Земля мкд

Содержание

Информация по вопросу оформления прав собственности на земельные участки, занимаемые многоквартирными домами

Земля мкд

Большинство москвичей стали собственниками своих квартир — либо приватизировали их, либо купили. Однако закон дает право не ограничивать свои владения квадратными метрами: в соответствии с Жилищным кодексом РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом.

На территории города Москвы в большинстве случаев земельные участки под многоквартирными домами не сформированы и не поставлены на государственный кадастровый учет. К настоящему времени поставлено на кадастровый учет 337 земельных участков, из них на 11 участков зарегистрировано право общей долевой собственности.

В случае, если участок уже сформирован, т.е. определены и утверждены его границы, и поставлен на кадастровый учет, представитель собственников вправе обратиться в федеральные органы исполнительной власти для оформления права собственности на землю.

Вначале необходимо заказать и получить в Управлении Роснедвижимости по городу Москве кадастровый паспорт земельного участка, а затем обратиться в Управление Росрегистрации по городу Москве для регистрации права общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома на земельный участок.

Если участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, лицо, уполномоченное общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, обращается в Комиссию по обеспечению реализации решений общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах при префектуре соответствующего административного округа города Москвы для получения заключения о соответствии решения о формировании земельного участка, принятого общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, требованиям законодательства. Заключение выдается в виде выписки из протокола Комиссии (1 рядок получения выписки в режиме «одного окна» определен постановлением Правительства Москвы от 29 апреля 2008 года № 333-ПП).

Получив заключение Комиссии, заявитель обращается с заявлением о формировании земельного участка в Департамент земельных ресурсов города Москвы или в его территориальные органы (форма заявления приведена в приложении к постановлению Правительства Москвы от 3 июля 2007 года № 569-ПП).

К заявлению о формировании земельного участка заявителем прикладываются (постановление Правительства Москвы от 27 июня 2006 года № 431-ПП «О передаче земельных участков на территории города Москвы в частную собственность»): — документ, удостоверяющий личность уполномоченного общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме представителя; — решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка;
— выписка из протокола Комиссии по обеспечению реализации решений общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах.

Кроме того, согласно постановлению Правительства Москвы от 3 июля 2007 года № 569-ПП, к такому заявлению должны быть приложены: 1. Схема распределения долей собственников помещений в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме. 2.

Копии уведомлений о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка в форме заочного ания. 3. Лист регистрации вручения уведомлений о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка в форме заочного ания. 4.

Письменные решения собственников помещений при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка в форме заочного ания решения. 5. Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка в форме заочного ания. 6.

Доверенности представителей собственников.

7. Документы, удостоверяющие личность заявителя.

После формирования земельного участка осуществляется его кадастровый учет.

С приобретением права собственности на земельный участок у собственников помещений в многоквартирном доме возникает обязательство по дополнительной плате — земельного налога (глава 31 НК РФ).

Размер земельного налога — от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей в год для каждого собственника помещений в многоквартирном доме — зависит от размера доли в общей долевой собственности на общее имущество, и от размера и местоположения участка.

Вопрос использования и распоряжения земельным участком после его оформления в собственность требует более подробного разъяснения.

В последнее время появились некие организации и коммерческие фирмы, активно пропагандирующие срочное оформление в собственность земельных участков под многоквартирными жилыми домами (при этом отдельные фирмы предлагают свои платные посреднические услуги).

В качестве главных аргументов необходимости срочного оформления права собственности на землю выдвигаются следующие.

Первый — возможность собственников земли застроить свой земельный участок «нужными и полезными для жителей объектами». По этому поводу необходимо отметить, что с приобретением права собственности на землю каких-либо специальных самостоятельных прав на застройку территории, в том числе на ее ограждение, у собственников не появляется.

В соответствии с действующим федеральным и городским законодательством любая градостроительная деятельность на территории возможна исключительно в рамках разрешенного использования, установленного городскими нормативными правовыми, актами.

Если собственники, многоквартирного дома захотят построить на своем участке какой-либо объект, то теоретически строительство будет возможно, но только В том случае, если размещение такого объекта предусмотрено утвержденными документами территориального планирования и соответствует, градостроительным регламентам.

Но при этом надо понимать, что участок, предназначенный по проекту планировки квартала для строительства капитального объекта, например, гаража, никак не может быть включен в территорию, предназначенную для эксплуатации дома.

Второй аргумент, который выдвигают агитаторы срочного оформления права собственности па землю — это лишение инвесторов возможности «захвата и застройки придомовой территории». По этому вопросу два замечания.

Во-первых, как было отмечено, на придомовой территории, сформированной и предназначенной для эксплуатации многоквартирного дома, строительство нового капитального объекта невозможно, так как при формировании участка исключается территория, предназначенная для строительства капитального объекта.

Что касается возможности строительства новых объектов внутри квартала вне территорий домовладений, то Правительством Москвы, в целях обеспечения благоприятных условий проживания горожан, приняты специальные меры, направленные на ограничение капитального строительства на застроенных территориях.

Создана Межведомственная комиссия по оценке соответствия размещения объекта капитального строительства на территории города Москвы техническим, градостроительным и иным регламентам.

В результате рассмотрения ранее принятых решений строительство некоторых объектов запрещено. Решения о размещении отдельных объектов на застроенных территориях принимаются только при наличии документации, прошедшей публичные слушания.

Источник: https://lianozovo.mos.ru/utilities/survey-projects/

Письмо Министерства экономического развития РФ от 23 сентября 2011 г. № Д23-1395 “Об оформлении прав на земельный участок, занятый многоквартирным домом”

Земля мкд

Справка

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости) рассмотрел Ваше обращение по вопросу оформления прав на земельный участок, занятый многоквартирным домом, и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем по вопросам, изложенным в обращении, полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г.

 № 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации” (далее – Закон № 189-ФЗ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. При этом в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Таким образом, Закон № 189-ФЗ связывает момент возникновения права общей долевой собственности на земельный участок с датой осуществления государственного кадастрового учета.

Вместе с тем в действующем законодательстве отсутствует четкое понятие “формирование земельного участка”.

Так, подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлен перечень работ по формированию земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставление которых осуществляется в целях строительства. Однако перечень работ по формированию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, действующим законодательством не установлен.

Кроме того, следует отметить, что требования к описанию местоположения границ земельных участков, установленные законодательством Российской Федерации до и после вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” (далее – Закон о кадастре) различались.

При этом согласно части 1 статьи 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет объектов недвижимости, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 Закона о кадастре особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о кадастре.

Вместе с тем при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ ранее учтенного земельного участка местоположение таких границ подлежит уточнению в порядке, установленном действующим законодательством.

Согласно пункту 2 статьи 23 Федерального закона от 21 июля 1997 г.

 № 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (далее – Закон о регистрации) государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.

Таким образом, право на общее имущество (в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества) возникает независимо от факта государственной регистрации права общей долевой собственности на такое имущество.

Учитывая положения статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 16 Закона № 189-ФЗ, статьи 23 Закона о регистрации, государственная регистрация права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме носит правоподтверждающий, а не правообразующий характер.

При этом согласно Инструкции об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставления информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества, утвержденной приказом Минюста России от 14 февраля 2007 г. № 29, сведения о государственной регистрации права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме включаются в свидетельство о государственной регистрации права, выдаваемое собственнику помещения в многоквартирном доме, посредством внесения в него описания объектов недвижимости, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, и указания размера доли в праве общей собственности на него.

Таким образом, по мнению Департамента недвижимости, в отношении ранее учтенного земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, независимо от наличия в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ такого земельного участка с даты его государственного кадастрового учета у собственников помещений возникает право общей долевой собственности.

При этом в отношении указанного земельного участка могут быть проведены кадастровые работы по уточнению местоположения его границ и (или) площади с последующим изменением соответствующих сведений государственного кадастра недвижимости в порядке государственного кадастрового учета изменений.

В этой связи необходимо отметить, что согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г.

 № 191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации” до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Учитывая Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 г.

 № 12-П “По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации”, частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А.

 Плеханова”, по мнению Департамента недвижимости, собственники помещений в многоквартирном доме могут выступать заказчиками кадастровых работ по уточнению местоположения границ и (или) площади ранее учтенного земельного участка, выполняемых в соответствии с утвержденными проектом планировки и проектом межевания.

Кроме того, согласно части 3 статьи 20 Закона о кадастре собственники помещений в многоквартирном доме вправе обратиться в орган кадастрового учета с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений, в связи с изменением описания местоположения границ ранее учтенного земельного участка.

Дополнительно считаем необходимым отметить, что в настоящее время ко второму чтению в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации дорабатывается проект федерального закона № 455471-5 “О внесении изменений в статьи 11.

2 и 36 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 16 Федерального закона “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации” (далее – законопроект), который предусматривает упрощение порядка образования земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.

Заместитель директораДепартамента недвижимости В.В. Абрамченко

Письмо Министерства экономического развития РФ от 23 сентября 2011 г. N Д23-1395 “Об оформлении прав на земельный участок, занятый многоквартирным домом”

Текст письма официально опубликован не был

Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимости и который сформирован до введения в действие ЖК РФ, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений.

Если участок не сформирован, собственники вправе обратиться в органы власти с заявлением о его формировании и проведении кадастровых работ. Право общей долевой собственности на земельный участок возникает с даты осуществления государственного кадастрового учета независимо от факта его госрегистрации.

В данном случае госрегистрация носит правоподтверждающий, а не правообразующий характер.

По мнению Минэкономразвития России, в отношении ранее учтенного земельного участка с даты его кадастрового учета у собственников помещений возникает право общей долевой собственности на него независимо от наличия в кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек его границ.

При этом могут быть проведены кадастровые работы по уточнению местоположения его границ и (или) площади с последующим изменением соответствующих сведений кадастра в порядке государственного кадастрового учета изменений.

Собственники помещений в многоквартирном доме могут выступать заказчиками кадастровых работ, выполняемых в соответствии с утвержденными проектами планировки и межевания.

Следует отметить, что в настоящее время ко II чтению в ГД ФС РФ дорабатывается законопроект об упрощении порядка образования земельного участка под многоквартирным домом.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12090154/

Кому принадлежит участок земли под многоквартирным домом

Земля мкд

Вопрос о том, кому принадлежит земля под многоквартирным домом, возникает на общих сборах жильцов, когда речь заходит о спорных ситуациях, участниками которых становятся как сами жильцы, так и сотрудники управляющих компаний. Многие считают, что земля под многоквартирным зданием является общественной собственностью граждан, живущих в данном строении, но это мнение считается верным лишь отчасти.

Нередко участок земли не оформляется так, как это необходимо делать с учетом законодательства. В таких случаях не совсем понятно, кому именно он принадлежит. По закону территория может передаваться в долевую собственность жильцов, но при проведении этой процедуры нужно помнить о важных нюансах и особенностях законодательства, которые подробно рассматриваются в данной статье.

Что представляет собой участок земли под МКД: правовые нормы

Согласно действующим ФЗ 188 и 189 от 29.12.

2004 года земельным участком под многоквартирным домом считается та территория, на которой стоит многоквартирный дом, а также ряд дополнительных объектов, требующихся для его полноценной эксплуатации и благоустройства.

К этому перечню обычно относят элементы озеленения, детские площадки, котельные и прочие объекты общественного назначения. Определение границ и площади такой территории контролируется соответствующими нормами земельных и градостроительных законов.

Важно! В ЖК РФ четко сказано, что в общественную долевую собственность может перейти только та территория МКД, которая прошла процедуру кадастрового регламента и оформлена надлежащим образом.

Переход территории в общую собственность осуществляется бесплатно с момента ее формирования, то есть сразу после введения здания в эксплуатацию при наличии всех необходимых документов.

Покупатель квартиры, являющийся ее владельцем, автоматически становится совладельцем придомового участка, если во время строительства не были допущены серьезные нарушения со стороны застройщика.

Наличие кадастрового номера у территории под МКД свидетельствует о том, что он уже принадлежит собственникам квартир.

В чем разница между новыми и старыми мкд

В Жилищном кодексе также отдельно оговаривается другой нюанс, касающийся года постройки многоквартирного дома.

Согласно правилам земля под домами, построенными до 2005 года, должна автоматически становиться общественной долевой собственностью всех жильцов квартир МКД.

Тем не менее любой человек, купивший вторичное жилье такого типа, должен самостоятельно проверить, входит ли территория под МКД в его собственность. Для проведения бесплатной передачи прав необходимо, чтобы:

  1. Территория под МКД была с четкими границами и имела кадастровый план, установленные органом самоуправления местного типа.
  2. Землеустроительные работы завершились до вступления в силу Жилищного кодекса РФ, то есть до 2005 года.
  3. Участок возле дома внесли в Росреестр.

При невыполнении всех условий, указанных выше, земля будет оставаться в собственности муниципалитета или государства, поскольку участок пока еще не сформирован. В этом случае жильцам придется приватизировать его самостоятельно.

Если речь идет о новом доме, который был введен в эксплуатацию после 2005 года, земля под таким МКД автоматически становится собственностью всех владельцев квартир.

Первичным владельцем всегда является застройщик, но после продажи квартиры право владения переходит к жильцу.

Как узнать, кто является владельцем территории под МКД

Иногда собственнику требуется получить точную информацию о том, кто становится собственником земельного участка, расположенного под многоквартирным домом.

Узнать это можно несколькими способами, но чаще всего жильцам рекомендуют подавать запрос в режиме онлайн на портале Росреестра. На этом ресурсе нужно выбрать раздел «Публичная кадастровая карта».

Там максимально подробно представлена территория конкретного города или поселка, которая поделена на секторы.

Помимо плана конкретного земельного участка, в этом разделе также можно посмотреть детальные данные, касающиеся принадлежности территории, расположенной под МКД.

По закону владельцы участка должны каждый год оплачивать налоговый взнос, по наличию которого тоже можно выяснить, является ли земля под домом приватизированной.

Если это действительно так, собственникам квартир в МКД обычно приходят отдельные квитанции для оплаты налога один раз в год.

Особенности получения собственниками прав на территорию под МКД

Любому человеку, который приобретает помещение в МКД, следует заранее узнавать, кто является собственником территории придомового типа.

Если права на владение участком сразу передаются собственнику, они автоматически станут приятным бонусом приобретения такого жилья.

С учетом действующего законодательства территория под МКД, который вводился в эксплуатацию до 2005 года, может принадлежать всем жильцам только при соблюдении ряда условий, описанных выше.

Важно! Нужно знать, что проведение приватизации придомовой территории может быть только тогда, если территория не находится в коллективной собственности у нескольких разных зданий. В такой ситуации проведение процедуры оформления права будет невозможно, и жильцам придется сформировать другой порядок действий.

Если эти требования не соблюдались, территория будет оставаться собственностью застройщика либо представителей муниципального образования.

Она не перейдет в распоряжение людей, живущих в многоквартирном доме, до того момента, пока они не решат приватизировать ее.

Эту возможность следует использовать, что в дальнейшем поможет избежать множества неприятных ситуаций, связанных с неправомерным использованием территории возле дома третьими лицами.

Как оформить территорию под МКД в собственность

Владелец любой квартиры может самостоятельно сделать личную долю в земельном участке под жилым домом своей частной собственностью.

Стоит учитывать, что эта процедура занимает много времени и является достаточно затратной в финансовом плане.

По этой причине разумнее объединить свои усилия с другими жильцами или обратиться за помощью к представителям муниципалитета. Процедуру лучше разделить на несколько важных этапов, которые включают:

  • организацию собрания всех владельцев квартир в МКД, опрос и сбор подписей, подтверждающих их согласие на проведение процедуры оформления прав на территорию под конкретным домом, включая выбор официального представителя;
  • подготовку и передачу заявления на формирование участка земли в госорганы;
  • запрос к кадастровому инженеру, который должен подготовить межевой план;
  • подготовку полного перечня документов для процедуры учета по кадастру и регистрации прав на собственность;
  • окончание процедуры по регистрации в Росреестре.

После того как сведения о территории под домом будут внесены в общий кадастр, собственникам территории выдается специальный документ – кадастровый паспорт, содержащий все сведения о земельном объекте.

Наличие такого документа позволяет осуществлять любые сделки с участием этого объекта.

В случае с конкретной территорией его правообладателями становятся все собственники квартир в МКД, часть владения каждого из которых рассчитывается с учетом величины площади принадлежащей ему квартиры, учитывая п.1 статьи 37 ЖК РФ.

Список необходимой документации

Перечень документов для оформления территориии в долевую собственность достаточно обширен, и его подготовкой следует начать заниматься заранее. Эта обязанность лежит на представителе, которого выбирают на общественном сборе жильцов МКД. В список должна входить документация, необходимая для учета по кадастру и оформления прав владельцев квартир, их перечень включает:

  1. Протокол общего сбора жильцов МКД.
  2. Документы, доказывающие принадлежность всех квартир дома жильцам, в которых должна указываться площадь недвижимости.
  3. Документ для подтверждения личности представителя или его уполномоченного лица.
  4. Заявление для постановки части земли на конкретной местности на учет по кадастру и регистрирования права.
  5. Оплаченную квитанцию на госпошлину в сумме 200 рублей за регистрирование доли.
  6. Документы, подтверждающие формирование участка земли в конкретном государственном органе либо муниципалитете.
  7. Технический паспорт для МКД.
  8. Дополнительные документы при необходимости.

Нужно знать, что наделение владельцев квартир правом собственности на земельный участок, находящийся под МКД, должно осуществляться бесплатно и без какой-либо дополнительной оплаты.

Жильцам потребуется внести только госпошлину в размере, установленном действующим законодательством. Такая пошлина оплачивается отдельно каждым собственником в размере 200 рублей на одного человека.

К примеру, если в МКД живет 30 семей, конечный размер пошлины составит 6000 рублей. Многие рассматривают необходимость оплаты пошлины в качестве основного минуса процедуры.

Использование территории под МКД после приватизации

После приватизации участок под МКД получает другой статус и становится общей собственностью всех жильцов в доме. После этого вопрос о том, чьим является участок земли такого типа, автоматически снимается.

Они могут использовать ее преимущественно коллективно, соблюдая общепринятые правила и законодательные нормы.

В связи с этим каждый собственник квартиры должен помнить о своих правах и особых нюансах, с которыми может столкнуться любой землевладелец.

Правила коллективной собственности придомового участкаОграничение прохода третьих лиц
Ни один собственник жилья в МКД не может продать свою долю земли другому собственнику или третьему лицу. Раздел и использование территории не по назначению, а также ее перераспределение не допускаются в большинстве случаевЗа содержание элементов озеленения и благоустройства территории возле МКД должны нести расходы представители ТСЖ или муниципалитетаПри желании жильцы могут оградить участок земли забором в целях безопасности и сделать двор многоквартирного дома закрытым, обозначив его границу
Продажа некоторых территорий (в том числе под застройку и организациям, находящихся рядом), не имеющих отношения к общедолевому имуществу, допускается закономЕсли речь идет о других площадях участка, вопрос об их содержании должен решаться на общем сборе владельцев квартир в МКДСобственники правомочны не давать разрешение на прокладывание коммуникаций через свою территорию в соответствии с правилами домовладения
Собственники первых этажей имеют право на организацию небольшого участка в пределах приватизированной территории возле дома с учетом правил землепользованияЖильцы могут провести межевание своей частной территории. Эта процедура даст им право на организацию дополнительных мест для парковки, возведение различных объектов благоустройства, установку шлагбаума и другие плюсы
Придомовую территорию можно передавать в аренду любым сторонним лицам по решению общего собрания жильцов
Все возражения и претензии по поводу частной территории могут решаться в судебном порядке

Нужно ли платить налог на территорию под МКД

После приватизации земельной территории под МКД она автоматически подвергается налогообложению, поскольку становится частной собственностью. Многих интересует, сколько нужно платить жильцам, и как правильно оформить и организовать выплаты.

Налоги уплачиваются начиная от даты проведения кадастрового учета земли, расположенной под домом. Сумма налога делится пропорционально долям каждого собственника жилья.

Размер такой доли будет равен частному после деления личной площади помещения жильца по метрам и общей площади всех помещений, принадлежащих жильцам.

Налоговой базой участка является его кадастровая стоимость, рассчитываемая с учетом анализа рыночной стоимости различных земельных владений на территории РФ.

Если владельцем квартиры является ИП или юридическое лицо, ему необходимо рассчитывать сумму налога самостоятельно. Если речь идет о физических лицах, им будут направляться уведомления из налоговой инспекции с уже готовыми расчетами.

Граждане, относящиеся к льготным категориям, освобождаются от оплаты такого налога.

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/na-zemlyu/uchastok-pod-mnogokvartirnym-domom.html

Блог

Земля мкд

Вопросы правового положения земельных участков, которые относятся к придомовой территории многоквартирных домов (МКД), интересны не только собственникам квартир многоквартирных домов, многие из которых хотели бы законным образом зарегистрировать свои права на землю, но и управляющих организаций и муниципалитетов, для определения зоны ответственности по содержанию указанных территорий. 

Думаю, большинство собственников квартир и нежилых помещений многоквартирных домов знают прописную истину, о которой можно часто услышать из средств массовой информации, а также прочитать на многочисленных сайтах, посвященных теме ЖКХ: то, что земельный участок под МКД, а также придомовая территория с элементами озеленения и благоустройства является, в силу закона, собственностью, прошу прощения за тавтологию, собственников помещений МКД.

Также часто мы слышим и читаем о том, что указанные земельные участки собственники легко могут оформить в установленном законом порядке, проведя общее собрание собственников помещений МКД и оформив необходимые документы для подачи в Федеральную службу Росреестра.

При рассмотрении данного вопроса, все-таки считаю, что необходимо разграничить вопросы права собственности на земельный участок под МКД и придомовую территорию МКД как общее имущество собственников МКД и вопросы разграничения обязанности содержания указанных земельных участков, составляющих придомовую территорию МКД.

По вопросам права собственности на землю под и при МКД

Процедура оформления придомового земельного участка многоквартирного дома подробно описана на официальном сайте Росреестра, да и на многих других, приближенных к сфере ЖКХ.

Однако так ли легко это сделать то, что провозглашается законом, и реально ли вообще осуществить такое мероприятие, если у собственников квартир возникнет такое желание?

Для выяснения всех нюансов правового статуса земли при МКД нужно учитывать правовые нормы не только жилищного, но и земельного, градостроительного законодательства, а также нормы государственного и муниципального права.

В соответствии с п. 3 статьи Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Что касается земельного участка под МКД, тут вопрос однозначно решен в законодательном порядке.

Согласно статьи 36 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, и земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Аналогичная норма закреплена также в подпункте «е» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность”, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 года (далее по тексту – Правила 491): к общему имуществу собственников помещений МКД относится, в том числе, и земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Такая размытая формулировка в законе понятия земельного участка, составляющего придомовую территорию, на практике часто приводит к спорам между управляющими организациями, обслуживающими соседние МКД, и муниципалитетами, также ответственными за содержание территории муниципального образования.

Если сюда добавить многолетнюю анархию и неразбериху в вопросах оформления и межевания земли, длительную законодательную неурегулированность и непрозрачность всего механизма ее оформления, реформирование (не всегда в лучшую сторону) и многочисленные изменения в законы, ну, и, чего скрывать, коррупцию в органах нашей власти на всех ее уровнях, о которой трубят во всех СМИ, так как земля, особенно в крупных городах, всегда является лакомым объектом собственности, то неудивительно, что сейчас практически нереально осуществить собственникам МКД свое законное право на оформление и регистрацию земельного участка придомовой территории. В силу вышеназванных причин в судах нашей страны земельные споры в рейтинге самых популярных.

Источник: https://www.burmistr.ru/blog/obshchee-imushchestvo-mkd/zemelnyy-uchastok-pod-mkd-i-pridomovaya-territoriya-slozhnosti-pravovogo-regulirovaniya/

Коротко о главном: земельный участок под многоквартирным домом

Земля мкд

Вопросы от подписчиков относительно прав на земельный участок под многоквартирным домом.

А чья земля под нашим многоквартирным домом и могут ли ее чиновники продать?

Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.

В Москве именно город, как субъект владеет большинством земельными участком под домами и очень часто имеются случаи, когда кадастровые границы пересекают соседние дома и участки.

Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник (г.Москва) не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом.

В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2011 N 10/22 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав”.

Как и где узнать границы земельный участок под многоквартирным домом?

На примере города Москвы эта информация может содержаться:

1. Электронный атлас Москвы. 
http://atlas.mos.

ru/ Выборка по карте – Участки межевания жилых кварталов После ознакомления можно понять ответ на главный вопрос: Проведена или нет процедура утверждения проекта межевания квартала.

Также можно узнать предварительные данные распорядительного документа. Утверждением проекта занимается Департамент городского имущества города Москвы. Его конфигурацию можно сравнить на публичной кадастровой карте

2. Также на публичной кадастровой карте: http://pkk5.rosreestr.ru/

Земельный участок с границами выделен красным и соответствует почти всегда полностью поставленному во время строительства земельному участку и имеет кадастровый номер : 77:xx:yyyy:zzz
Насколько соответствует реальным границам и например имеющемуся забору не готов сказать, но если участок достаточно большой не стоит упускать возможность оформить его именно в таком виде. Мало кто в Москве может похвастаться придомовой территорией. А если не оформить в этих границах, то кто знает какие будут мысли у ДГИ и прочих чиновников по поводу свободной земли у дома.

Если проект межевания не готов, то резонный вопрос: С чего начать?

Необходимо обратиться в :

– Управу района;

– ГлавАПУ;

-Департамент городского имущества.

С вопросом – когда подготовят проект межевания территории квартала, где расположен многоквартирный дом. Получить от них ответ и на его основании ответа, делать выводы о дальнейших шагах.

Необходимо ли решение общего собрания собственников для оформления земельного участка в собственность?

В настоящее время мало у кого есть такое решение общего собрания об уполномоченном на подачу заявления о формировании границ и тем более решения о приобретении в собственность земельного участка.

В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

С одной стороны это не препятствует обратиться любому лицу с вопросом о формировании земельного участка, поскольку Конституционный суд (Постановление от 28.05.2010 г.

N 12-П) разъяснил, что собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков.

Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.Но с другой стороны в любом случае на собрании все это необходимо донести до собственников.

И если будет решение собрания, то лицо которое обратится в Департамент с вопросом о формировании земельного участка не будет потом самым главным виновным во всех бедах. 

Тем более что в закон изменения так и не внесли…

С заявлением о постановке на кадастровый учет вправе обратиться лицо, уполномоченное на то решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 20 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).

Какова цена вопроса при оформлении земельного участка в собственность?

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок переходит бесплатно

Источник: https://zakon.ru/blog/2018/12/18/korotko_o_glavnom_zemelnyj_uchastok_pod_mnogokvartirnym_domom

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.