Земли для личного подсобного хозяйства

Содержание

Личное подсобное хозяйство

Земли для личного подсобного хозяйства

Скажем прямо, во второй половине 80-х годов и в первой 90-х – годы тяжелых метаний в политике и экономике страны, когда за обычной колбасой в магазинах возникали очереди, урожаи на личных подсобных хозяйствах (ЛПХ), на огородах и дачах, во многом спасли Россию.

Да, что там говорить! По данным статистики именно личные подсобные хозяйства в 1998 году дали больше 57% всего урожая. Именно в личных подворьях у нас паслось больше трети всего крупного рогатого скота (точнее – 34,8%), больше трети свиней (42,9%) и больше половины овец и коз (почти 60% – 59,7).

Поэтому, сама ситуация, просто уважение к этому виду бескорыстной во многом деятельности любителей трудиться на природе, заставила законодателей, в конце концов, выпустить закон «О личном подсобном хозяйстве» под № 112-ФЗ, который вступил в силу после подписания президентом 7 июля 2003 года.

Через пять лет, в 2008 году, в закон были внесены поправки – 22 и 23 июля, а также 30 декабря. Последняя поправка была внесена ещё через 3 года – 21 июня 2011 года. Уже только эти четыре поправки говорят о том, большом внимании, которое уделяется ЛПХ на самом высоком, государственном, уровне.

С другой стороны, то внимание, которое уделяется данному вопросу, заставляет любого владельца ЛПХ очень скрупулёзно подойти к организации своего участка, а учитывая множество выпущенных подзаконных актов, здесь, скорее всего, не обойтись без консультаций у юристов.

Обращаем внимание, если собрать все выпущенные документы и рассмотреть их содержание, то вы получите нечто итальянское, как говорят знатоки программирования – БС-структуру – структуру, с таким количеством перекрещивающихся ссылок, что она, действительно, будет напоминать блюдо спагетти (БС – Блюдо Спагетти). Что поделаешь, наши законы пока далеки от совершенства, а их представление государственными органами кишит такими несуразицами, что порой приходиться только хвататься за голову. Вот где юрист или ваша настойчивость в изучении вопроса и могут помочь.

Закон о личном подсобном хозяйстве

Закон состоит из 11 статей, регулирующих все аспекты деятельности ЛПХ.

Основой закона, конечно же, является Конституция страны. Но во многом закон опирается на подзаконные акты, принимаемыми органами местного самоуправления, о чём говорится в первой же статье Закона, и что нужно иметь в виду каждому, кто собирается серьёзно подойти к ведению своего ЛПХ.

Отсюда вывод и настоятельный совет – обязательно познакомиться со всеми постановлениями, касающимися ЛПХ, принятыми в вашем регионе. Они ни в коем случае не должны и не будут противоречить федеральным законам, но могут дополнять их, учитывая специфику (климатическую, почвенную, специфику традиций) именно вашего региона.

Что такое личное подсобное хозяйство?

Закон во 2-ой статье точно определяет, что же понимается под личным подсобным хозяйством. Это определение приводится в двух положениях статьи, которые приводим дословно :

“1. Личное подсобное хозяйство – форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
2.

Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.”

Обращаем внимание на два принципиальных момента, вытекающих из приведённой выдержки закона:

  • Во-первых, ЛПХ является формой непредпринимательской деятельности, другими словами не ставит своей главной целью получения дохода с выращенной продукции.
  • Во-вторых, главная цель ЛПХ – удовлетворение личных потребностей в сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, владелец ЛПХ освобождается от уплаты налогов в случае реализации излишков продукции, полученной на своём участке. Собственно, данное послабление вытекает из главного положения ЛПХ – работа здесь не относится к предпринимательской деятельности.

Более того, даже несмотря на то, что реализация продукции будет увеличивать ваш денежный доход, вам не придётся выплачивать и подоходный налог, что закреплено в 217-ой статье (13-ый пункт) Налогового Кодекса России. Там же оговариваются два простых условия, которые только нужно соблюсти:

  • Участок не превышает по размеру половину гектара, и,
  • В работе, включая переработку продукции, не используется наёмный труд, всё выполняется только членами семьи самого владельца участка.  

Далее, любой владелец ЛПХ должен строго понимать, защищаясь от возможных нападок со стороны, что всё произведённое им на своём участке является его личной собственностью, которое, в том числе, отправить и на продажу, что, тем не менее, не относится к предпринимательству.

Лица, имеющие права вести Личное Подсобное Хозяйство

Третья статья закона определяет лиц, имеющих право вести ЛПХ. Здесь всё просто:

  • Если вы вполне работоспособны или рассчитываете, что работа на свежем воздухе пойдёт вам ещё больше на пользу;
  • Если вы по праву владеете земельным участком, как хозяин или добросовестный временный приобретатель;
  • Если у вас определены права на участок, он прошёл государственную регистрацию по правилам закона № 122-ФЗ от 21 июля 1997 года – то у вас есть все права считать свою работу вполне законной.
  • Тут есть один нюанс, касающийся жителей сельской местности. Участки для рассматриваемого вида деятельности должны предоставляться местными органами власти, но при их наличии и если вы официально зарегистрированы, как житель данной деревни или села.

Земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства и правила его использования

  • В качестве участка может использоваться местность в пределах населённого пункта, тогда он, действительно, называется «приусадебным», или вне населённого пункта – это уже «полевой».
  • На приусадебном участке допускается любой вид деятельности – от выращивания огурцов и смородины до строительства сооружений любого назначения.
  • На полевом участке любое строительство запрещена, в вашем распоряжении только работа на земле и с тем, что она даёт.
  • Размер участка Законом не оговаривается – всё отдаётся на усмотрение местных органов власти, если им приходится управлять выдачей участка. Тем не менее, минимальные и максимальные размеры полевых участков и требования к ним определены в Законе № 101-ФЗ от 24 июля 2002 года.
  • Существует только одно ограничение – количество участков может быть разное, не обязательно – один, но суммарная их площадь не должна превышать половину гектара (другими словами, суммарные размеры участков должны быть в пределах 70 на 70 метров). Увеличение допускается, но по специальному закону и не более чем в 5 раз.
  • Кроме того, если вам выделен участок сельскохозяйственного назначения, то на него распространяется и специальный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ.  

Чем может привлечь ведение ЛПХ самостоятельных граждан, не терпящих вмешательства государственных органов в свою работу, так это тем, что в Законе (5-ая статья) прямо говорится не недопустимости такого вмешательства, если, конечно, деятельность, ведущаяся на приусадебном участке, не подпадает в ограничения уголовного характера. При нынешнем состоянии дел имеется в виду самое главное – недопустимо выращивание растений, содержащих наркотический дурман. Вся ответственность за соблюдение ограничений ложится лично на владельца ЛПХ и местные органы власти.

Ограничений же на инструменты (6-ая статья), применяемые при работе, нет никаких – всё на усмотрение самого работника. Тут полная свобода творчества и реализации своего права собственности – от сооружения теплиц до установки погружного насоса для обеспечения участка водой.

Не обойдены ЛПХ и вниманием со стороны государства, которое призвано оказывать поддержку по следующим направлениям:

  • Они должны обеспечить полноценную инфраструктуру, обеспечивающую функционирование хозяйства – это дороги, снабжение водой и электричеством;
  • Помощь в организации сбытовых и обрабатывающих предприятий;
  • Стимулирование развития хозяйств предоставлением льготных кредитов, сопровождение на уровне научного и технического обеспечения работы;
  • Для занимающихся разведением скота – организация бесплатного ветеринарного обслуживания.  

Государство, понимая важность развития такой отрасли как сельское хозяйство, постоянно заботится о его состоянии, поставлена и последовательно претворяется в жизнь задача, так называемой, «продуктовой безопасности» страны.

Именно поэтому и на ЛПХ распространяются все меры государственной поддержки, что закреплено специальным постановлением Правительства № 758 от 27 июня 1996 года (Обращаем внимание, что положения государственной поддержки были существенно уточнены уже в «новую» эпоху – Законом России от 30 декабря 2008 года № 302-ФЗ).

Учитывая давнее и повальное увлечение народом России подсобными хозяйствами (достаточно эту тягу к работе на земле проследить в больших городах, когда кое-где выращиваемые помидорки можно встретить даже под окнами больших домов прямо центре города), очень актуальным становится вопрос учёта ЛПХ. Правила учёта оговариваются в 8-ой статье Закона.

Каждый владелец ЛПХ должен проследить присутствие информации о своём участке в, так называемой, «похозяйственной книге», хранимой в органе местного самоуправления. Информацию для такой «Книги» предоставляет сам владелец участка, причём на добровольной основе.

Если вы всё же решили предоставить подобную информацию, то не забудьте в неё включить и всех членов своей семьи, которые будут помогать вам в работе. Среди предоставляемых сведений:

  • Указание культур, предполагаемых к посадке, и площадей, отводимых под каждую;
  • Количество выращиваемых животных, включая количество улей, если вы ещё и пчеловод;
  • Используемый набор техники, призванный вам помогать в осуществлении своей деятельности на ЛПХ.  

У вас есть достаточно времени, чтобы внести свои данные в похозяйственную книгу – срок её хранения по закону № 125-ФЗ (принят 22 октября 2004 года) составляет 75 лет.

Советуем обратить внимание на особый вопрос, который достаточно, по крайней мере, в полностью понятной форме пока не отработан. Вопрос связан с определением отношений работы на ЛПХ и обязательного пенсионного страхования.

Здесь оговаривается только принцип добровольности, закреплённый даже не в законе, а в письме Пенсионного Фонда Российской Федерации, выпущенное 7 октября 2003 года (№ СД-09-24/10623).

Вот когда без помощи юриста снова не обойтись.

Ведение ЛПХ ложится полностью на его владельца. Вы можете просто на выделенном участке засеять траву и устроить теннисный корт или поставить по всей площади теплицу или разметить целый рой грядок. Права на деятельность за вами сохраняются в любом случае, пока существуют, естественно, права на сам участок.

Мы привели основные моменты законодательства о личном подсобном хозяйстве. Все они важны с правовой точки зрения, ведь не зря же говорится, что все мы «пациенты психологов и юристов». Тем не менее, не стоит особо беспокоиться.

Если Кадастровый Регистр зарегистрировал ваш участок, вы получили документы государственного образца на право владения, то дальнейшие ваши действия будут связаны только с покупкой семян и поиском удобного кресла-качалки.

Другое дело, что «прогресс души» не остановить – вот у вас уже и помидоры свои и картошка, а там глядишь, по примеру соседа, вы занялись и кролями. И пошло-поехало.

В ЛПХ стоит только войти, а дальше затянет, причём так, что вы откажетесь и от баньки, которую собирались возвести на участке – лучше на том месте посадить смородину. А дальше агротехника и совсем новые справочники, но это уже, как говорится, совсем другая «история».

“Что такое Личное Подсобное Хозяйство? В чем отличия ЛПХ от КФХ?”

Источник: https://xn--e1aelkciia2b7d.xn--p1ai/stati/poleznaja-informacija/lichnoe-podsobnoe-hozjaistvo.html

Федеральный закон Российской Федерации о личном подсобном хозяйстве

Земли для личного подсобного хозяйства

Принят Государственной Думой 21 июня 2003 года

Одобрен Советом Федерации 26 июня 2003 года

     Статья 1. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства

     1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства.

     2.

Правовое регулирование ведения гражданами личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

     Статья 2. Понятие личного подсобного хозяйства

     1. Личное подсобное хозяйство – форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

     2.

Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

     3. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

     4.

Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.

     Статья 3. Право граждан на ведение личного подсобного хозяйства

     1. Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства.

     2.

Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрация личного подсобного хозяйства не требуется.

     3. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях.

     4.

Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.

     5. При включении земель сельских поселений в черту городских поселений граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, сохраняют право на ведение личного подсобного хозяйства на земельных участках, которые были им предоставлены и (или) приобретены ими для этих целей.

     Статья 4. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства

     1. Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в черте поселений (приусадебный земельный участок) и земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок).

     2.

Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

     3. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

     4.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.

     5. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Часть земельных участков, площадь которых превышает указанный максимальный размер, должна быть отчуждена гражданами, у которых находятся эти земельные участки, в течение года со дня возникновения прав на эти земельные участки, либо в этот срок должна быть осуществлена государственная регистрация указанных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей или государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства.

     6. Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

     Статья 5. Взаимоотношения граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, с органами государственной власти и органами местного самоуправления

     1. Вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

     2.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют контроль за соблюдением гражданами требований законодательства.

    Статья 6. Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства

     Для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.

     Статья 7. Государственная и иная поддержка личных подсобных хозяйств

     1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления определяют меры поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

     2.

Государственная поддержка граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, может осуществляться по следующим направлениям:

     формирование инфраструктуры обслуживания (подъездные пути, средства связи, водо- и энергоснабжение и другое) и обеспечения деятельности личных подсобных хозяйств, содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

     стимулирование развития личных подсобных хозяйств путем создания организационно-правовых, экологических и социальных условий, в том числе предоставление личным подсобным хозяйствам и (или) обслуживающим их сельскохозяйственным кооперативам и иным организациям государственных финансовых и материально-технических ресурсов на возвратной основе, а также научно-технических разработок и технологий;

     проведение мероприятий по повышению качества продуктивных и племенных сельскохозяйственных животных, организации искусственного осеменения сельскохозяйственных животных;

     ежегодное бесплатное проведение ветеринарного осмотра скота, организация его ветеринарного обслуживания, борьба с заразными болезнями животных.

     3. На личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

     4.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий разрабатывают и осуществляют меры по развитию личных подсобных хозяйств и социально-экономическому развитию сельских поселений, в рамках соответствующих программ определяют форму, размеры и порядок поддержки личных подсобных хозяйств и обслуживающих их сельскохозяйственных кооперативов и иных организаций.

     Статья 8. Учет личных подсобных хозяйств

     Учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах. Порядок ведения похозяйственных книг определяется Правительством Российской Федерации.

     Статья 9. Вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

     Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, имеют право добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Статья 10. Прекращение ведения личного подсобного хозяйства

     Ведение личного подсобного хозяйства прекращается в случае прекращения прав на земельный участок, на котором ведется личное подсобное хозяйство.

     Статья 11. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

     1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 3 статьи 7 настоящего Федерального закона.

     2.

Пункт 3 статьи 7 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2004 года.

Президент Российской Федерации

В. Путин

Источник: https://rg.ru/2003/07/10/odsobhoz-dok.html

Земли ЛПХ и ИЖС – в чем разница, преимущества и недостатки, перевод земли в ЛПХ, ИЖС, порядок процедуры, документация

Земли для личного подсобного хозяйства

Правожил.com > Оформление недвижимости > Оформление земли > Земли ЛПХ и ИЖС — в чем разница и существенна ли она? Разбираемся

Покупка недвижимости – это процедура, которая обязательно сопровождается государственной регистрацией. В специальный реестр полномочные госорганизации обязуются вносить основные данные обо всех недвижимых объектах, находящихся во владении частников, организаций или государства.

Неотъемлемой частью в описание земли является указание того, по какому принципу она будет использоваться. Желая приобрести и зарегистрировать купленный участок, многие граждане нередко сталкиваются с аббревиатурами «ЛПЖ» и «ИЖС» и не знают, в чем разница и что они обозначают. 

В сегодняшнем материале наш ресурс решил более детально пройтись по землевладениям ЛПХ и ИЖС видов, дабы все читатели были достаточно осведомлены в данном аспекте сферы недвижимости.

Что такое земли ЛПХ и ИЖС, что можно на них делать?

Рассматривать понятия ЛПХ и ИЖС земель, необходимо с одного крайне важного аспекта в данном вопросе.

Точнее, суть такового заключается в том, что все земельные участки, имеющиеся на территории РФ, подразделяют на 7 основных категорий по их целевому назначению:

  1. Для сельскохозяйственной деятельности.
  2. Для населенных пунктов.
  3. Для промышленной, энергетической, транспортной, связной, радиовещательной и иной деятельностей.
  4. Для охраняемых государством объектов.
  5. Для лесного фонда.
  6. Для водного фонда.
  7. Для запасного фонда.

Каждая из категорий имеет свои подкатегории. Наиболее актуальные к покупке для обычных граждан являются земли сельскохозяйственного и населенного предназначения. Именно с этими категориями непосредственно связаны рассматриваемые сегодня аббревиатуры.

В более глубоком разрезе они представляют собой следующие понятия:

  • ЛПХ или земли, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства — это участки, на которых можно возводить жилищные строения и использовать земельный ресурс для выращивания растительности или содержания живности. Каков  статус земли ЛПХ? Главное – использовать землю исключительно для себя, так как законодатель запрещает реализацию растительной и животной продукции, полученной с участков ЛПХ.
  • ИЖС или земли, предназначенные для индивидуального жилищного строительства — это участки, на которых можно только возводить объекты для проживания. При этом построенное жилье должно соответствовать ряду государственных норм (не иметь более 3-х этажей, к примеру) и не использоваться для коммерческой деятельности типа гостиницы или хостела. ИЖС земельные участки должны использоваться исключительно их собственниками.

Отличия разных видов земель

Таким образом, земли ЛПХ и ИЖС – это виды частной, как правило, загородной собственности, которые различаются в способе целевого использования.

Здесь важно четко понимать, что использование таких участков в коммерческом плане запрещено, иначе полномочные государственные органы, во-первых, ликвидируют источники незаконного обогащения и, во-вторых, наложат на нарушителей законодательного строя некоторую ответственность.

Естественно, никто не будет наказывать бабушку, живущую на ЛПХ-земле и продающую укроп, петрушку или кинзу. В случае наказания речь идет о более масштабных коммерческих махинациях.

Вне зависимости от желания собственника земли, при регистрации таковой на свое имя он обязуется указать один из видов его участка, согласно которому и будет использоваться последний. Важно отметить, что не на всех ЛПХ- и ИЖС-землях реально построить жилые строения.

В частности, на ЛПХ-участке с пометкой «Для полевого использования» построить дом нельзя, на такой земле допустимо только разведение скота или выращивание растительности. Однако для ЛПХ-участка с пометкой «Для приусадебного использования» и любом ИЖС-участке строить дома разрешается.

Здесь стоит условиться, что подобные строения нельзя сдавать в аренду или делить на несколько владельцев, они предназначены исключительно для владения со стороны собственника и его семьи, а также должны быть внесены в Налоговую декларацию.

Какие преимущества и недостатки есть у данных видов участка?

Плюсы и минусы земель ЛПХ и ИЖС

Теперь, когда общие положения о ЛПХ и ИЖС участках рассмотрены, можно детально проанализировать их преимущества и недостатки.

Для своеобразного сравнения данных видов земель стоит уделить внимание следующим положениям:

  • Во-первых, и ЛПХ, и ИЖС – земельные участки, предназначенные для некоммерческого использования. На ЛПХ собственники вправе выращивать растительность, но только для себя, а на ИЖС – строить дома, опять же, исключительно для личного пользования. Как видите, в плане получения прибыли оба вида земель абсолютно равны.
  • Во-вторых, на любом ИЖС-участке можно построить жилое строение и прилегающие к нему объекты (гараж, сарай и т.п.), но не на любом ЛПХ-участке возможно возвести таковые. То есть, для постройки жилья на ЛПХ-земле важно, чтобы она находилась в чертах города и имела пометку «Для приусадебного пользования», иначе возведение недвижимости невозможно. При этом ИЖС-земля, вне зависимости от месторасположения, изначально предназначена для строительства, и запрета на возведение каких-либо сооружений на таких участках не налагается.
  • В-третьих, при получении земель от государства по некоторым программам господдержки шанс на ЛПХ-участок намного выше, чем ИЖС. Ведь первый вид землевладений предоставляется и пределах населенных пунктов, и, так скажем, в полях. А второй – исключительно в пределах населенных пунктов.
  • В-четвертых, налоги на ЛПХ гарантировано ниже, нежели на ИЖС, что важно учитывать при приобретении того или иного вида земель и их оформлении.
  • В-пятых, в плане жилищно-коммунальных услуг ЛПХ также выигрывает, так как относительно данного вида земель и имеющихся на их территории строений всегда действуют пониженные тарифы, чем не могут похвастаться ИЖС-участки.

Также стоит отметить, что специфика ЛПХ-земель подразумевает собой, что далеко не на каждом участке можно прописаться, а вот относительно ИЖС-участков такого не скажешь.

Не лишним будет отметить некоторые налоговые аспекты, касающиеся данных видов земель, а именно:

  • при строительстве дома на участке вида ИЖС можно рассчитывать на налоговый вычет, при аналогичной процедуре на землях ЛПХ-вида такой практики не предусмотрено;
  • если же в течение 10 лет после приобретения ИЖС-земли на ней не был построен дом, то налоговая ставка на таком участке увеличивается в два раза.

В любом случае, решать, какой вид землевладений лучше, достаточно нерационально, ибо и ЛПХ, и ИЖС – практически идентичные виды участков, если находятся в пределах населенного пункта. Единственное различие между ними, которого никогда не отнять, — это вариант целевого назначения. В остальном же оба вида земель очень схожи.

Чем ЛПХ и ИЖС отличаются от ДНП и СНТ?

Чем земли ЛПХ И ИЖС отличаются от других видов земель?

Помимо ЛПХ и ИЖС, не менее распространены такие виды частных землевладений как ДНП и СНТ. Различия между ними, конечно, имеются, но не столь существенные, как могло бы показаться.

Главное среди них – это то, что ДНП и СНТ работают по принципу объединений, то есть содержание таких земель отводится целой группе собственников или отдельной организации, которые отвечают за рациональность и правильность использования землевладений на подконтрольным им территориям.

Для лучшего понимания всей сути рассматриваемого вопроса давайте дадим четкое определение каждому, еще не изученному виду земель:

  • ДНП или дачное некоммерческое партнерство – юридическое лицо, которое создается и существует для развития и обслуживания некоторых дачных участков. Принцип деятельности практически такой же, как у ТСЖ. На землях типа ДНП собственникам разрешается возводить жилые строения и прилегающие к ним объекты, а также регистрироваться в них, но использовать таковые в коммерческих целях запрещено.
  • СНП или садовое некоммерческое товарищество – аналогичное предыдущему юридическое лицо. При этом на землях, подконтрольных СНТ, жилые строения возводить не запрещено, но прописаться в таковых нельзя и использовать в коммерческих целях тоже. Однако на СНТ-участках можно разводить скот и выращивать растительность, опять же, исключительно для себя, не на продажу.

Таким образом, получается, что ДНП и СНТ – это загородный аналог ТСЖ многоквартирного дома, но с некоторыми особенностями, при этом крайне схожий с рассматриваемыми сегодня ЛПХ- и ИЖС- участками. Главное отличие дачных и садовых товариществ в том, что они основаны на форме организации «юридическое лицо», а ЛПХ и ТСЖ – полностью индивидуальные владения.

Перевод земли в ЛПХ или ИЖС — вид и порядок процедуры, необходимая документация и другое

Процедура перевода земель в ЛПХ или ИЖС

Если конкретно ваш земельный участок находится в чертах города или другого населенного пункта, как минимум, до 2020 года вы имеете полное право перевести его из одной категории целевого использования в другую.

Такая возможность связана с тем, что на данный момент по всей территории РФ идет инвентаризация земель, призванная для составления единого территориального плана.

Порядок перевода землевладений из ЛПХ-вида в ИЖС или же наоборот выглядит следующим образом:

  1. Во-первых, собственнику потенциально переводимой земли из одной категории в другую необходимо посетить орган самоуправления по своему месту жительства. Именно данная госорганизация занимается решением подобных вопросов. При первичном обращении не лишним станет уточнить у сотрудников муниципалитета то, возможно ли конкретно в вашем случае сменить категорию землевладений, сколько это будет длиться и какие документы нужны.
  2. После получения одобрения на переход земель из одной категории в другую придется собрать необходимую документацию. Как правило, в перечень обязательных бумаг входит:
  • кадастровый паспорт земли и имеющихся на ней строений;
  • генеральный план землевладений;
  • правоустанавливающие документы на участок;
  • выписки из ЕГРП относительно земли;
  • обоснование проведения процедуры изменение целевого назначения участка;
  • заявление о смене целевого назначения землевладений;
  • паспорт владельца переводимой земли;
  • при необходимости – доверительная документация.
  1. Собранные документы подаются в полномочные отделы земельного распределения, находящиеся в органе местного самоуправления. После чего остается только ждать перевода земли из одной категории в другую или же отказа в проведении данной процедуры (бывает крайне редко). Зачастую процесс перевода длится от 3 месяцев до 1 года, здесь многое зависит от того, кто будет рассматривать заявку: если сам муниципалитет, то процедура пройдет максимально быстрой, если правительство РФ или региональные органы, то процедура будет долгой. В любом случае, по окончанию перевода собственник будет уведомлен об этом.

Пожалуй, на этом можно закончить повествование о землях ЛПХ и ИЖС видов. Надеемся, представленный выше материал был для вас полезен. Удачи в оформлении земельных участков!

Чем отличаются земли ЛПХ от земель ИЖС вы сможете узнать, посмотрев видео:

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

27 Июн 2017      kasjanenko         637      

Источник: https://PravoZhil.com/oformlenie/zemlya/zemli-lph-i-izhs.html

Участки ЛПХ — что это, можно ли выполнить строительство дома и взять в аренду земельный участок

Земли для личного подсобного хозяйства

Участок ЛПХ — это надел, предоставляемый субъектам для производства и переработки сельхозпродукции. При таком способе хозяйствования сельхозпродукция производится для персонального потребления владельцев земли и их семьи. В представленном материале рассмотрим основания и принципы выделения земли под личное подсобное хозяйство.

Что такое участок ЛПХ

Законом № 112-ФЗ регламентированы правила, по которым происходит выделение земель фонда муниципального образования под ведение личного подсобного хозяйства. Участки ЛПХ характеризуются строгим целевым назначением, на них может осуществляться только личное сельхозпроизводство, не подпадающее под признаки деятельности предпринимателей.

В ст. 4 Закона № 112-ФЗ указаны два возможных варианта выделения наделов для ЛПХ:

  • приусадебный участок — расположен в городской черте (в пределах официально установленных границ населенного пункта),
  • полевой участок — территории для ЛПХ, расположенные за пределами городской черты.

Ключевое отличие указанных наделов заключается не только по месту расположения, но и по возможности возвести ряд строений на территории участков в городской черте. Состав возможных объектов перечислен в ст. 4 Закона № 122-ФЗ:

  • объект индивидуального жилищного строительства — частный дом,
  • сооружения, предназначенные для производственных целей,
  • бытовые строения,
  • иные виды зданий и сооружение, соответствующих целевому назначению ЛПХ.

Если выделяется земля по ЛПХ за пределами города или поселка, возведение любых объектов на ней запрещено, там разрешается только выращивать или производить сельхозпродукцию.

Базовые правила и порядок выделения земли под огородничество и садоводства, содержатся в нормах Федерального закона № 122-ФЗ. Статья 4 указанного нормативного правового акта посвящена определению правового статуса земли под ЛПХ.

Процедура оформления прав на землю под ЛПХ установлена Земельным кодексом РФ, они могут возникать следующими способами:

  • распорядительный документ властного учреждения или должностного лица,которым выделяются участки под подсобные нужды,
  • договор купли-продажи, по которому приобретается право собственности на возмездной основе,
  • аренда участка под ЛПХ, которая оформляется на регламентированный срок и предусматривает внесение регулярных арендных платежей.

Указанные основания зафиксированы в ст. 39.1 ЗК РФ, а возможность оформления документов на земельный участок установлена специальными нормами ст. 39.18 ЗК РФ.

Право пользования землей возникает только после регистрации, одновременно у субъектов появляется законное основание для ведения ЛПХ. Властные органы сдают в аренду муниципальные или личные земли под ЛПХ строго в пределах установленных нормативов, который составляет 0.5 га. При этом региональным законодательством указанный размер может увеличиваться, но не должен превышать 2.5 га.

Если участок куплен или взят в аренду, гражданам и членам их семей приходится нести существенные расходы, связанные с выкупом надела по результатам торгов (аукционов) или с внесением арендных платежей.

Особенности этих наделов

Эксплуатация таких наделов характеризуется особенностями, непосредственно связанными с целевым характером земли, субъектным составом и разрешенными видами пользования:

  • размер земельного надела ЛПХ не может превышать федеральные или региональные стандарты (стандартные размеры участка — 0.5 га либо повышенный региональный норматив не более 2.5 га), в противном случае он будет считаться средством для ведения предпринимательской деятельности,
  • выделение земель в селе для ведения ЛПХ производится рядом с жилым строением, при этом значительная часть надела может располагаться за пределами границ населенного пункта,
  • участок может быть расположен далеко от дома, если ЛПХ носит сезонный характер (например, для городских жителей загородный надел используется только летом),
  • надел, предоставленный под ЛПХ, может относиться только к категории земель сельхозназначения, ее изменение не допускается,
  • на участке ЛПХ нет земель общего пользования, что отличает его от аналогичных территорий товариществ и объединений садоводов,
  • если у граждан зарегистрировано право собственности на собственный надел, им может дополнительно выделяться земля небольших размеров рядом с жилым домом для подсобных целей, которая не подпадает под определение ЛПХ,
  • права пользования наступают после регистрации участка в органах Росреестра.

Если граждане начинают использовать землю ЛПХ для предпринимательских целей (построили перерабатывающий завод для коммерческой реализации сельхозпродукции и т. д.), по распоряжению властей наделы могут досрочно изыматься из аренды или постоянного пользования.

Отличия участков ЛПХ от ИЖС

Чтобы узнать чем отличается участок ЛПХ от ИЖС, советуем посмотреть приведенное видео. Молодой человек является специалистом агенства недвижимости, который расскажет отличительные черты между этими двумя категориями земель.

Разрешенное использование

Право на пользование земель под ЛПХ должно точно соответствовать его разрешенному использованию.

 Категория земель для нужд сельского хозяйства фиксируется по результатам кадастровых работ и утверждения межевых и градостроительных документов муниципальных образований.

Перевод земель из одной категорию в другую допускается только в исключительных случаях, предусмотренных в Земельном кодексе РФ.

Разрешенное использование существенно различается для приусадебных и полевых участков:

  • для наделов в населенных пунктах возведение жилого объекта и иных сопутствующих построек допускается видом разрешенного пользования,
  • правовой режим полевых участков не позволяет возводить никаких сооружений, на них может осуществляться только производство сельхозпродукции.

Обязанность по соблюдению указанных видов эксплуатации возлагается на владельцев наделов. Если владелец участка, предоставленного под ЛПХ, использует его не по назначению, и нарушает правовой режим, это является основанием для привлечения к ответственности, в том числе с применением санкций.

Строительство

Ведение строительства на землях ЛПХ допускается только на приусадебных наделах, такое правило регламентировано в статье 4 Федерального закона № 112-ФЗ. В этом случае должны соблюдаться градостроительные регламенты и стандарты, утвержденные на федеральном или региональном уровне.

Для возведения частного жилого дома на приусадебном участке не требуется получать у местных властей разрешение на строительство.

После завершения строительства ввод дома в эксплуатацию осуществляется в упрощенном режиме, межведомственная комиссия не создается.

До 2017 года регистрация прав на такие объекты осуществлялась только на основании декларации на объект, которую составлял сам владелец.

По правилам Федерального закона № 218-ФЗ, до марта 2018 года упрощенный порядок регистрации прав на жилые строения сохраняется, однако, вместо декларации нужно представить технический план дома. С марта 2018 года оформление прав на жилую недвижимость будет осуществляться только при полном соблюдении процедуры кадастрового учета.

Допустимые размеры участка ЛПХ

Законодательство устанавливает максимальные размеры участка категории ЛПХ. Федеральный стандарт составляет 0.5 га для каждого конкретного хозяйства. Властные органы субъектов РФ могут устанавливать местные стандарты для размера наделов ЛПХ, которые не должны превышать федеральную норму более чем в пять раз, т. е. должны составлять не более 2.5 га.

Аренда участка

Земля сельхозназначения сдается в аренду частным лицам только для личного хозяйства. Если граждане обращаются за наделом для предпринимательских целей с целью извлечения прибыли, порядок оформления прав на землю будет существенно отличаться.

Чтобы выделить землю на праве аренды, необходимо соблюдать правила ст. 39.18 ЗК РФ. Порядок действий, которые позволят оформить землю в аренду, состоят в выполнении следующих формальностей:

  • заявление о предоставлении земли под ЛПХ и предварительном согласовании такого решения направляется в адрес местного органа власти,
  • заявление подлежит рассмотрению в срок, не превышающий 30 дней с момента обращения,
  • если принято решение о предварительном согласовании заявления граждан, публикуется извещение на официальном портале администрации, а также в печатном издании, указанном в местных нормативных актах,
  • если за 30 дней после публикации извещения не поступает обращение от других граждан, претендующих на предоставлении указанного надела, оформляется договор аренды.

Если после подачи извещения выявляются другие претенденты на получение территорий для ЛПХ, власти обязаны провести аукцион на право заключения аренды.

В договоре аренды указываются права и обязанности граждан по ведению сельхозхозяйства, в том числе все требования по соблюдению вида целевого пользования — выращивание исключительно для личного потребления. Арендатор земли в населенном пункте может построить на участке жилое сооружение только с выполнением норм зонирования, утвержденных на территории данного муниципального образования.

Для приватизации земель под ЛПХ необходимо владение им на протяжении пяти лет. При этом на протяжении пяти лет должен неукоснительно соблюдаться вид целевого использования. Право на переоформление земли в собственность реализуется путем обращения в местные органы власти, а новый собственник будет обязан и далее соблюдать ограничения по целевому характеру земли.

Загрузка…

Источник: https://domosite.ru/zakon/dlya-chego-nuzhnyi-uchastki-lph-ih-razmeryi-i-otlichiya-ot-izhs

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.