56.6 ЗК орган, принявший данное решение обязан в течение 10 дней:

  • разместить утвержденный документ на своем официальном сайте;
  • опубликовать решение в местных СМИ;
  • направить копию документа владельцу надела и в орган регистрации прав.

Если решение было принято на основании ходатайства сторонней организации, то в ее адрес также направляется копия документа, а также информация о правообладателях земель и объектах на них расположенных.

Владелец надела считается уведомленным надлежащим образом с момента получения копии решения или со дня возврата заказного письма. Если информация о почтовом адресе собственника отсутствует, то допускается уведомление путем направления электронной копии документа на адрес электронной почты. В данном случае датой уведомления считается день отправления электронного письма.

Владелец надела может обжаловать принятое решение в суде по следующим основаниям:

  • несоответствие утвержденного документа принятому генплану;
  • наличие возможности размещение объекта государственного значения без изъятия земли;
  • нарушение формальных требований к оформлению и содержанию документации.

С момента получения уведомления и до окончания процедуры изъятия владелец территории вправе распоряжаться ею по своему усмотрению. Данная норма закреплена в ст. 280 ГК РФ.

Выявление владельцев

Орган, уполномоченный на принятие решения, должен выявить лиц, которые являются владельцами или арендаторами участков, предполагаемых к изъятию. В первую очередь информация берется из федеральной базы Росреестра.

Если сведения в ГКУ отсутствуют, то уполномоченный орган направляет запросы на выявление сведений в государственный архив, местную администрацию или иную организацию, в которой могут храниться сведения о правообладателях земель.

Помимо этого уполномоченный орган обязан обеспечить размещение информации о планируемом изъятии в интернете и местных СМИ. Сообщение в СМИ и глобальной сети должно содержать сведения, предусмотренные п. 5 ст. 56.5 ЗК РФ:

  • цель изъятия земли;
  • перечень кадастровых номеров участков;
  • границы размещения объектов;
  • адрес организации, в которую заинтересованные лица могут направить заявления об учете их прав на изымаемую территорию;
  • срок, в течение которого ведется прием заявлений;
  • время приема граждан для ознакомления с проектом межевания;
  • официальные сайты, на которых размещается информацию об изымаемых наделах;
  • наименование уполномоченного органа, ответственного за выявление заинтересованных лиц.

Мероприятия должны быть проведены не позднее, чем за 60 дней до даты принятия решения.

Если гражданин пользуется участком, но его права не зарегистрированы в Росреестре, то в течение 60 дней он должен подать заявление с приложенной копией правоустанавливающего документа в уполномоченный орган.

Проведение кадастровых работ

На основании ст. 56.7 ЗК РФ уполномоченный орган или организация, ходатайствующая об изъятии земель, обязаны за свой счет:

  • провести кадастровые работы в отношении территорий, планируемых к изыманию;
  • оценить изымаемые наделы и расположенные на них объекты недвижимости;
  • определить с правообладателями участков условия перехода прав;
  • подготовить соглашение об изъятии и направить его владельцу территории.

Владельцы земель обязаны обеспечить беспрепятственный доступ к территории кадастровым инженерам и специалистам-оценщикам. Наличие судебных споров между соседями в отношении установления границ не является препятствием для заключения соглашения об изъятии надела. При наличии таких споров границы определяются в соответствии с п. 10 ст. 22 Федерального закона № 218 от 13.07.2015 г.

Источник: https://KPPKDirection.ru/nezhilaya/izyatie-dlya-gosudarstvennyh-nuzhd.html

Изъятие земельного участка для государственных нужд, что делать если Вы не согласны со стоимостью?

Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных

Александр Павловский
партнер юридической компании «А.Т. Legal»
адрес электронной почты – atlegal@atlegal.ru
Сайт – atlegal.ru

Несмотря на относительно слабое освещение в СМИ, многие слышали о проблемах владельцев земельных участков, изъятых государством для строительства при организации Сочинской олимпиады. Не обошлось без проблем для землевладельцев и при подготовке саммита АТЭС во Владивостоке, а также чемпионата мира по футболу 2018 года.

С 1 апреля 2019 года вступил в силу закон существенно конкретизирующий существовавший ранее порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (Федеральный закон от 31.12.2014 № 499-ФЗ). В Земельном кодексе РФ появилась целая глава, посвященная данному вопросу (гл. VII.1 Земельного кодекса РФ).

Официально принято считать, что данные изменения аккумулировали ранее полученный опыт изъятия земельных участков и установили единые правила игры. Если ранее для реализации значительных федеральных проектов принимались отдельные законы, устанавливающие особый, упрощенный порядок изъятия земельных участков, то теперь будут применяться только нормы Земельного кодекса РФ.

По нашему мнению, главную проблему изъятия земельных участков законодателям решить не удалось. А проблема эта стара как мир, это несправедливая цена, предлагаемая властями правообладателю при выкупе земельного участка.

С учетом изменений законодательства, изъятие земельных участков может производиться либо на основе заключения соглашения об изъятии недвижимости между органом власти и правообладателем участка, либо принудительно.

В первом случае, собственнику (правообладателю) будет предложено заключить соглашение о выкупе участка, при этом в цену выкупа должны включаться: рыночная стоимость земли; стоимость находящейся на ней недвижимости; связанные с изъятием убытки и упущенная выгода, затраты собственников на переезд и обустройство на новом месте. На достижение согласия о цене сторонам соглашения отведено не более 3-х месяцев.

Выкупать землю власти намереваются по рыночной цене, которая будет определяться на основании заказанной властями же оценки.

Правообладатель земельного участка, в случае несогласия с оценкой властей, вправе заказать свою оценку и на ее основании назначить свою цену.

Следует заметить, что в нормах российского законодательства понятие «рыночная стоимость» имеет не вполне однозначный характер.

С одной стороны, согласно Федеральному закону № 135-ФЗ от 29.07.

1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», рыночная стоимость объекта оценки – наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Следует учитывать, что в силу существенной монополизации земельного рынка и широко распространенного манипулирования ценами, публикуемые сведения о цене предложения на земельные участки мало соответствуют реальным рыночным ценам сделок свободного рынка. Тем не менее многие оценщики, при подготовке заключений, предпочитают использовать сведения о публикуемых ценах предложений на сходные объекты.

С другой стороны, в принятых Министерством имущественных отношений Российской Федерации, формально действующих, методических рекомендациях (Утверждены распоряжением от 06.03.2002 № 568-р), рыночная стоимость земельных участков определена как максимально возможная цена.

Указанный подход при оценке позволяет использовать принцип наиболее эффективного использования имущества.

Использование принципа наиболее эффективного использования позволяет, в свою очередь, в условиях гибкости норм по территориальному планированию и неоднозначной практики применения градостроительного и земельного законодательства, обосновать претензии на выкупные цены, значительно превышающие тот уровень, который был бы достигнут в обычных условиях.

Принято считать, что при применении оценщиком принципа наиболее эффективного использования земельного участка решающее значение будет иметь уровень его градостроительного освоения.
Н. В. Волович выделяет следующие уровни градостроительного освоения земельного участка:

  • Сельскохозяйственные и лесные угодья. Это незастроенные и не предназначенные для строительства земельные участки, входящие в состав категорий земель, не предназначенных для размещения объектов капитального строительства и предоставление которых физическим и юридическим лицам для строительства не планируется.
  • Земельные участки перспективной застройки. К ним относятся земельные участки, включенные в зоны планируемого размещения объектов капитального строительства, установленные в документах территориального планирования публичных образований.
  • Градостроительные участки. Это земельные участки, отнесенные к территориальным зонам, применительно к которым установлен градостроительный регламент, т.е. определены виды разрешенного использования (основные, условно разрешенные, вспомогательные), предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и ограничения использования.
  • Земельные участки, подготовленные под застройку. К ним относятся земельные участки, в отношении которых проведены инженерные изыскания, получены технические условия, подготовлена проектная документация и получено разрешение на строительство.
  • Земельный участок с объектом незавершенного строительства. На этой стадии градостроительного освоения земельного участка на нем ведется, но не завершено строительство зданий, строений и сооружений, за исключением временных построек.
  • Единый объект недвижимости. Это земельные участки после ввода в эксплуатацию и государственной регистрации прав на созданный объект капитального строительства, когда возникает единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Соответственно, в теории, чем выше уровень градостроительного освоения земельного участка, тем выше будет его рыночная стоимость.

В реальной жизни, земельные участки достаточно нечасто можно отнести к какому-то одному уровню градостроительного освоения. Более распространены различные гибриды указанных выше уровней освоения.

Кроме того, рыночная привлекательность возведенных (возводимых) на земельном участке объектов недвижимости способна оказать решающее значение и на стоимость земельного участка под ними. Заброшенные коттеджные поселки Подмосковья являются тому печальным подтверждением.

На практике нам неоднократно встречались отчеты и заключения экспертов-оценщиков, выводы которых о рыночной стоимости одного и того же земельного участка, в один и тот же период времени, различались в разы. Причина тому именно в использовании при оценке различающихся сведений и документов об уровне градостроительного освоения земельного участка на дату оценки.

Поэтому, если правообладатель располагает документами, позволяющими повысить уровень градостроительного освоения его земельного участка, или имеет возможность их получить, будет совершенно нелишним их предоставить своему оценщику для подготовки отчета об альтернативной рыночной цене.

Если правообладатель изымаемого земельного участка отказался заключать соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с размером предложенного ему возмещения, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда.

В этом случае сумма выкупа земельной собственности и находящихся на ней построек будет определяться судом при условии предварительного и равноценного возмещения.

Означает ли это, что за участок власти заплатят по реальной рыночной цене? Возможно, но многое будет зависеть от своевременности и грамотности действий правообладателя земельного участка в судебном процессе.

Иск в суд о принудительном изъятии орган власти может подать только через 90 дней после того, как правообладатель участка получит проект соглашения об изъятии земельного участка.

Учитывая тематику статьи, мы не будем рассматривать способ защиты прав правообладателя земельного участка путем признания незаконным самого решения об изъятии земельного участка по формально-правовым и/или процедурным нарушениям властей, тема это обширная и непростая.

Остановимся подробней на процедуре определения судом равноценного возмещения за земельный участок, изымаемый для государственных нужд.

Перед началом судебного рассмотрения правообладателю следует сразу скорректировать свои ожидания на установленные законом ограничения для возмещения.

Если строения на участке не зарегистрированы официально, то за них как за самовольную постройку никакого возмещения не полагается.

Правообладатель участка не сможет получить возмещение за строение на земельном участке, если оно не соответствует разрешённому использованию участка, или за убытки, возникшие в связи с невозможностью исполнения договора аренды участка, если такой договор был заключён после получения уведомления об изъятии земли (п. 8 ст. 56.8 ЗК РФ).

Основанием для обращения властей в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка является по существу недостижение сторонами согласия о цене выкупа.

Предполагается, что существуют два, существенно отличающихся по выводам, отчета оценщиков (властей и правообладателя) о рыночной стоимости выкупаемого участка.

  Как очевидно, налицо вопрос о размере равноценного возмещения требующий специальных познаний в области оценки.

При возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний суд назначает экспертизу (ст. 79 ГПК РФ, ст. 82 АПК РФ).

Стороны спора вправе представить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы и предложить кандидатуры экспертов (экспертных организаций). Круг и содержание вопросов, а также кандидатура эксперта определяются судом.

Как известно, правильно заданный вопрос – половина ответа. Поэтому крайне важно убедить суд в правильности и обоснованности предложенных правообладателем вопросов, а также компетентности предложенного эксперта.

Соответственно, совершенно не лишней будет грамотная и обоснованная дискредитация формулировок вопросов и кандидатур экспертов, предложенных властями. Данный этап является одним из решающих в судебных спорах подобного рода.

Кроме того, назначая экспертизу суд предоставляет в распоряжение эксперта материалы и документы, при этом предполагается, что эксперт не вправе использовать сведения, полученные из иных источников.

Как очевидно, крайне важной задачей правообладателя является обеспечить наличие в материалах судебного дела, еще до назначения экспертизы, выгодных ему материалов и документов для последующей передачи эксперту.

Наконец, нужные правообладателю, вопросы эксперту судом поставлены, выгодные правообладателю материалы и документы, из судебного дела, в распоряжение эксперта судом предоставлены. Эксперт подготовил заключение с выводами в пользу позиции правообладателя. Победа? Не совсем, но уже близко.

К сожалению, в заключениях экспертов довольно часто отсутствуют прямые и однозначные ответы на поставленные судом при назначении экспертизы вопросы. Эксперты-оценщики тоже люди и в экспертных заключениях не являются редкостью фактические и арифметические ошибки, существенные опечатки, прочие дефекты и упущения.

В соответствии со ст. 87 АПК РФ, ГПК РФ, при недостаточной ясности или полноте заключения эксперта, а также при возникновении вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств дела может быть назначена дополнительная экспертиза.

В случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта или комиссии экспертов по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза.

При этом проведение дополнительной экспертизы, поручается судом, тому же или другому эксперту, а проведение повторной экспертизы только другому эксперту.

Допустим заключение эксперта безупречно, оснований для назначения дополнительной/повторной экспертизы суд не усматривает. Что дальше?

В соответствии со ст. 71 АПК РФ, ст. 67 ГПК РФ, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Соответственно, заключение эксперта, об определении рыночной стоимости земельного участка, в любом случае не будет для суда единственным и неопровержимым доказательством.  Но вероятность того, что суд положит заключение эксперта в основу вынесенного по делу решения крайне высока.

Итак, решение принято, судом установлен размер равноценного возмещения за земельный участок, изымаемый для государственных нужд. Осталось дождаться пока решение вступит в силу и возможно отстоять его в вышестоящих судебных инстанциях при обжаловании властями.

Мы специально не вдавались в тонкости и детали: правового статуса земельного участка и/или расположенных на нем объектов недвижимости; порядка обоснования связанных с изъятием убытков и упущенной выгоды;  стратегии и тактики судебного разбирательства, поскольку все их смоделировать и спрогнозировать в рамках одной короткой статьи нереально. Предлагаем читателям поверить нам на слово, что споры с госорганами сами по себе уже непростая задача. А уж споры с госорганами по вопросам недвижимости, это задача только для команды профессионалов в различных отраслях экономики и права и обратиться к ним за помощью желательно как можно раньше.

Подписка на журнал «Оценка инвестиций» доступна по ссылке:esm-invest.com/ru/subscribe

Источник: https://zen.yandex.ru/media/esm_invest/iziatie-zemelnogo-uchastka-dlia-gosudarstvennyh-nujd-chto-delat-esli-vy-ne-soglasny-so-stoimostiu-5f61be278169a878164cd0a7?utm_source=serp

Изъятие земельных участков для государственных нужд в 2020 году

Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных
Время чтения: 12 минут

Земельное законодательство предусматривает ряд законных оснований, по которым у собственника могут изъять земельный участок.

Среди них наиболее спорным представляется изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Во-первых, немало сомнений вызывает целесообразность такого изъятия.

Во-вторых, законодатель пока так и не определил, что же следует понимать под государственными/муниципальными интересами. Все это негативно отражается на правах собственников.       

Учитывая щепетильность и остроту вопроса, логично предположить, что законодатель разработал закрытый перечь оснований для инициации процедуры изъятия земли. В соответствии со ст. 279 ГК, определение таких оснований – прерогатива земельного законодательства.

Согласно ст. 49 ЗК, основания изъятия земельного участка носят исключительный характер, например, если они обусловлены необходимостью исполнения международных обязательств России.

Еще одним основанием может быть возведение масштабных объектов инфраструктуры на государственном, региональном или муниципальном уровне, если такие объекты относятся к:

  • системе федерального или регионального энергоснабжения;
  • оборонному комплексу, в том числе к системе защиты государственных границ России;
  • транспортным и коммуникационным объектам федерального и регионального значения, железнодорожной инфраструктуре;
  • атомно-энергетическому комплексу, например, изъятие земельного участка для строительства гидротехнического сооружения;
  • объектам инфраструктуры естественных монополий;
  • космическим программам России;
  • газо- и нефтепроводам, электросетям, системам передачи тепловой энергии, водопроводам и прочим инженерным коммуникациям;
  • путям автомобильного сообщения.

Кроме того, дополнительные основания предусмотрены федеральным законодательством, например, изъятие земельных участков для недропользователей. В кодексе нет прямого упоминания об этом, однако пробел восполнен отдельным законом – ст. 25.2 ФЗ «О недрах».

Закон позволяет изымать землю в случаях, когда того требует необходимость проведения работ, связанных с использованием недр. Примечательно, что в этих целях могут изыматься земли лесного фонда.

К дополнительным основаниям относится истребование участка в целях:

  • учреждения природоохранных зон;
  • сноса многоэтажек или их реконструкции в случае признания аварийности объекта.

С чего начинается изъятие земельных участков

Как мы знаем, порядок предоставления и изъятия земель в РФ определяется в первую очередь земельным законодательством. В частности, вопросам истребования наделов посвящена глава VII.1 ЗК.

Согласно ст. 56.2 ЗК, полномочиями по принятию соответствующих решений наделены федеральные, региональные и местные органы исполнительной власти – в зависимости от уровня интересов, которые преследует истребование земли. К этим органам относятся Минэнерго, Минтранс, Минсвязь, Фонд Госимущества, местные градостроительные или жилищные департаменты.

Независимо от уровня компетенции, к изъятиям применяются единые условия. Согласно ст. 56.3 ЗК, если речь идет об истребовании участка для строительства на нем крупного инфраструктурного объекта, то оно допустимо, лишь если возведение такого сооружения утверждено органами территориального планирования.

Впрочем, в любом другом случае изъятие земли также следует обосновать документально:

  1. Международным договором, по которому у России возникает соответствующее обязательство.
  2. Лицензией для использования недр (для недропользователей).
  3. Решением компетентного органа о создании природоохранной зоны или о признании жилого строения аварийным и подлежащим сносу.

Вопрос истребования надела осуществляет компетентный орган по самостоятельному решению или по просьбе заинтересованной стороны. Ходатайствовать об изъятии земельных участков могут далеко не все. Ст. 56.4 ЗК наделяет таким правом лишь организации, чья деятельность связана с:

  • естественными монополиями;
  • использованием недр;
  • комплексным развитием территорий;
  • строительством масштабных объектов инфраструктуры, газонефтепроводов и так далее.

Кроме того, правом ходатайствовать об изъятии наделены госорганы, если финансирование работ предполагает использование государственных средств.

Подавать ходатайство можно лично, по почте или через интернет. Пункт 9 ст. 56.4 ЗК обязывает чиновников в течение 5 дней направить заявителю мотивированный отказ в истребовании земли, если:

  • поданные документы не соответствуют требованиям;
  • госорган, получивший заявку, не вправе принимать решения об изъятии земли;
  • заявитель не имеет права подавать ходатайство.

На рассмотрение заявки предоставляется 30 дней с момента подачи. По истечении этого срока компетентный орган должен либо отказать в истребовании участка, либо начать процедуру изъятия с поиска собственника земли.

Правовое регулирование вопросов истребования земли

Основным нормативным документом, который определяет процедуру изъятия земельного участка, является ЗК. Однако весь процесс истребования земельных наделов регулирует более широкий перечень правовых актов. Выделим самые главные:

  • глава VII.1 ЗК, которая содержит полное описание процедуры изъятия, от определения полномочных органов, до перехода прав на землю;
  • Гражданский кодекс (ст. 235, 239, 279–282 ГК);
  • постановление Правительства РФ № 442 от 06.05. 2020 , которым утвержден список учреждений, получивших право инициировать изымание земли;
  • приказ Минэкономразвития № 250 от 23.03. 2020 , утверждающий форму ходатайства, требования к пакету документов для заявителя, а также порядок их подачи через интернет;
  • постановление Правительства РФ № 594 от 18.05. 2020 , устанавливающее порядок согласования действий по изъятию земли муниципалитетами в случае комплексного развития;
  • постановление Правительства РФ № 821 от 18.09. 2020 , устанавливающее правила принятия решения об изъятии земли, находящейся в пользовании госпредприятий;
  • ФЗ № 172 от 21.12.2004, определяющий порядок перевода земель в разные категории в случае их перехода в госсобственность;

Источник: https://pravovdom.ru/zemlya/izyatie-zemelnyx-uchastkov.html

Процесс изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных

Сегодня многие землевладельцы озабочены тем, что могут по каким-то причинам потерять права на свой надел. Одним из оснований для беспокойства является закон об изъятии земельных участков. На самом ли деле стоит волноваться за свою собственность и переживать, что можно остаться ни с чем? будет рассмотрено в статье.

Порядок изъятия, сопроводительная документация

Мероприятие начинается с того, что выясняется, кто хозяин тех угодий, которые собрались изъять. Заинтересованным органом подается соответствующий запрос в Росреестр. Если ответа получить по каким-то причинам не удалось, то запросы непременно рассылаются в архивы, где могли сохраниться необходимые сведения.

Происходит поиск владельцев при помощи размещения оповещений на главной странице портала либо в других информационных источниках органов государства. Эти действия положено проводить не меньше, чем за два месяца до момента, как будет уже точно принято решение, что необходимо изъять именно эти участки, и без этого невозможно обойтись.

Если владелец не нашелся, то после всех необходимых процедур поиска тот, кто инициировал процесс, должен подать в суд и настаивать на том, чтобы землю и все объекты на ней были признаны собственностью государства или муниципалитета.

Важно! Хозяева, регистрировавшие свои угодья до 1998 года, могут попасть в довольно неприятную ситуацию, если не проводили никаких процедур землеустроения позже.

Если не поданы вовремя нужные документы в Росреестр, и его право не подтверждено, то он просто не значится в базе данных государства как собственник. Тогда его участок может оказаться признанным собственностью государства, а он об этом даже не узнает.

Это, между прочим, довольно весомая причина на всякий случай проверить на досуге документы на свои владения, если в чем-то нет уверенности.

Дальше уже само изъятие выглядит так:

  1. Подготовка, где определяется общий порядок и прекращение прав на владение собственностью.
  2. Принятие решения с обоснованием всех условий, на которых будет изъято имущество.
  3. Владелец уведомляется о том, что ему предстоит передать свое имущество государству или городу.
  4. Заключают соглашение о том, что землю у хозяина изымают.

Постановление об изъятии земли

Важной деталью всего мероприятия является не что иное, как постановление об изъятии. Оно может быть либо для одного участка, либо для нескольких одновременно. Но если под снос определили многоквартирный дом, то постановление делается только одно.

Типовой образец свободно можно найти в интернете. Но если он для обычного землевладельца и имеет ценность, то только в качестве материала для ознакомления. Образцы нужны скорее тем, кто будет принимать постановление, но они обычно имеют все необходимые шаблоны под рукой.

В постановлении должны быть прописаны все основания, на которых происходит решение этого вопроса, а также указана правовая основа всего мероприятия.

После принятия постановления в течение десяти дней информация размещается в надлежащих источниках. Ксерокопии предоставляются всем, чьи интересы оказались затронуты. Также копия направляется органам, регистрирующим права владельцев.

Компенсация (возмещение убытков) при изъятии земли, что входит в размер возмещения

Если изъятие происходит не из-за нарушения закона, предполагается, что обязательно будет выплачена компенсация. Встает закономерный вопрос, каков будет ее размер, как он считается, и что туда входит.

Рассмотрим этот вопрос. Прежде всего, в компенсацию входит рыночная стоимость участка. Раньше это была кадастровая стоимость, но поскольку она была недостаточно точна, в конце концов, было решено использовать только рыночную.

Кроме этого, туда включается цена всего имущества после проведения оценки, компенсация за всю упущенную выгоду от использования надела. И конечно же, учитываются убытки, которые может понести хозяин земель, когда потеряет свои угодья.

Когда все это посчитано, как раз выходит размер суммы, которую получит бывший владелец территории. Но это только при условии, что вид изъятия подразумевает компенсацию.

Также нужно знать, что компенсацию можно получить не только деньгами. Можно получить равноценную по стоимости замену недвижимостью. Например, угодье точно такое же по цене в другом месте. То есть по закону получается так, что совсем с пустыми руками хозяин изъятого участка (квартиры, если речь идет о многоквартирном доме) остаться не должен.

Важно! При расчете компенсации будут считаться только те объекты, что не были возведены там незаконно и которые не появились на участке уже после того, как его хозяин был уведомлен, что земли будут изъяты.

Резервирование земель государственными (муниципальными) службами

Существует такое понятие, как резервирование земель. Это довольно новое явление в законодательстве. Оно производится либо государственными, либо муниципальными службами.

Эта процедура довольно специфическая и подразумевает, что земля в принципе уже предназначена для каких-то целей, но теоретически может сдаваться в аренду.

Срок аренды в таком случае не должен превышать срока, на который участок был зарезервирован. Приватизировать, однако, такой участок нельзя.

Суть этого явления такова. Территория как бы «запасается» на будущее для какой-либо цели, но пока время для претворения на нее планов не подошло, она может быть использована для любых других нужд. Потом, когда подходит срок, ее изымают, если ее кто-то арендовал и используют так, как планировалось.

Зарезервированным участок может считаться в случае, если:

  1. Уполномоченный орган принял соответствующее решение.
  2. Есть схема участков, что хотят резервировать, которую уже утвердили.
  3. Проведена обязательная государственная регистрация ограничения прав на эти земли в ЕГРП.

Подразумевается, что для землевладельцев, арендаторов и других землепользователей будут установлены такие рамки:

  1. Нельзя строить ни жилые, ни производственные здания, даже если это входит в целевое использование этих участков.
  2. Запрещается строить пруды или другие обводненные объекты, проводить оросительные или мелиоративные работы. Также и осушительные работы проводить не разрешено.

Существуют четко определенные сроки, на которые могут «запасаться» территории. Так, если пространство резервируется для того, чтобы создать особую экономическую зону, то срок не должен быть больше, чем два года. Если это так называемый «общий случай», то времени уже отводится больше — три года.

Когда же речь идет о том, чтобы резервировать не предоставленные гражданам земли для строительства дорог, для строительства и реконструкции объектов морского, внутреннего водного, железнодорожного и воздушного транспорта, а также строительства метро или возведения любых других линейных объектов государственного или городского значения, то срок будет уже увеличен до двадцати лет.

Разъяснение сложных моментов

Один из вызывающих затруднение моментов будет касаться отъема надела, если он не используется.

Что будет трактоваться как «неиспользование»? Неиспользуемым участок будет признан в том случае, если его выделили для строительства, а, спустя три года, выяснилось полное отсутствие не только строения, но и даже начала работ.

Если участок был выделен для развития садоводства, а на нем все еще все стоит нетронутым, спустя те же три года. Три года — это тот срок, когда необходимо начать (а лучше всего и закончить) то, для чего он был по договору предоставлен.

Или же что если земля выделена для образования СНТ, то есть садового некоммерческого садоводства сорок лет назад. Каким образом там стало осуществляться строительство? Это всегда сельскохозяйственные земли. Это не проблема, если документы оформлены так, что там указана возможность помещения дачного дома.

Другой вопрос вызывает компенсация. Хотя то, каким путем она рассчитывается, уже говорилось, может возникнуть непонимание того, что подразумевает «понесенный убыток» при расчете. Им считается, например, невозможность выполнить обязательства по заключенному ранее договору. Чтобы доказать, что убытки будут, нужно предоставить подтверждающие это бумаги.

И, наконец, последний момент. Когда именно может произойти комплексный отъем земельных угодий в пользу государства на большой площади.

Это происходит довольно редко и обычно связано с тем, что затевается какое-либо массовое строительство необходимых объектов, как, например, в Сочи при подготовке к Олимпиаде.

Признак грядущего потрясения можно, во-первых, увидеть в новостях, заметив, что в районе что-то планируется, а во-вторых, чтобы подтвердить подозрения, на официальных сайтах соответствующих органов, где должны предоставлять подобную информацию.

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/na-zemlyu/izyatie-dlya-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-nuzhd.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.