Земельный участок под несколькими многоквартирными домами

О возможности осуществления строительства одного площадного объекта на нескольких земельных участках и нескольких площадных объектов на одном земельном участке – новости ерз.рф

Земельный участок под несколькими многоквартирными домами

В последнее время существенным изменениям подвергается Федеральный закон от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

www.transgeocom.ru

Так, в связи с принятием Федерального закона от 29 июля 2017 года №218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены значительные изменения в Федеральный закон №214-ФЗ, актуальным стал вопрос о возможности осуществления строительства многоквартирного жилого дома на нескольких смежных земельных участках, а также о возможности осуществления строительства нескольких многоквартирных домов на одном земельном участке.

Однако у профессиональных застройщиков до сих пор нет четких ответов на данные вопросы.

О возможности строительства многоквартирного жилого дома на нескольких смежных земельных участках

Относительно возможности строительства многоквартирного жилого дома на нескольких смежных земельных участках до настоящего времени высказываются абсолютно противоположные позиции, в том числе судами.

За возможность такого строительства высказываются те, кто не усматривает в действующем земельном и градостроительном законодательстве норм, прямо запрещающих или ограничивающих такое строительство (например, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2012 года по делу №А33-4596/2012), противники такого строительства ссылаются на возможный различный правовой режим застраиваемых земельных участков (например, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18 декабря 2014 года №Ф10-4481/2014 по делу А35-274/2014).

Неоднократно высказывается также позиция о недопустимости такого строительства в связи с необходимостью соблюдения в рамках предусмотренных частью 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельных параметров, устанавливаемых правилами землепользования и застройки поселения, городского округа.

Такой же вывод следует из письма Минэкономразвития Российской Федерации от 10 октября 2011 года№А23-4229, в котором указано, что по мнению ведомства, возможность пересечения границ здания и границ земельных участков, на котором расположено здание (строение, сооружение), действующим законодательством не допускается и, соответственно, один объект недвижимости (площадный объект) может быть размещен только на одном земельном участке, предоставленном для строительства, а не на нескольких земельных участках, так как при размещении здания (строения, сооружения) на нескольких смежных земельных участках нарушаются требования градостроительных норм и правил, а также принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Однако с подобным выводом трудно согласиться, поскольку целью установления минимальных отступов от границ земельных участков является необходимость соблюдения прав и законных интересов правообладателей смежных земельных участков, противопожарных расстояний, требований инсоляции и иных подобных требований в отношении объектов недвижимости, расположенных на смежных земельных участках. При строительстве одного площадного объекта на двух и более смежных земельных участках в отношении этих участков  данные требования неприменимы.

Комитет Государственной Думы РФ по земельным отношениям и строительству, а позднее Комитет ГД РФ по транспорту и строительству высказывал следующее мнение.

На основании части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГРК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

Часть 6 статьи 51 ГРК РФ устанавливает компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления в случае выдачи разрешения на строительство объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых планируется на территории двух и более муниципальных образований, субъектов Российской Федерации.

Учитывая, что согласно пункту 3 статьи 119 Земельного кодекса Российской Федерации границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов, в указанном положении Кодекса, по мнению профильного Комитета Госдумы, уже прямо предусмотрена возможность выдачи разрешения на строительство на нескольких смежных земельных участках.

Кроме того, по мнению профильного Комитета Госдумы, необходимо учесть, что в соответствии с п.

26 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости (Приложение №1 к приказу Министерства экономического развития РФ от 16 декабря 2015 г.

№943) к основным сведениям о здании, подлежащим внесению в записи кадастра недвижимости, относится  кадастровый номер (номера) земельного участка (земельных участков), в пределах которого (которых) расположено (расположены) здание (здания).

На основании изложенного, по мнению Комитета, в ГРК РФ отсутствуют ограничения на проектирование и строительство объекта капитального строительства на нескольких смежных земельных участках. При этом разрешенное использование всех земельных участков должно допускать размещение такого объекта.

В целом такая позиция представляется обоснованной, однако вопрос о строительстве одного площадного объекта на нескольких земельных участках, по нашему мнению, остается дискуссионным.

О строительстве нескольких площадных объектов на одном земельном участке

По вопросу о строительстве нескольких площадных объектов на одном земельном участке необходимо отметить следующее.

ГРК РФ также не предусматривает запрета на осуществление строительства нескольких площадных объектов на одном земельном участке. Единственное исключение из данного правила установлено частью 31 статьи 51 ГРК РФ.

В соответствии с указанной нормой в случае, если земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду для комплексного освоения территории, выдача разрешения на строительство объектов капитального строительства — многоквартирных домов в границах данной территории — допускается только после образования земельных участков из такого земельного участка в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории.

Представляется, что если бы подобное строительство было запрещено, указанное в части 31 статьи 51 ГРК РФ правило было бы распространено на все случаи.

Необходимо также отметить, что Федеральным законом от 2 июля 2013 года №142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в гражданское законодательство введен институт единого недвижимого комплекса — недвижимой вещи, участвующей в обороте как единый объект.

В соответствии со статьей 1331 Гражданского кодекса Российской Федерации единый недвижимый комплекс — это совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.

Следует учесть и изменения формы разрешения на строительство. В соответствии с Приказом Минстроя России от 19 февраля 2015 года № 117/пр новая форма разрешения на строительство предусматривает возможность указания характеристик каждого объекта капитального строительства, входящего в состав имущественного комплекса в соответствии с проектной документацией.

При этом понятия «единый недвижимый комплекс» и «имущественный комплекс» не тождественны.

Гражданское законодательство в качестве «имущественного комплекса» указывает лишь один его вид — предприятие. Соответственно, предприятие характеризуется тем, что используется исключительно в рамках предпринимательской деятельности, в его состав могут входить не только имущественные, но и неимущественные права.

Характерной чертой единого недвижимого комплекса является его отнесение к неделимым вещам.

Учитывая изложенное, представляется бесспорным, что в тех случаях, когда речь идет о сложном объекте, будь то «единый недвижимый комплекс» или «имущественный комплекс», осуществление строительства нескольких площадных объектов капитального строительства на одном земельном участке вполне возможно.

Однако применение этих правил к группе многоквартирных домов не всегда правомерно и не всегда возможно.

www.vd-tv.ru

Необходимо учесть, что в рамках градостроительных отношений, в том числе, при строительстве микрорайонов, могут возникнуть проблемы реализации данных положений, поскольку в рамках единого недвижимого комплекса прямо не предусматривается возможность строительства по этапам, в том числе путем выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию отдельных домов (до момента введения единого недвижимого комплекса в целом). Не предусмотрена и регистрация отдельных объектов без одновременной регистрации в рамках единого недвижимого комплекса.

Частью 6 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено правило о том, что выдача разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и иных объектов недвижимого имущества, входящих в состав многоквартирного дома, построенного или реконструированного после дня введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляется только в случае, если сведения о местоположении границ земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, а также иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав этого многоквартирного дома, внесены в Единый государственный реестр недвижимости. При этом, согласно частям 1 и 5 той же статьи такой земельный участок с момента государственного кадастрового учета становится общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу этих положений после введения дома в эксплуатацию последующее строительство на общем земельном участке иных предусмотренных проектной документацией объектов может повлечь дополнительные риски невозможности завершения строительства.

Эти и иные подобные вопросы на практике создают серьезные административные преграды в случае реализации инвестиционных проектов, в том числе в рамках, предусмотренных законодательством о градостроительной деятельности институтов комплексного и устойчивого развития территории (развитие застроенных территорий, комплексное освоение территории, в том числе в целях строительства жилья экономического класса, комплексное развитие территории и т.п.).

Представляется, что подобное изменение отчасти решит возникшие проблемы застройщиков.

Алексей ТЁ, заместитель руководителя аппарата Комитета Госдумы РФ по транспорту и строительству
Кирилл ХОЛОПИК, генеральный директор ООО «Институт развития строительной отрасли»
Никита ФИЛИППОВ, заведующий МГКА «Бюро адвокатов «Де-Юре»

Источник: https://erzrf.ru/publikacii/o-vozmozhnosti-osushchestvleniya-stroitelstva-odnogo-ploshchadnogo-obyekta-na-neskolkikh-zemelnykh-uchastkakh-i-neskolkikh-ploshchadnykh-obyektov-na-odnom-zemelnom-uchastke

Письмо Министерства экономического развития РФ от 27 сентября 2011 г. № Д23-4059 “О возможности расположения на земельном участке несколько многоквартирных домов”

Земельный участок под несколькими многоквартирными домами

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства экономического развития РФ от 27 сентября 2011 г. № Д23-4059 “О возможности расположения на земельном участке несколько многоквартирных домов”

Обзор документа

Справка

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел письмо ОАО «Строительная корпорация «Возрождение Санкт-Петербурга» о строительстве нескольких многоквартирных домов, представляющих собой единый комплекс недвижимого имущества, на одном земельном участке и в пределах компетенции сообщает.

Исходя из содержания письма ОАО «Строительная корпорация «Возрождение Санкт-Петербурга», земельный участок, на котором планируется строительство нескольких многоквартирных домов, принадлежит на праве собственности застройщику. Соответственно, указанный земельный участок сформирован и в отношении него проведены кадастровые работы.

Действующим законодательством Российской Федерации допускается строительство нескольких отдельно стоящих многоквартирных домов на одном земельном участке.

Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, то есть в соответствии с проектом межевания территории данного земельного участка (часть 10 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»). При этом ограничений в отношении количества размещения на одном земельном участке нескольких многоквартирных домов не предусмотрено. В связи с чем, требование о том, что на земельном участке должен быть расположен только один многоквартирный дом, по мнению Департамента недвижимости Минэкономразвития России, является необоснованным.

В то же время, Департамент недвижимости считает, что если земельный участок, на котором расположено несколько многоквартирных жилых домов, является делимым, то есть имеется возможность обеспечения доступа к жилым домам, соблюдения требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и т.п.

требований, наиболее целесообразно считать раздел земельного участка по числу расположенных на нем жилых домов. В данном случае это будет способствовать упрощению управления многоквартирным домом, так как ание значительного количества собственников помещений в многоквартирном доме, которое проводится в целях его управления, оформить сложнее.

Кроме того, совокупность многоквартирных домов, расположенных на одном земельном участке, может представлять собой жилой комплекс с самостоятельными почтовыми адресами и (или) корпусами.

Однако в любом случае раздел земельного участка в зависимости от количества расположенных на нем многоквартирных домов – это право, а не обязанность владельцев жилых помещений многоквартирных домов, как собственников земельного участка.

На основании статей 11.3, 29 Земельного кодекса Российской Федерации решение об образовании земельного участка (при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков) принимается органами, осуществляющими предоставление земельных участков, на основании обращения заинтересованного правообладателя земельного участка.

В связи с изложенным, отдельно стоящие многоквартирные дома, расположенные на одном земельном участке и объединенные общим инженерным оборудованием, могут рассматриваться как составная часть сложного недвижимого имущества – имущества общего пользования собственников помещений в многоквартирном доме. Однако механизм управления таким домом значительно усложнен в отличие от ситуации, когда  осуществлен раздел земельного участка по числу расположенных на нем многоквартирных домов.

Заместитель директораДепартамента недвижимости М.В. Бочаров

Письмо Министерства экономического развития РФ от 27 сентября 2011 г. N Д23-4059 “О возможности расположения на земельном участке несколько многоквартирных домов”

Текст письма опубликован в журнале “Ценообразование и сметное нормирование в строительстве”, ноябрь 2011 г., N 11

Обзор документа

На одном земельном участке планируется построить несколько многоквартирных домов, представляющих собой единый комплекс недвижимости. Участок находится в собственности застройщика: он сформирован и в отношении него проведены кадастровые работы.

По мнению Минэкономразвития России, требование о том, что на земельном участке должен располагаться только один многоквартирный дом, необоснованно.

При этом если такой участок – делимый, то наиболее целесообразен его раздел по числу расположенных на нем многоквартирных домов, что будет способствовать упрощению управления последними. Однако это право, а не обязанность владельцев жилых помещений этих домов как собственников участка.

Соответственно, отдельно стоящие многоквартирные дома, расположенные на одном земельном участке и объединенные общим инженерным оборудованием, могут рассматриваться как составная часть сложного недвижимого имущества (имущества общего пользования собственников помещений в доме).

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12090152/

А ваш земельный участок под мкд. сформирован или образован. правовые последствия поправок. кто теперь в плюсе?

Земельный участок под несколькими многоквартирными домами

Кажется такая очевидная и понятная тема. Живешь в доме, а значит имеешь долевую собственность в земельном участке под ним.

Но это вовсе не так.

Споры и злопыхания в это сфере, не затихают уже долгое время. И накопили тонны судебных решений, актов, выводов – рассуждений.

Последние весомые и имеющие реальные последствия поправки, как для собственников так и для муниципальных властей. Были приняты 02.08.2019г. посредством ФЗ 267. Который в своем многостраничном теле внес поправки в статью 16 ФЗ 189.

Изменил/поправил он следующие:

-“Формирование” земельного участка (ЗУ), заменил на “Образование“;-Теперь для “Образование” ЗУ не нужен, факт обращения(заявления) собственника помещения в МКД. Обязаны сделать и без него;-Все установленные законом действия совершают органы госвласти или органы местного самоуправления (ОМСУ). И для этого они получили дополнительные права и обязанности.

Чтобы лаконичней “размотать” эту многолетнею проблему. Обратимся к её истокам.

Ещё во времена “до исторического материализма”. Когда наш законодатель принимал Земельный, а затем и Жилищный кодекс. В процессе ввода ” в жизнь”, Жилищного при помощи ФЗ 189 . Он указал, что ЗУ это обще долевая собственностьсобственниковпомещенийв многоквартирном доме.

Но при этом, он не указал(забыл) срок(момент) наступления данного события!

И это породило, свободное толкование данного тезиса, в такой форме. Если МКД твой, то и участок под ним тоже твой.

Но это не так. Как раз в ФЗ 189 и указано, что ЗУ становится обще долевой собственностью, только с момента постановки на кадастровый учет.

Вот так. И то, что ты имеешь недвижимость в этом доме и ходишь по этой земле, ничего перед законом не значит. Это надо понимать.

Ведь право пользования и право собственности. Это совершенно не равноценные вещи.

Право пользования возникает сразу как ты заселился в дом и ходишь по этому участку.

Право собственности – это не только возможность пользоваться, но и распоряжаться, в соответствии с нормами законов конечно.

Для справки уточню. Право собственности в РФ возникает, только после проведения регистрации, а не самого факта покупки объекта.

НО, как раз для земельного участка под МКД сделано исключение. ТУТ не с момента регистрации, а с момента поставки на учет.

Изначально предполагалось, что собственники(жильцы) каким-то образом сами соберутся и подадут заявления. И это при том, что сама эта обще долевая собственность не выделялась в натуре. И в “каком месте” мои метры квадратные было не ясно.

Но сразу возникли “технические” проблемы.

  • У кого-то участок был сформирован сразу под несколько домов.
  • Где-то оформлен в “старых” координатах..
  • Иное.

И вот в августе 2019 решили этот гордиев узел, разрубить посредством поправок в законы.

И заменили “Формирование” на “Образование“. Вроде бы “масло-маслянное”, но не тут то было, последствия оказались зубодробительными и для муниципалитетов и для простых граждан.

Земельный кодекс описывает и поясняет “Образование” в (ст. 11.2).

Суть, участок должен быть выделен, как отдельный объект учета, под один конкретный дом.

А ст.16 п. 4указывает, что

Образование земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления.

И средства (деньги) на эти мероприятия они должны изыскивать сами. Об этом четко говорит ПП 491 – без взимания оплаты с собственников.

И в том, числе и при отсутствии факта обращения самого собственника за этим “образованием”.

ОМСУ в принимают решение, уведомляют об этом собственников (сайт, стенды..).

И игнорировать у них это не получится, потому что в ст.16 п. 4 указано четко:

… В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом .. в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.

Устранять они теперь это обязаны. К примеру так – провести размежевание конкретного МКД, пойти в суд и прекратить права собственности застройщика, иных лиц владеющих правом собственности до передачи квартир собственникам

А так как сроки не установлены, то это значит, что событие уже наступило. И если не “Образование” не выполнено , это повод обратиться в контролирующие исполнения законодательства органы (прокуратура).

ДА, если “без меня меня женили”. ОМСУ образовали участок под Ваш МКД, а он Вам “не нравиться”. Можно подать в суд, срок давности там от 6 месяцев до 3-х лет, в зависимости как сформулируете иск.

Бремя доказательства при этом ложится на ОМСУ , но лучше самому подготовить аргументацию, опираясь на СНИПы, САНПины и пр.( зоны освещения, парковки, благоустройство ..) .

И в суд идет только собственник, а не УК или ТСЖ, достаточно одного заявления.

Не забывайте (проверяйте) есть кадастровый паспорт, а есть кадастровый паспорт образованного участка.

Можно запросить в кадастровой палате, а можно посмотреть в публичной кадастровой карте.

Свой кадастровый номер узнаете в РОСРЕЕСТРЕ.

Как найдете посмотрите существенные условия:

-Целевое назначение – для эксплуатации .. МКД (не для строительства);-Право собственности – обще долевое (не публичное, федеральное, муниципальное..).

Ну во общем-то все.

Да ПЛЮСы

– Теперь не надо самому “суетиться”. Все организуют и оплатят органы государственной власти.

МИНУСы

После их “помощи” контейнерная площадка может перекочевать с муниципальной земли на вашу. Им теперь ничего не мешает делать карту по своему усмотрению. Согласно ими же и разработанному проекту межевания территории, к примеру квартальному.

Спасибо за внимание.

Если было интересно поддержите пожалуйста лайком и подпиской.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/zhkkh/a-vash-zemelnyi-uchastok-pod-mkd-sformirovan-ili-obrazovan-pravovye-posledstviia-popravok-kto-teper-v-pliuse-5dcd2bc60d78616983a86fba

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.