Земля общего пользования в собственность

Содержание

Как оформить в собственность землю общего пользования

Земля общего пользования в собственность

Законом определен перечень категорий земель, которые могут передаваться в собственность граждан и юридических лиц. Отдельные территории, предназначенные для общего пользования граждан и обеспечения муниципальных нужд, практически полностью исключены из гражданского оборота.

Самовольный захват земли общего пользования

К землям общего пользования, которые не могут передаваться в частную собственность, относятся дороги и улицы, водные объекты и прибрежные зоны для общего пользования граждан, парковые зоны населенных пунктов, иные аналогичные территории. Ключевым назначением таких земель является обеспечение общественных, государственных и муниципальных нужд.

На бытовом уровне к землям общего (совместного) пользования можно отнести:

  • неразграниченные территории садоводческих некоммерческих и иных товариществ, если земля предоставлялась для совместной обработки, ведения личного хозяйства, садоводства и огородничества;
  • территории с неопределенным правовым статусом между участками, принадлежащими гражданам на праве собственности (такие ситуации нередко возникают, если давность предоставления участков не позволяет найти правоустанавливающие и межевые документы);
  • участки под домовладениями, в которых проживает сразу несколько семей (при выделении такого жилья права на земли могли вовсе не оформляться).

В перечисленных случаях права на участок можно оформить в результате выдела своей доли, межевания, или согласования границ.

В отдельных случаях земли общего пользования могут передаваться во временное пользование гражданам и юридическим лицам. Это может быть связано с ведением предпринимательской деятельности, для возведения временных объектов торговли, для проведения культурных, спортивных и иных мероприятий. В этом случае заключается договор аренды с муниципальным образованием, владеющим земельным фондом.

Самовольный захват земли общего пользования является наказуемым деянием. Ответственность будет наступать, если виновное лицо, занимающее участок или его часть, не имеет соответствующих прав. Это относится не только к захвату земель общего пользования, но и к частным или арендованным участкам. Наказание назначается в следующих размерах:

  • частным лицам грозит штраф от 1 до 1,5% кадастровой стоимости участка, но не менее 5 тыс. руб.;
  • должностные лица заплатят в бюджет от 1,5 до 2% от кадастровой стоимости, но не менее 20 тыс. руб.;
  • организации и ИП получат штраф от 2 до 3% от кадастровой стоимости, но не менее 100 тыс. руб.

Если кадастровая стоимость участка не определена, будет применяться санкция в фиксированных денежных суммах. Граждане заплатят от 5 до 10 тыс. руб., должностные лица от 20 до 50 тыс. руб., предприятия от 100 до 200 тыс. руб.

Выявить самовольный захват участка может сам собственник, уполномоченные представители муниципалитета, земельные инспекторы. Основанием для назначения штрафа является административный протокол, а перечислить его нужно в муниципальный бюджет.

block_attantion

Кроме уплаты штрафа, виновное лицо будет обязано компенсировать ущерб почвенному слою, зеленым насаждениям и знакам ограждения, убрать незаконные постройки, фактически освободить территорию. Для этого может подаваться гражданский иск в суд.

Незаконный захват земли общего пользования

При отсутствии прав на участок, любые виды пользования им будут рассматриваться как нарушение закона. Незаконный захват земли общего пользования может выражаться в следующих формах:

  • перенос межевых знаков и ограждения на чужую территорию;
  • возведение построек на чужом участке либо землях общего пользования без разрешения правообладателя;
  • пользование землей после истечения срока аренды или иного временного права владения;
  • самозахват земли муниципального фонда.

Пока не будут оформлены права на неразграниченный участок, возникают основания для административной или гражданской ответственности. Как нарушение будет рассматриваться и ограничение доступа граждан к землям общего пользования (например, при возведении забора или иного ограждения перед прибрежной зоной водоема).

Чтобы устранить нарушение, можно оформить права на участок, если это позволяет закон. Для этого нужно обратиться в муниципалитет, заказать межевание, определить границы и согласовать их с владельцами смежных участков. После выполнения этих процедур, нужно зарегистрировать право собственности или арендный договор через Росреестр.

Разрешение земельных споров

Большинство земельных споров связано с нарушением чужих прав. Помимо самовольного захвата территорий общего пользования, предметом спора может являться:

  • раздел общего участка или выдел своей доли;
  • разграничение земель между участниками садоводческого некоммерческого товарищества;
  • определение границ между двумя и более смежными участками;
  • нарушение мест размещения межевых знаков и ограждений;
  • причинение ущерба почвенному слою, загрязнение и захламление земли;
  • нарушение целевого назначения и разрешенного вида использования участка.

Разрешение земельных споров проходит путем согласования между участниками конфликта либо в судебном порядке.

Как оформить землю в собственность

Если участок не относится к землям общего пользования, его можно оформить в частную собственность. Закон допускает следующие варианты оформления земли в собственность:

  • путем выкупа на аукционе либо без проведения торгов;
  • путем регистрации прав после возведения индивидуального дома;
  • при выделе участка из земель СНТ или иного некоммерческого товарищества;
  • путем оформления прав по сроку приобретательной давности;
  • путем выделения земли из муниципального фонда на безвозмездной основе (например, многодетные семьи могут бесплатно получить участок для строительства дома).

Если участок был предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ, его можно переоформить в собственность в упрощенном порядке. При отсутствии документов о выделении земли, право собственности можно подтвердить через суд.

Как оформить землю в собственность? В зависимости от оснований приобретения прав на участок, необходимо выполнить следующие действия:

  • получить выписку у управления СНТ о границах личного участка либо постановление муниципальных властей;
  • обратиться к кадастровому инженеру для межевания и определения границ;
  • получить межевой план и акт согласования границ (если соседи откажутся ставить подпись в акте, добиться согласования можно через суд);
  • пройти процедуру кадастрового учета и регистрации права собственности;
  • получить выписку ЕГРН, подтверждающую возникновение права собственности.

Точный перечень формальностей, которые нужно соблюсти при закреплении прав на землю, лучше заранее уточнить у юриста.

Юрист по земельным спорам

Процедура разрешения земельных споров характеризуется повышенной сложностью, а обойтись без юридической поддержки проблематично. Юрист по земельным спорам оказывает помощь по следующим направлениям:

  • консультационная поддержка на всех стадиях оформления прав на землю и урегулирования споров;
  • сопровождение процедуры выделения земли через муниципалитет либо гражданских сделок;
  • представительство интересов в судебных учреждениях, государственных и муниципальных ведомствах;
  • помощь в отстаивании интересов по административным делам о самовольном захвате земель;
  • оформление юридически значимых документов (исковые заявления, договоры, жалобы).

Поддержка юриста позволит устранить затягивание сроков оформления документов, нарушения со стороны чиновников, незаконного привлечения к ответственности.

Резюме

Земли общего пользования предназначены для обеспечения общественных, муниципальных и государственных нужд.

Приобрести их в собственность нельзя, а самовольный захват повлечет наложение административного штрафа.

Если земля не исключена из оборота, оформить участок можно путем выкупа из муниципального фонда, выдела из территории садоводческого некоммерческого товарищества, признанием права собственности через суд.

Чтобы отстоять свои интересы в земельном споре, быстро оформить права на участок, воспользуйтесь помощью наших юристов. Получить разъяснение закона и консультацию вы можете по телефону или через форму обратной связи.

Источник: https://zaoalto.ru/articles/zemli-obshego-polzovaniya-kak-oformit-v-sobstvenno/

Оформление и использование земель общего пользования

Земля общего пользования в собственность

Какую выгоду можно получить, временно оформив на себя общую землю?

Поговорим о том, можно ли заполучить общественные земли, и как это правильно сделать.

Что входит в категорию земель общего пользования?

К таким объектам относятся:

  • улицы и площади;
  • проезды и автодороги;
  • набережные и парковые территории;
  • водные объекты и пляжи.

Земли общего пользования не передаются в индивидуальную собственность. Однако некоторые объекты могут быть оформлены во временное пользование. Подобные действия проводятся с обязательным условием того, что их использование всеми желающими никак не будет ограничено.

Обратите внимание!Если на участке, который передается в общественное использование, уже есть объекты частной собственности, закон разрешает сдавать наделы под этой недвижимостью в аренду на 49 лет.

Возможные варианты использования земель общего пользования

Так как оформить в собственность общие земли невозможно, существует только два варианта их использования:

  • аренда;
  • безвозмездное бессрочное пользование.

Аренда это самый распространенный вид правоотношений, которые оформляются между владельцами капитальных строений, находящихся на участках общего пользования, и собственником этой земли (государством).

Хозяин здания, расположенного на земле общего пользования, имеет преимущественное право заключения арендного соглашения на нее

Аренда используется тогда, когда одной из сторон сделки является юридическое лицо.

Если же речь идет о взаимоотношениях обычного гражданина и государства, то вариантом получения надела во владение будет выступать заключение договора на право постоянного бессрочного пользования.

И при аренде, и при бессрочном пользовании арендатор имеет право возвести на участке какой-нибудь капитальный объект.

Если строение прошло государственную регистрацию, и на него оформлено право собственности, владелец может производить с ним любые юридические действия: продать, подарить, оставить в наследство. При таком раскладе земля под сооружением перейдет к новому собственнику строения. Однако ввиду того, что оформить в собственность такой надел нельзя, произойдет лишь переход права аренды.

В гражданском законодательстве переход прав на земельный участок от одного арендатора к другому именуется переуступкой права аренды.

Собственником земли остается государство, а пользователи могут распоряжаться возведенными на таких наделах строениями и переуступать права пользования новому владельцу здания

Налогообложение земель общего пользования

Так как общие земли находятся в собственности у государства, порядок их налогообложения имеет свои особенности:

  • участок арендован физическим или юридическим лицом.

Налоги на него будут начисляться, только если там нет строений, оформленных как недвижимое имущество. Если такие объекты есть, земельный налог заменяется арендной платой;

  • у земли нет конкретного пользователя.

Земельный налог будет заменен другим, а его сумма будет разделена на всех пользователей надела;

  • участок расположен в пределах СНТ.

Налог за территории садового некоммерческого товарищества обязаны платить все владельцы наделов этого объединения.

Самозахват и ответственность

Частым нарушением законодательства об использовании земель общего пользования является самозахват таких территорий. Ответственность за проступок предусмотрена в ст. 7.1 КоАП РФ.

Согласно этой статье под самозахватом общих земель понимается их самовольное занятие и эксплуатация без наличия соответствующих разрешений.

Самозахватом надела общего пользования называется использование участка без документов.

Наказание за такое правонарушение назначается по этой же статье. Оно предполагает наложение штрафа:

  • от 500 до 1 тыс. руб. для физических лиц;
  • 1-2 тыс. руб. для должностных лиц;
  • 2-20 тыс. руб. для организаций.

Обратите внимание!Если на участке уже что-то самовольное построено, одним штрафом отделаться не получится. Строение придется снести и восстановить первоначальный вид территории. Нарушитель обязан сделать это за свой личный счет.

Жалоба на захват земли, возведение незаконного строения или другое нарушение подается в уполномоченные органы местной администрации. Ходатайство может подать как физическое, так и юридическое лицо.

Как оформляются земли СНТ?

СНТ сокращенное наименование садового некоммерческого товарищества, которое предполагает выделение людям земельных наделов под огород и другую подобную деятельность.

Относительно участков совместного использования в СНТ у многих возникает вопрос, нужно ли оформлять их в собственность товарищества. Такой обязанности законодательство не предусматривает, поэтому необходимость переоформления рассматривается в индивидуальном порядке.

Вопрос оформления таких наделов в собственность рассматривается в каждом отдельном случае индивидуально. Для постановки земли общего пользования в СНТ на кадастровый учет необходимо предоставить в регистрирующий орган следующую документацию:

  • схемы расположения земельных участков согласно проведенному межеванию, данные собственников, а также информацию о тех территориях, которые назначаются в общее использование;
  • подтверждение правомерности использования выделенных территорий документы на использование и получение наделов;
  • учредительную документацию товарищества.

Бумаги передаются в орган местного самоуправления.

На основании проведенного межевания и предоставленной информации разрабатывается план территории, в котором указываются частные земельные участки и объекты общего пользования

Правила эксплуатации земли общего пользования в СНТ предписывают, что приватизация надела допускается только в том случае, если сохраняется совместный доступ. При этом исключается возможность определить в частное или долевое использование старые объекты. К примеру, есть дорога. Если соседи скинутся и заасфальтируют ее, то они не смогут оформить долевую собственность, поскольку она уже числилась по бумагам как общая.

Все нюансы пользования землей общего пользования. Особенности оформления документов

Земля общего пользования в собственность

Определение статуса земель общего пользования рассмотрено в Земельном кодексе РФ в статье 85. Это территориальные участки, которые находятся под различными объектами социальных структур и организаций. Статус общего пользования земель предполагает особые правила собственности и ответственность за их нарушения для владельцев.

Что входит в категорию общественных земельных участков?

Для удовлетворения гражданских потребностей законодательство выделяет особые территории для общего пользования. Статус земли позволяет гражданам находиться на ней на законных основания, позволяет свободно использовать располагающиеся на ней объекты и ресурсы.

К земельным участкам, пригодных для публичного свободного использования относятся следующие:

  • улицы;
  • площади населенных пунктов;
  • набережные;
  • скверы и бульвары;
  • общественные пляжи, водные объекты и парки;
  • проезды и автодороги;
  • общественные парковки, автобусные остановки и прочее.

Граждане в соответствии с земельным законодательством и правовым режимом имеют возможность использовать данные территории, расположенные на них природные и технические объекты.

Земли общего пользования запрещено передавать в индивидуальную собственность. Некоторые объекты могут быть переоформлены во временное использование (сданы в аренду) с учетом того, что новый владелец не будет ограничивать право общественного использования территории (ее первоначального предназначения).

Кому они принадлежат в садоводческих товариществах (СНТ)?

СНТ представляет собой садоводческое некоммерческое товарищество, которое распоряжается землями сельскохозяйственного назначения. Недвижимое имущество в СНТ распределяется согласно статье 28 Закона об СНТ:

  • все земли принадлежат одному юридическому лицу, организатору СНТ;
  • общая собственность членов объединения (земля принадлежит всем, но распределена по участкам).

На данные участки допускается оформление прав на собственность, арендование запрещено.

Члены СНТ могут выбрать право приватизации принадлежит членам СНТ. Если используется оформление общей собственности, то допускается совместная и долевая собственность.

Право собственности оформляют через общее заявление с согласия всех членов товарищества. Это подтверждается протоколом собрания членов товарищества. Но существуют участки общего пользования, которые невозможно приватизировать. Если такие участки выделяются СНТ на правах бессрочного пользования, то оно не прекращает своего действия без желания СНТ.

Варианты передачи

Земли общего пользования получить в собственность невозможно. Но существует два варианта пользования совместно с общественностью:

  1. Арендование.
  2. Безвозмездное бессрочное пользование.

Гражданским и земельным кодексом запрещено оформлять как частную собственность земельный участок, который относится к общему пользованию и является собственностью государства, независимо от того, каким образом происходит оформление — выкупом или проведением процедуры приватизации.

Особое внимание стоит уделить объектам, располагающимся на данных землях.

Если есть в наличии капитальное строение, оформленное в качестве недвижимого имущества с обязательным прохождением регистрации права собственности, то данный участок можно через суд признать находящимся в собственности. В случае имущественных претензий предъявленных к уличному земельному участку, данное право работать не будет.

Распространенный способ использовать общественные земли для собственных нужд это аренда. Она оформляется собственниками капитальных строений, расположенных на общих участках. При оформлении арендного соглашения собственник строения, расположенного на участке, имеет право преимущества при заключении договора аренды.

Последующего права выкупа при аренде земли общего пользования не существует. Указание возможности выкупа в содержании договора считается незаконным. Арендование земель общественного пользования распространено в сфере правоотношений, где одной из сторон, заключающих договор, выступает юридическое лицо.

Собственность территории закрепляется на постоянной основе за государством и выражается в лице его субъектов или муниципальных образований. Граждане-пользователи могут законно распоряжаться находящимися на государственной территории строениями и ресурсами, а также претендовать на право переуступки права пользования землей новому владельцу здания.

Как и куда подать заявление?

Подача заявления на предоставление земель общего использования осуществляется в уполномоченных административных органах власти (согласно статье 39.2 ЗК РФ).

Статья 39.2 ЗК РФ. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 — 11 настоящего Кодекса (далее — уполномоченный орган).

Заявление подается несколькими способами:

  1. личное посещение;
  2. передача пакета документов через МФЦ;
  3. передача документов заказным письмом почтой.

В ситуации с землей общего использования предпочтительнее посетить администрацию самостоятельно. Госслужащие проконсультируют о необходимых документах, просчитают шансы на получение положительного результата.

Для совершения льготной сделки предоставления земель потребуются следующие документы:

  • удостоверение личности заявителя;
  • документ, который обосновывает принадлежность заявителя к льготной категории граждан;
  • документы на постройку (при наличии объекта на участке);
  • межевые документы, если заявитель пользуется им;
  • кадастровый паспорт или выписка на землю.

Для каждого документа делается копия. Подробнее о перечне необходимых документов для каждой категории граждан-заявителей можно узнать в приемной администрации или на официальном сайте многофункционального центра.

Заявление не требует нотариального оформления. Нотариус потребуется для оформления доверенности, если заявитель будет предоставлять документы через доверенное лицо. Процедура подачи для граждан не облагается государственными пошлинами и является бесплатной.

Оформление заявления на аренду

Пользователь вправе подать заявку на арендование государственного надела. В ответ администрация должна объявить аукцион на предоставлении участка в аренду. Если в течение месяца дополнительных желающих не находится, то аукцион закрывают и оформляют соглашение с первым заявителем.

Арендное соглашение заключает с администрацией в течение 14 рабочих дней. Срок рассмотрения заявки на безвозмездное предоставление надела льготным категориям граждан составляет до 30 рабочих дней.

Порядок налогообложения

Земли общего пользования, принадлежащие государству, подлежат особенной форме налогообложения:

  1. Если надел предоставляется в аренду, с сохранением права общего пользования, то налог платят все пользователи. Если права этого нет, то оплату производит арендатор.
  2. Если участок не сдан в аренду или бессрочное пользование, то земельный налог заменяется налогом по назначению и цели использования на всех потенциальных пользователей. Например, проезжая дорога, налогоплательщики оплачивают транспортный налог за использование дороги.
  3. Земли принадлежащие товариществам облагаются налогом, который оплачивают все долевые собственники совместно либо по указанным частям.
  4. Режим налогообложения считается особым — это обусловливается статусом территории, ее целевым назначением и возможными вариантами использования.

Именно по причине общественного положения использовать классическую форму налогообложения для сферы фискальных правоотношений для таких земель невозможно, так как территория располагается в постоянной собственности государства.

Сумма налогообложения разделяется пропорционально на всех граждан-пользователей.

Самозахват и ответственность за нарушение права

Частым земельным правонарушением считается самозахват. Нарушителя привлекают к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ. В кодексе самозахват определен следующим образом: самовольное занятие государственной территории и ее дальнейшее эксплуатирование без наличия соответствующих документальных разрешений.

Самозахватом надела также считается использование участка без подтверждающих документов.

Штрафная санкция за данное правонарушение по статье 7.1 КоАП назначается в следующей форме:

  • для физического лица денежный штраф от 500 рублей до 1 000;
  • для должностного лица штраф на сумму от 1 000 до 2 000 рублей;
  • для юридического лица денежный штраф от 2 000 до 20 000 рублей.

Если захватчик построил на земле самовольное строение, за собственный счет суд принудит его к уничтожению построенного и восстановлению первоначального вида участка.

Земля общего пользования находится в государственной собственности или принадлежит специализированным товариществам. Для личных нужд такую территорию можно арендовать или взять в безвозмездное бессрочное пользование, но с сохранением права общего предоставления. Претендент на землю обращается с соответствующим заявлением в администрацию, предоставляет пакет документов.

Источник: https://pravoved.online/polzovanie-zu/obschego-naznacheniya

Правила пользования землёй общего пользования: особенности и нюансы

Земля общего пользования в собственность

Среди категорий земельных участков нет более свободной, чем земли общего пользования. Их нельзя сделать частными, закрыть для личного использования, выстроить жилой дом или завод.

Особенности пользования землей общего пользования упомянуты в законодательстве – Земельном Кодексе, Гражданском Кодексе и региональных документах, определяющих нюансы пользования в конкретной местности.

Закон даёт исчерпывающую информацию, и нарушения могут повлечь ответственность.

Для чего нужна категория земли общего пользования?

Основная цель создания таких территорий – обеспечение удобного проживания и удовлетворения культурно-бытовых потребностей граждан. Для комфортной жизни, беспрепятственного перемещения необходимы зоны общего использования, поэтому их всегда проектируют сразу.

Эти земельные участки используются как:

  1. улицы, дворы, прилегающие территории к жилым и общественным зданиям;
  2. инфраструктура: дороги, подъездные пути;
  3. места отдыха: парки, скверы, площади, бульвары;
  4. кромка (подход, прибрежная территория) водных объектов;
  5. набережные и общественные пляжи.

Таким образом, земли общего пользования в основном находятся в населённых пунктах: городах, посёлках, в СНТ и дачных хозяйствах, и т.д. Они пригодны для публичного свободного использования. Использовать их можно любым образом, не нарушая законодательство РФ.

К землям, которые могут использоваться неограниченным кругом лиц (такое определение даёт Градостроительный Кодекс), относятся не только территории в границах населённых пунктов, но и официально созданные национальные парки, заповедники, заказники. А так же:

  • лесополосы;
  • берега водных объектов за пределами населённых пунктов;
  • охотничьи угодья.

На эти объекты распространяется действие Лесного и Водного Кодекса.

Особенности правового статуса

Согласно Земельному Кодексу и Федеральному закону 178-ФЗ земли общего пользования не могут находиться в частных руках. Их нельзя приватизировать или выкупить как для своих, так и для общественных нужд.

Так как у каждого участка земли на территории РФ есть владелец, территории общего использования тоже имеют хозяина: муниципальное образование, на территории которого участок находится. Именно органы государственной власти ответственны за содержание, развитие и охрану земель общего пользования.

Ст.262 ГК РФ предполагает:

  • возможность граждан свободно проходить и перемещаться по территориям, отнесённым на кадастровом плане к землям общественного пользования;
  • право использовать любые ресурсы на этих землях, если способ использования не противоречит законодательству (в сквере можно собирать осенние листья, но нельзя по своему желанию спиливать деревья);
  • запрет на приватизацию;
  • запрет на постройку капитальных строений.

Представители государства могут огораживать участок земли общего пользования, если:

  • расположенные за ограждением объекты могут нанести вред здоровью и жизни граждан;
  • эти объекты нуждаются в усиленной охране;
  • проводятся ремонтные работы, которые будут затруднены, если по территории начнут ходить граждане.

Оградить участок просто так не имеет право даже представитель государства. Однако, даже если есть конкретный запрет на перемещение по территории, гражданин может по ней пройти, если не причинит ущерб и беспокойство собственнику.

Нюансы сделок с участием территории общего пользования

Территории общего пользования запрещено выкупать, но можно использовать на правах краткосрочной аренды или краткосрочной передачи в безвозмездное пользование.

В зависимости от содержания договора бывает разрешено:

  • возведение некапитальных объектов;
  • установка торговых точек, ларьков;
  • создание рекреационной зоны за счёт средств арендатора с целью последующего получения прибыли (например, торговые точки на территории парка).

Цена договора аренды варьируется в зависимости от кадастровой стоимости земли, условий использования и региона. Срок, на который заключается соглашение, не может превышать трёх лет (в некоторых субъектах пользоваться землёй общественного пользования можно не более года).

Публичные и непубличные места

Публичными считаются те территории, которыми ежедневно пользуются граждане с разными целями: кто-то идёт до места работы, кто-то гуляет, кто-то проходит мимо в магазин и т.д. Но существуют так же непубличные места, которыми пользуется гораздо меньше людей. К непубличным зонам общественного пользования относятся:

  • подъездные пути к домам в частном секторе;
  • земля общего пользования между соседями в СНТ и т.д.

Спорные ситуации возникают, когда частные территории тесно переплетены с общими дорогами или площадками. Например, в садовых кооперативах собственники частенько переносят ограждение своего участка, расширяя его за счёт общей территории. Межевание и обращение в суд всегда остаются на стороне потерпевших, так как увеличивать свой участок таким образом недопустимо.

В целом, территория СНТ или закрытых посёлков относится одновременно к частным и общим. Земля, как правило, принадлежит не государству, а правлению или организации-застройщику.

Находится обычно под охраной, и допускаются на неё только члены кооператива (СНТ, жители посёлка) и их гости по предварительному информированию охраны.

За ограждением территория поделена на зоны: частные и общие, использовать которые могут все члены кооператива.

Они обязаны своими силами:

  • содержать общественную зону (в основном, это дороги и подъездные пути) в чистоте и сохранности;
  • не захватывать её для личных нужд.

Обычно содержание территории берёт на себя правление или застройщик, они устанавливают цену за эти услуги и берут плату со всех собственников.

Налоговое бремя

Ст.388 НК РФ определяет порядок уплаты земельного налога: он взимается только с собственников. Возложить обязанность платить в казну на арендатора нельзя. Поэтому до тех пор, пока земля общественного пользования не сменит категорию и не перейдёт в собственность частному лицу или организации, бюджет не пополняется за счёт этих участков.

Если земля находится в собственности СНТ, налог определяется методом, с помощью которого было образовано товарищество:

  • налог делится между членами кооператива или товарищества, если оно было образовано через целевые взносы;
  • налог остаётся за правлением СНТ, если оно было создано за счёт фонда СНТ.

Нарушения использования и административная ответственность

К нарушениям относятся:

  • нецелевое использование с нарушением общественного порядка;
  • нанесение вреда территории, её обеднение;
  • самовольный захват.

Все эти действия квалифицируются как административные правонарушения с наложением штрафов. Размер определяется КоАП. Он зависит от тяжести деяния и от того, определена ли кадастровая стоимость земли. Для физических и юридических лиц размеры штрафов, как всегда, разные.

Нюанс: если самовольный захват осуществило частное лицо и вело на земле общего пользования коммерческую деятельность, оно приравнивается к юридическим лицам с соответствующим ростом штрафных санкций.

Заключение

Общими землями могут пользоваться граждане в своих целях, если они не мешают собственнику – государственным и муниципальным структурам. Запрет на использование должен быть мотивирован. Налоги с этих земель не платит ни государство, ни арендаторы.

Источник: https://pravorf24.ru/zemelnoe-pravo/zemli-obshchego-polzovaniya/

Земля общего пользования: определение, правовой режим, нормы и правила использования

Земля общего пользования в собственность

Последнее обновление: 15.02.2020

Земельные участки, расположенные в России, имеют разное целевое назначение.

Наделы для общего пользования позволяют людям воспользоваться пространством для собственных нужд без уточнения разрешения для проведения мероприятий.

При отсутствии ограждения частной территории, она является общедоступной для других людей. Последние могут проводить там время по-своему усмотрению без причинения вреда собственнику.

Территория общего пользования – это надел, который позволяет людям пользоваться землей и находиться там без ограничений по времени. Они имеют полное право собирать грибы, ягоды на данной территории, посещать культурные объекты.

В законодательных актах не уточняется перечень, где указывается, какие именно земли относят к такому правовому статусу. В правовых актах описана только расшифровка и санкции за несанкционированное завладение наделом.

В юридической практике такие территории представлены и за пределами города для использования. Здесь можно выделить не менее 3 категорий территорий, используемых неограниченным количеством людей.

К землям населенного пункта, имеющим представленный статус, относят:

  • все что находится на улице: дороги и проезды, дворовая территория;
  • парковые зоны и пляжи, водоемы;
  • лесополоса;
  • площади и бульвары;
  • полигоны для вывоза отходов, недостроенные здания, иные площадки, которые используются для нужд субъектов.

Также выделяют земельные территории с расположенным на них лесом, беговыми полосами. Права на использование и приобретение данной категории земли не может оформляться документально, поэтому статус вытекает из права использования природных ресурсов.

Третьей категорией становится публичный участок. На основании стать 262 ГК, можно использовать такой участок в качестве общего, если доступ к нему не запрещен. Здесь стоит отметить и наделы, которые приобретены уже в частную собственность, но не огорожены гражданином. То есть каждый человек приобретает право для прохода через чужой участок.

Правовой режим

Территория общего пользования и Земельный кодекс оговаривает все требования по использованию земельного надела. Согласно действующим правовым актам, надел для общего использования обязан находиться во владении государства или же организаций местного муниципалитета. Такие наделы запрещается приватизировать по закону.

Территория для общего пользования это наделы для использования всеми людьми. Площадь вправе быть огорожена специальным забором, что позволяет показать запрет людям для времяпрепровождения на указанном пространстве. Если владелец территории  никак не обозначил это владение, то любой человек вправе пройти через надел без ограничений.

Основа для выполнения – это хорошее отношение к чужой собственности, соблюдение выдвинутых требований от собственника, а также не причинение ущерба земельному участку.

При возникновении его человек должен выплатить штраф. В законодательной базе оговаривается возможность неограниченного использования территории на бесплатной основе.

То есть каждый гражданин вправе получить необходимые удобства и использовать их на выделенном наделе.

Регулирование вопроса о землях общего пользования лежит на ключевых нормативных актах – ГК и ЗК. Именно они регулируют все основные вопросы, в том числе эксплуатацию любого статуса земель, расположенных в городе или деревне.

ГК оговаривает статусы, а также утверждает основные требования для приобретения и владения наделом. В правовом акте используется подробная информация о статусе назначения. ЗК контролирует человека, чтобы он использовал земельный участок в соответствии с выделенным целевым назначением.

Особенность земельных участков общего пользования – статус принадлежит сразу нескольким правовым институтам. Именно поэтому на них распространяются и местные правовые акты.

Но распространяться нормативная документация может только в том ситуации, если она не противоречит федеральному законодательству.

То есть федеральное законодательство должно исполняться в первую очередь, если происходит конфликт между правовыми актами.

Право прохода через чужой участок

Нередко происходит самозахват территории для общего пользования другими людьми или предпринимателями. Тогда приходится бороться за земельный участок для общего пользования, если самозахват был юридически не проведен по документам.

Если у человека имеется документальное подтверждение права владения землей, то он автоматически получает право на использование опций, которые представлены на земельном наделе.

Но это допускается, если иного не предусмотрено в законодательстве.

Новый владелец вправе совершать действия по отношению к территории по своему усмотрению, но с обязательным исполнением предназначения и правового формата.

Владелец вправе сделать ограждение земельного надела, чтобы другие люди не посещали его участок и не использовали его по своему усмотрению. Совершать походы, где установлено ограждение, другие люди не вправе.

ВАЖНО: если собственник так и не оградил территорию, то она автоматически считается общим наделом, и люди вправе использовать земельный участок по своему усмотрению. Но они не имеют права наносить ущерб объектам, расположенным на нем. При нанесении ущерба они отвечают по всем установленным правилам.

Причинение ущерба или нарушение спокойствия собственника при переходе через чужой земельный участок

Права собственника данного земельного участка указаны в Земельном кодексе. Как было сказано ранее, он вправе огородиться. Но если он этого не сделал, то может получить ущерб своему имуществу.

Причинение ущербов собственнику – это частая судебная практика. Все собственники земли на свое усмотрение вправе как установить ограждение, так и позволить другим людям пользоваться наделом. Если было нарушено спокойствие собственника и причинен ущерб имуществу, то владелец земельного участка вправе подать в суд на обидчика. В исковом заявлении он потребует устранения нарушений.

Что грозит за самовольный захват чужого участка

Ответственность за незаконный захват земельного участка указана в статье 7.1 Кодекса об административном правонарушении. Также данная ситуация может попадать под уголовную статью, если истец докажет, что самозахват сопровождается иными нарушениями. В частности, мошенническими действиями.

Штрафная санкция зависит от нескольких критериев:

  • постановка на кадастровый учет;
  • ценовой диапазон.

Вся административная ответственность указана в КоАП. Вне зависимости от статуса правонарушителя – собственника земли, штраф будет фиксирован. Штрафная санкция зависит от цены земли:

  • юридическое лицо заплатит 3%, но не менее 100 тысяч рублей;
  • должностное лицо заплатит 2%, но не меньше 20 тысяч рублей;
  • физическое лицо оплачивает 1,5%, но не более 5 тысяч рублей.

Если должным образом оценка не была проведена, то фиксированная стоимость по штрафу составит:

  • для юридических лиц 300 тысяч рублей;
  • для должностных он составит 50 тысяч рублей;
  • физические лица должны будут уплатить 10 тысяч рублей.

Все штрафы уплачиваются через банк по указанным реквизитам в платежке.

Примеры самозахвата

Люди присваивают земельные участки разными методами. Объектами для этого становятся наделы как частного типа, так и общественного. К примеру, путем застройки с захватом. Если гражданин не позаботился о проезде других людей и захватил самовольно землю, поставив ограждение, то это нарушение прав иных владельцев.

Собственники участков, на которые невозможно проехать по причине самовольного захвата, вправе подать жалобу в уполномоченный орган.

Сюда относят:

  1. Самовольный захват при отсутствии документального подтверждения права владения. К примеру, когда человек еще не оформил документы в уполномоченном органе, но уже начинает действия на земле общего пользования.
  2. Специальный выброс имущества на общую территорию, образование свалки ненужных вещей и деталей.
  3. Все операции, которые привели к загрязнению надела химическими элементами или радиоактивными, стоками или вредоносными бактериями.
  4. Все операции, которые привели к порче и уничтожению плодородной почвы. Такое часто встречается при бесхозяйственной эксплуатации надела, после чего слой становится истощенным, зарастает растительностью.

К незаконному захвату часто относят и территорию для парковки. Многие граждане делают ленты и тросики, чтобы освободить себе место под парковку. Масштаб нарушения предполагает в себе глобальный характер.

Самозахват части общей территории –реальность, а не прихоть конкретного автомобилиста. Земельный участок принадлежит МКД. Он не вправе устанавливать столбы, если не выкупил участок.

Земли в таком статусе возможно огородить только при наличии подтверждающего документа о праве владения и выкупа.

Захламление общих территорий

Захламление общих территорий – это несанкционированные действия на землях. Это еще может быть хлам, который бывает на территории МКД или в подъезде. Соседи часто оставляют в подъездах коляски, отходы, сундуки с овощами на зиму и другими предметами. Захламляется подвал, ступеньки и промежуточные повороты между этажами.

Это прямое нарушение правовых актов и права других людей пользоваться общей территорией. Поэтому при выявлении такого случая необходимо подавать жалобу и наказывать правонарушителя по всей строгости закона.

Заказать бесплатную консультацию юриста

Источник: https://urist-bogatyr.ru/article-item/zemlya-obshego-polzovaniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.