Земли запаса рф

Земли запаса

Земли запаса рф
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Земельное право » Категории земель » Земли запаса

К землям запаса относятся земли, которые находятся в собственности государства или муниципалитета и не предоставляются в пользование гражданам и юридическим лицам, кроме отдельных участков, находящихся в фонде по перераспределению земель.

Понятие земель запаса четко определено в действующем Земельном кодексе РФ. Согласно данному нормативно-правовому акту к подобной категории относятся земли, которые находятся в собственности государства или отдельных муниципальных органов.

Земли запаса ни в коем случае не должны быть предоставлены в пользование гражданам и юридическим лицам, кроме отдельных участков, находящихся в фонде по перераспределению земель. Подобный фонд, в который входят земли запаса, формируется в соответствии с нормами земельного законодательства. Фонд формируется из участков, которые относятся к категории сельскохозяйственного назначения.

Соответственно, состав земель запаса представлен следующими участками:

  • земли, не находящиеся в пользовании граждан и юридических лиц;
  • земли, состоящие в специальном фонде.

В свою очередь, в земли запаса, которые составляют фонд, входят земельные участки, приобретенные государством, отдельными субъектами государства и муниципальными органами на основаниях, установленных законодательством.

Исключение составляют только участки, которые перешли в собственность Российской Федерации путем проведения процедуры изъятия.

Земли запаса могут быть использованы для удовлетворения следующих целей государства:

  • чтобы обеспечить сельскохозяйственное производство;
  • чтобы создавать и впоследствии расширять фермерские и крестьянские хозяйства;
  • чтобы вести на участках подсобное хозяйство;
  • чтобы вести садоводство;
  • чтобы вести животноводство;
  • для сенокоса;
  • чтобы выпасти скот.

Нужна помощь юриста по земельным делам?

Правовой режим запаса. Правила осуществления перевода земель запаса в иную категорию земель, а также последующее использование таких земель

Использование, выделение и оценка земель запаса осуществляется на основании нормативно-правовых актов федерального уровня, в частности, соответствующего закона и Земельного кодекса России.

На законодательном уровне отдельно определены особенности правового регулирования перевода земель запаса из целевой категории в другую.

Перевод земельный участков в другую категорию допускается только в отдельных исключительных случаях, которые устанавливаются на уровне федерального или регионального законодательства. В соответствии с федеральным законодательством к данным исключительным случаям относятся следующие:

  • необходимость проведения консервации земель;
  • необходимость в создании особых охраняемых территорий. В соответствии с данным отнесением требуется перевод земель в природоохранное, историко-культурное или рекреационное назначение;
  • необходимость установления или изменения установленных границ существующих населенных пунктов;
  • при необходимости разместить на данных землях объекты промышленности, если их кадастровая стоимость не превышает установленный средний уровень;
  • при необходимости перевести земли сельскохозяйственного назначения с непригодной почвой в земли иной категории, к примеру, в земли лесного фонда;
  • при необходимости осуществить строительство дорог, линий коммуникаций, которые требуются для нормальной жизнедеятельности проживающих в данном районе граждан и землепользователей.
  • чтобы обеспечить государственные нужды, направленные на установление и поддержание обороны государства;
  • при необходимости разместить на участке объекты социально-культурного и бытового значения;
  • для добычи полезных ископаемых;

Отдельно стоит отметить, что перевод земель из одной категории в другую допускается, при этом кадастровая стоимость данного объекта недвижимости повышается на один уровень.

Незаконное использование земель запаса

В Земельном кодексе России незаконное использование земель запаса урегулировано общими положениями о нарушениях прав на пользование участками. В частности, к незаконному использованию земель, могут относиться следующие виды нарушений:

  • самовольное занятие участков;
  • уничтожение расположенных на участках знаков;
  • пользование недрами, расположенными под землей, без получения на это специальной лицензии;
  • самовольная застройка участка;
  • повреждение объектов водоснабжения;
  • повреждение прудов, озер и рек, располагающихся на участке;
  • незаконная добыча янтаря на участке;

Правила охраны земель запаса

Участок земли, вне зависимости от того, в какую целевую категорию он входит, всегда охраняется государством. Все нормативно-правовые акты рассматривают землю в качестве основы для нормальной жизнедеятельности граждан, проживающих на определенной территории.

При использовании земель в обязательном порядке должны соблюдаться следующие условия:

  • требуется обеспечивать сохранение экологического состояния участка;
  • требуется обеспечивать и следить за способностью земли быть средством производства;
  • требуется использовать участка в производственной и любой другой хозяйственной деятельности.

На законодательном уровне выделяется определенные цели, в соответствии с которыми на территории Российской Федерации осуществляется охрана земель запаса:

  • предотвращение деградации и загрязнения земель;
  • предотвращение любого другого негативного воздействия на участок;
  • улучшение состояния участка;
  • восстановление участка.

Чтобы обеспечить охрану земель, каждый собственник участка должен выполнять следующие виды работ:

  • обеспечивать охрану почвы;
  • обеспечивать защиту почвы от водной или ветровой эрозии;
  • обеспечить защиту участка от зарастания деревьями и сорными травами;
  • при необходимости ликвидировать все загрязнения;
  • сохранять мелиорацию земель;
  • проводить рекультивацию земель;
  • обеспечивать сохранение уровня плодородия почв.

Чтобы оценить состояние земель, на законодательном уровне устанавливаются определенные нормативы.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/kategorii-zemel/zemli-zapasa.html

В каком случае допускается использование земель запаса

Земли запаса рф

Земли запаса – это территории, принадлежащие государству, которые не используются и находятся в резерве. У них нет реального собственника в лице человека или организации. Определение термина регламентировано ст. 103 ЗК РФ. Особенности подобных участков представлены в таблице:

ОсобенностьПояснение
1.Обязательная регистрацияЗемли запаса подлежат обязательной регистрации. Каждый участок имеет собственный кадастровый номер, и в отношении него изданы сопутствующие документы.
2.Отсутствие владельцаЕдиноличным собственником является государство.
3.Отсутствие четко согласованных границВ отличие от других типов участков, земли запаса не подлежат обязательной процедуре межевания для установления четких границ.
4.Неподчинение градостроительному регламентуВ отношении земель запаса не действуют правила использования участков по назначению их ст. 36 ГрК РФ.
5.Отсутствие определенной категорииУчасткам присваивается категория, которая устанавливает правила их использования. В отношении земель запаса такого не делается, соответственно, наделы могут быть переведены в любой тип.

Землями запаса являются территории, выведенные из оборота или изначально не использующиеся, которые находятся за пределами населенных пунктов. Например, это:

  • наделы сельхозназначения, которые временно не используются из-за уменьшения плодородия (чаще всего речь идет о вытоптанных полях для выгула скота, которым требуется несколько лет на восстановление);
  • территории, принадлежащие к категории сельскохозяйственных земель, которые не используются из-за отсутствия в них необходимости;
  • участки, входящие в лесные фонды или другие территории с деревьями и кустарниками, которые на данный момент нельзя использовать по различным причинам и т.д.

Состав земель запаса

Понятие земель запаса четко определено в действующем Земельном кодексе РФ. Согласно данному нормативно-правовому акту к подобной категории относятся земли, которые находятся в собственности государства или отдельных муниципальных органов.

Земли запаса ни в коем случае не должны быть предоставлены в пользование гражданам и юридическим лицам, кроме отдельных участков, находящихся в фонде по перераспределению земель. Подобный фонд, в который входят земли запаса, формируется в соответствии с нормами земельного законодательства. Фонд формируется из участков, которые относятся к категории сельскохозяйственного назначения.

Соответственно, состав земель запаса представлен следующими участками:

  • земли, не находящиеся в пользовании граждан и юридических лиц;
  • земли, состоящие в специальном фонде.

В свою очередь, в земли запаса, которые составляют фонд, входят земельные участки, приобретенные государством, отдельными субъектами государства и муниципальными органами на основаниях, установленных законодательством.

Исключение составляют только участки, которые перешли в собственность Российской Федерации путем проведения процедуры изъятия.

Земли запаса могут быть использованы для удовлетворения следующих целей государства:

  • чтобы обеспечить сельскохозяйственное производство;
  • чтобы создавать и впоследствии расширять фермерские и крестьянские хозяйства;
  • чтобы вести на участках подсобное хозяйство;
  • чтобы вести садоводство;
  • чтобы вести животноводство;
  • для сенокоса;
  • чтобы выпасти скот.

Как используются земли запаса

Условия использования земель запаса зафиксированы на уровне федерального законодательства. Ресурсами подобных участков можно пользоваться:

  • без смены назначения;
  • с обязательным изменением.

Использование без изменения назначения

Пользоваться землями запаса без изменения их категории могут только физические лица. Организациям и компаниями это недоступно. Граждане вправе:

  1. Пользоваться природным объектами.
    Например, заниматься собирательством, рыболовством (кроме случаев, когда водный объект является заповедником, или ловля конкретного виды рыбы запрещена).
  2. Собирать сухие ветки без ущерба для растущих деревьев.
    Сухостой можно использовать только в собственных нуждах для отопления жилья или хозяйственных построек.
  3. Охотиться.
    При наличии лицензии на оружие и разрешении от Министерства лесного и охотничьего.
  4. Прогонять домашний скот.
    Важно заметить, что разрешен именно проход скота. Например, если стадо коров пройдет по участку, то никаких санкций не будет, однако если оно будет выпущено для выпаса, то их хозяин будет привлечен к ответственности (поскольку выпас вредит плодородности земель).

Также на землях запаса можно проводить:

  • кадастровые и геодезические работы;
  • исследования земли на предмет поиска возможных залежей полезных ископаемых;
  • научно-исследовательские работы;
  • обучение.

Обязательная смена категории

Изменить назначение территории, относящейся к землям запаса, может государство и частные организации (в заявительном порядке). Участки резерва могут быть переквалифицированы:

  1. В заповедники.
    Перевод выполняется государством. На территории могут создаваться парки, водоохранные зоны и т.д. Процедура перевода требует утверждения порядка использования.
  2. В производственную зону.
    Требуется смена назначения на промышленное. Процесс может инициироваться как правительством для создания государственных предприятий, так и юридическими лицами для создания частных промышленных организаций. Законодательством не регламентированы виды производств, которые можно разместить на землях запаса после изменения назначения. Все моменты рассматриваются в индивидуальном порядке. Единственное условие: территория обязательно должна располагаться за пределами населенных пунктов.
  3. В жилую зону.
    Смена выполняется государством для расширения территории населенных пунктов. Алгоритм оформления: изменение категории участка, присоединение территории к муниципальному образованию, выделение территории под индивидуальное жилищное строительство для частных лиц или под возведение многоквартирных домов для организаций-застройщиков.
  4. В сельскохозяйственные земли.
    Изменение может проводиться как государством, так и частыми организациями. После переквалификации на территории можно заниматься фермерством. При этом законами не запрещено возводить здания и постройки, необходимые для ведения сельского хозяйства.
  5. В военные территории.
    Инициируется только государством. После изменения категории земля передается в пользование вооруженным силам РФ.

Изменение категории земель

Способ изменения категории нормирован законом и описан нормативными документами. Согласно которым существует определенный порядок действий:

  • Определение органа, решающего вопрос о целевом изменении использования участка.
  • Подготовка ходатайства и сбор документов.
  • Оформление права собственности, учитывающее основное целевое назначение территории.

Законодательство часто изменялось, из-за чего возникает путаница и недостаток данных. При нехватке кадастровых данных их берут из документов, удостоверяющих право собственности. Вопрос о категории участка инициируется владельцами, а решение о присвоении категории принимают органы власти.

Если необходимых сведений не дает акт на землю, свидетельство и кадастр, то цели использования земель определяет местный совет.
Изменения в кадастре производятся бесплатно, а за поправки в реестре вносится пошлина.

Полномочия в присвоении и изменении категории государственным землям Москвы и Петербурга, изменение границ участков принадлежат Федеральному Правительству.

В иных случаях использование земель запаса, их перевод в другую категорию регламентируется муниципальными или региональными властями. Региональные власти могут передать права на муниципальный уровень.

ВНИМАНИЕ! Переводом участков относящихся к районным или городским территориям, другим населенным пунктам занимается местная власть, если земли находились в их пределах до 05.01.2005.

Следует отметить, что изменения относительно поселковых, внутригородских участков проводится решением местных органов власти. Землями распоряжается муниципалитет. Владельцы и собственники участков не участвуют в решении вопроса.

Правила относятся к регионам, где земли не разделены между федеральными и региональными властями. Если разделение существует, то неиспользуемые земли находятся в распоряжении соответственного органа власти.

Ответственность за незаконное использование

За нарушение правил использования земель запаса предусмотрена ответственность. Возможные санкции представлены в таблице:

Вид ответственностиНарушенияСанкции
Административная, согласно ст. 7.1. КоАП РФСамовольное занятие территории.Денежное взыскание в размере:

  • 1-1.5% кадастровой стоимости, но не менее 5 тыс. руб. – для физических лиц;
  • 1.5-2% кадастровой стоимости, но не менее 20 тыс. руб. – для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • 2-3% кадастровой стоимости, но не менее 100 тыс. руб. – для организаций.

Если кадастровая стоимость участка, в отношении которого было совершено нарушение, не определена, то используются следующие штрафы:

  • 5-10 тыс. руб. – для граждан;
  • 20-50 тыс. руб. – для должностных лиц;
  • 100-200 тыс. руб. – для организаций.
Уголовная, согласно ст. 254 УК РФНарушением считается действие, которое привело к порче земли. Это может быть:

  • отравление;
  • загрязнение;
  • вырубка лесов и т.д.
Возможно применение одной из следующих мер:

  • штраф на сумму до 200 тыс. руб.;
  • штраф на сумму дохода за период до 18 мес.;
  • дисквалификация и лишение права работать на определенных должностях на срок до 3 лет;
  • обязательные работы на период до 480 часов;
  • исправительные работы на срок до 2 лет.

Если нарушение совершено на территориях, где введено экологическое бедствие или чрезвычайное положение, то используются следующие меры:

  • принудительные работы на период до 2 лет;
  • ограничение или лишение свободы на срок в 2 года.

ВАЖНО:

Несмотря на то, что в ст. 7.1. КоАП прописана ответственность за самовольный захват, меры наказания из документа применяются и в отношении других нарушений, которые не повлекли за собой большой ущерб.

Как происходит перевод

Для перевода земель запаса в целевую категорию необходимо составить ходатайство. В нем заполняется следующая информация:

  1. Кадастровый номер выбранного земельного участка.
  2. Текущая категория земель запаса.
  3. Целевая категория, в которую предполагается перевод надела.
  4. Указание причин для перевода.

Еще по теме Какие документы нужны для страховки жизни

К ходатайству нужно дополнительно приложить пакет из нотариальных документов:

  • Заявление, в котором указано присвоение наделу земли новой (целевой) категории.
  • Документ, который подтверждает личность заявителя (паспорт).
  • Специальная выписка из государственного кадастра земель о постановке участка на учет в качестве земель запаса.
  • Выписка из гос. реестра, которая подтверждает отсутствие реальных собственников земли.
  • Заключение от государственной службы экологических экспертиз.

Однако в процессе рассмотрения документов может получить отказ. Это происходит по следующим причинам:

  1. Заявитель признан ненадлежащим лицом для проведения обращений по переводу категорий из земель запаса в целевые.
  2. Предоставленные заявителем документы или содержание этих бумаг не соответствует тем правовым нормам, которые закреплены в федеральном законе.

В случае оглашения положительного решения заявитель получает акт о присвоении земельному участку целевой категории. После этого будущий собственник угодий должен в течение 2 недель обратиться в ближайший орган кадастра, где будут внесены соответствующие изменения в сведениях о земельном участке.

Необходимо при получении акта проверить наличие следующих сведений:

  • Причины изменения категории земли.
  • Окончательная граница и размеры надела, а также его площадь и присвоенный ранее кадастровый номер.
  • Заполнен пункт по старой и новой категории земель.

Перевод категории земель запаса в полноценный участки для строительства и возделывания — это длительный и не простой процесс, который потребует терпения и знания законодательных актов. Но в результате у Вас появится возможность использовать пустующую землю по своему назначению.

Больше нюансов о переводе земель из одной категории в другую можно узнать здесь.

В итоге участок принесет пользу не только владельцу земли, но и государству. Благодаря постоянному обновлению списка земель запаса на территории Российской Федерации у любого гражданина есть возможность претендовать на выделение, а в дальнейшем полностью задействовать такие наделы при производстве и фермерском хозяйстве.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

Согласно общепринятому регламенту перевода территории из одной категории в другую, каждый из этих нюансов прописан в законе РФ.

Источник: https://xn--80abdgjyd4ar2a.xn--p1ai/zemlya/zemelnye-uchastki-iz-zemel-zapasa.html

Особенности регулирования земель запаса в Российской Федерации

Земли запаса рф

Земли запаса выделены в самостоятельный вид земель. Они представляют собой земли, которые находятся в муниципальном либо государственном владении и не являются предоставленными частным либо юридическим лицам.

Исключение составляют земли фонда перераспределения земель.

Этой разновидности земель не отводится конкретная цель использования, поэтому такие угодья играют роль резерва и при надобности пополняют земли других категорий.

Земли запаса — это земли, которые не предоставлены гражданам и юридическим лицам для какого-либо вида хозяйственного или иного использования на предусмотренных ЗК РФ правах, находящиеся в одной из форм публичной собственности на землю.

[1] В ходе процедуры разграничения государственной собственности на землю к числу федеральных земель могут быть отнесены земли запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности РФ.

Прежде ЗК 1991 г. к землям запаса относил все земли, не предоставленные в собственность, владение, пользование и аренду. Имелись в виду земли, не предоставленные в правообладание гражданам и юридическим лицам, поскольку они в действительности имели собственника в лице российского государства. [4]

Статья 103 Земельного кодекса РФ к землям запаса относит земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения, формируемого по правилам ст. 80 Земельного Кодекса.

[2] Так же стоит добавить, что использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию. Последнее в соответствии с Федеральным законом от 24.07.

2009 N 209-ФЗ с 1 апреля 2010 года можно будет дополнить словами “, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, и иных предусмотренных федеральными законами случаев».

Понятие земель запаса, сформулированное в ст. 103 Кодекса, содержит двусмысленную оговорку: «за исключением земель фонда перераспределения, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса». [2] И становится не вполне ясно, откуда исключается фонд перераспределения — из земель запаса или из земель, не предоставленных гражданам и юридическим лицам.

Согласно ст. 80 Кодекса фонд перераспределения земель формируется из земель сельскохозяйственного назначения, поступивших в этот фонд:

–        при добровольном отказе от земельного участка;

–        если нет наследников на земельный участок;

–        при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных законом.

Регулирование фонда перераспределения в самостоятельной статье Кодекса и исчерпывающий перечень оснований для его формирования только из земель сельскохозяйственного назначения свидетельствуют о самостоятельности фонда перераспределения земель как правовой категории, которую не следует отождествлять с землями запаса. Этот фонд имеет автономный правовой режим, определяющий, в частности, правила его использования.

В отличие от фонда перераспределения, который может использоваться только для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (ст. 78 Кодекса), использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию.

Земли запаса можно разделить на государственные и муниципальные. Государственные земли запаса, в свою очередь, можно и нужно подразделять на земли федерального запаса и земли запаса субъектов Федерации.

Такое подразделение объясняется фактом реального существования земель запаса на территориях, находящихся в ведении Российской Федерации, субъектов Федерации и даже на поселенческих территориях, отнесенных к ведению муниципальных образований. [3]

Земельные участки в составе земель запаса могут быть отнесены к собственности Российской Федерации в зависимости от определенных условий. Таких условий два:

–        расположение на земельных участках недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности;

–        расположение на земельных участках приватизированного недвижимого имущества, находившегося до его приватизации в собственности Российской Федерации.

Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов РФ возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав земель запаса в границах муниципальных образований, если на этих землях располагается:

–        недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов РФ;

–        приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов РФ.

Остальные земельные участки, включенные в состав земель запаса в границах муниципальных образований, относятся к муниципальной собственности, если на них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в государственной собственности.

Значительное количество земель запаса сосредоточено в отдаленных, мало освоенных районах Российской Федерации (на Дальнем Востоке, в Сибири и др.). Кроме того, земли запаса имеются также во всех районах европейской части России.

Для использования они могут переводиться во все предусмотренные земельным законодательством категории в целях развития разных отраслей экономики и предоставляться гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном земельным законодательством.

Как правило, земли запаса — это территории земельной поверхности, в силу каких-либо обстоятельств не использующиеся в хозяйственной деятельности.

Нахождение в запасе — это «время ожидания своего часа», которое наступит, когда обществу для его многоцелевых нужд станут необходимы свободные земли. Территориальное размещение земель запаса является переменной категорией.

Площадь земель запаса в силу различных оснований периодически уменьшается либо иногда возрастает.

Будучи временно невостребованными для хозяйственной деятельности либо гражданского оборота, земли запаса не могут считаться ничейными, бросовыми либо бесхозяйными.

У них имеется собственник — российское государство в целом либо отдельный субъект Федерации или муниципальное образование.

Это означает, что данные земли граждане и юридические лица не могут занимать без надлежащих правовых оснований, то есть самоуправно.

Между тем на практике земли запаса нередко используются временно, случайными пользователями, например гражданами, проживающими на соответствующей территории.

Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, имеющих государственную и муниципальную форму собственности, и использовать на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Для использования земель в целях прогона скота, охоты и некоторых иных нужд предоставления земельных участков конкретным гражданам и юридическим лицам не требуется. Местные органы обычно мирятся с этим, поскольку земельные участки не используются под капитальные сооружения.

Огороды же, которые на них традиционно располагаются, не создают у местных органов каких-либо хозяйственных проблем. Если земельный участок потребуется для государственных или муниципальных нужд, то он занимается без возмещения затрат нелегальным пользователям.

Фактическое занятие и использование земель по законодательству признается административным правонарушением и не может рассматриваться как основание для правообладания земельным участком.

Нарушители, помимо привлечения к установленным видам юридической ответственности, не приобретают право на возмещение затрат, произведенных в результате самовольного использования земель запаса (п. 2 ст.

76 Кодекса).

Земли запаса, являясь государственной или муниципальной собственностью, подлежат государственному земельному учету. Сведения о них заносятся в кадастровую документацию. С заявлением об их учете должны обращаться в государственные или муниципальные органы, в ведении которых находятся названные земли.

ФЗ от 21.12.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в ст.

13 предписывает: «Перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию».

Акт принимается Правительством РФ, исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления в течение определенного времени со дня поступления ходатайства о переводе земельного участка из одной категории в другую. Кроме того, в акте о переводе земель или земельных участков необходимо указать основания изменения категории земель. [1]

Земли запаса, как временно не используемые для хозяйственной деятельности участки сходны с землями, исключенными из хозяйственного оборота в целях их консервации. Положение о порядке консервации земель с изъятием их из оборота, утвержденное постановлением Правительства РФ от 02.10.2002г. N 830

Консервация применяется к землям, подвергшимся негативным (вредным) воздействиям, в результате которых происходит деградация земель и ухудшение экологической обстановки, а также загрязненных земель, использование которых приводит к негативному воздействию на здоровье человека, в том числе:

–        земель, подвергшихся водной и ветровой эрозии, воздействию селей, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, а также земель в районах Крайнего Севера, занятых оленьими пастбищами, с сильно нарушенным почвенно-растительным покровом;

–        земель, имеющих просадки поверхности вследствие использования недр или естественных геологических процессов;

–        земель, загрязненных радиоактивными веществами, нефтью и нефтепродуктами, тяжелыми металлами и другими токсичными химическими веществами, биологическими веществами и микроорганизмами свыше предельно допустимых концентраций вредных веществ (микроорганизмов), включая земли, на которых в результате радиоактивного, химического или биогенного загрязнения не обеспечивается производство продукции, соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с принятым решением об их консервации, сохраняются за собственниками земельных участков, землевладельцами, землепользователями и арендаторами земельных участков либо переводятся в земли запаса в случаях, установленных законодательством РФ. [3]

Статья 14 ЗК предусматривает одно из оснований перевода земельных участков в категорию земель запаса.

Так, земли, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям, подлежат ограничению в использовании, исключению из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации. На таких землях запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.

Земли запаса в юридической литературе часто называют неосвоенные земли, а также земли, которые перешли в государственную и муниципальную собственность при прекращении прав граждан и юридических лиц на землю.

Земли запаса могут использоваться для геодезических, геолого-съемочных, поисковых, кадастровых, землеустроительных и некоторых других исследований и изысканий. Также они могут быть использованы для нужд отгонного животноводства, например черные земли, т. е. земли, не покрываемые устойчивым снежным покровом и потому удобные для пастьбы скота в зимнее время.

За счет земель запаса создается земельный фонд для расселения беженцев и вынужденных переселенцев.

Формирование целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев проводится органами исполнительной власти субъектов РФ за счет фонда перераспределения земель, земель запаса, передачи земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также путем приобретения земельных участков и земельных долей, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, за счет средств федерального бюджета, выделяемых на осуществление миграционных программ.

Выявление необходимых земельных участков для дальнейшего предоставления их беженцам и вынужденным переселенцам производится с учетом, в частности: наличия площадей фонда перераспределения земель и земель запаса, пригодных для расселения и обустройства беженцев и вынужденных переселенцев; наличия свободных территорий в границах городов, поселков и сельских поселений. Площадь фонда определяется с учетом обеспечения максимально возможного числа беженцев и вынужденных переселенцев, желающих при поселении получить земельные участки для индивидуального жилищного строительства, организации личного подсобного хозяйства, крестьянских (фермерских) хозяйств.

Литература:

1.      Баразгова Р. С. — Целевое назначение и разрешенное использование земельных участков: содержание и соотношение понятий// Современное право, 2009, № 6

2.      Земельный кодекс Российской Федерации: ФЗ от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ с изменениями и дополнениями, в ступающими в силу с 23.08.2009 // Справочная правовая система «Консультант Плюс»

3.      Земельное право. Под ред. Боголюбова С.А//.2-е изд., перераб. и доп. — М.: 2008–400 с.

4.      Бобылев А. И. Земельное право: теория, законодательство, практика. Оренбург, 1995 г.

Основные термины(генерируются автоматически): земля запаса, земельный участок, земля, участок, муниципальная собственность, Российская Федерация, состав земель запаса, находившееся до, недвижимое имущество, приватизированное недвижимое имущество.

Источник: https://moluch.ru/conf/law/archive/141/7959/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.