Земельный надел феодала передаваемый по наследству

Феодальное поместье

Земельный надел феодала передаваемый по наследству

1. Феодалы владельцы земли

Большинство людей в средние века занимались – сельским хозяйством – выращиванием хлебов,  разведением скота. Поэтому земля была в то время главным богатством. Но к IX-X векам всю землю в Западной Европе захватили крупные землевладельцы. Поля, леса, пустоши, даже реки стали их собственностью. Прежние общины сохранились, но из свободных они стали крепостными.

Земельное владение, населённое крепостными крестьянами, называлось феодом, а владелец земли и крепостных крестьян – феодалом. Феодал передавал свой феод по наследству старшему сыну.

Крупным феодалам принадлежали целые области с десятками и даже сотнями деревень. Нередко владения крупного феодала были разбросаны в разных частях страны. Мелкому феодалу обычно принадлежала одна деревня.

2. Господская  земля и крестьянские наделы. 

На земле прежней свободной общины феодал  создавал поместье – большое хозяйство, в котором работали крепостные крестьяне.

В центре поместья находился господский двор, обнесённый оградой. Здесь был дом феодала и его управляющего, амбары для хранения зерна и других продуктов, конюшня, хлев и птичник. Иногда у феодала был свой сад и огород. Вокруг господского двора, среди полей, располагались деревни, где жили крепостные крестьяне.

Вся пахотная земля в поместье делилась на две части: господское поле и крестьянские наделы. Урожай с господского поля целиком поступал в амбары феодала. Крепостные крестьяне вели своё хозяйство на выделенных им наделах. Леса, луга, воды были захвачены феодалом, но пользоваться ими разрешалось и крестьянской общине.

В отличие от раба крепостной крестьянин был наделён землёй, имел Собственные орудия труда, рабочий скот, хижину. Работая в своём хозяйстве, крестьянин кормил себя и семью. На своей лошадёнке, своим плугом и.бороной он обрабатывал поле господина и свой надел. 

3. Повинности  крепостных крестьян

За пользование землёй феодалы заставляли  крестьян нести повинности, то есть выполнять принудительные обязанности.

Крестьянин должен был вспахать и засеять поле господина, а затем скосить, свезти и обмолотить собранное зерно. Часто, когда он работал на господском поле, ветры и дожди губили его урожай.

Крепостные крестьяне выполняли бесплатно и другие работы в хозяйстве феодала: строили и чинили его дом, амбары и мосты, чистили пруды, ловили рыбу.

Жёны и дочери крестьян ткали полотно для феодала, дети собирали для него в лесу грибы и ягоды. Управляющий и слуги феодала зорко следили за тем, чтобы крестьяне не уклонялись от работы.

Все работы крестьян в хозяйстве феодала назывались барщиной.

Крестьяне должны были даром отдавать феодалу часть продуктов своего хозяйства: зерно, скот,птицу, яйца, масло, мёд. Они обязаны были приносить и часть изготовленных ими изделий: полотно, пряжу, кожи. Платежи крестьян феодалу продуктами и изделиями своего хозяйства назывались оброком.

Сдача оброка феодалу

На господском дворе управляющий и приказчик по списку принимают у крестьян оброк. Через плечо приказчика перекинута связка с палочками, на которых в знак сдачи оброка делаются зарубки топором.

Каждую палочку раскалывают затем пополам: одну половинку получает крестьянин вместо квитанции, а другая остаётся у приказчика. Слуги переносят продукты в амбар.

Среди крестьян, сдающих оброк, – старик и его жена; они спорят с управляющим о размере оброка.

Барщина и оброк были главными повинностями крепостных крестьян.

Феодалы вводили всё новые поборы. Крестьян заставляли молоть зерно на господской мельнице, выпекать хлеб в господской печи, давить виноград на прессах феодала – и за всё это надо было платить! Феодалы брали с крестьян особую плату за проезд по мосту, реке или дороге.

Тяжелы были повинности крестьян и в пользу церкви. Они должны были отдавать ей десятую долю урожая и приплода скота. Это называлось церковной десятиной.

Феодалы жестоко эксплуатировали крепостных крестьян.

4. Натуральное хозяйство 

Всё необходимое для жизни крестьян и феодалов производилось внутри поместья. Несложными инструментами крестьянин строил себе дом, мастерил орудия труда, изготовлял посуду, одежду и обувь. Он обеспечивал продуктами и изделиями также своего господина, его семью и слуг.

В больших поместьях феодалы устраивали мастерские, где работали крепостные мастера; они изготовляли оружие, сбрую, ткани.

Ни феодалу, ни крестьянам почти ничего не нужно было покупать. Лишь за солью и железом отправлялись к местам, где они добывались, и выменивали их на продукты. Изредка в поместье заходил бродячий торговец с коробом на плечах.

Он предлагал владельцу поместья купить драгоценности, шелка и другие предметы роскоши. Чтобы иметь деньги для покупки таких вещей, феодалы старались продать часть продуктов. Но продавать продукты было трудно, так как во всех поместьях производилось одно и то же.

Поэтому даже у феодалов редко водились деньги.

Большая часть продуктов, получаемых от крестьян, шла на стол феодала. Владелец поместья поедал их вместе со своими гостями и слугами. Остатки складывали в амбары и создавали запасы (см. документ). Крестьяне имели так мало продуктов, что им едва хватало на жизнь, крестьянам нечего было продавать.

До XI века торговые связи между областями были слабыми.

В VI – X веках в Западной Европе безраздельно господствовало натуральное хозяйство, при котором всё необходимое для жизни производилось внутри поместья. При натуральном хозяйстве почти ничего не продавалось и не покупалось.

ДОКУМЕНТ – Отрывки из указа Карла Великого, в котором он разъяснял управляющим королевскими поместьями, как вести хозяйство

Каждый управляющий пусть заботится о том, чтобы продукты в течение всего года в изобилии к господскому столу притекали.

Ежегодно посылать для нашего стола: овощи, рыбу, сыр, масло, мёд, горчицу, уксус, пшено, просо, зелень сушёную и свежую, воск, мыло и прочую мелочь.

В главных поместьях наших содержать не менее 100 кур и 30 гусей.

В покоях каждого поместья иметь постели, скатерти, кобры на лавки, посуду, крючья, топоры, свёрла, ножи и всякие вещи, чтобы не надо было где-нибудь их просить или занимать.

Женским помещениям нашим давать материал для работы: лён, шерсть, краски, гребни для чесания Шерсти, мыло и прочую мелочь.

Чтобы каждый управляющий имел добрых мастеров: кузнецов, серебряных и золотых дел мастеров, сапожников, токарей, плотников, оружейников, мыловаров, пивоваров, хлебопёков и других, перечислять которых было бы долго.

Остатки от всякого рода продуктов хранить до нашего распоряжения, чтобы согласно приказу нашему или продавалось, или же оставалось в запасе.

Источник: https://hist-world.com/istoriya-srednikh-vekov-v-xvii/84-feodalnoe-pomeste.html

Земельный собственник в эпоху феодализма. Эпоха феодализма в России

Земельный надел феодала передаваемый по наследству

Феодализмом принято называть социальную систему, существовавшую в Европе в V – XVII веках. В каждой стране он имел свои характерные особенности, но обычно это явление рассматривают на примере Франции и Германии.

Период феодализма на Руси имеет временные рамки, отличные от европейского. На протяжении многих лет отечественные историки отрицали его существование, но были неправы.

В действительности феодальные институты не сложились разве что в Византии.

Немного о термине

Понятие «феодализм» было введено в обиход европейскими учёными накануне Великой французской революции. Таким образом, термин появился как раз тогда, когдазападноевропейский феодализм, по сути, закончился. Слово образовано от позднелатинского «feodum« (“феод”).

Это понятие фигурирует в официальных документах эпохи Средневековья и обозначает условную наследуемую земельную собственность, которую вассал получает от господина в том случае, если выполняет по отношению к нему какие-либо обязательства (под последними чаще всего подразумевалась военная служба).

Историкам не сразу удалось выявить общие черты этой социальной системы. Многие важные нюансы не принимались во внимание. Однако к XXI веку, благодаря системному анализу, ученые наконец-то смогли дать исчерпывающее определение этого сложного явления.

Характеристика феодализма

ценность доиндустриального мира – это земля. Но собственник земельных угодий (феодал) сельским хозяйством не занимался. У него была другая обязанность – служба (или молитва). Землю обрабатывал крестьянин.

Хотя он имел свой дом, скот и орудия труда, земля ему не принадлежала. Он был экономически зависим от своего господина, а значит, нёс определенные повинности в его пользу. Но всё-таки крестьянин не был рабом.

Он обладал относительной свободой, и, чтобы управлять им, феодал задействовал внеэкономические механизмы принуждения.

Во времена Средневековья сословия не были равны. Земельный собственник в эпоху феодализма имел гораздо больше прав, чем держатель земли, т. е. крестьянин. В своих владениях феодал был безусловным государем. Он мог казнить и миловать. Таким образом, земельная собственность в это период была тесно связана с политическими возможностями (властью).

Конечно, экономическая зависимость являлась обоюдной: по сути, крестьянин кормил феодала, который сам не работал.

Феодальная лестница

Структуру господствующего класса в эпоху феодализма можно определить как иерархическую. Феодалы не были равны, но все они эксплуатировали крестьян. Отношения между собственниками земли строились на взаимозависимости.

На верхней ступени феодальной лестницы находился король, который жаловал земли герцогам и графам, а взамен требовал от них верности. Герцоги и графы, в свою очередь, наделяли землей баронов (лордов, сиров, сеньоров), по отношению к которым являлись господами. Бароны имели власть над рыцарями, рыцари – над оруженосцами.

Таким образом, феодалы, стоявшие на нижних ступенях лестницы, служили феодалам, стоящим ступенью выше.

Существовала поговорка: «Вассал моего вассала – не мой вассал». Это означало, что рыцарь, служащий какому-либо барону, не обязан подчиняться королю. Таким образом, власть короля во времена раздробленности была относительной. Земельный собственник в эпоху феодализма – сам себе господин. Его политические возможности определялись размером надела.

Генезис феодальных отношений (V – IX века)

Развитие феодализма стало возможным благодаря упадку Рима и завоеванию Западной Римской Империи германскими племенами (варварами).

Новая общественная система возникла на основе римских традиций (централизованное государство, рабовладение, колонат, универсальная система законов) и характерных особенностей германских племён (наличие амбициозных вождей, воинственность, неумение управлять обширными странами).

В то время у завоевателей был первобытнообщинный строй: все земли племени находились в ведении общины и распределялись между её членами. Захватывая новые угодья, военные вожди стремились владеть ими единолично и, более того, передавать их по наследству.

Кроме того, многие крестьяне разорялись, деревни подвергались набегам. Поэтому они вынуждены были искать себе господина, ведь земельный собственник в эпоху феодализма не только давал им возможность трудиться (в том числе и на себя), но и защищал от врагов.

Так происходила монополизация земли высшими сословиями. Крестьяне стали зависимыми.

Расцвет феодализма (X – XV века)

Еще в IX веке произошел распад империи Карла Великого. Каждое графство, синьория, поместье превратилось в своего рода государство. Это явление получило название «феодальная раздробленность».

В указанный период европейцы начинают активно осваивать новые земли. Развиваются товарно-денежные отношения, из крестьянства выделяются ремесленники. Благодаря ремесленникам и торговцам возникают и разрастаются города.

Во многих странах (например, в Италии и Германии) крестьяне, ранее полностью зависимые от сюзеренов, получают свободу – относительную или полную.

Многие рыцари, отправляясь в крестовые походы, отпускали своих крестьян на волю.

В это время церковь стала опорой светской власти, а христианская религия – идеологией Средневековья. Так что земельный собственник в эпоху феодализма – это не только рыцарь (барон, герцог, лорд), но и представитель духовенства (аббат, епископ).

Кризис феодальных отношений (XV – XVII века)

Конец предшествующего периода ознаменовался крестьянскими восстаниями. Они стали следствием социальной напряженности. Кроме того, развитие торговли и отток населения из деревень в города привели к тому, что позиции землевладельцев стали ослабевать.

Иными словами, натурально-хозяйственные основы возвышения аристократии были подорваны. Обострились противоречия между светскими феодалами и духовенством.

С развитием науки и культуры власть церкви над умами людей перестала быть абсолютной. В XVI-XVII веках в Европе произошла Реформация.

Возникли новые религиозные течения, которые стимулировали развитие предпринимательства и не осуждали частную собственность.

Европа в эпоху позднего феодализма представляет собой поле боя между королями, которых не устраивает символичность их власти, духовенством, аристократией и горожанами. Социальные противоречия привели к революциям XVII-XVIII веков.

Русский феодализм

Во времена Киевской Руси (с VIII по XIII века) феодализма действительно не было. Княжеское владение землей осуществлялось по принципу очередности.

Когда кто-то из членов княжеского рода умирал, его земли занимал младший родственник. За ним шла дружина.

Дружинники получали жалованье, но территории за ними не закреплялись и, само собой, не наследовались: земли было в избытке, и она не имела особой цены.

В XIII веке началась эпоха удельно-княжеской Руси. Она характеризуется раздробленностью. Владения князей (уделы) стали передаваться по наследству. Князья обрели личную власть и право личной (а не родовой) собственности.

Оформилось сословие крупных землевладельцев – бояр, возникли вассальные отношения. Но крестьяне все еще оставались свободными. Однако в XVI веке они были прикреплены к земле. Эпоха феодализма в России завершилась в то же время, так как раздробленность была преодолена.

Но такой её пережиток, как крепостничество, сохранялся до 1861 года.

Нюансы

И в Европе, и в России период феодализма закончился приблизительно в 16 веке.

Но отдельные элементы этой системы, например, раздробленность в Италии или крепостничество в Российской Империи, просуществовали до середины 19 века.

Одно из главных различий между европейским и русским феодализмом состоит в том, что закрепощение крестьянства на Руси произошло только тогда, когда вилланы на Западе уже получили относительную свободу.

Источник: https://FB.ru/article/163039/zemelnyiy-sobstvennik-v-epohu-feodalizma-epoha-feodalizma-v-rossii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.