Земли запаса находятся в собственности

Содержание

Статья 103 ЗК РФ. Земли запаса

Земли запаса находятся в собственности

Каждый земельный надел имеет возможности его использования, в зависимости от присвоенной категории. К одной из них относятся земли запаса. Само наименование предполагает, что в настоящий момент земля не возделывается и не применяется для реализации какой-либо деятельности. Однако, пусть и в более сложном порядке, но использование земель запаса допускается.

Такие участки принадлежат государству или муниципальному образованию. По сути, они находятся в резерве. Надел не может перейти в собственность физическому или юридическому лицу, а, соответственно, использовать такую собственность можно, только переведя её в другую категорию.

Законодательные акты

Порядок распоряжения, назначения категорий и охраны земель запаса прописан в законодательстве:

  • Земельный Кодекс;
  • федеральные и региональные постановления и законы.

В соответствии с нормативной базой использование участков такого типа строго ограничено, передача в частные руки невозможна без назначения категории, а ответственность за их состояние полностью возложена на субъект, на чьей территории этот участок расположен.

Правила охраны

Охрана участков запаса – это комплекс действий, направленных на сохранение качества земель, повышение их продуктивности и плодородности. К мероприятиям по охране территорий можно отнести:

  • защиту земель от эрозии, подтопления, заболачивания и другого негативного воздействия природного характера;
  • действия по сохранению почв и их плодородности;
  • защиту сельхозугодий от зарастания сорными растениями;
  • ликвидацию последствий загрязнения, в том числе техногенного характера;
  • разработку законодательных актов в сфере охраны земель.

Для этого создаются федеральные, региональные и местные программы, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по обеспечению сохранности участков с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

Оценка состояния земель и эффективности охранных мероприятий проводится с учетом экологической экспертизы, санитарно-гигиенических и иных законодательных требований.

Все земли, в том числе и невостребованные, находятся под охраной государства. Охрана резервов заключается:

  • в предотвращении негативного воздействия или загрязнения;
  • в улучшении состояния;
  • в восстановлении почв.

Особенности оценки состояния наделов закреплены в законодательстве Российской Федерации.

Для поддержания благоприятной экологической обстановки не только государство, но и собственники должны заботиться о своих пределах:

  1. Защищать от сорняков.
  2. Не допускать эрозию почв.
  3. Ликвидировать загрязнения.
  4. Сохранять уровень плодородия.

Что относится к землям запаса

В список территорий, не подлежащих передаче в частные руки, попадают:

  1. расположенные на далёком расстоянии от городов, сёл, производств и сельскохозяйственных угодий;
  2. выведенные из оборота сельхоз земли ввиду истощения их ресурсов;
  3. зарезервированные земли лесного фонда для строительства промышленных объектов;
  4. непригодные к использованию водоёмы;
  5. непригодные в данный момент для использования леса.

Земля – важнейший ресурс для государства, поэтому часть фонда оно оставляет в запасе, чтобы освоение пространства не было хаотичным и безнадзорным. Освоение этих территорий возможно только в случае крайней необходимости.

Разрешение спорных моментов

При возникновении спорных ситуаций лучше обратиться за помощью к квалифицированному юристу. А также при разногласиях с местной администрацией можно обратиться в суд.

Помимо ЗК РФ, такие вопросы регулируются Конституцией РФ, Федеральным законом от 21.12.2004 №172-ФЗ и другими подзаконными актами.

При загрязнении почвы радиоактивными или химическими отходами без вины землевладельца можно через суд добиться получения компенсации расходов и возмещения стоимости делянки.

Земля запаса – особенная резервная территория, которая не может эксплуатироваться или передаваться в собственность граждан до перемены целевого назначения. После смены вида разрешенного использования они могут эксплуатироваться по целевому предназначению.

Правовой статус

В соответствии с ЗК РФ земли запаса запрещено:

  • передавать в частные руки, как на правах собственности, так и в аренду на любой срок (ст.96);
  • использовать находящиеся на территории поля, леса и водоёмы для промышленных, сельскохозяйственных и прочих нужд;
  • предпринимать какие-либо действия во вред территории и расположенным на ней объектам.

Законодательство разрешает:

  • использование гражданами земель в личных непромышленных целях: сбор ягод, грибов, ловля рыбы, охоты;
  • на территории можно свободно находиться, она не относится к закрытым;
  • через земли запаса возможен прогон домашнего скота;
  • сбор валежника для отопления личного дома, без нанесения вреда деревьям и тд.

Кроме того, ст.45 ЗК РФ разрешает:

  • проводить на территории геодезические и кадастровые работы;
  • исследовать почву на предмет полезных ископаемых;
  • проводить обучение и научно-исследовательские работы.

В некоторых случаях существует возможность создавать на землях запаса личные хозяйства граждан с разрешения органа, в ведомстве которого находится территория. Условия для предоставления (ст.60 ЗК РФ):

  1. гражданин не является членом колхоза;
  2. он не работает на сельскохозяйственном предприятии;
  3. он планирует организовать фермерское хозяйство в личных целях.

Какое пользование допустимо

Так как земли запаса относятся к отдельной особой категории земель, при их эксплуатации следует соблюдать строгие принципы, которые могут запрещать либо же, наоборот, разрешать использовать те или иные ресурсы.

К примеру, земли запаса допустимо эксплуатировать без перевода в другую категорию, если:

  • Территория земель запаса не является частью образования закрытого вида и ко всем их ресурсам у людей будет иметься открытый доступ. Например, граждане беспрепятственно могут на таких землях собрать ягоды, либо же половить рыбу;
  • Территория земель будет использоваться для охотничьих целей либо перегона домашнего скота на пастбище, но без остановки на них;
  • Территория земель используется для заготовки усохших деревьев, но из вырубка осуществляться не будет. Такая деятельность разрешена только в том случае, если сухостой будет применяться для отопления отдельных видов жилья, а также если деятельность не будет направлена на получение дохода.

Во всех других случаях использование резервных территорий допускается после их перевода в другую категорию СГА. Если же эксплуатация земель происходит не в перечисленных ситуациях, она может преследоваться законом.

Перевод в другую категорию

Без назначения участку категории передача в частные руки на правах собственности или аренды невозможна. Разрешение на освоение земли обязательно нужно получить, нарушившему грозит административная ответственность за самовольный захват территории.

Право использовать землю выдаёт администрация района, ответственная за участок земель запаса. Когда у участка появляется определённое назначение, использовать его можно только согласно кадастровым сведениям.

В каких случаях возможна смена категории землям запаса:

  1. принято решение создать на территории объект с особым статусом и сделать территорию закрытой: национальный парк, заповедник, заказник и тд;
  2. требуется расширение границ муниципального образования: увеличение территории города или села;
  3. необходимо построить на участке объект инфраструктуры для жизнедеятельности граждан: электростанция, водонапорная станция, ЛЭП, дороги, водопровод, нефтепровод, медицинское или образовательное учреждение и т.д.;
  4. за счёт земель запаса планируется укрепить государственные границы (земля передаётся под нужды обороны);
  5. планируется разработка месторождений полезных ископаемых и их добыча, для чего нужно построить специальные объекты, облегчающие эту задачу.

Иные цели не являются основанием для перевода земель запаса в какую-либо категорию.

Но даже если цель входит в перечисленные пункты, перевод может занять длительное время, а инициатор должен собрать все обоснования для проведения процедуры.

Кто собственник?

Справка! Земля запаса не является бесхозной. Она состоит в собственности государства и, соответственно, она находится в ведении районных центров исполнительных и распорядительных органов власти.

Учет списка участков, относящихся к этой категории, осуществляется государственным земельным кадастром.

При этом законодательством не закрепляются какие-либо ограничения по количеству и размерам предоставляемых участков из категории земель запаса.

Земли запаса предоставляются региональными субъектами для любых из указанных в заявлении целей на определенных правах под постоянное использование или в аренду для крупных предприятий.

Что требуется для перевода

Вне зависимости от того, как планируется использовать территорию, и в какую категорию перевести, алгоритм будет одинаков:

  1. Составление прошения о переводе. Оно должно отражать:
  • планы инициатора по освоению земли;
  • аргументы в поддержку идеи;
  • кадастровый номер требуемого участка;
  • его размеры;
  • текущую категорию (земли запаса) и ту, в которую участок нужно перевести.
  1. Составление пакета документов:
  • для физических лиц – паспорт;
  • для юридических лиц – сведения о юрлице из ЕГРП;
  • заключение эксперта от экологической комиссии о возможности эксплуатировать землю планируемым способом;
  • заключение кадастрового инженера о межевании;
  • план построек на территории, подробное описание каждого объекта.
  1. Документы и прошение подать в ведомство, к которому относится надел:
  • для федеральных земель – Правительство РФ;
  • для региональных – исполнительный орган субъекта;
  • для муниципальных – органы местного самоуправления.

Подача документов осуществляется в двух экземплярах, на одном из них принимающая сторона проставляет входящий номер и дату. Эта отметка – гарант того, что прошение будет рассмотрено в ходе специальной проверки.

  • положительное – в виде Постановления о назначении земле специальной категории;
  • отрицательное – акт с отказом. Его можно обжаловать в суде.

Основаниями для отказа могут быть:

  • отсутствие у заявителя права получить землю в пользование или права подать прошение;
  • неполный пакет документов, оформленный с ошибками или недостоверными сведениями;
  • цель недостаточно аргументирована, идея заявителя не нашла поддержки у государства;
  • цели нарушают градостроительный регламент: неправильно выбранные размеры, планы по освоению, земли находятся в особом статусе и т.д.

Незаконное или нецелевое использование

В ЗК РФ к незаконной эксплуатации относят следующие действия:

  • строительство на неразрешенной местности;
  • неразрешенное выращивание сельскохозяйственных растений;
  • незаконная добыча и пользование недрами;
  • повреждение водных объектов.

При установлении фактов незаконной эксплуатации муниципальных владений нарушители привлекаются к административной ответственности, а нанесенный им ущерб не возмещается государством. Это означает, что если человек, к примеру, построил дом без соответствующего разрешения, то дом будет снесен, а человек не получит никакой компенсации.

К нецелевой эксплуатации относится любое нарушение категории и вида разрешенного использования. Нарушения бывают очевидными, например, сооружение коммерческих конструкций на местности, уготованной для ИЖС, или возведение промышленных предприятий на сельскохозяйственных наделах.

Но встречаются и неоднозначные ситуации. Например, местность узаконена под ИЖС, а там размещены коммуникации или дороги. Для разрешения спорных ситуаций следует обратиться в компетентные ведомства.

За нецелевую эксплуатацию предусмотрена административная ответственность в форме штрафа, который исчисляется исходя из кадастровой стоимости надела.

Сроки и стоимость получения категории для земель запаса

Процедура принятия решения делится на два этапа.

Первый – проверка документов на подлинность и соответствие реальности. На это у властей уходит 30 календарных дней. Если найдены нарушения, заявитель получает акт об отказе. Бумаги, прошедшие проверку успешно, направляются дальше.

Второй этап – рассмотрение заявки по существу и вынесение постановления. Сроки – 2 месяца для муниципальных участков и земель субъектов, 3 месяца – для федеральных земель.

Подача пакета документов бесплатна. Заплатить придётся за подготовительный этап: межевание, заключение экологической комиссии и прочие пункты.

Источник: https://KPPKDirection.ru/zhilaya-sobstvennost/zemlyami-zapasa-rasporyazhaetsya.html

Земли запаса: что это такое и на каких правах предоставляется

Земли запаса находятся в собственности

Земли запаса – это юридическое определение территорий, не имеющих целевого назначения, находящихся в резерве.

Данные участки могут находиться в любой части страны, в которой их никто не приобрел и не задействовал. Не малое количество таких земель в малозаселенных и не освоенных областях Сибири и Дальнего Востока. Качество почв земель запаса различно.

При правильном расчете перспектив развития описываемых областей они становятся прибыльным инвестиционным объектом. Увеличение площади городов приводит к возрастанию их цены.

ВНИМАНИЕ! В земли запаса осуществляется перевод загрязненных и подвергшихся радиоактивному заражению участков, а также земель по каким-то причинам не пригодных для применения в сельском хозяйстве.

Отсутствие документальных сведений об отнесении территории к какой-либо категории, значит, что участок относится к запасной категории.

Земли запаса являются государственной или муниципальной собственностью. Они не принадлежат ни юридическим, ни физическим лицам. В соответствии с действующим законодательством для использования участков им необходимо присвоить категорию.

К примеру, земля пригодная для использования в сельском хозяйстве или в промышленности. Если участок не относится ни к одной из категорий, не имеет зарегистрированного владельца и является пустующим, то он переводится в резерв и определяется как земля запаса.

Данные территории могут быть в различном состоянии. Разрабатываются программы по их очищению и улучшению. Ответственность по развитию местности распределяется между государством и региональными органами.

Градостроительный регламент на данный тип территории не распространяется. Разрешается их перевод в любую категорию для дальнейшего целевого использования.

Право собственности на землю может быть приобретено после определения категории местности. Зачастую земли запаса могут использоваться для разработки земных недр и как охотничьи угодья.

Изменение категории земель

Способ изменения категории нормирован законом и описан нормативными документами. Согласно которым существует определенный порядок действий:

  • Определение органа, решающего вопрос о целевом изменении использования участка.
  • Подготовка ходатайства и сбор документов.
  • Оформление права собственности, учитывающее основное целевое назначение территории.

Законодательство часто изменялось, из-за чего возникает путаница и недостаток данных. При нехватке кадастровых данных их берут из документов, удостоверяющих право собственности.  Вопрос о категории участка инициируется владельцами, а решение о присвоении категории принимают органы власти.

Если необходимых сведений не дает акт на землю, свидетельство и кадастр, то цели использования земель определяет местный совет.  Изменения в кадастре производятся бесплатно, а за поправки  в реестре вносится пошлина. Полномочия в присвоении и изменении  категории государственным землям Москвы и Петербурга,  изменение границ участков принадлежат Федеральному Правительству.

В иных случаях использование земель запаса, их перевод в другую категорию регламентируется муниципальными или региональными властями. Региональные власти могут передать права  на муниципальный уровень.

ВНИМАНИЕ! Переводом участков относящихся к районным или городским территориям, другим населенным пунктам занимается местная власть, если земли находились в их пределах до 05.01.2005.

Следует отметить, что изменения относительно поселковых, внутригородских участков проводится решением местных органов власти. Землями распоряжается муниципалитет. Владельцы и собственники участков не участвуют в решении вопроса.

Правила относятся к регионам, где земли не разделены между федеральными и региональными властями. Если разделение существует, то неиспользуемые земли находятся в распоряжении соответственного органа власти.

Перечень территорий

Количество их ограничивается:

  • Уже существующими землями запаса.
  • Территориями населенных пунктов.
  • Участками, на которых находятся коммуникационные, транспортные, промышленные, космические, оборонные и прочие объекты.
  • Территориями лесов.
  • Областями, на которых находятся водные объекты.
  • Сельскохозяйственными угодьями.

Классификатор целей использования земель дает полный перечень вариантов использования участков по каждой категории:

  1. Назначение возводимых построек.
  2. Если рассматривается вопрос о садоводческих и дачных товариществах, то описываются правила использования общей территории и каждого участка в отдельности.

В рамках присвоенной категории допускается эксплуатация земель по одному из разрешенных видов использования. Дополнительного разрешения в данном случае не требуется.

Инструкция по переводу

Изменение категорий производится практически идентично. Особенности изменения следствие предыдущей категории участка.  Для земель запаса необходимо выполнить предварительное формирование участка. Что такое формирование участка?

  • Формирование участка требует участие кадастрового инженера, который зафиксирует границы земельного участка. Услуги инженеров оплачиваются лицом, имеющим допуск на оформление соответствующих документов.
  • Составление плана расположения на местности участка.
  • Внесение участка в кадастр.

Земли запаса подлежат государственному учету, но не имеют согласованных границ участков с другими владельцами. Местности, на которых не разрешено формирование участков:

  1. Территории, пересекающие границы городов, поселков и других населенных пунктов.
  2. К землям относятся находящиеся под охраной области  с водными объектами, лесами и пр.

Сформированный участок не должен нарушать градостроительный регламент своими размерами и целевым использованием. Для изменения категории нужно подать заявление и собранные документы. ходатайства:

  • Сведения из кадастрового паспорта.
  • Сведения о категории (изначальной и желаемой).
  • Актуальные выписки из реестра, которыми удостоверяется отсутствие правообладателя, форма собственности, в которой находятся земли.
  • . Копия паспорта.
  • Копия паспорта представителя и доверенности.
  • Выписка из реестра, удостоверяющая отсутствие прав на участок.

Все собранные документы используются для проведения государственной экологической экспертизы. В большинстве случаев земли запаса не существовали как земельные участки, поэтому изменять категорию не нужно. Они получают свою начальную категорию решением в виде акта перед  обозначением границ участков.

Возможные трудности

Зачастую проблемы возникают, если запользованная земля меняет владельца. Заявление подается в соответствующий орган, где проверяются все приобщенные документы и само заявление. В принятии заявления может быть отказано в случае:

  • Отсутствует один или несколько необходимых документов.
  • Документ не правильно оформлен, не соответствует законодательству.
  • Документы подает лицо, не имеющее соответствующих прав. Не редко документы предоставляются на правах доверенных лиц.

При возникновении оснований для отказа ответ дается в течение 30 суток. Федеральные власти принимают решение  в течение 3 месяцев. Региональным властям дается срок не более 2 месяцев.

При смене категории решение выдается в виде акта.  В акте описаны размеры участка, кадастровый номер, адрес, присвоенная и начальная категории.

Отказ может быть получен из-за ограничения, установленного законом, при нарушении регламента градостроительства и при соответствующем заключении экологической экспертизы. Отказ может быть обжалован в суде.

Загрузка…

Источник: https://domosite.ru/zemlya/ispolzovanie-zemel-zapasa-forma-sobstvennosti-v-kotoroy-ona-nahoditsya-i-vozmozhnyie-problemyi

Как можно использовать запасные земли

Земли запаса находятся в собственности

Земель­ный Кодекс РФ клас­си­фи­ци­ру­ет зем­ли в соот­вет­ствии с их раз­ре­шен­ным исполь­зо­ва­ни­ем (целе­вым назна­че­ни­ем), уста­нав­ли­ва­ет раз­лич­ные пра­во­вые режи­мы для них и тер­ри­то­ри­аль­ное зони­ро­ва­ние. Зако­но­да­тель­ство (ст. 7 ЗК РФ) выде­ля­ет семь круп­ных кате­го­рий земель:

В реаль­но­сти физи­че­ские и юри­ди­че­ские лица могут поль­зо­вать­ся земель­ны­ми участ­ка­ми по клас­си­фи­ка­то­ру ВРИ, кото­рый уста­нав­ли­ва­ет 13 кате­го­рий (групп) и 115 видов раз­ре­шен­но­го исполь­зо­ва­ния. Как мож­но заме­тить, в клас­си­фи­ка­то­ре отсут­ству­ют седь­мая кате­го­рия зем­ли запа­са. Полу­ча­ет­ся, что исполь­зо­вать их нель­зя? В ста­тье поста­ра­ем­ся отве­тить на этот вопрос.

Зачем нужны земли запаса и можно ли их использовать

К зем­лям запа­са отно­сят­ся зем­ли, кото­рые часто назы­ва­ют “ничей­ны­ми”: они не явля­ют­ся соб­ствен­но­стью граж­дан, пред­при­ни­ма­те­лей, пред­при­я­тий и орга­ни­за­ций.

Соб­ствен­ник у таких земель, конеч­но, есть — это госу­дар­ство или муни­ци­паль­ные обра­зо­ва­ния (МО).

К запас­но­му земель­но­му ресур­су не име­ют отно­ше­ния земель­ные участ­ки (ЗУ) фон­да пере­рас­пре­де­ле­ния, так­же при­над­ле­жа­щие госу­дар­ству и муни­ци­па­ли­те­там (п.1, ст. 103 ЗК РФ).

Отличие земель запаса от фонда перераспределения

Раз­ни­ца в том, что ЗУ фон­да рас­пре­де­ле­ния име­ют сугу­бо сель­ско­хо­зяй­ствен­ное назна­че­ние. Они выделяются:

  • для веде­ния сельхозпроизводства;
  • созда­ния ЛПХ и ФКХ;
  • раз­ве­де­ния животных;
  • садо­вод­че­ской и ого­род­ни­че­ской деятельности;
  • выпа­са живот­ных и сенокошения.

Фонд обра­зу­ет­ся из участ­ков, при­об­ре­тён­ных на закон­ных осно­ва­ни­ях госу­дар­ством, субъ­ек­та­ми РФ и МО у граж­дан­ских и юри­ди­че­ских лиц. В него не вхо­дят изъ­ятые для госу­дар­ствен­ных, либо мун. нужд участ­ки ЗО.

  • Зем­ли пере­рас­пре­де­ли­тель­но­го фон­да мож­но исполь­зо­вать для сель­ско­хо­зяй­ствен­ной дея­тель­но­сти, науч­ных раз­ра­бо­ток в обла­сти с/х, созда­ния охот­ни­чьих и рыбо­вод­че­ских хозяйств (ст. 78 ЗК РФ).
  • Допус­ка­ет­ся исполь­зо­ва­ние с/х земель так­же для стро­и­тель­ства или рекон­струк­ции газо­про­во­дов, неф­те­про­во­дов, инже­нер­ных линей­ных объ­ек­тов ком­му­ни­ка­ций и свя­зи и т.д. При этом на участ­ки, где будет осу­ществ­ле­но подоб­ное строительство/реконструкция, накла­ды­ва­ют пуб­лич­ный серви­тут. Не тре­бу­ет­ся пере­во­дить зем­ли сель­хоз­на­зна­че­ния в дру­гую кате­го­рию при воз­ник­но­ве­нии необ­хо­ди­мо­сти тако­го рода использования.
  • Све­де­ния о сво­бод­ных земель­ных участ­ках фон­да пере­рас­пре­де­ле­ния нахо­дят­ся в широ­ком доступе.

В отли­чие от фон­да рас­пре­де­ле­ния, ЗУ зем­ли запа­са могут быть предо­став­ле­ны граж­да­нам и юри­ди­че­ским лицам для исполь­зо­ва­ния в самых раз­но­об­раз­ных целях:

  • веде­ния ЛПХ, ФКХ;
  • созда­ния СНТ и ОНТ;
  • стро­и­тель­ства МКД, дорог, инже­нер­ных объектов;
  • созда­ния охот­ни­чьих хозяйств; ком­плекс­но­го осво­е­ния тер­ри­то­рии и т.д.

Исполь­зо­ва­ние земель запа­са воз­мож­но толь­ко в том слу­чае, если осу­ществ­лён пере­вод зем­ли в иную кате­го­рию. В поряд­ке исклю­че­ния раз­ре­ша­ет­ся не про­из­во­дить пере­вод, когда земель­ный уча­сток при­над­ле­жит охот­ни­чьим уго­дьям, или на нём ведет­ся раз­ра­бот­ка недр.

Перевод земли запаса в другую категорию

После­до­ва­тель­ность пере­во­да будет следующий:

  • Вна­ча­ле необ­хо­ди­мо сфор­ми­ро­вать по всем пра­ви­лам земель­но­го кодек­са новый уча­сток: под­го­то­вить план и утвер­дить его.
  • После это­го про­из­во­дит­ся кадаст­ро­вая реги­стра­ция ЗУ.
  • Раз­ре­ше­ни­ем на пере­вод явля­ет­ся акт, при­ня­тый госу­дар­ствен­ны­ми или муни­ци­паль­ны­ми орга­на­ми о пере­во­де зем­ли в соот­вет­ству­ю­щую ВРИ категорию: 
    • напри­мер, для веде­ния лич­но­го под­соб­но­го хозяй­ства либо садо­вод­ство нужен пере­вод земель запа­са в зем­ли сельхозназначения;
    • для инди­ви­ду­аль­но­го жило­го стро­и­тель­ства — в зем­ли для посе­ле­ний и т.д
  • Обра­щать­ся граж­да­нам и юри­ди­че­ским лицам о пере­во­де зем­ли в дру­гую кате­го­рию не надо.

Формирование нового земельного участка из земель запаса

Обра­зо­ва­ние и раз­дел ново­го ЗУ про­ис­хо­дит в соот­вет­ствии со ста­тья­ми 11.2 ‑11.3 ЗК РФ. Уча­сток может быть обра­зо­ван на осно­ва­нии трех воз­мож­ных документов:

  • меже­во­го пла­на тер­ри­то­рии (ПМТ), утвер­жден­но­го ГрК РФ;
  • тех­ни­че­ско­го про­ек­та участ­ка лес­но­го фонда;
  • СРЗУ (схе­мы рас­по­ло­же­ния земель­но­го участ­ка) на КПТ (кадаст­ро­вом плане территории).

Таким обра­зом для обра­зо­ва­ния земель­но­го участ­ка из земель запа­са не все­гда тре­бу­ет­ся нали­чие меже­во­го пла­на. Доста­точ­на схе­ма ЗУ с обо­зна­чен­ны­ми гра­ни­ца­ми на КПТ.

Одна­ко без меже­во­го пла­на не обой­тись, если участок:

  • обра­зо­ван из лес­но­го фон­да, и на нем будут рас­по­ло­же­ны инже­нер­ные объекты;
  • пред­на­зна­чен для садо­вод­ства или или огородничество;
  • рас­по­ло­жен в гра­ни­цах застро­ек мно­го­эта­жек (МКД)*;
  • необ­хо­дим для ком­плекс­но­го осво­е­ния и раз­ви­тия территории;
  • обра­зу­ет­ся для стро­и­тель­ства дорог, газо­про­во­дов и дру­гих важ­ных линей­ных объ­ек­тов феде­раль­но­го, госу­дар­ствен­но­го или муни­ци­паль­но­го значения.

*Дан­ный пункт будет дей­ство­вать толь­ко до 2035 г.

Фор­ми­ро­ва­ние участ­ков, предо­став­ля­е­мых граж­да­нам и юри­ди­че­ским лицам, и рас­по­ло­жен­ных в Даль­не­во­сточ­ном феде­раль­ном окру­ге (ДФО), про­ис­хо­дит в соот­вет­ствии с Феде­раль­ным Зако­ном № 119 — ФЗ, при­ня­тым по отно­ше­нию к рас­пре­де­ле­нию земель гос. и мун. соб­ствен­но­сти ДФО, пер­во­го мая 2016 г.

Подготовка схемы

Под­го­тов­ка СРЗУ ведет­ся с учё­том пра­вил зем­ле­поль­зо­ва­ния, зем­ле­устрой­ства и стро­и­тель­ства и регу­ли­ру­ет­ся ста­тьей 11.10 земель­но­го кодек­са. Учи­ты­ва­ют­ся сле­ду­ю­щая документация:

  • о тер­ри­то­ри­аль­ном планировании;
  • про­ект­ном плане территории;
  • поло­же­ния об ООПТ;
  • тер­ри­то­ри­аль­ном зонировании;
  • тер­ри­то­ри­ях обще­го пользования.

На схе­ме рас­по­ло­же­ния одно­го или несколь­ких участ­ков долж­ны быть указаны:

  • их гра­ни­цы и площади;
  • услов­ные или кадаст­ро­вые номе­ра (кадаст­ро­вые ука­зы­ва­ет­ся, если све­де­ния об участ­ках, обра­зу­ю­щих новый ЗУ, вне­се­ны в ЕГРН);
  • крас­ные линии;
  • участ­ки обще­го пользования;
  • место­по­ло­же­ние зда­ний, постро­ек и ОНС (объ­ек­тов неза­вер­шен­но­го строительства).

Под­го­тов­ка схе­мы осуществляется:

  • госу­дар­ствен­ны­ми испол­ни­тель­ны­ми орга­на­ми или ОМСУ;
  • сами­ми граж­да­на­ми и юри­ди­че­ски­ми лица­ми, если уча­сток выде­ля­ет­ся не на тор­гах, либо предо­став­ля­ет­ся в бес­сроч­ное поль­зо­ва­ние или аренду;
  • лица­ми, в чью поль­зу изы­ма­ет­ся ЗУ;
  • граж­да­на­ми, кото­рым ЗУ предо­став­ля­ет­ся для веде­ния ЛПХ, садо­вод­ства, ого­род­ни­че­ства, ИЖС.

Схе­ма рас­по­ло­же­ния ЗУ долж­на быть выпол­не­на в элек­трон­ном виде. Исклю­че­ние — ЗУ, предо­став­лен­ное граж­да­нам без тор­гов: если они сами под­го­тав­ли­ва­ют схе­му, то в этом слу­чае допус­ка­ет­ся бумаж­ный вари­ант доку­мен­та по фор­ме и с соблю­де­ни­ем тре­бо­ва­ний, уста­нов­лен­ных упол­но­мо­чен­ны­ми орга­на­ми испол­ни­тель­ной Феде­раль­ной власти.

Зака­зать схе­му мож­но на офи­ци­аль­ном сай­те ЕГРН  — орга­на госу­дар­ствен­но­го кадаст­ро­во­го уче­та в интер­не­те. Это услу­га бес­плат­на для орга­нов госу­дар­ствен­ной вла­сти ОМСУ и ЕИРЖС (еди­но­го инсти­ту­та раз­ви­тия жилищ­ной сфе­ры). Сто­и­мость услу­ги и поря­док опла­ты для граж­дан­ских и юри­ди­че­ских лиц уста­нав­ли­ва­ет­ся фед орга­на­ми испол­ни­тель­ной власти.

Утверждение СРЗУ

В отно­ше­нии каж­до­го обра­зу­е­мо­го участ­ка долж­но быть выне­се­но реше­ние с указанием:

  • пло­ща­ди ЗУ;
  • адре­са либо опи­са­ние место­по­ло­же­ния ЗУ;
  • кадаст­ро­во­го номе­ра участ­ка либо несколь­ких ЗУ, из кото­рых обра­зу­ет­ся новый земель­ный уча­сток (при нали­чии реги­стра­ции этих участ­ков в органе кадаст­ро­во­го учета);
  • тер­ри­то­ри­аль­ной зоны, уста­нов­лен­ной гра­до­стро­и­тель­ным регламентом;
  • ВРИ (вида раз­ре­шен­но­го исполь­зо­ва­ния), если гра­до­стро­и­тель­ный регла­мент на вновь обра­зу­е­мый земель­ный уча­сток не распространяется;
  • кате­го­рии земель, к кото­рым при­над­ле­жит обра­зу­е­мый ЗУ.

Утвер­жден­ная СРЗУ дей­стви­тель­на в тече­ние 2 лет. Она явля­ет­ся раз­ре­ше­ни­ем на фор­ми­ро­ва­ние ново­го земель­но­го участ­ка из земель запа­са. В тече­ние это­го вре­ме­ни земель­ный уча­сток дол­жен быть постав­лен на кадаст­ро­вый учет и пере­ве­дён дру­гую категорию.

Могут ли не утвердить СРЗУ

Не при­нять сра­зу испол­ни­тель­ные орга­ны госу­дар­ствен­ной и муни­ци­паль­ной вла­сти могут в сле­ду­ю­щих случаях:

  • несо­от­вет­ствие пла­на рас­по­ло­же­ния земель­но­го участ­ка уста­нов­лен­ным стан­дарт­ной фор­ме и требованиям;
  • при частич­ном или пол­ном нало­же­нии ново­го обра­зо­ван­но­го участ­ка на уже суще­ству­ю­щий или дру­гой ЗУ, реше­ние об обра­зо­ва­нии кото­ро­го ещё не истекло;
  • при нару­ше­нии тре­бо­ва­ний ста­тьи 11.9 ЗК РФ: 
    • несо­блю­де­ние мак­си­маль­но­го и мини­маль­но­го раз­ме­ра ЗУ;
    • при пере­се­че­нии гра­ниц насе­лен­ных пунк­тов, МО, тер­ри­то­ри­аль­ных зон, лесо­пар­ков, лес­ных хозяйств (за исклю­че­ни­ем участ­ков, пред­на­зна­чен­ных для гео­ло­ги­че­ской раз­вед­ки, добы­чи иско­па­е­мых раз­ме­ще­ния инже­нер­ных объ­ек­тов, водо­хра­ни­лищ, водо­ё­мов, гид­ро­тех­ни­че­ских сооружений);
    • если сохра­нен­ное при раз­де­ле обре­ме­не­ние не поз­во­ля­ет исполь­зо­вать уча­сток в соот­вет­ствии с ВРИ;
    • при изла­мы­ва­нии в резуль­та­те раз­де­ла зем­ли суще­ству­ю­щих гра­ниц, невоз­мож­но­сти стро­и­тель­ства объ­ек­тов недви­жи­мо­сти и т.д.;
  • несо­от­вет­ствии СРЗУ про­ек­ту пла­на тер­ри­то­рии, пра­ви­ла зем­ле­устрой­ства и поло­же­ни­ям об ООПТ;
  • рас­по­ло­же­нии участ­ка в гра­ни­цах зоны, для кото­рой про­во­дит­ся межевание.
  • Если схе­ма рас­по­ло­же­ния ЗУ была утвер­жде­на рань­ше пла­на меже­ва­ния тер­ри­то­рии (ПМТ), при этом гра­ни­цы участ­ка на СРЗУ и ПМТ пере­се­ка­ют­ся, то уча­сток обра­зу­ет­ся в соот­вет­ствии с СРЗУ.

Регистрация прав собственности на ЗУ земель запаса

Физи­че­ские и юри­ди­че­ские лица с утвер­ждён­ной схе­мой рас­по­ло­же­ния ЗУ име­ют пра­во поста­вить дан­ный уча­сток на кадаст­ро­вый учет.

При этом они могут про­из­ве­сти реги­стра­цию прав соб­ствен­но­сти на обра­зу­е­мый ЗУ, при­чем не сво­ей, а РФ, субъ­ек­тов РФ или муни­ци­па­ли­те­тов.

Нали­чие дове­рен­но­сти от дан­ных госу­дар­ствен­ных струк­тур вла­сти не тре­бу­ет­ся (п. 18 ст. 11.10 ЗК РФ).

Заклю­че­ние

Таким обра­зом граж­дане и юри­ди­че­ские лица могут:

  • исполь­зо­вать зем­ли запа­са, пред­ва­ри­тель­но пере­ве­дя их в иную категорию;
  • при­об­ре­тать отдель­ные участ­ки в соб­ствен­ность или аренду;
  • под­го­тав­ли­вать схе­му рас­по­ло­же­ния вновь обра­зу­е­мо­го ЗУ;
  • ста­вить земель­ный учу­сток на учёт в ЕГРН;
  • реги­стри­ро­вать без дове­рен­но­сти госу­дар­ствен­ные или муни­ци­паль­ные пра­ва собственности.

Источник: https://moezhile.ru/yurist/zemli-zapasa.html

Что значит неиспользуемые земли запаса и какой их правовой режим?

Земли запаса находятся в собственности

Земли запаса разделяют всю территорию России. Обычно, использование данного ресурса происходит в момент выделения в аренду либо же в собственность каждого из этих участков.

Их можно вернуть обратно в фонд, либо же добавить и благодаря этой процедуре происходит непрерывное пополнение земельных наделов.

Что же входит в эту категорию? В данной статье вы найдете ответы на все интересующие вас вопросы.

Что такое неиспользуемые земли запаса

Согласно закону, такими земельными фрагментами именуют обычно территорию, которая ранее не была представлена в использование, пожизненное владение и в дальнейшем не была передана в частную собственность для кого-либо.

Подобные земельные фрагменты могут существовать самостоятельно, и во многом это связано с отсутствием прав физических, а также юридических лиц на право пользоваться землей. Эта причина в недостаточной степени может отражать сущность режима, который действует.

Согласно принципиальному отличию от остальных категорий, земли запаса – это особая территория, целевое назначение которое пока еще не определили. При таком раскладе земля не может иметь ничего общего с аудиторией назначения и поэтому земельные наделы будут включены автоматически в эту категорию.

Угодья являются частью земельного фонда, они также обладают природными и хозяйственными свойствами, благодаря которым в дальнейшем можно установить их общее целевое назначение.

Какие критерии следует учитывать и чем руководствоваться при переводе угодий в категорию земель запаса? В законодательстве, которое действует, подобные пункты прописаны нечетко.

Статья 128 Земельного Кодекса сообщает о том, что состав земельных угодий запаса позволяет включать землю, которую ранее не использовали, либо же она была по каким-то причинам изъята, согласно установленному порядку у собственников, а также землепользователей.

Любые из определений, которые касаются земельных фрагментов и которые не были ранее использованы, позволяют осуществить перевод земли в другую категорию – земли запаса.

Категория под названием неиспользованные земельные наделы– это особая территория, которая ранее не была вовлечена в использование из-за ее непригодности, либо же не освоенности земли, которая утратила любые свои полезные свойства согласно ряду различных причин.

К подобным земельным наделам необходимо применять специальные мероприятия, которые позволят провести все необходимые манипуляции, касающиеся улучшению их состояния.

По закону не должен быть установлен полноценный механизм признания земли неиспользованной, кроме внесения ее в отдельную категорию земель запаса. Это прописано в статье 126 ЗК и есть отдельное упоминание о способе, который позволяет осуществлять охрану наделов, он выступает консервацией, так называемых деградированных земель, если нет возможности как-либо повлиять на плодородие почв.

С другой стороны, это утверждение никак не подтверждается на законодательном уровне. Только благодаря систематическому контролю за использованием и охраной земли есть возможность выявить наделы, которые на протяжении определенного времени не используются.

Можно это сделать благодаря мониторингу земли, который осуществляется согласно общему учету функций по управлению земельными наделами. В законе нет на этот счет какой-либо конкретной и в то же время исчерпывающей информации, либо же списка обязательных критериев, к землям, которые не используются.

В этот список следует внести угодья, которые из-за ряда причин выбыли из категории хозяйственного использования, либо же они были заброшены много лет назад своими владельцами и на протяжении всего периода никак не эксплуатировались.

В связи с этим, должна быть предоставлена информация о субъектах с указанием сроков, которые были ранее использованы: 1 год для сельскохозяйственного производства, либо же два года для несельскохозяйственных целей. Их можно отнести к категории неиспользованных территорий только в исключительных случаях.

По закону, подобное поведение входит в категорию неправомерного, и оно предусматривает изъятие земельного фрагмента.

С другой стороны, не все угодья, которые ранее выбыли из хозяйственного оборота можно смело отнести к категории неиспользуемых для осуществления операций по переводу в земли запаса.

К примеру, земли отчуждения были изъяты у собственников по причине радиоактивных загрязнений, их необходимо включить в категорию хозяйственного использования, но уже с другим правовым режимом.

В состав земель населенных пунктов включены несколько недостроенных угодий, которые могут быть включены в эту категорию и оставаться свободными на протяжении определенного времени. В таком случае, земли, которые были не использованы, включаются в категорию земель запаса, но только если их не отнесли к какой-либо иной из этих категорий.

Земельные наделы, которые ранее были изъяты у частных собственников земли — прежних владельцев, автоматически относятся к землям запаса, в случае если не было проведено перераспределение согласно установленному порядку.

Основания изъятия земли устанавливаются согласно Кодексу о земле, и они ведут к прекращению всех прав собственности. Не каждое из обстоятельств, которое было указано в качестве основания превращения, выступает изъятием с точки зрения юриспруденции.

Согласно добровольному отказу от земли либо же в процессе добровольного отчуждения угодья в адрес государственного пользования, истечения общего срока пользования может привести к переводу этой земли в запас, если только эти участки не перешли в собственность к другим персонам.

В то же время, любое изъятие земель для общественных и государственных нужд не предполагает дальнейшее рассмотрение их в качестве земель запаса. Поэтому, согласно информации, представленной в ст.128 Земельного Кодекса, любые попытки изъятия земель для включения их в категорию земель запаса подразумевают под собой запуск механизма перехода этих земель в новую категорию.

Кроме этого возникают вопросы касательно разграничения территории, которая не включена в собственность владения, пользования либо же частной собственности физических, а также юридических лиц или же земельного общего пользования.

Дело в том, что земли общего пользования всегда кому-то принадлежат, то есть относятся к какой-либо определенной категории (кроме земель запаса), хоты они и не закреплены в индивидуальном пользовании.

Земли общего пользования включены в общий состав использования земельного надела, либо же включены в категорию общественного пользования. Законодательство не регулирует общее использование земли как самостоятельное право на землю, так же оно не закрепляет ключевые особенности правового режима общего пользования.

Могут быть переведены в категорию земель запаса любые угодья, но для каждого из них есть свои ключевые особенности. Так, земельные наделы в пределах населенных пунктов вообще нельзя классифицировать как земли запаса, но стоит только изменить границы населенного пункта и вот уже часть земель попадают в данную категорию.

Сельскохозяйственные земли даже после своего перевода в другую категорию могут сохранить общую принадлежность к этой категории согласно своему общему признаку пригодности для сельскохозяйственной деятельности.

Не стоит полагать, что такие земли относятся к ничейным либо же к бесхозным. Они не являются объектом собственности физических и юридических лиц, но включены в категорию государственного владения. На них происходит процесс распределения государственного управления земельных участков.

Подобные земли запаса находятся под протекторатом распорядительных органов, а также районных исполнительных органов. Подсчет земель запаса проводится в процессе процедуры ведения государственного земельного кадастра, то есть происходит общее распределение земель запаса и по большей степени оно заключается в предоставлении для них разнообразных целей с учетом общей пригодности.

Согласно действующему законодательству, не были закреплены ограничения по предоставлению общих земель запаса. Они могут быть представлены каким-либо иным субъектом для достижения целей в частное владение, наследуемое имущество или же постоянное использование.

В таких ситуациях необходимо осуществить перевод земель запаса в нужную категорию. В законе не прописан срок пребывания угодий в составе земель запаса. Именно поэтому может возникнуть неясность относительно временной эксплуатации земельных наделов.

Согласно общепринятому регламенту перевода территории из одной категории в другую, каждый из этих нюансов прописан в законе РФ.

Благодаря такому трансферту можно:

  • создавать национальные парки, заповедники и другие объекты естественных образований со статусом охраняемой территории природопользования;
  • пересматривать пограничные участки, которые относятся к региональной и муниципальной собственности, но это возможно только в случае появления иных административных единиц;
  • приостанавливать общее землепользование в связи с истощением природных ресурсов, к которым относят разные причины (например, неурожайный год);
  • прокладывать коммуникации и возводить сооружения согласно новому строительству, а также осуществление любых процессов реконструкции (строительство дорог, больниц, школ и т. д.);
  • постройка оборонных объектов, согласно общим целям укрепления безопасности не только на территории приграничных районов, но и по всей территории государства – касательно новых полигонов, а также военных городков и т. д.;
  • вовлекать в процесс эксплуатации рудопроявления, которые ранее не были использованы. Это возможно для проведения разведывательных операций, с дальнейшей целью постройки горнодобывающих организаций. На сегодняшний день иные причины не предусматриваются, но такое положение дел сохраняется, согласно закону. Для выполнения операций, касательно передачи территорий из запаса следует руководствоваться федеральным законом, и осуществляется передача таким образом.

Для начала следует подать ходатайство с просьбой о проведении как можно скорее перевода одного участка в другую категорию.

Подобные прошения должны быть представлены в адрес собственника в лице Правительства, с указанием региона в лице представителя административного органа, а также в муниципалитет.

Подача прошения осуществляется в процессе подготовки, благодаря которой проводят передачу справок и документов. Они подтверждают законность этой просьба, а также пакета бумаг о дальнейшем использовании земель запаса в целях, которые были заявлены.

Согласно установленному сроку, рассматривается собранный пакет документации и только потом осуществляется выезд комиссии на земельный участок с принятием дальнейшего решения о переводе земель, либо же отказе. Это излагается в виде общего Постановления административного органа.

Положительное решение позволяет провести все необходимые действия, благодаря которым будут внесены изменения в регистрационные, а также учетные документы на разрешенный участок.

Подобные земли резерва не могут быть использованы до момента проведения этой операции без общего нарушения права. Их также нельзя продать или передать иным организациям и гражданам.

После того, как будет проведен процесс оформления согласно законному образу перевода в иную категорию, любые запреты будут сняты, но только в том случае, если было соблюдено правило использования согласно установленным целям.

Источник: http://UrOpora.ru/zemlya/chto-znachit-neispolzuemye-zemli-zapasa.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.