Земли фонда перераспределения это

Содержание

Фонд перераспределения земель в 2019 году: порядок формирование состава, использование земель фонда | Земельный эксперт

Земли фонда перераспределения это

В статье 80 Земельного кодекса РФ указано, что фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения был создан для того, чтобы государство располагало наделами, которые могут быть переданы в пользование населению или юридическим лицам для организации сельхоздеятельности. В числе производственных объединений, занимающихся подобными мероприятиями, находятся фермерские (крестьянские) хозяйства, кооперативы, товарищества. Также земли могут быть отданы под животноводство, например для выпаса скота и сенокошения.

Другими словами, перераспределение земель как функция управления земельным фондом, имеет существенное значение для формирования общего порядка передачи территорий по праву собственности и дальнейшего пользования.

Формирование фонда перераспределения земель

Наполнение фонда происходит за счет участков сельхозназначения, которые оказались свободны от эксплуатирования, а также были приобретены госорганами в рамках стандартной правовой сделки.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

В действующем законодательстве указанны случаи, при которых земельный участок входит в состав территорий фонда:

  • при добровольном отказе граждан или юридических лиц от надела. В этом случае, участок становится бесхозной недвижимостью и все права, которые имел на него пользователь, прекращаются. Полномочия в отношении участка переходят к государству или муниципалитету;
  • в случае если собственник земли скончался, а наследников нет либо все преемники лишены права на принятие наследуемой массы. Также предусмотрен случай, когда наследующее лицо отказывается принимать собственность. Тогда все права на территорию переходят к государству, а земля зачисляется в фонд перераспределения земель;
  • при принудительном изъятии земельного надела в тех случаях, когда это предусмотрено действующим законодательством. Регулируется такая процедура ст. 49 ЗК РФ. При изъятии для нужд муниципалитета или государства предусмотрен выкуп территории. Если речь идет об изъятии по решению суда, то никаких средств собственнику не выплачивается.

Другими словами, массивы, которые временно исключены из оборота переходят в состав фонда запаса, однако, целевое назначение территорий изменению не подлежит.

Использование земель фонда перераспределения земель

Использование земель осуществляется в рамках ст. 78 ЗК РФ. То есть территории могут быть переданы:

  • для организации сельхозпроизводства;
  • с целью лесопосадки защитного плана;
  • научно-исследовательским и учебным организациям, для организации практических занятий по подготовке специалистов;
  • кооперативам и товариществам, для дальнейшей передачи населению с целью разбивки сада или огорода;
  • кооперациям потребительского характера и религиозным общинам;
  • казачьим обществам;
  • малочисленным коренным народностям государства для организации быта и промыслов.

Все вопросы, связанные с использованием таких земель решаются в соответствии с действующим земельным законодательством и рядом федеральных законов.

Сведения фонда перераспределения земель

Законодательно закреплена норма, согласно которой сведения о наличии территорий в составе фонда являются общедоступными. Благодаря этому товарищества, общины и граждане могут принять решение относительно подачи заявки на получение надела в пользование, а компании или фермерские хозяйства о приобретении дополнительной территории.

Важное значение имеют качественные характеристики участков. По этой причине, граждане могут получить информацию не только о наличии или отсутствии территорий, но и познакомиться с полным описанием земель.

Администрация или госорган, регулирующий вопросы, связанные с пользованием фонда перераспределения обязаны предоставлять все необходимые данные заинтересованным лицам, а также проводить публикации в региональных печатных изданиях о поступлениях наделов в фонд.

Заключение

В итоге можно сделать несколько выводов:

  1. Государством предусмотрено создание специальной базы данных под названием фонд перераспределения земель, куда входят бесхозные площади, наделы, изъятые по решению суда, территории, от которых собственники или пользователи отказались.
  2. Массивы могут быть переданы для развития животноводства, сельхозмероприятий, разбивки садов и огородов.
  3. При использовании в отношении таких площадей устанавливается определенный режим землепользования, в рамках которого запрещается переводить площади из их прямого назначения в другую категорию.
  4. Вся информация о составе базы данных находится в открытом доступе и заинтересованное лицо вправе не только получить желаемые сведения о наличии участка, но и познакомиться с его полным описанием.
  5. Ведомство, уполномоченное заниматься распределением земель фонда, обязано осуществлять публикации в местных СМИ относительно поступления и выбытия наделов, а также предоставлять населению все необходимые сведения об участках.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по фонду перераспределения земель

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Инна. Моя подруга работает в администрации и по секрету сообщила мне, что почти в центре города освободился участок и поступил в фонд перераспределения земель.

Земля была изъята у собственника по решению суда и теперь числится как бесхозная. Мне бы очень хотелось получить ее в собственность и построить там дом.

Подскажите, как мне теперь оформить его, если все держится в секрете? Не хочется подводить подругу, и в то же время, упускать такой шанс тоже желания нет.

Куда обращаться с моей просьбой и что необходимо сделать для оформления?

Ответ: Здравствуйте, Инна. Ну, во-первых, согласно п. 4 ст. 80 ЗК РФ, если ваш участок попал в фонд перераспределения, информация об этом не секретная. Более того, муниципалитет вашего города обязан был осуществить публикацию о данном событии в городских СМИ. Если ведомство этого не сделало, то нарушило закон.

Во-вторых, вы можете предварительно ознакомиться с его описанием. Информация является общедоступной для всех заинтересованных лиц, а вы таковым являетесь.

И, в-третьих, вы вправе подать заявку на получение территории в пользование или по праву собственности. В первом случае, земля может быть передана бесплатно или в рамках арендного соглашения, а второй предусматривает покупку территории. При каждом варианте организовывается конкурс.

Однако даже эти моменты не являются существенными в вашей ситуации. Проблемы могут возникнуть в связи с тем, что вы хотите построить на участке дом.

Делать этого нельзя, поскольку в составе фонда находятся земли сельхозназначения, и менять их прямое использование запрещается.

Соответственно, вы не сможете изменить целевое назначение участка, а значит, и дом построить тоже не получится.

На практике вы можете попытаться построить там дачу и оформить регистрацию в таком строении.

Список законов

  • Статья 80 ЗК РФ
  • Статья 49 ЗК РФ
  • Статья 78 ЗК РФ

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/klassifikaciya-zemel/zemli-selskoxozyajstvennogo-naznacheniya/fond-pereraspredeleniya-zemel/

Фонд перераспределения земель

Земли фонда перераспределения это
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Земельное право » Категории земель » Фонд перераспределения земель

Фонд перераспределения земель – это государственная структура, которая представляет собой определенную базу, в которой указываются точные регистрационные и кадастровые данные территорий.

Территориальная организация государства на протяжении многих лет была объектом проводимых земельных и административных реформ, которые разрабатывались с целью оптимизации использования земельных участков, реорганизации кооперативных и коллективных предприятий, а также для утверждения точных границ всех земельных участков.

В соответствии с действующим земельным законодательством данные процессы выполняются специальными государственными учреждениями, важнейшим среди которых является фонд по перераспределению земельных территорий.

Поэтому каждый гражданин страны, который сталкивается с владением, собственностью и эксплуатацией участков земли, должен ознакомиться с основными целями организации фонда перераспределения, а также особенностями распоряжения информацией данного государственного учреждения.

Понятие фонда перераспределения земель

Фонд перераспределения земель – это государственная структура, которая представляет собой определенную базу, в которой указываются точные регистрационные и кадастровые данные территорий.

Для изъятия участков в активы соответствующего фонда существуют определенные основания, предусмотренные законодательством.

Основная задача деятельности фонда по перераспределению – сохранение и реорганизация территорий сельскохозяйственного предназначения.

Фонд по перераспределению земель является государственной структурой, деятельность которой регулируется государственными и муниципальными органами.

Однако законодательство не обязывает в обязательном порядке строго указывать весь состав соответствующего фонда. Помимо этого, государственные и муниципальные органы могут не указывать точные границы и место расположения различных участков.

Исключениями в данном отношении являются определенные случаи:

  • если земельные участки были приобретены в порядке использования преимущественных прав определенных государственных структур или муниципальных учреждений в законном порядке;
  • при отчуждении земельной территории на законных основаниях;
  • в случае добровольного отказа от прав собственности на земельные участки частными лицами.

Данные основания являются поводом для определения точного места расположения, определения строгих границ участков, а также внесения полных кадастровых данных о конкретных участках.

Ответственные государственные и муниципальные органы обязаны распоряжаться земельными активами фонда в законном порядке, а также регулярно выполнять инвентаризацию и обновлять информационные данные, которые были получены ранее.

Цели создания фонда перераспределения земель

Целью создания фонда по перераспределению земельных территорий является организация государственных территорий исключительно сельскохозяйственного предназначения. Ключевым фактором в процессе учреждения такого фонда являлся показатель целевого назначения земель.

При наличии оснований для изъятия территорий и включения их в активы распределительного фонда все участки не теряют своего особого целевого назначения, так как продолжают использоваться для удовлетворения потребностей сельского хозяйства и фермерства после определения точного владельца, собственника или арендатора.

Государственный фонд перераспределения земель был создан с целью рационального распределения, а также грамотного разделения между гражданами и юридическими лицами всех земельных активов соответствующего фонда. Главной задачей распределительного фонда является такое распоряжение сельскохозяйственными территориями, которое будет гарантировать соблюдение правил целевого использования.

Перераспределение важно для последующего осуществления хозяйственной деятельности, проведения любых фермерских работ, а также расширения сельскохозяйственной деятельности, для организации подсобных личных хозяйств, садоводства и огородничества.

Основания включения земельных участков в фонд перераспределения земель

Законодательством определены те случаи, которые являются основаниями для включения территорий в специальный фонд с целью дальнейшего распоряжения и перераспределения участков среди частных пользователей (физических и юридических лиц), а также государственных и муниципальных органов и предприятий. Основаниями для включения земельных участков в государственный фонд перераспределения земель являются следующие территории:

  • участки, которые не стали объектом наследования, так как в силу обстоятельств не оказалось наследников, которые претендуют на территорию на любых основаниях (в законном порядке, при наличии завещания);
  • территории, которые не были унаследованы, так как лицо, выступающее в роли завещателя, добровольно лишило всех наследников прав на владение данным участком;
  • земельные участки, от которых наследники добровольно отказались без указания конкретного субъекта, который стал бы законным владельцем территории;
  • недвижимое имущество, по поводу которого было подано заявление о добровольном отказе от участка;
  • участки, которые не были объектом наследования, если ни один из законных наследников не объявил о своем праве на владение участком в установленном порядке и в дозволенные сроки;
  • участки, которые были переданы наследователем в государственную собственность на добровольных началах;
  • недвижимое имущество в виде земельных участков, которое было изъято из собственности, владения или пользования при наличии законных оснований, связанных с нарушением земельного законодательства (нарушение правил целевого использования земель, нанесение вреда, нарушение правил и невыполнение прямых обязанностей, заключение незаконных сделок и др.).

Использование земель фонда перераспределения

Земельные территории, которые в процессе реорганизации и пересмотра попали в фонд перераспределения, могут использоваться для самых различных целей. В первую очередь, данные участки предназначены:

  • для первоначального создания, а также дальнейшего расширения стандартных крестьянских и фермерских хозяйств;
  • для организации и дальнейшей достройки личных подсобных предприятий;
  • для ведения любых видов сельскохозяйственных работ, включая садоводство, огородничество;
  • для проведения сенокосов или же использования в качестве территорий, на которых выпасается скот;
  • для размещения некоммерческих объединений, основной сферой деятельности которых является садоводство, огородничество и фермерство.

Земельные территории, которые временно находятся в распоряжении фонда по выполнению земельного перераспределения, предназначены для передачи имущества в пользование граждан и юридических лиц на различных формах прав обладания на следующих основаниях:

  • заключения договора об аренде земельной территории;
  • в соответствии с федеральными и муниципальными законами.

Лица, которые получили земли из фонда по перераспределению, обязаны соблюдать все правила и выполнять обязанности, которые разработаны для всех земель сельскохозяйственного предназначения в соответствии с действующим законодательством.

Общедоступность сведений о земельных участках в составе фонда перераспределения

Фонд по осуществлению перераспределения создан не только для выполнения государственных регистрационных работ, но и для удобства граждан, которые заинтересованы в приобретении и использовании земельных территорий. Поэтому все граждане и предприятия, которые претендуют на данные земельные участки, могут в свободном доступе просмотреть всю необходимую информацию о любом территориальном объекте.

Фонд по проведению перераспределения государственных земельных территорий является открытой государственной структурой, поэтому все сведения о наличии земель в фонде перераспределения являются доступными для всех категорий граждан:

  • частных лиц (физических и юридических);
  • государственных и муниципальных органов местного самоуправления;
  • учреждений и предприятий, которые находятся в собственности муниципальных и государственных органов;
  • предприятий, которые созданы на некоммерческой основе.

Обеспечение и поддержка общедоступности информационной базы фонда по перераспределению входит в обязанности всех государственных исполнительных органов и местной муниципальной власти.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/kategorii-zemel/fond-pereraspredeleniya-zemel.html

Земли сельскохозяйственного назначения фонда перераспределения

Земли фонда перераспределения это

Фонд перераспределения земель был создан в 90-е годы для того, чтобы поднять сельскохозяйственную отрасль. Сегодня процедура выдачи участков регулируется федеральным законодательством.

Цели создания фонда перераспределения

Все началось с земельной реформы, произошедшей в начале 90-х годов. В то время задачей государства стало создание фермерских хозяйств. Ситуация усложнялась тем, что не все граждане являлись членами сельхозпредприятий и имели права на земельную долю. А лицам, которые желали создать фермерские хозяйства, была нужна земля. Государство должно было найти источники предоставления участков.

Как фонд создан фонд?

В фонд перераспределения вошли свободные земли, не имевшие собственников и арендаторов, а также территории колхозов и других землепользователей, которые использовались нерационально.

В конце 2001 года был принят Земельный кодекс. Практика включения в состав фонда земель сельскохозяйственного назначения была сохранена.

Сегодня о нем сказано сказано в ст. 80 Земельного кодекса. В фонде содержатся все земли, которые находятся в собственности государства. Оно может передавать их юридическим лицам, либо гражданам в аренду для ведения сельскохозяйственной деятельности, развития отрасли.

Основные цели

Целью создания фонда стало:

  1. Эффективное перераспределение свободных земель.
  2. Создание новых крестьянских и фермерских хозяйств, их расширение.
  3. Организация сельскохозяйственного производства на территориях, которые государство выделило гражданам и юридическим лицам.
  4. Ведение животноводства. Организация огородничества, а также садоводства.
  5. Использование участков под личное подсобное хозяйство.
  6. Выделение участков под сенокосы и пастбища.

Об использовании земель сказано в статье 78 Земельного кодекса.

Территории, находящиеся в фонде перераспределения земель, передают:

  1. Для создания сельскохозяйственного производства.
  2. Формирования лесопосадок защитного плана.
  3. Земли могут взять НИИ и учебные организации для того, чтобы проводить практические занятия в рамках подготовки специалистов.
  4. Казачьи общества.
  5. Религиозные общины и кооперации потребительского характера.
  6. Товарищества и кооперативы. Они могут далее делить территорию, а потом и передавать участки населению для занятий огородничеством и для разбивки сада.
  7. Землю выдают коренным народностям Сибири, Севера. Они могут использовать ее для промыслов и организация быта.

В состав фонда включают территории, приобретенные государственными органами, а также те участки, которые не эксплуатируются в данный момент по разным причинам.

Если обратиться к Земельному кодексу, то станет понятно, что в фонд участки поступают в следующих ситуациях:

  1. За счет земель, оказавшихся в данных момент свободными.
  2. Территории, приобретенное и государственными органами в рамках стандартной сделки.

Когда участок может войти в состав фонда?

В законодательстве перечислены следующие случаи, когда участок может войти в состав фонда:

  1. Добровольный отказ юридических лиц и граждан от этого надела. В результате этого территория становится бесхозной недвижимостью. Права, которыми ранее обладал пользователь, прекращаются. Все полномочия переходят к государству, либо участком может распоряжаться муниципалитет.
  2. После кончины собственника, если наследники отсутствуют. Также возможна ситуация, когда преемник не имеет права на принятие наследства. Вариант, когда наследник отказывается принимать собственность. Во всех случаях, перечисленных выше, права на участок переходят к государству, земля уходит фонд.
  3. Принудительное изъятие надела. Процедура регулируется статьей 49 Земельного кодекса. Если территорию требуется государству или муниципалитету, то в этом случае предусмотрен ее выкуп. Когда речь идет о том, что участок изымается по решению суда, собственнику компенсация не выплачивается.

Можно сказать, что все земельные массивы, временно выведенные из оборота, направляются в фонд запаса. Целевое назначение участков при этом не изменяется.

Проект перераспределения земель

Проект составляется для упорядочения использования земель сельскохозяйственного назначения физическим и юридическими лицами, а также для повышения эффективности процесса создания новых земельных участков, выделяемых в счет долей.

Создание проекта не обходится без технической, правовой и экономической документации. Обязательны расчеты, подробное описание и создание проектных планов. Все мероприятия, которые планируется проводить при образовании новых участков и упорядочении уже существующих, должны быть обоснованы.

Материалы приводятся в текстовой и графической форме.В рамках проекта может быть проведено измерение долей и границ территории.

Работы по его составлению состоят из следующих этапов:

  • проведение подготовительных работ;
  • этап разработки;
  • согласование;
  • утверждение;
  • процесс формирования землеустроительного дела;
  • сдача дела заказчику, его копия направляется в органы государственной власти.

При проведении подготовительных работ осуществляется сбор сведений о территории. Проект состоит из графической части и текстовой. Он должен быть согласован с органами местного самоуправления, кадастровой службой и другими органами власти, права которых затрагивает этот проект. Также он должен быть утвержден собственниками участков.

Что такое фонд перераспределения земель?

Земли фонда перераспределения это

Территориальная организация государства долгое время была объектом испытаний и реформ, которые вводились для оптимизации земельных участков, утверждения точных границ, реорганизации коллективных и кооперативных предприятий.

По закону вопросы в рамках земельного законодательства решаются госучреждениями, одним из которых является Фонд перераспределения земель.

Каждый гражданин России, столкнувшийся с проблемами владения участков земли, должен быть знаком с целями организации фонда и особенностями получения информации по нем.

Чтобы изъять землю в активы, необходимы веские основания. Ведь основной задачей фонда является сохранение и реорганизация территорий сельхозназначения.

Особенности фонда распределения земель

Деятельность фонда по перераспределению земель (ФПЗ) регулируется муниципальными и государственными органами.

Но в законодательство не требует строгого указания всего состава фонда. Представители государственной власти могут не обозначать точное месторасположение и границы участков.

Чтобы точно понять, что такое фонд перераспределения земель, необходимо знать и исключения в отношении его земельных участков.

К ним относятся следующие случаи:

  • отчуждение территории по закону;
  • добровольный отказ частных лиц от прав собственности на землю;
  • покупка участков в порядке использования преимущественного права муниципальных или государственных структур в законном порядке.

Обозначенные основания позволяют найти повод для определения границ участка, точного места расположения, внесения полных кадастровых данных о конкретных участках.

Ответственные органы распоряжаются активами земли, выполняют инвентаризацию, обновляют сведения, полученные ранее.

История фонда

Предпосылками для создания фондов перераспределения земель стала земельная реформа, проведенная в начале 90-х годов. Тогда власти поставили задачу создать фермерские хозяйства.

Для этого необходимо было найти источники предоставления участков частным лицам, которые изъявили желание заниматься сельскохозяйственной деятельностью, но у них нет прав на долю по причине того, что они не были членами сельскохозяйственных предприятий.

В фонд входили земли, которые не были предоставлены в аренду, собственность, владение, а также территории совхозов, колхозов, иных землепользователей, которые использовались нерационально.

Основной целью, по которой была инициирована реформа, являлось создание крестьянско-фермерского уклада на основе массового, всеобщего выхода собственников из коллективной собственности на приватизированные участки с выделением этих земель в натуре.

Справочная информация

В начале января 1995 года права собственности зарегистрировало примерно 270 крестьянских хозяйств. Из этого объема треть хозяйств была создана на колхозных территориях. Две трети были выделены из фонда.

Со дня запуска ремонта люди массово стали формировать садоводческие, огороднические и дачные объединения. К середине нулевых их было уже 80 тысяч.

Главными документами, когда был создан фонд, были постановление Президиума Верховного Совета РСФСР и Совмина № 891-1 от 15 марта 1991 года. В это время Земельного кодекса еще не было. А по указу 10 процентов пашни были изъяты у коллективных хозяйств для включения в фонд. Планировалось обеспечить необходимым объемом земли крестьянские хозяйства для сенокошения и других нужд.

Еще один источник появления земель стали излишки участков, которые возникли после формирования коллективной собственности при приватизации колхозных земель и их реорганизации.

Основаниями этому послужили:

  • Земельный кодекс, принятый в 1991 году;
  • Постановления Правительства № 86 от 1991 года и № 708 от 1992 года;
  • Указ президента № 323.

По этим документам регистрация прав собственности на землю должна была окончиться до 1 января 1993 года.

Третий источник создания фонда в первые годы предполагал включение не только огороднических, садоводческих, крестьянских объединений, дачных хозяйств, но и территории запаса, а также земель лесного фонда, которые не были заняты насаждениями.

В конце 2001 года был принят Земельный кодекс РФ. В документе сохранилась практика формирования фонда перераспределения земель из участков земель сельхозназначения.

По статье 80 Земельного кодекса РФ фонд перераспределения земель создается в составе сельскохозяйственных участков с целью перераспределения земель для сельхозпроизводства, создания и увеличения фермерских хозяйств, ведения животноводства, садоводства, сенокошения, огородничества, подсобных хозяйств, выпаса скота.

Цели создания фонда

Фонд перераспределения земельных участков был создан с целью организации государственных территорий конкретно сельскохозяйственного значения. Ключевым фактором в этом вопросе является показатель целевого назначения земель.

Если есть основания для исключения земельного участка и включения его в актив распределительного фонда, то территория не теряет целевого назначения по причине продолжения использования ее для потребностей сельского хозяйства, но после того, как определился собственник или арендатор.

Госфонд перераспределения земель создавался для того, чтобы рационально и грамотно разделить между юридическими и частными лицами все земельные активы. задача — распределить территории для гарантированного соблюдения правил целевого использования.

Перераспределение необходимо для дальнейшей организации хозяйственной деятельности, проведения фермерских работ, расширения сельскохозяйственной деятельности, организации личных подсобных хозяйств, огородничества и садоводства.

Земли, входящие в фонд

Чтобы понять, какие земли входят в состав фонда перераспределения земель, необходимо обратиться к статье 103 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с этим документом земельные участки фонда не относятся к землям запаса, которые, в свою очередь, являются собственностью муниципальной и государственной собственности. Они не предоставляются гражданам и юридическим лицам.

В госфонд переходят следующие земли сельскохозяйственного назначения:

  • от которых на добровольной основе отказались их хозяева — это требование обозначено в статье 53 Земельного кодекса РФ;
  • если не имеется наследников — п. 2 ст. 2 Земельного кодекса РФ;
  • принудительно изъятые — ст. 45 и 54 Земельного кодекса РФ.

В фонд передаются все указанные земельные участки, а также выявленные в результате инвентаризации земель. Положение о порядке проведения инвентаризации предполагает, что этой процедуре подлежат территории всех категорий, которые не используются в сельском хозяйстве.

В процессе инвентаризации выявляются:

  • документы, соответствующие участкам и подтверждающие права собственников на земельные наделы;
  • используемые не по целевому назначению или неиспользуемые земли;
  • отработанные и нарушенные земли, которые подлежат рекультивации;
  • земли лесфонда, не покрытые лесом, но и редкими кустарниками, не очень ценными лесными породами, которые находятся за границами особо охраняемых территорий.

Обратившись к п. 11 ст. 3 ФЗ «О введении в Действие ЗК РФ» в фонд включаются земли, которые на момент принятия документа в законную силу, появились в результате издания президентского Указа № 323 от 27.12.91 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР».

В п. 5 этого нормативно-правового документа в ФПЗ вошли территории, оставшиеся после безвозмездной передачи земель коллективам кооперативных сельхозпредприятий, колхозов, акционерных обществ, в том числе тем, которые были организованы на базе государственных сельхозпредприятий.

Основания для включения земель в фонд

Законодательство четко определило случаи, которые могут быть основаниями для включения территорий в спецфонд для дальнейшего перераспределения и распоряжения земельных участков между частными пользователями, муниципальными и государственными органами и предприятиями.

Для этого должны имеется определенные основания для включения таких участков в госфонд:

  • участки, которые были переданы наследователями в государственную собственность;
  • территория не была передана по наследству по причине лишения завещателя наследников прав на имущество;
  • если участок не стал объектом наследования;
  • добровольный отказ наследников от завещанного им имущества;
  • отказ от участка;
  • если участки были изъяты из собственности, пользования, владения по причине нарушения земельного законодательства (заключение незаконных сделок, игнорирование правил использования территорий, невыполнение прямых обязанностей).

Как используются земли фонда

Территории, попавшие в ходе пересмотра и реорганизации в фонд перераспределения земель, используются в самых разных целях.

Прежде всего, они предназначены для решения следующих задач:

  • для предварительного создания и дальнейшего расширения фермерских и крестьянских хозяйств;
  • для ведения сельскохозяйственных работ — садоводство, огородничество;
  • для дальнейшей достройки личных подсобных хозяйств;
  • для выпаса скота или сенокоса;
  • для размещения некоммерческих структур, главная сфера деятельности которых заключается в проведении сельскохозяйственных работ.

Земли, временно находящиеся в распоряжении фонда передаются юридическим и физическим лицам при наличии следующих оснований:

  • заключение договора аренды;
  • в рамках федеральных и муниципальных законов.

Лица, получившие в аренду или во владение территории фонда, должны соблюдать правила и обязанности, разработанные для всех категорий земель сельскохозяйственного назначения и в рамках действующего законодательства.

Особенности фонда распределения земель сельхозназначения

По статье 80 Земельного кодекса РФ фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения создана для того, чтобы государство владело территориями, которые можно передать в пользование населению или юрлицам для ведения сельскохозяйственной деятельности.

В качестве производственных объединений могут быть:

  • крестьянские или фермерские хозяйства;
  • товарищества;
  • кооперативы.

Перераспределение территорий является способом управления земельным фондом, имеет важное значение для передачи земель по праву собственности в дальнейшее пользование.

Как происходит формирование фонда

Наполнение специального фонда распределения земель осуществляется за счет присоединения участков сельскохозяйственного назначения, которые по ряду причин стали свободными от эксплуатации и были куплены государственными структурами в рамках традиционной правовой сделки.

Формирование фонда перераспределения земель происходит при добровольном отказе граждан от территории. Участок становится бесхозным. А полномочия переходят государству.

Принудительное изъятие земли регулируется статьей 49 Земельного кодекса РФ. Если территория изымается в интересах государства, может быть предусмотрен ее выкуп. Если земля изымается по решению суда, собственнику денег не выплачивается.

Массивы, исключенные из оборота, переходят в фонд запаса, но целевое назначение изменению не подлежит.

Перед тем, как создать фонд перераспределения земель, необходимо точно знать, для чего территории могут использоваться:

  • для ведения сельхозпроизводства;
  • научно-исследовательской деятельности;
  • создания защитных лесных насаждений;
  • учебных целей;
  • для создания и расширения фермерских хозяйств.

Особенности аренды земель фонда

Перед тем, как взять землю в аренду из фонда перераспределения, необходимо знать, кому они могут предоставляться. Это:

  • граждане, изъявившие желание вести крестьянское хозяйство;
  • граждане, организовавшие сайылычное хозяйство (в Якутии)
  • лицам для ведения личного подсобного хозяйства;
  • сельхозорганизациям;
  • объединениям садоводов, огородников.

В аренду земли сельскохозяйственного назначения могут быть переданы в том случае, если они прошли государственный кадастровый учет. Арендуются также участки, состоящие в долевой собственности.

Максимальный срок аренды составляет до 49 лет. Минимальный срок в 2021 году зависит от разрешенного использования.

Фонд перераспределения земель: значение, принципы пополнения, правовой режим

Земли фонда перераспределения это

Фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения является важнейшим звеном в такой отрасли права, как земельное законодательство. Правовой режим фонда закреплен в Земельном Кодексе Российской Федерации (статья 80). Сведения о наличии в фонде земельных участков являются общедоступными.

Определение 1

Фонд перераспределения земель представляет собой совокупность земель, являющихся собственностью государства, на его усмотрение подлежащих передаче физическим и юридическим лицам в аренду или в собственность с соблюдением действующих законодательных норм.

Создание данного фонда стало ведущим инструментом перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности колхозов и совхозов с правом бессрочного пользования (согласно закону РСФСР № № 374-1 «О земельной реформе» (23 ноября 1990г.), Земельному Кодексу РСФСР (1991г.) и всем далее принимаемым правовым актам).

Целью формирования фонда перераспределения земель является развитие сельского хозяйства, поддержка деятельности организаций агропромышленного комплекса (АПК) путем передачи участков земли для сельскохозяйственного производства, создания новых или расширения уже существующих крестьянских, фермерских, личных подсобных хозяйств, использования участков для садоводства и огородничества, в качестве сенокоса и/или пастбища и пр.

Существовало и существует несколько источников пополнения фонда перераспределения земель:

  • изъятие земель у собственников;
  • зачисление в фонд излишков земельных участков, возникших в результате проведения земельной реформы;
  • земли лесного фонда и земли запаса;
  • зачисление в фонд земельных участков, относительно которых право собственности было прекращено;
  • зачисление в фонд земельных участков, приобретенных государством в результате правовой сделки.

Изъятие земель у собственников

Первоначальным источником фонда стали изъятые у колхозов и совхозов пашни (10%) согласно Постановлению Президиума Верховного Совета РСФСР, Совмина РСФСР № 891-1 (15 марта 1991г.). Изъятые земли предназначались для снабжения участками земли новых крестьянских хозяйств.

Пополнение фонда в результате земельной реформы

Земельная реформа в 90-х годах, а именно реорганизация колхозов и совхозов, приватизация их земель, формирование коллективно-долевой собственности, привела к появлению земельных излишков, которые стали следующим источником пополнения фонда перераспределения.

Земельная реформа происходила на основании ряда законодательных актов:

  • Земельный Кодекс РСФСР, принятый в 1991г.;
  • Указ Президента РФ № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР (27 декабря 1991г.);
  • Постановление Правительства РФ № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» (29 декабря 1991г.);
  • Постановление Правительства РФ № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» (04 сентября 1992г.).

Положения данных актов предусматривали осуществление реорганизации и приватизации в срок до 01.01.1993 года путем реализации следующих шагов:

  • формирование комиссий районного и внутрихозяйственного уровня по вопросам приватизации и реорганизации (во всех районах, колхозах и совхозах);
  • выбор коллективным хозяйством параметров реформы: форма собственности на землю, порядок направления заявления на предоставление земельного ресурса в выбранную форму собственности, на выкуп/в аренду участков земли с превышением нормы бесплатного предоставления.

Норма являлась среднерайонной, расчет ее осуществлялся делением общей площади земель в границах всех предприятий района сельскохозяйственного характера (за исключениями, установленными законом) на совокупное количество лиц, трудящихся в сельском хозяйстве, в том числе, пенсионеров и служащих социальной сферы. Совместно с применением такой средней нормы администрации районов были уполномочены использовать дифференциацию норм бесплатного предоставления угодий в собственность в зависимости от плотности населения зон районов.

Несмотря на разницу в плотности населения различных зон, дифференциация в большинстве случаев не применялась. Общая же площадь угодий, составляющих объем совместной долевой собственности, исчислялась перемножением среднерайонной нормы по бесплатному предоставлению и количества лиц, владеющих правом на земельную долю.

Таким образом, распределение земельных долей в разных хозяйствах оказалось неравномерным: где-то размер доли получился меньшим, чем среднерайонная норма, в иных хозяйствах он оказался равен ей, а в третьих сложились излишки.

Эти излишки отражали разницу между реальной площадью земли предприятия и определенной расчетно через применение среднерайонной нормы и стали очередным поступлением в фонд перераспределения земель.

Замечание 1

Надо отметить, что в рамках земельной реформы за колхозами и совхозами законодательно сохранилось право не изменять существующую организационно-правовую форму, т.е. не проводить реорганизацию. Однако, сельскохозяйственные угодья предприятий, воспользовавшихся этим правом, наравне со всеми прочими подлежали приватизации.

Опиши задание

Земли лесного фонда и земли запаса

Согласно Земельному Кодексу РСФСР от 1991г. фонд перераспределения земель на первоначальном этапе развития крестьянских и дачных хозяйств пополнился также за счет земель лесного фонда (не покрытых лесом), а также земель запаса.

Определение 2

Земли запаса представляют собой земельные участки, собственником которых является муниципалитет или государство, не предоставленные физическим или юридическим лицам (ЗК РФ, ст. 103).

Земельные участки, относительно которых право собственности прекращено

В отличие от предыдущих источников фонда, указанный является постоянно функционирующим и заключается в передаче в собственность государству земельных участков, которые по тем или иным причинам остались без собственника.

Ранее закон (ЗК РСФСР) устанавливал следующие случаи изъятия земель в пользу фонда перераспределения:

  • собственник добровольно отказался от владения земельным участком или его частью;
  • земельный участок использовался не по целевому назначению;
  • использование земельного участка признано нерациональным;
  • земельный участок не использовался в течение года;
  • собственник не оплачивал земельный налог на протяжении 2 лет и не погасил задолженность в течение года после;
  • предприятие АПК прекратило свою деятельность;
  • истек срок, на который был предоставлен участок земли;
  • земельный участок был отчужден или продан Совету народных депутатов.

В 1993 году Президентом РФ был подписан Указ, предписывающий привести земельное законодательство в соответствие с Конституцией РФ. Таким образом, все вышеперечисленные основания для отчуждения земель в пользу фонда перераспределения утратили силу, и ЗК РФ в ст.80 закрепил пути поступления земель в фонд такие как:

  • добровольный отказ собственника от права собственности на земельный участок;
  • отсутствие наследника: земельный участок не стал объектом наследования (не были установлены законные наследники), завещатель добровольно лишил права наследования земельного участка наследников, наследники добровольно отказались от наследства;
  • посредством принудительного изъятия участка земли в случаях, определенных законом.

Тем не менее, новые законодательные положения по-прежнему не учитывали в полной мере все основания, в частности, те, что не подходили под формулировку «принудительное изъятие». На данный момент ст.

80 ЗК РФ гласит, что формирование фонда перераспределения земель происходит путем приобретения государством, субъектом РФ или муниципалитетом права собственности на земельный участок по основаниям, закрепленным соответствующими федеральными законами.

Замечание 2

Уточнение требуется и Закону о введении в действие ЗК РФ, содержащему указание на то, что фонд перераспределения земель должны составлять все земельные участки, которые на момент введения в действие Земельного Кодекса России находились в образованных фондах по Указу Президента «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР». При этом большая часть фонда, который сформировался еще до принятия данного Указа, была представлена землями, которые не имели отношения к приватизации (к примеру, вышеуказанные 10% пашен, изымаемые для развития новых хозяйств).

В целом за последние несколько десятков лет правовой режим функционирования и пополнения фонда перераспределения земель претерпел значительные изменения, закрепленные на данный момент в Земельном Кодексе, Законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и иных законодательных актах.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/zemelnoe-pravo-rossii/fond-pereraspredelenija-zemel/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.