Земли запаса предоставляются на правах

Содержание

Земли запаса: правовой режим, какие относятся земли, кто ими распоряжается, когда допускается использование земель запаса, форма собственности

Земли запаса предоставляются на правах

Земли у нашего государства много, но, как и каждый рачительный хозяин, государство и муниципалитеты в его лице создают себе резервный земельный фонд, который может предоставляться для использования только в самый ответственный момент и только в интересах его граждан. Земли запаса – это и есть резервный земельный фонд государства и муниципалитетов.

Некоторые категории земли на слуху у всех и их названия, которые сами говорят за себя, указывают на направление использования – сельскохозяйственного назначения и земли поселений, производства. А вот на какие нужды разрешается использование земли запаса, не совсем понятно.

Но в любом случае, чтобы начать использовать запасные территории, их надо перевести в категорию разрешённого землепользования. Особенно много неосвоенных площадей в регионах Сибири Дальнего Востока.

Для их освоения действует государственная программа «бесплатный гектар», по которой эти участки передаются в собственность российским гражданам.

Законодательные акты

Порядок распоряжения, назначения категорий и охраны земель запаса прописан в законодательстве:

  • Земельный Кодекс;
  • федеральные и региональные постановления и законы.

В соответствии с нормативной базой использование участков такого типа строго ограничено, передача в частные руки невозможна без назначения категории, а ответственность за их состояние полностью возложена на субъект, на чьей территории этот участок расположен.

На каких правах предоставляются во владение?

При передаче прав на пользование угодьями необходим перевод участка из списка земель запаса в другую соответствующую целевую категорию.

С помощью земель запаса также формируется земельный фонд. Он по первому требованию должен быть предоставлен для расселения беженцев и тех переселенцев, которые вынуждены были покинуть свою страну.

Кроме того, в постоянное пользование выделяются участки под ИЖС для граждан, которые выезжают из региона Крайнего Севера (либо других приравненных к нему регионов местности). В подобных случаях земельные угодья предоставляют гражданам абсолютно бесплатно.

Что относится к землям запаса

В список территорий, не подлежащих передаче в частные руки, попадают:

  1. расположенные на далёком расстоянии от городов, сёл, производств и сельскохозяйственных угодий;
  2. выведенные из оборота сельхоз земли ввиду истощения их ресурсов;
  3. зарезервированные земли лесного фонда для строительства промышленных объектов;
  4. непригодные к использованию водоёмы;
  5. непригодные в данный момент для использования леса.

Земля – важнейший ресурс для государства, поэтому часть фонда оно оставляет в запасе, чтобы освоение пространства не было хаотичным и безнадзорным. Освоение этих территорий возможно только в случае крайней необходимости.

Охрана земель

Любые участки земли в разных целевых категориях всегда охраняются государством, которым были разработаны местные, региональные и федеральные программы с комплексом действий по охране земель запаса, направленные на сохранение качества земель.

К таким мероприятиям относятся:

  • действия по сохранности почв и плодородности;
  • защита территории от подтопления, эрозии или иных негативных природных воздействий;
  • предотвращение загрязнения и деградации земель;
  • ликвидация последствий загрязнения;
  • защита сельскохозяйственных угодий от сорных растений;
  • восстановление и улучшение состояния участков;
  • разработка законодательных актов в сфере земельной охраны.

Эффективность охранных мероприятий и оценка состояния территорий проводится с учетом санитарно-гигиенических требований и экологической экспертизы.

При использовании земель для нормальной жизнедеятельности граждан должно соблюдаться обеспечение сохранности экологического состояния земли, использование земли в хозяйственной или производственной деятельности человека и прослеживание за способностью участка быть средством производства.

Для охраны участка земель, все собственники обязаны обеспечивать:

  • охрану почвы и сохранение ее уровня плодородия;
  • защиту территории от зарастания сорными травами и деревьями;
  • защиту почвы от воды или ветра.

При необходимости владелец должен проводить рекультивацию земель, сохранять мелиорацию и ликвидировать возникшие загрязнения. Для оценки состояния земель установлены определенные нормативы на законодательном уровне.

Кто должен тушить пожары на землях запаса? Согласно положениям в ст. 83 Федерального закона № 200-ФЗ, полномочия по тушению пожаров на землях запаса возлагаются на органы государственной власти РФ и должны самостоятельно ими реализовываться.

Средства на полномочия предоставляются из федерального бюджета в виде субвенций. Порядок расходования средств устанавливается Правительством РФ.

В 2020 году пока не предусмотрена ответственность для собственников земли запаса и владельцев сельхозугодий, которые располагаются на этих территориях.

Однако в Госдуму был внесен законопроект, чтобы обязать собственников участков сельскохозяйственного назначения тушить лесные пожары.

Проблема зарастания земель сорняками, кустарниками и деревьями приводит к возгораниям, а владельцы территорий не предпринимают никаких мер по их удалению. За нарушение правил пожарной безопасности им может в будущем грозить административный штраф.

Выводы

Земли запаса являются резервом, и пока территория находится в данной категории, ее запрещено использовать законом. За счет наличия резервных земель на территории РФ имеется прекрасная возможность применять их с пользой, задействовав в производстве или хозяйстве.

Для эксплуатации земельного участка необходимо сначала изменить целевое назначение. Определение категории резервных земель является долгой и сложной процедурой.

Использование лицами территории запаса без перевода в категорию грозит ответственностью, вплоть до уголовной. Но если обратиться за помощью к специалистам, то пустующую территорию, которая не используется по назначению, можно переделать в полноценный участок, приносящий пользу собственнику земли и государству.

Правовой статус

В соответствии с ЗК РФ земли запаса запрещено:

  • передавать в частные руки, как на правах собственности, так и в аренду на любой срок (ст.96);
  • использовать находящиеся на территории поля, леса и водоёмы для промышленных, сельскохозяйственных и прочих нужд;
  • предпринимать какие-либо действия во вред территории и расположенным на ней объектам.

Законодательство разрешает:

  • использование гражданами земель в личных непромышленных целях: сбор ягод, грибов, ловля рыбы, охоты;
  • на территории можно свободно находиться, она не относится к закрытым;
  • через земли запаса возможен прогон домашнего скота;
  • сбор валежника для отопления личного дома, без нанесения вреда деревьям и тд.

Кроме того, ст.45 ЗК РФ разрешает:

  • проводить на территории геодезические и кадастровые работы;
  • исследовать почву на предмет полезных ископаемых;
  • проводить обучение и научно-исследовательские работы.

В некоторых случаях существует возможность создавать на землях запаса личные хозяйства граждан с разрешения органа, в ведомстве которого находится территория. Условия для предоставления (ст.60 ЗК РФ):

  1. гражданин не является членом колхоза;
  2. он не работает на сельскохозяйственном предприятии;
  3. он планирует организовать фермерское хозяйство в личных целях.

Когда разрешается использование таких земельных участков

Просто так использовать земельный надел не получится. Применение допускается только после процедуры перевода в другую категорию. К примеру:

  • создания территорий с особым режимом использования (заповедник, парк и так далее);
  • консервации для восстановления плодородности. В таком случае земля на протяжении установленного периода времени не будет использоваться вовсе;
  • возведения построек и коммуникаций, необходимых для обеспечения социальных потребностей населения, например, государство или муниципалитет может построить больницу, провести трубопровод и так далее;
  • разработки полезных ископаемых, если такие будут обнаружены;
  • обеспечения нужд государственной безопасности, например, строительства военных оборонительных объектов.

Собственник может начать использование земли только после изменения категории, а в качестве причины для этого выступают обычно перечисленные выше моменты.

Законодатель указывает и на исключительные ситуации, когда использование территорий допускается и без изменения категории:

  • получение пользы от природных объектов, расположенных на территории, например, пользования рекой, сбора ягод, растущих на землях и так далее;
  • сбора сухих веток. Речь идёт о сборе уже поваленных деревьев и веток, которые идут для собственных нужд, а не для последующей продажи;
  • охоты. Если в данной местности разрешена такая деятельность, то причисление земель к категории запаса не будет преградой. Однако охотник должен иметь все необходимые разрешительные документы;
  • прогона скота. Территория может быть использована для того, чтобы перевести скот к водопою или к своим объектам. Однако пасти животных на такой земле нельзя, если нет специального разрешения.

Получается, что доступ к таким территориям получают простые граждане для обеспечения своих обычных бытовых потребностей.

Перевод в другую категорию

Без назначения участку категории передача в частные руки на правах собственности или аренды невозможна. Разрешение на освоение земли обязательно нужно получить, нарушившему грозит административная ответственность за самовольный захват территории.

Право использовать землю выдаёт администрация района, ответственная за участок земель запаса. Когда у участка появляется определённое назначение, использовать его можно только согласно кадастровым сведениям.

В каких случаях возможна смена категории землям запаса:

  1. принято решение создать на территории объект с особым статусом и сделать территорию закрытой: национальный парк, заповедник, заказник и тд;
  2. требуется расширение границ муниципального образования: увеличение территории города или села;
  3. необходимо построить на участке объект инфраструктуры для жизнедеятельности граждан: электростанция, водонапорная станция, ЛЭП, дороги, водопровод, нефтепровод, медицинское или образовательное учреждение и т.д.;
  4. за счёт земель запаса планируется укрепить государственные границы (земля передаётся под нужды обороны);
  5. планируется разработка месторождений полезных ископаемых и их добыча, для чего нужно построить специальные объекты, облегчающие эту задачу.

Иные цели не являются основанием для перевода земель запаса в какую-либо категорию.

Но даже если цель входит в перечисленные пункты, перевод может занять длительное время, а инициатор должен собрать все обоснования для проведения процедуры.

Правила, регулирующие резервные территории

Компании и физические лица, не могут использовать земли запаса, по той причине, что эксплуатировать их не допускается без перевода в другую категорию. Но, тем не менее, такие территории не определяются как бесхозные, ведь они были зарегистрированы в государственном учете и есть вся необходимая документация для них, в том числе и кадастровые документы.

Источник: https://xn--80aajrcjbjmedh4bq.xn--p1ai/zhilishche/ispolzovanie-zemel-zapasa-dopuskaetsya-posle.html

Земли запаса: понятие, правовой режим, разрешенное использование, перевод в другую категорию

Земли запаса предоставляются на правах

Каждый земельный надел имеет возможности его использования, в зависимости от присвоенной категории. К одной из них относятся земли запаса. Само наименование предполагает, что в настоящий момент земля не возделывается и не применяется для реализации какой-либо деятельности. Однако, пусть и в более сложном порядке, но использование земель запаса допускается.

Такие участки принадлежат государству или муниципальному образованию. По сути, они находятся в резерве. Надел не может перейти в собственность физическому или юридическому лицу, а, соответственно, использовать такую собственность можно, только переведя её в другую категорию.

Понятие земель запаса и их особенности

По сути, к землям запаса относят земельные наделы, которое вовсе никем не используются. Они не могут являться собственностью организаций и физических лиц, а принадлежат государству или муниципалитету.

К отличительным особенностям таких наделов относят то, что:

  • они никем не используются;
  • наделы фактически зарегистрированы должным образом, имеют необходимые реквизиты;
  • границы участков не обязательно должны быть согласованы с соседями;
  • на их последующее использование не распространяются нормы градостроительства, так как неизвестно, как в дальнейшем наделы будут применяться;
  • впоследствии надел может быть переведён в любую категорию, в соответствии с действующим законодательством.

На практике чаще всего территории, относящиеся к «запасным» находятся за пределами населённых пунктов, например, заброшенные сельскохозяйственные земли, которые не используются по причинам снижения плодородности. Также есть отдельная подкатегория – земли, которые ранее никогда никем не использовались.

Если говорить простым языком, к землям запаса относят те, что фактически не используются. На территории городов такие наделы практически не встречаются, так как свободные территории отсутствуют вовсе.

Инструкция по переводу

Изменение категорий производится практически идентично. Особенности изменения следствие предыдущей категории участка. Для земель запаса необходимо выполнить предварительное формирование участка. Что такое формирование участка?

  • Формирование участка требует участие кадастрового инженера, который зафиксирует границы земельного участка. Услуги инженеров оплачиваются лицом, имеющим допуск на оформление соответствующих документов.
  • Составление плана расположения на местности участка.
  • Внесение участка в кадастр.

Земли запаса подлежат государственному учету, но не имеют согласованных границ участков с другими владельцами. Местности, на которых не разрешено формирование участков:

  1. Территории, пересекающие границы городов, поселков и других населенных пунктов.
  2. К землям относятся находящиеся под охраной области с водными объектами, лесами и пр.

Сформированный участок не должен нарушать градостроительный регламент своими размерами и целевым использованием. Для изменения категории нужно подать заявление и собранные документы. ходатайства:

  • Сведения из кадастрового паспорта.
  • Сведения о категории (изначальной и желаемой).
  • Актуальные выписки из реестра, которыми удостоверяется отсутствие правообладателя, форма собственности, в которой находятся земли.
  • . Копия паспорта.
  • Копия паспорта представителя и доверенности.
  • Выписка из реестра, удостоверяющая отсутствие прав на участок.

Все собранные документы используются для проведения государственной экологической экспертизы. В большинстве случаев земли запаса не существовали как земельные участки, поэтому изменять категорию не нужно. Они получают свою начальную категорию решением в виде акта перед обозначением границ участков.

Правовое регулирование

Понятие земель запаса определено в Земельном кодексе РФ, а именно в статье 103. Данный правовой акт также содержит иные ситуации, касающиеся этого вопроса. Так, например, в статье 45 перечисляются ситуации, когда у собственника может быть изъята территория, в том числе для причисления ее к землям запаса.

Стоит рассмотреть ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Данный акт определяет порядок изменения категории таких наделов для последующего их использования, так как до реализации такой процедуры — это будет невозможно.

Ссылка на документ:

Ссылка на документ: «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»

Правовой режим земель запаса

К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные для использования гражданам или юридическим лицам, за исключением земельного фонда перераспределения, формируемого в соответствии со ст. 80 ЗК РФ (ст. 103 ЗК РФ).

Землями запаса считаются все государственные или муниципальные земли, не предоставленные в собственность, владение, пользование или аренду конкретным субъектам, а также земельные участки (и земельные доли), выкупленные у собственников органами государственной власти или местного самоуправления.

К ним также относятся земли, право собственности, владения и пользования которыми прекращено по решению судов, компетентных государственных органов или органов местного самоуправления, при добровольном отказе, истечении срока предоставления и изъятии за нарушение земельного законодательства.

В случае отказа сельскохозяйственной коммерче­ской организации от использования невостребованных земельных долей они также временно переходят в категорию земель запаса.

Земли запаса — это самостоятельная категория земель в едином земельном фонде Российской Федерации. В основном это свободные или неосвоенные земли, т. е. не включенные в хозяйственную эксплуатацию.

Они служат резервом для предоставления участков для различных государственных, муниципальных, общественных, личных и иных нужд.

Это означает, что предоставление земель запаса в собственность или постоянное пользование гражданам и юридическим лицам влечет их переход в другие категории в зависимости от цели предоставления.

По площади эта категория земель занимает третье место, уступая лишь землям сельскохозяйственного назначения и государственного лесного фонда, и составляет 6,4% земельного фонда страны. Однако расположены они прежде всего в необжитых районах с тундровыми почвами Крайнего Севера, Дальнего Востока и Алтая.

Что касается хозяйственно-развитых районов страны, то здесь площадь земель данной категории весьма незначительна. В зависимости от вида собственности на землю, земельный запас может быть федерального, ре­гионального и местного значения. Земли запаса находятся в непрерывной динамике.

Они могут пополняться за счет изъятия у собственников и землепользователей в порядке, установленном законодательством, за счет возврата земель в связи с истечением срока пользования, минования надобности в них или добровольного отказа.

В то же время они постоянно уменьшаются на число земель запаса, распространяя на них режим свободного хозяйственного оборота.

Управление землями запаса практически сводится к осуществлению функции распределения их, т. е. предоставления конкретным субъектам, и охраны.

Земельные участки из состава земель запаса могут передаваться в собственность, постоянное пользование, аренду, временное пользование теми исполнительными органами власти или органами местного самоуправления, в ведении которых они находятся, независимо от размеров и целевого назначения предоставленных земель, за исключением следующих случаев:

1) земельные участки для ведения крестьянских (фермерских) хозяйств предоставляются администрацией соответствующего района независимо от того, где они расположены;

2) земельные участки для строительства объектов областного, краевого, республиканского, регионального и межрегионального значения предоставляются соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ.

Земли запаса являются государственной (или муниципальной) собственностью, поэтому все мероприятия по их охране, улучшению, выявлению новых территорий для сельскохозяйственного и иного народнохозяйственного освоения, отвода участков в натуре; проведение топографо-геодезических, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий осуществляются за счет средств бюджета.

Использование земель запаса осуществляется в порядке распределения их для государственных, муниципальных, общественных, личных и иных нужд.

Земли запаса, включенные в фонд перераспределения, предоставляются гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, животноводства, дачного и индивидуального жилищного строительства.

В этих случаях земельные участки могут предоставляться в собственность граждан в установленном порядке бесплатно или за плату в пределах установленных норм. Они могут передаваться также по решению местной администрации в аренду для использования в тех же целях.

Часть земель запаса используется гражданами или их объединениями в качестве огородов, для сенокошения и для выпаса скота. В таких случаях земельные участки передаются в краткосрочную аренду (до 5 лет) или в безвозмездное срочное пользование (до 1 года). По истечении указанного срока участки возвращаются в состав запаса.

Земли запаса, не пригодные для сельскохозяйственного использования, могут передаваться предприятиям, организациям, учреждениям в аренду или безвозмездное срочное пользование для различных нужд.

Невостребованные участки земли остаются в составе запаса в качестве резервной территории.

Законодательством Российской Федерации предусматривается как включение в земли запаса различных видов и категорий земель, так и их использование.

В соответствии с Положением о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными про­мышленными отходами и радиоактивными веществами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 555, земли, вы­веденные из хозяйственного оборота в результате консервации, могут пе­реводиться в земельный запас .

На основании Постановления Совета Министров — Правительства РФ от 12 июля 1993 г. № 659 об утверждении Положения о порядке проведения инвентаризации земель после проведения соответствующей инвентаризации устанавливаются возможность и условия, в частности, передачи неиспользуемых земель в состав земель запаса.

За счет земель запаса может создаваться целевой земельный фонд для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

По Указу Президента РФ «Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы» от 16 апреля 1996 г.

№ 564 и Постановлению Правительства РФ об утверждении Положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования от 8 июня 1996 г.

№ 667 это фонд создается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по представлению органов земельного кадастра и на основе предложений казачьих обществ.

За счет земель запаса создается земельный фонд для расселения беженцев и вынужденных переселенцев.

Согласно Постановлению Правительства РФ об утверждении Положения о порядке формирования целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев и режиме его использования от 14 марта 1995 г.

№ 249 этот фонд создается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для жилищного строительства (как правило, вблизи городов, поселков и сельских поселений), организации личного подсобного хозяйства, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов.

Из этого же целевого земельного фонда могут выделяться участки со­гласно Указу Президента РФ «О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам, вы­езжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 2 февраля 1996 г. № 135.

В настоящее время готовится законопроект о резервировании земель для строительства.

Земли запаса как особый раздел законодательства

Земли запаса предоставляются на правах

В малоосвоенных регионах Российской Федерации, таких как Камчатка, Чукотка и другие, находится большое количество площадей, принадлежащих государству или муниципалитету.

В иных частях России тоже встречаются такие угодья, но в гораздо меньшем количестве. Эти участки называют земли запаса. Они не имеют отношения к физическим или юридическим лицам.

Эти владения не определены к какой-либо разновидности земель, не имеют целевого назначения и находятся в резерве.

Общее описание и правовые аспекты

В Земельном Кодексе Российской Федерации есть термин, что такое земля запаса. Пункт 1 статьи 103 дает описание данного юридического понятия. Говоря простыми словами, это площади, принадлежащие государству, не имеющие законных владельцев и не предназначенные для эксплуатации. Они являются резервными территориями.

Согласно правовому режиму, такие области не могут использоваться под строительство, промышленность, аграрные или сельские работы. При этом на таком пространстве разрешено проведение геодезических, кадастровых, землеустроительных и иных работ.

Участки, оставшиеся бесхозными, могут быть преобразованы в группу резервных территорий, если факт их бесхозности будет отражен в кадастровом паспорте. В таком случае они передаются муниципалитету и могут эксплуатироваться по его усмотрению.

Допускается добровольный отказ физических или юридических лиц от права собственности, пользования и распоряжения участками. Такое решение не зависит от причин, побудивших к отказу.

Для этого необходимо подать заявление в уполномоченное ведомство. Право собственности прекращается с момента государственной регистрации.

После этого обязанность по уплате соответствующих налогов ложится на муниципалитет.

А также в класс резерва преобразовывают области, подвергшиеся химическому или радиоактивному воздействию. Они переходят в разряд земель на консервации.

Эти наделы могут сохраняться за прежним собственником или перейти во владение государства.

При этом разрабатывается регламент землеустройства, где указывается срок консервации, процедуры по восстановлению, присваивается очередность и высчитывается стоимость.

Ответственность за очищение и улучшение таких территорий лежит на муниципальных органах власти. Они же и инициируют перевод участков в иную разновидность. Органы местного самоуправления имеют право поставить владения на кадастровый учет и впоследствии предоставить людям для ведения хозяйства или в других целях путем проведения аукциона или конкурса.

Назначение и виды

Вся площадь земель Российской Федерации по целевому назначению бывает:

  • сельскохозяйственные;
  • населенных пунктов;
  • промышленности;
  • обороны;
  • особо охраняемые;
  • лесного и водного фонда;
  • запаса.

По правовой принадлежности области существуют:

  1. Федеральные.
  2. Субъектов Федерации.
  3. Муниципальные.

В зависимости от принадлежности, решения о пользовании наделами принимается уполномоченными ведомствами. Так, по Федеральной собственности решения принимаются Правительством РФ, по собственности субъектов – исполнительной властью субъектов, по муниципальным делянкам – местной администрацией.

В обязанность уполномоченных властей включена инвентаризация, постановка в государственный реестр учета прав на недвижимое имущество и последующее предоставление нуждающимся с целью ведения личного хозяйства или иного пользования. Наделы могут предоставляться бесплатно или продаваться по установленной цене. А также на них могут быть заключены договора аренды с последующим выкупом.

Резервные территории можно разделить на две группы:

  1. Не используемые гражданами или юридическими лицами.
  2. Составляющие специальный фонд.

При этом к ним не относятся территории фонда перераспределения. В состав спецфонда входят области, которые эксплуатируются:

  • нерационально;
  • не по целевому назначению;
  • с нарушениями законодательства.

Помимо этого, к ним относятся:

  • выбывшие из оборота сельскохозяйственные угодья;
  • лесной фонд, не покрытый лесом.

Вышеперечисленные области нельзя использовать до момента перевода в другую категорию земель.

В качестве исключения на таких местностях допускается сбор ягод, рыбалка, прогон скота, заготовка сухостоя и другие случаи пользования гражданами природных ресурсов для личного применения, без получения дохода.

Категории и процесс перевода

Для использования земель запаса они должны быть переведены в какую-либо другую категорию. При этом каждой группе соответствует определенный вид. Федеральным законом утвержден классификатор видов разрешенного использования (ВРИ).

№НаименованиеВРИ
1СельскохозяйственныеЛесные насаждения, водные объекты, дороги, коммуникации и постройки аграрного и сельского значения
2Населенных пунктовИЖС
3ПромышленныеВозведение производственных объектов и хозяйствование предприятий
4ОхраняемыеЗаповедники и заказники
5Водного и лесного фондовЛесное хозяйство и водные объекты

Необходимость преобразования может возникнуть, например, в случае недостаточного количества местности под строительство в населенных пунктах при их расширении.

Разрешить изменение вида пользования могут только органы местного самоуправления.

Процедуру преобразования инициирует заинтересованное лицо, которое самостоятельно обращается в администрацию с ходатайством. В нём указываются следующие сведения:

  1. Номер, присвоенный Росреестром.
  2. Нынешняя и желаемая группа земель.
  3. Аргументированная причина перевода.

При изменении предназначения местности соблюдается множество нюансов и проводится тщательное её изучение.

Вместе с ходатайством предоставляется пакет документов:

  1. Документы, удостоверяющие личность заявителя.
  2. Заявление о переводе в другую категорию.
  3. Выписка, подтверждающая, что необходимая зона принадлежит к резервному фонду.
  4. Выписка, подтверждающая, что участок не имеет владельца.
  5. Заключение государственной экологической экспертизы.

Процесс перевода длителен, и зачастую гражданину требуется помощь квалифицированного юриста. В случае несоответствия пакета документов правовым нормам заявителю могут отказать в рассмотрении заявления.

А также поводом может послужить не соответствующий нормам закона статус заявителя. Отказ готовится в течение 30 дней с подачи заявления и оформляется соответствующим актом.

При получении отказа заявитель имеет право обжаловать решение администрации в судебном порядке.

При положительном решении органы местного самоуправления также готовят акт, в котором указывают:

  1. Причину изменения группы.
  2. Границы, площадь и номер участка, согласно государственному реестру.
  3. Наименование присвоенного назначения.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» необходимо проведение кадастрового учета при изменении категории земель.

Заявитель обращается в кадастровую палату для изменений сведений об участке. После этого он может эксплуатировать владение согласно целевому предопределению, без каких-либо дополнительных разрешений. При этом у человека возникает обязанность по уплате соответствующих налогов и по сохранности полученной делянки.

Незаконное или нецелевое использование

В ЗК РФ к незаконной эксплуатации относят следующие действия:

  • строительство на неразрешенной местности;
  • неразрешенное выращивание сельскохозяйственных растений;
  • незаконная добыча и пользование недрами;
  • повреждение водных объектов.

При установлении фактов незаконной эксплуатации муниципальных владений нарушители привлекаются к административной ответственности, а нанесенный им ущерб не возмещается государством. Это означает, что если человек, к примеру, построил дом без соответствующего разрешения, то дом будет снесен, а человек не получит никакой компенсации.

К нецелевой эксплуатации относится любое нарушение категории и вида разрешенного использования. Нарушения бывают очевидными, например, сооружение коммерческих конструкций на местности, уготованной для ИЖС, или возведение промышленных предприятий на сельскохозяйственных наделах.

Но встречаются и неоднозначные ситуации. Например, местность узаконена под ИЖС, а там размещены коммуникации или дороги. Для разрешения спорных ситуаций следует обратиться в компетентные ведомства.

За нецелевую эксплуатацию предусмотрена административная ответственность в форме штрафа, который исчисляется исходя из кадастровой стоимости надела.

Нарушения выявляются в ходе плановых проверок или профилактических мероприятий, проводимых компетентными ведомствами. Уполномоченное лицо осматривает область и составляет акт о выявлении правонарушений или отсутствии таковых.

При обнаружении нарушений эксплуатации надела выносится постановление о привлечении к административной ответственности виновных лиц. В течение 10 дней с момента получения постановление может быть обжаловано в судебном порядке.

Правила охраны

Все земли, в том числе и невостребованные, находятся под охраной государства. Охрана резервов заключается:

  • в предотвращении негативного воздействия или загрязнения;
  • в улучшении состояния;
  • в восстановлении почв.

Особенности оценки состояния наделов закреплены в законодательстве Российской Федерации.

Для поддержания благоприятной экологической обстановки не только государство, но и собственники должны заботиться о своих пределах:

  1. Защищать от сорняков.
  2. Не допускать эрозию почв.
  3. Ликвидировать загрязнения.
  4. Сохранять уровень плодородия.

При невыполнении или ненадлежащем выполнении обязательств по сохранению владений к землевладельцу применяется мера административной ответственности в форме штрафа.

Разрешение спорных моментов

При возникновении спорных ситуаций лучше обратиться за помощью к квалифицированному юристу. А также при разногласиях с местной администрацией можно обратиться в суд.

Помимо ЗК РФ, такие вопросы регулируются Конституцией РФ, Федеральным законом от 21.12.2004 №172-ФЗ и другими подзаконными актами.

При загрязнении почвы радиоактивными или химическими отходами без вины землевладельца можно через суд добиться получения компенсации расходов и возмещения стоимости делянки.

Земля запаса – особенная резервная территория, которая не может эксплуатироваться или передаваться в собственность граждан до перемены целевого назначения. После смены вида разрешенного использования они могут эксплуатироваться по целевому предназначению.

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/ogranicheniya-po-ispolzovaniyu/zemli-zapasa.html

Порядок предоставления права на перевод и использование земли запаса: форма собственности такого имущества

Земли запаса предоставляются на правах

В нашей стране существует определенная форма собственности, в которой находится большинство земли в районе каждого населенного пункта. Такие участки называются землей запаса. Она не может подвергаться воздействию граждан страны. Однако существует возможность использования земель запаса, если это сопровождается острой необходимостью.

Законодательный уровень

Поскольку форма собственности, в которой находятся земли запаса, относится к особой категории земельных участков, существует отдельный законопроект, регулирующий законодательные особенности такого имущества.

Подробный регламент в отношении такой недвижимости можно изучить в 103 статье Земельного кодекса РФ. Также весомую роль играет ФЗ «О переводе земли из одной категории в другую». Плюс ко всему, в некоторых субъектах государства можно столкнуться с законодательством уровня субъекта.

Согласно 103 статье Земельного кодекса, можно выделить участки, которые могут стать землей запаса:

  • Неиспользуемые территории, предназначавшиеся для работы в сельскохозяйственной сфере.
  • С/Х угодья, которые не нуждаются в вводе в эксплуатацию. В течение этого времени они находятся в реестре такого имущества.
  • Территории, находящиеся в распоряжении лесного фонда.
  • Участки, на которых расположены природные водоемы.

В целом к землям запаса относятся земли, находящиеся вокруг всех населенных пунктов. Большинство этих участков относится к особой категории формы собственности.

Землями запаса распоряжается уполномоченный государственный орган. Какой именно зависит от степени подчиненности недвижимости какому-либо уровню собственности. Всего предоставляется три возможных вида такого имущества:

  1. Федеральные территории. Это места, на которых расположены объекты федерального уровня важности. Распоряжаются таким имуществом только высшие государственные органы.
  2. Региональная собственность.
  3. Земля муниципального уровня.

Эксплуатация земли запаса допускается только при повышенной необходимости. Однако сначала нужно перевести участок в соответствующую категорию имущества.

Использование подобных участков

При получении права использования такого имущества необходимо соблюдать все установленные правила. Таким образом, существует три условия, позволяющих использовать землю без перевода в другую категорию собственности. Такое возможно, если:

  1. Территория не расположена в диапазоне закрытых образований. Объекты, расположенные на ней, можно использовать в своих интересах.
  2. Участок используется для охоты и прогона скота к пастбищу.
  3. Если на участке организован сбор сухостоя, то можно не переводить его в другую категорию. Однако запрещено использовать сухостой с целью извлечения денежной прибыли.

В любом другом случае необходимо переводить участок из одной категории собственности в другую.

Перевод земельного участка из запаса в другую категорию допускается в исключительных случаях при возникновении острой необходимости. К таким случаям относятся:

  1. Необходимо реализовать территорию с особой защитой, после будет создан природный парк или заповедник.
  2. Нужно изменить существующую территорию границ субъектов страны.
  3. Требуется консервация земельного участка в связи с его износом.
  4. Планируется строительство элементов инфраструктуры или другого полезного назначения для общества.
  5. Поднятие уровня безопасности государства засчет строительства новых военных баз.
  6. Открытие нового месторождения полезного ископаемого.

Изменение формы собственности

Процедура перевода земли запаса в эксплуатацию регулируется упомянутым до этого федеральным законом. Законный алгоритм использования земель запаса выглядит следующим образом:

  1. Первым делом подается ходатайство об изменении категории определенных земель.
  2. При заинтересованности государственного органа необходимо собрать все необходимые документы, которые подтверждают законность просьбы об использовании имущества.
  3. После этого уполномоченные лица занимаются проверкой всех фактов. Если в ее ходе не было выявлено нарушений, то перевод участка в другую категорию одобряется.

Если было принято положительное решение, то необходимо сразу составить Постановление уполномоченного органа, которое подтверждает закрепление новой категории за имуществом.

Отказать могут в следующих случаях:

  1. Гражданин признан ненадлежащим лицом для подобной просьбы.
  2. Перечень поданных документов неполный или нарушает какие-либо законные нормы.

Если заявитель не согласен с решением уполномоченной организации, он может обжаловать решение в суде.

Многие считают, что перевод земли запаса в другую категорию и ввод ее в эксплуатацию невозможен. Однако если подойти к процессу с умом, изучить все нормативные акты, то можно получить возможность задействовать определенный участок в производстве.

Источник: https://chebo.pro/pravo/kak-predostavlyaetsya-pravo-na-ispolzovanie-zemli-zapasa.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.