Земли лесного фонда это

Содержание

Земли лесного фонда – что это и как они оформляются

Земли лесного фонда это

В соответствии со ст. 6.1 ЛК РФ в состав земель лесного фонда входят как собственно леса, так и нелесные земли.

К лесным землям относятся участки местности, большая часть территории которых занята густой древесной растительностью, а также участки, на которых лесной ландшафт должен быть восстановлен. К данной подкатегории земель относятся:

  • территории лесничеств и лесопарков, занятые деревьями и кустарниками;
  • участки лесов и прилегающих к ним местностей, лишенные сплошного покрова из древесных растений в результате неблагоприятных природных условий или деятельности человека (выгоревшие леса и зоны санитарных вырубок);
  • редины и прогалины;
  • пустыри.

Нелесные земли предназначены для осуществления хозяйственной деятельности на занятых лесами территориях. Также к ним принадлежат участки, которые малопригодны для использования. Сюда относятся:

  • проложенные через лес дороги;
  • просеки;
  • участки с постройками хозяйственного назначения;
  • покрытые каменистыми россыпями участки, болотистые местности и другие неудобные для применения в хозяйстве земли.

К лесному фонду принадлежат участки местности, которые расположены в пределах границ лесничеств.

Лесные участки в зеркале статистики

Как известно, в соответствии с ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий. Это:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

По данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) земли лесного фонда занимают 1 121 928 га (65,6% всех земельных ресурсов). Т. е. существенно больше, чем земли всех остальных категорий вместе взятые. А их доля в составе земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, еще выше ─ 71,1%.

Помимо этого, в составе земель населенных пунктов 13,7% приходится на покрытые лесом земельные участки ─ лесные площади (10,4%) и лесные насаждения, не входящие в лесной фонд (3,3%). В составе земель особо охраняемых территорий и объектов лесные площади и лесные насаждения, не входящие в лесной фонд, занимают свыше 40%.

Земли, покрытые лесом, составляют значительную часть (почти 1/6) земель сельскохозяйственного назначения.

Что касается земель лесного фонда, то их распределение по угодьям выглядит следующим образом:

  • лесные площади ─ 72,6%;
  • лесные насаждения, не входящие в лесной фонд ─ 0,01%;
  • участки, находящиеся под водой ─ 1,7%;
  • земли застройки ─ 0,01%;
  • участки под дорогами ─ 0,1%;
  • болота ─ 9,9%;
  • нарушенные земли ─ 0,02%;
  • прочие земли ─ 15,3%;
  • сельскохозяйственные угодья ─ 0,4%;
  • участки в стадии мелиоративного строительства ─ 0,00004%.

Нормативное регулирование использования лесных земель

При использовании относящихся к лесному фонду земель необходимо учитывать положения таких законодательных актов, как Земельный кодекс РФ и Лесной кодекс РФ.

В ЗК РФ включены нормы, определяющие:

  • принципы, в соответствии с которыми должны использоваться и охраняться особо ценные природные территории;
  • каким характеристикам должны соответствовать земли лесов;
  • правила, по которым осуществляется выделение участка и перевод его в другую категорию земли.

В ЛК РФ установлены правила, регламентирующие:

  • правовой статус участков земли, на которой произрастает лес;
  • порядок использования и охраны лесных земель;
  • на каких условиях эти земли могут быть получены в пользование;
  • какие лица обладают полномочиями по распоряжению территориями, находящимися в ведении лесного фонда.

Правовой режим: общие положения

Земли лесного фонда — это особая категория, у которой есть свой правовой режим.

Стоит учитывать, что леса, включающиеся и не включающиеся в состав фонда, а также растительность древесно-кустарникового типа имеют разный правовой режим.

Для рационального использования и сохранения лесных богатств РФ, дифференцированного развития лесного хозяйства сегодня фонд классифицируется на три группы.

В свою очередь, леса первой группировки разграничиваются в соответствии с категориями защитности (согласно ст. 55-60 ЛК РФ, Постановлению Прави­тельства РФ «О порядке отнесения лесов категориям защитности лесов первой группы» от 15 сентября 1997 № 1169).

Необходимо дополнить, что основания классификации земель лесного фонда — это в первую очередь экологическое, социальное и экономические значение лесов, выполняемые ими функции и, конечно же, месторасположение.

Управление землями лесного фонда

Большая часть лесных земель является собственностью государства. Управление ими осуществляют федеральные органы власти. Если же лес принадлежит региону или муниципальному образованию, то он находится под управлением органов власти субъекта федерации либо муниципалитета.

На федеральном уровне функции управления землями лесного фонда возлагаются на Министерство природных ресурсов и экологии. Непосредственно за их реализацию отвечает Федеральное агентство лесного хозяйства, или Рослесхоз. Интернет-сайт этого агентства находится по адресу rosleshoz.gov.ru. Оно наделено следующими полномочиями:

  • осуществление деятельности по лесному планированию;
  • выполнение задач, связанных с использованием, охраной и защитой лесов;
  • принятие мер, направленных на воспроизводство лесов;
  • проведение мероприятий, необходимых для инвентаризации лесных земель;
  • осуществление надзора и контроля за осуществлением полномочий, переданных регионам;
  • разбор жалоб, связанных с осуществлением территориального планирования.

Свои полномочия Рослесхоз осуществляет через территориальные представительства. К примеру, если гражданин собирается оформить право пользования участком, принадлежащим лесному фонду, он прежде всего должен обратиться в представительство этого агентства по месту проживания.

Понятие и состав земель лесного фонда

Согласно ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Источник: https://aburist.ru/nedvizhimost/zemli-lesnogo-fonda-sostoyat-iz.html

Земельное право

Земли лесного фонда это

Лесной фонд занимает более трети территории Российской Федерации. Правовой режим лесного фонда и занимаемых им земель регулируется правовыми нормами Лесного кодекса Российской Федерации 2006 г. и конкретизирующим его лесным законодательством.

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется земельным и лесным законодательством (ст. 101 ЗК РФ).

Использование, охрана, защита и воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятий о лесе как о природном ресурсе или экологической системе (ст. 5 ЛК РФ).

Последняя же представляет собой совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, как целостный природный объект, имеющий важное экологическое, экономическое и социальное значение.

Леса располагаются на землях лесного фонда и на землях поселений.

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным, лесным и градостроительным законодательством (ст. 6 ЛК РФ).

Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии с лесоустройством, проектированием и кадастровым учетом лесных участков (ст. 7, 67, 69, 92 ЛК РФ).

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на данные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (ст. 8 ЛК РФ).

Леса на землях лесного фонда подразделяются по целевому назначению на защитные, эксплуатационные и резервные (ст. 10 ЛК РФ).

К защитным лесам относятся леса, которые подлежит освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемых ими полезными функциями (п. 4 ст. 12, ст. 102 ЛК РФ).

К эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежит освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других природных ресурсов, продуктов их переработка с обеспечением сохранения полезных функций лесов (п. 3 ст. 12, ст. 108 ЛК РФ).

К резервным лесам относятся леса, в которых в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины. В резервных лесах осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов. Использование данных лесов допускается после их отнесения к эксплуатационным или защитным лесам (ст. 109 ЛК РФ).

В целях использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и других). Объекты лесной инфраструктуры подлежат сносу после отпадения надобности в них, а земли, на которых они располагались — рекультивации (ст. 13 ЛК РФ).

При этом лесные дороги могут создаваться при любых видах использования лесов (п. 3 ст. 12 ЛК РФ).

В лесах (за исключением защитных) допускается создание лесоперерабатывающей инфраструктуры — объектов переработки заготовленной древесины, биоэнергетические объекты и др. (ст. 14 ЛК РФ).

Лесорастительное районирование осуществляется в зависимости от природно-климатических условий путем определения лесорастительных зон, в которых расположены леса с относительно однородными лесорастительными признаками (ст. 15 ЛК РФ).

Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.

Границы лесных участков, смежных с земельными участками, устанавливаются в соответствии с земельным законодательством. Проектирование же лесных участков осуществляется в границах, соответственно, лесничеств и лесопарков (ст.

69 ЛК РФ), являющихся основными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (ст. 23 п. 1 ЛК РФ).

Категоризация лесов по новому Лесному кодексу РФ осуществлена следующим образом.

В защитных лесах и в особо защитных участках лесов с учетом особенностей правового режима определяются следующие категории данных лесов:

  • леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;
  • леса, расположенные в водоохранных зонах;
  • леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов:
    • леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
    • защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
    • зеленые зоны, лесопарки;
    • городские леса;
    • леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
  • ценные леса, в том числе:
    • государственные защитные лесные полосы;
    • противоэрозионные леса;
    • леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах;
    • леса, имеющие научное или историческое значение;
    • орехово-промысловые зоны;
    • лесные плодовые насаждения;
    • ленточные боры.

К особо защитным участкам лесов относятся:

  1. берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов;
  2. опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;
  3. постоянные лесосеменные участки;
  4. заповедные лесные участки;
  5. участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;
  6. места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных;
  7. другие особо защитные участки лесов, которые могут быть выделены в защитных лесах и эксплуатационных лесах (ст. 102 ЛК РФ).

На особо охраняемых природных территориях выделяются леса, расположенные на территориях:

  • государственных природных заповедников;
  • национальных парков;
  • природных парков;
  • памятников природы;
  • государственных природных заказников;
  • иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территорий (ст. 103 ЛК РФ).

В лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещаются: проведение сплошных рубок лесных насаждений; использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях (ст. 104 ЛК РФ).

В лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, допускаются только выборочные рубки лесных насаждений, которые проводятся только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений.

В зеленых зонах и лесопарках запрещаются:

  1. использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях;
  2. ведение охотничьего хозяйства;
  3. ведение сельского хозяйства;
  4. разработка месторождений полезных ископаемых;
  5. размещение объектов капитального строительства, за исключением лесных троп, гидротехнических сооружений.

В ценных лесах запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений.

за исключением случаев, когда выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций (ст. 106. п. 4 ст. 17 ЛК РФ).

Особо защитные участки лесов выделяются в защитных, эксплуатационных и резервных лесах.

На заповедных лесных участках запрещается проведение рубок лесных насаждений. На других особо защитных участках лесов запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных лесным законодательством.

На особо защитных участках лесов проведение выборочных рубок допускается только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений (ст. 107 ЛК РФ).

Таким образом, новое лесное законодательство отказалось от категоризации лесов на три группы и ввело их категоризацию более детальную и адекватную природным особенностями этого важнейшего природного ресурса.

Соответственно изменилось и земельно-правовое регулирование земель лесного фонда, при котором правовой режим земель стал более конкретным и точным. Например, согласно ст. 9 Федерального закона РФ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» от 4 декабря 2006 г.

№ 201-ФЗ земли, на которых расположены ранее созданные в целях освоения лесов поселки в границах земель лесного фонда, подлежат переводу в земли поселений.

По прежнему же законодательству данные поселения терялись на бескрайних массивах земель лесного фонда, происходило неадекватное фактическому статусу этих поселений правовое регулирование.

Источник: https://isfic.info/gorelik/kodolo63.htm

Использование земель лесного фонда Российской Федерации

Земли лесного фонда это

Под земли лесного фонда попадает почти две трети общей площади РФ (по данным Росреестра – 65,8%). Правовой режим тех лесов, что их покрывают, влияет на условия распоряжения ими.

Лесфонд для государства особенно значим, именно потому лесное законодательство с главным его актом – Лесным кодексом РФ призвано решать вопросы, связанные с использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов. Этому служат предписанные им юридические нормы охраны, основанные на положениях Конституции.

Иногда их требования оказываются решающими в земельных отношениях, но такое случается, лишь когда никакой другой законодательный акт этого вопроса не касается.

Природные богатства в России могут передаваться от одного владельца к другому, даже отчуждаться. Важно, чтобы был избран способ из числа законных.

Когда мы говорим об объектах лесопользования, имеем в виду, прежде всего, лесфонд, а не относящиеся к нему заросли с кустарниками. Лесистые участки в населенных пунктах, в местах дислокации военных баз, а также местности, на которых деревьев нет совсем, объектами лесопользования не являются.

Основные понятия

Лесные земли – это местности, которые покрывают леса. К ним относят места, требующие лесовосстановления: вырубки, пустыри, гари.

К нелесным относят площади, специально отведенные для нужд лесхоза. Под них попадают:

  • дороги;
  • сельхозугодья;
  • просеки;
  • неудобья;
  • болота.

Само понятие земель лесного фонда определил в статье 101 Земельный кодекс. На региональном уровне охраной, защитой и воспроизводством лесов занимаются лесничества и лесопарки – как раз из них состоят эти территории. Они же решают вопросы использования. Их можно считать управленческими единицами.

Распределение по категориям

Это деление выполняется согласно закону. В любой группе можно особо выделить берегозащитные и почвозащитные площади, которые находятся совсем рядом с водоемом, оврагом, склоном, лесной опушкой, к тому же граничащие с безлесьем, которое своей средой обитания выбрали редкие вымирающие животные или растения. Режим использования этих земель ограничен.

Теперь, собственно, о разделении:

Из всех лесных массивов и лесоплодовых насаждений к защитным относятся самые ценные, а вместе с ними:

  • береговые линии водоемов, места, где нерестуют наиболее ценные из промысловых рыб, ленточные боры, лесополосы, противоэрозионные массивы под защитой государства;
  • лесные насаждения вдоль железнодорожных путей и автомагистралей, угодья, защищающие окружающую природу на малолесных местностях, в степях, лесостепях, пустынях и полупустынях;
  • природные национальные парки и заповедники, памятники природы;
  • леса, составляющие санитарную охрану курортных зон, источников водоснабжения.
  1. Лесфонд регионов, где показатель плотности населения достаточно высок, а транспортная инфраструктура хорошо развита, присутствует дефицит ресурсов, которому отводится роль защиты и оздоровления.
  2. Резервные, уже освоенные участки в многолесных субъектах Федерации.

На официальном сайте Минприроды опубликованы сведения о лесах на 1 января 2017 г.:

 Площадь, млн га
Земли под лесами РФ — всего1184,3
Лесфонд1146,7
Виды лесов:
защитные281,3
резервные268,4
эксплуатационные596,5
леса, в отношении которых лесоустройство не проводилось0,5

Границами лесфонда считаются их отграничения от других территорий. Так установил ЛК. Причем для их выделения специально предусмотрены особые опознавательные знаки. Существует непременное требование – отразить эти местности в лесных картах.

Особого рассмотрения требует правовой режим земель лесного фонда.

Каковы положения закона

Кому принадлежат леса в России? Государству. Изъять их из лесфонда или включить туда, передать в пользование субъекту Федерации возможно, лишь соблюдая указания Федерального Закона.

Зато находиться там вправе каждый гражданин, чтобы поохотиться (если это законно), собрать для личных нужд дары природы (ягоды, грибы, орехи, целебные растения).

Чтобы на территории гослесфонда дозволено было заниматься строительными работами, прокладывать инженерные сети, добывать полезные ископаемые, обойтись при этом без смены категории, от лесхоза потребуется разрешение. В нем требуется оговорить все предстоящие виды работ и положенные охранные меры.

Каким образом землю лесфонда оформить в собственность

Главное условие – выбранный участок не остается в государственной собственности, что означает буквально следующее: землям предстоит стать не лесными, для чего потребуется смена категории. Перевод станет реальностью, если:

  • меняется их роль, этот факт нашел отражение в лесоустроительных документах, бумагах по планированию территории или строительных, прочих работ;
  • у поселений меняются или закрепляются границы.

Свое заключение на сей счет должна сделать экологическая госэкспертиза.

Возможность эта законом предоставляется, хотя на деле осуществить подобное непросто. Причем никто не даст гарантии, что конечный результат будет достигнут.

Перевод земель «неразграниченной» госсобственности проводит исключительно Правительство России.

Никакие другие обстоятельства основаниями для смены категории лесфонда быть не могут.

Если перевод осуществлен незаконно, прокуратура вправе оспорить его.

Как получить надел в лесистой местности и как потом его использовать

Получить такой участок вправе как физическое, так и юридическое лицо, но права его пользования строго оговорены. Это:

  • аренда с использованием для производственных нужд;
  • безвозмездное пользование;
  • концессия (договор, по которому передается муниципальная собственность);
  • не длительное пользование.

От арендаторов требуется соблюдать в точности все положения заключенного соглашения: реализация мероприятий по лесовосстановлению, соблюдение санитарно-гигиенических норм, запрет на оставление заготовленной древесины, недорубов на месте рубок, когда срок вывозки уже истек.

Арендаторам дозволено заниматься заготовкой древесины, пчеловодством, вырубкой новогодних елок. Они могут использовать арендованные территории под сенокосы и пастбища, как площадку для научно-исследовательских разработок, проведения различных спортивных и оздоровительных мероприятий.

Как оформлять: процедура подготовки документов

Чтобы участок леса или его часть перевести из одной категории в другую:

  1. Необходимо подать заявление-ходатайство, приложив к нему всю требуемую документацию.

К подбору бумаг рекомендуется отнестись особо внимательно. Достаточно небольшого недочета, некорректно составленной справки, и весь комплект вам будет возвращен. Это может случиться неоднократно. Так что по невниманию к мелочам вы будете дорабатывать документы год, а то и дольше.

  1. Правила таковы, что документация заявителя проходит при рассмотрении три уровня: местный (муниципальный), региональный (в масштабе субъекта Федерации), Федеральный (общегосударственный).
  2. Придется обосновать необходимость этого действия, независимо от того, что послужило тому основанием: потребности обороны и безопасности, сельхознужды или размещение на этих землях объекта, имеющего культурное значение. А причины перевода оглашены и агрументированы на общественных слушаниях.
  3. Заявителю придется возместить убытки от смены категории. Для этого выработан четкий механизм и формула исчисления.

К ходатайству должны быть приложены:

  • удостоверение личности заявителя (от граждан – паспорт, от предпринимателя или организации – выписки с госреестра ИП или ЕГРЮЛ);
  • выписки из госкадастра, ЕГРП;
  • разрешение правообладателя земли на выполнение перевода;
  • заключение экологической госэкспертизы (если закон требует ее проведения);
  • сведения о потерях сельхозпроизводства или лесхоза.

Лицо (гражданин или организация) ходатайствует о смене категории участка (целиком или частично), обращаясь с заявлением в орган исполнительной госвласти или местного самоуправления в районе размещения землевладения, которые закон уполномочил рассматривать такие обращения.

Подать заявлением на изменение с целью смены категории может сам орган госвласти или же муниципалитет, когда:

  • создается особо охраняемая природная зона (изъятия владения у его правообладателя может не потребоваться);
  • у поселения должны быть зафиксированы или изменены межевые контуры.

При этом разрешения от его правообладателя не нужно.

По завершении процедуры оформляется акт. Заявитель может получить отказ, если написало его ненадлежащее лицо, если приложенные документы подобраны или оформлены с нарушением требований Федерального Закона.

Взять лесные угодья в аренду гораздо проще (в пользование, возмездное либо безвозмездное). В этом случае заинтересованное лицо (граждане или организации) заключает договор с государством.

И тогда лесопользователь обретает:

ПраваОбязанности
Вырубать деревьяРекультивировать почву
Косить сено и пасти скотНе допускать истощения гумуса
Охотиться и заниматься сбором ягод, грибов для последующих заготовокСохранить и упрочить защитные функции лесного массива, обеспечить его воспроизведение
Использовать участок для размещения пчелиных пасек и разведения пчелПри организации производства на территории владения, исключить нарушение экологии
Проводить научные исследования, заниматься выращиванием саженцев, организовывать спортивные и другие оздоровительные мероприятияОбеспечить соблюдение норм пользования лесами, восстановление его запасов и охрану
Получать разрешения и возводить постройки для лесного хозяйстваГарантировать сохранность фауны и флоры

С точки зрения закона, лесные угодья и составляющие их земли и воды, флора и фауна, сама атмосфера – это единое целое, неделимый организм. И все требования, которые кодекс предъявляет к лесовладению, учитывают это обстоятельство.

От желающего заполучить в собственность площади лесфонда, чтобы распоряжаться ими, требуется понимания этого. И тогда его желания и намерения будут признаны не противоречащими закону.

  1. Безвозмездное пользование.

Максимум, на что субъект Федерации своим решением представит участок с лесом – лет на десять. Получить его могут:

  • те, кто планирует заняться сельским хозяйством;
  • лица, деятельность которых имеет отношение к обороне РФ и лесоохране;
  • представители коренных малочисленных северных народов;
  • религиозное объединение.

Для этого достаточно обратиться в Министерство природных ресурсов РФ, доказать свое право и желанный клочок земли заполучить в пользование.

Такого права лишены некоммерческие и всевозможные гражданские объединения, сферой деятельности которых являются вопросы дачных хозяйств и ИЖС.

Чтобы владение было бессрочным, необходимо участие в торгах (подается заявление с указанием кадастрового номера, подбираются документы). Только выиграв конкурс, гражданин оформит договор и получит землю для своих личных или производственных нужд.

Если вы на открытом конкурсе предложили за участок максимальную по сравнению с другими претендентами сумму, у вас есть все шансы, что на 49 лет (или меньше согласно условиям торгов) он окажется в вашем владении.

Избежать этого условия можно, если на участвующем в конкурсе наделе есть законные постройки, и они в вашей частной собственности либо вы как инвестор в сфере лесного фонда хорошо себя зарекомендовали, либо вы охотовед.

Договор аренды, который будет составлен, читайте и изучайте внимательно. Именно в нем будут изложены все требования, которые государство или муниципалитет будут к вам предъявлять.

Кроме того, как арендатор вы обретаете еще одну обязанность – своевременно оплачивать аренду.

Законодатель установил, что лесные массивы в России относятся исключительно к государственной форме собственности, что порождает серьезнейшие последствия. Территории эти, а на их долю приходится, заметьте, две трети площади России, ценны далеко не одними деревьями, часто земля под ними стоит куда дороже, а частная собственность их исключается.

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/ispolzovanie-lesnogo-fonda.html

Земли лесного фонда РФ: состав и цели использования

Земли лесного фонда это

В соответствии со ст. 6.1 ЛК РФ в состав земель лесного фонда входят как собственно леса, так и нелесные земли.

К лесным землям относятся участки местности, большая часть территории которых занята густой древесной растительностью, а также участки, на которых лесной ландшафт должен быть восстановлен. К данной подкатегории земель относятся:

Нелесные земли предназначены для осуществления хозяйственной деятельности на занятых лесами территориях. Также к ним принадлежат участки, которые малопригодны для использования. Сюда относятся:

К лесному фонду принадлежат участки местности, которые расположены в пределах границ лесничеств.

Основными нормативными актами, которые регулируют правовой режим использования земель лесной сферы, являются Лесной Кодекс РФ и Земельный Кодекс РФ. Эти две сферы между собой неразрывно связаны, потому что земли государственного лесного фонда являются частью единого земельного баланса нашей страны и частью единого природно-хозяйственного объекта (которым является лес).

В Лесном Кодексе (ст. 5 ЛК РФ) прямо указано на то, что лес воспринимается как природный ресурс или экологическая система. Под экологической системой подразумевается тот факт, что лес является основой жизни и деятельности (существования) народов, которые проживают на территории РФ. Как природный ресурс, он выступает предметом гражданско-правовых (и других) сделок.

Юридическая взаимосвязь лесопользования и землепользования обоснована тем, что невозможно использование лесов отделить от использования земель, на которых они располагаются.

В зависимости от категории и вида таких земель (ст.6, 6.1) устанавливается правовой режим, то есть, регулируется порядок использования данного лесного ресурса, ведения такого хозяйства и т.д.

О том, что относится к землям лесного фонда написано тут.

При использовании относящихся к лесному фонду земель необходимо учитывать положения таких законодательных актов, как Земельный кодекс РФ и Лесной кодекс РФ.

В ЗК РФ включены нормы, определяющие:

В ЛК РФ установлены правила, регламентирующие:

Итак, понятие «лес» в юридическом смысле включает в себя только те территории, которые зарегистрированы в госкадастре, как категория лесных земель. Но эти территории неоднородны. Среди них есть те, на которых совсем не растут деревья.

Такое различие в структуре обусловлено тем, что в состав лесных фондов входят земли с различным целевым назначением. Одни — для выращивания лесов, другие — для их разумного использования, третьи — для их воспроизводства.

Нелесные территории не только не заняты лесами, но и никоим образом не приспособленные для того, чтобы выращивать лес. Они используются, но совсем по-другому. К лесному фонду они имеют не прямое, а косвенное отношение. Как они могут эксплуатироваться? Самое главное назначение — они применяются для выполнения нужд лесхоза.

Существует определенная процедура признания участка земли лесом. Они могут произрастать на землях иных типов (заселенных пунктов, с/х, особо охраняемых), но являться лесом.

Большая часть лесных земель является собственностью государства. Управление ими осуществляют федеральные органы власти. Если же лес принадлежит региону или муниципальному образованию, то он находится под управлением органов власти субъекта федерации либо муниципалитета.

На федеральном уровне функции управления землями лесного фонда возлагаются на Министерство природных ресурсов и экологии. Непосредственно за их реализацию отвечает Федеральное агентство лесного хозяйства, или Рослесхоз. Интернет-сайт этого агентства находится по адресу rosleshoz.gov.ru. Оно наделено следующими полномочиями:

Свои полномочия Рослесхоз осуществляет через территориальные представительства. К примеру, если гражданин собирается оформить право пользования участком, принадлежащим лесному фонду, он прежде всего должен обратиться в представительство этого агентства по месту проживания.

Стр 1 из 3Следующая ⇒

Понятие и состав лесного фонда

Подземлями лесного фонда понимаются как лесные, так и нелесные земли.

Лесные земли — это земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, пустыри, прогалины и т. п.).

Нелесные земли — это земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (дороги, просеки, сельскохозяйственные уго­дья), а также иные земли в границах лесного фонда (болота, неудобья и др.).

В состав лесного фонда не входят леса, расположенные на землях оборо­ны и на землях городских поселений (городские леса).

Лесной кодекс выделяет также понятиедревесно-кустарниковой расти­тельности.Она не включается в состав лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд. Древесно-кустарниковая растительность представляет собой деревья и группы деревьев и кустарников, расположенные на:

— землях сельскохозяйственного назначения, в том числе предоставлен­ных для садоводства и личного подсобного хозяйства;

— землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог);

— землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);

— землях водного фонда (на полосах отвода каналов);

— землях иных категорий.

Леса, входящие в состав лесного фонда и не входящие в него, а также древесно-кустарниковая растительность имеют различный правовой режим.

В целях сохранения и рационального использования лесных богатств страны, дифференцированного ведения лесного хозяйствалесной фонд РФ разделяется на три группы, а леса первой группы разграничиваются по кате­гориям защитности (ст. 55-60 Лесного кодекса РФ, Постановление Прави­тельства РФ «О порядке отнесения лесов к группам лесов и категориям за­щитности лесов первой группы» от 15 сентября 1997 № 1169).

Основаниями такой классификации служат экономическое, экологическое и социальное значение лесов, их местоположение и выполняемые функции.

К лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий.

Эти леса разделяются на следующиекатегории защитности:

— запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов;

— запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промыс­ловых рыб;

— противоэрозионные леса;

— защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомо­бильных дорог федерального, республиканского, областного значения;

— леса на пустынных, степных, и малолесных горных территориях, име­ющие важное значение для защиты окружающей природной среды;

— леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов;

— леса зон санитарной охраны источников водоснабжения и курортов;

— особо ценные лесные массивы;

— орехово-промысловые зоны;

— леса заповедников, национальных и природных парков, памятников природы и другие.

К лесам второй группы относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполня­ющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровитель­ные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохране­ния которых требуется ограничение режима лесопользования.

Леса третьей группы — это леса многолесных районов, имеющие преиму­щественно эксплуатационное значение. При заготовке древесины должно обеспечиваться сохранение экологических функций этих лесов. Леса треть­ей группы разделяются на освоенные и резервные.

В лесах всех рассмотренных групп могут быть выделены особо защитные участки лесов с ограниченным режимом лесопользования (берего- и почво­защитные участки вдоль берегов водных объектов, склонов оврагов, места распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений и др.).

Право собственности на леса

Формы и содержание права собственности на леса в РФ определяются Конституцией РФ, Лесным кодексом РФ, гражданским и земельным зако­нодательством.

Необходимо иметь в виду, что владение, пользование и рас­поряжение лесным фондом и не входящими в него лесами осуществляется с учетом глобального экологического значения лесов, их воспроизводства, длительности выращивания и иных природных свойств леса (ст.

18 ЛК РФ), то есть с учетом особенностей леса как природного объекта, отличного от обычных объектов права собственности.

Леса РФ являются государственной собственностью. В соответствии со ст. 19 ЛК РФ лесной фонд и расположенные на землях обороны леса нахо­дятся вфедеральной собственности. Однако законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ.

Формы собственности на леса, расположенные на землях городских по­селений (городские леса), устанавливаются специальным федеральным за­коном.

Древесно-кустарниковая растительность, которая не признается лесом, может находиться в частной собственности граждан и юридических лиц, ес­ли она расположена на земельных участках, принадлежащих этим субъектам на праве собственности.

Правовой режим древесно-кустарниковой растительности различен в за­висимости от условий ее появления на земельных участках.

Если это про­изошло в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после его передачи в собственность гражданина или юридического лица, то владение, пользование и распоряжение ею собствен­ник осуществляет по своему усмотрению.

В других случаях правомочия соб­ственником должны осуществляться в соответствии с требованиями лесного законодательства и законодательства о растительном мире (ст. 20 ЛК РФ).

Лесной фонд изъят из гражданского оборота. Купля-продажа, залог и со­вершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуж­дение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лес­ной фонд, запрещены.

Сделки с правами пользования участками лесного фонда и лесов, не вхо­дящих в лесной фонд, осуществляются в порядке, установленном лесным за­конодательствомРФ, а в части, не урегулированной им, гражданским зако­нодательством.

Древесно-кустарниковая растительность может быть предметом гражданско-правовых сделок как принадлежность земельных участков, находя­щихся в собственности граждан и юридических лиц, и переходит от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством.

Виды права лесопользования

Источник: https://nedvizhimost23.ru/zemelnyj-uchastok/lesnoj-eto.html

Земли лесного и водного фонда в 2019 году, земли запаса: понятие, состав, порядок использования | Земельный эксперт

Земли лесного фонда это

Согласно ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся территории, которые используются для ведения лесного хозяйства.

Также в данную категорию наделов включены:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  1. Площади, на которых имеется лесная растительность – кустарниковая, древесная, травянистая.
  2. Земли, где леса отсутствуют, но предназначенные для ведения лесохозяйства:
    • вырубленные площади – места, где остались только пни;
    • гари и погибшие леса – испорченные вредителями или сгоревшие;
    • прогалины – участки без насаждений не менее 0,5 га;
    • земли с несомкнувшимися кронами деревьев;
    • редины – отдельные насаждения третьего класса, диаметром не менее 0,3 м.
  3. Нелесные территории – дороги, болота, просеки.

Земли лесного фонда состоят в распоряжении государства и регионов. Все сделки, направленные на выделение площадей лесного фонда в частное владение запрещены.

Допускается передача массивов во временное пользование гражданам и компаниям в рамках арендного соглашения на короткий либо длительный срок.

Данные правоотношения регулируются земельным, лесным и гражданским кодексами, а также рядом федеральных актов.

Земли водного фонда

В статье 102 Земельного кодекса РФ дается определение и состав земель водного фонда. Земли водного фонда – это территории, на которых расположены охранные пункты, полосы отвода, места водозабора, а также гидротехнические комплексы и строения водного хозяйства.

Все вопросы, связанные с эксплуатацией таких земель, контролируются водным, земельным и частично гражданским кодексами РФ. Пользование указанными территориями регулируется и другими федеральными законами, подзаконными и ведомственными актами.

К землям водного фонда относятся:

  • территории, покрытые водой, сосредоточенной в пределах одного объекта (водостоки, водохранилища, ледники);
  • площади, где расположены гидротехнические комплексы;

Понятие и состав данной категории земель подразумевает возможность включения в эту группу и непроточных водоемов искусственного происхождения, не связанных с другими водными объектами.

Существенным условием для отнесения земель к данной категории, является то, что территории должны быть покрыты водой длительную часть времени.

Соответственно, земли, затопляемые половодьем, в указанную группу не входят.

Согласно закону данные территории не могут участвовать в образовании новых земельных участков, а, следовательно, и передаваться в собственность.

При необходимости устройства на территориях специальных объектов – водохранилищ или искусственных водоемов, выполняется резервирование земель уполномоченными органами.

Что касается эксплуатации подобных территорий, то они могут быть использованы для:

  • удовлетворения питьевых потребностей населения;
  • в оздоровительных и бытовых целях;
  • для возведения специальных объектов – транспортных, промышленных, рыбохозяйственных;
  • осуществления водозабора воды или сброса сточных вод;
  • использования в качестве транспортных путей;
  • осуществления рекреационной деятельности, а также для отдыха туристической направленности.

В отношении данных земель устанавливается санитарная зона, а участки, принадлежащие гражданам и частным компаниям, остаются в собственности указанных лиц, но продолжают эксплуатироваться в особом порядке.

Земли запаса

Территории, находящиеся в госсобственности, а также в распоряжении муниципалитета и не переданные населению или организациями (кроме земель из фонда перераспределения) относятся к землям запаса.

Данное понятие раскрывается в ст. 103 ЗК РФ. Земли запаса могут включать в себя наделы, состоящие в распоряжении государства и муниципалитета. Также в эту категорию входят земли различных целевых назначений.

Эксплуатация подобных земель возможна лишь после перевода их в другую категорию. Исключением являются случаи, когда земли запаса являются охотничьими угодьями или площадями для недропользования.

Данные территории используются для следующих целей:

  • кратковременные проекты (например, по землеустройству);
  • создание целевого земельного фонда, строительство или предоставление различным сообществам в пользование;
  • дальнейшее выделение гражданам в связи с расселением беженцев или вынужденных переселенцев;
  • передача в пользование фермерских хозяйств или кооперативов для устройства ЛПХ.

Заключение

В завершение статьи можно сделать несколько выводов:

  1. Территории, покрытые лесом, кустарниковыми или травяными растениями являются землями лесного фонда.
  2. Площади, на которых располагаются гидротехнические комплексы, а также территории, длительное время покрытые водой, считаются землями водного фонда.
  3. Земли запаса представляют собой участки, состоящие в распоряжении государства или муниципалитета и не переданные в пользование населению или организациям.
  4. В отношении каждой группы зон может быть установлена специальная санитарная зона и определен специальный порядок эксплуатации.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по землям лесного и водного фонда, землям запаса

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Иван Андреевич. Мой дом находится в лесистой местности, на берегу озера. Построил я его более десяти лет назад на массиве, купленном и официально оформленном мной в личную собственность.

Сейчас в отношении территории установлена санитарная зона.

Подскажите, мой дом теперь изымут и я не смогу больше им пользоваться или есть другой вариант?

Ответ: Здравствуйте, Иван Андреевич, в статьях 101-102 ЗК РФ указаны условия, согласно которым в отношении земель лесного и водного фондов устанавливаются особые санитарные зоны. Частные территории, располагающиеся в пределах данных угодий, остаются в распоряжении собственника, но в отношении них будет установлен особый порядок землепользования.

Иными словами, ваш надел изъят не будет, однако, вы сможете им пользоваться только в рамках закона, таким образом, чтобы не нанести вред окружающей среде.

Список законов

  • Статья 101 ЗК РФ
  • Статья 102 ЗК РФ
  • Статья 103 ЗК РФ

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/klassifikaciya-zemel/zemli-osobo-oxranyaemyx-territorij-i-obektov/zemli-lesnogo-i-vodnogo-fonda-zemli-zapasa/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.