Земля приватизация собственность

Порядок регистрации права собственности на участок земли

Земля приватизация собственность

Приватизация земельного участка – это отчуждение недвижимого имущества на возмездной основе. Федеральное законодательство регламентирует процесс реализации и является основой для законного проведения процедуры.

Приватизация подразумевает переход права постоянного пользования объектом от государственного распорядка к конкретному гражданину Российской Федерации.

Право пользования переходит к физическому или юридическому лицу, по законодательству оба варианты легальны, имеют юридическую, правовую базу.

Основания для получения права собственности

Приватизировать землю может каждый гражданин РФ, законами предусмотрена правовая сторона процесса. Процедура имеет нюансы, специфику, для ознакомления с которой посещают нотариуса, юриста.

Решением правительства была изменена бесплатная процедура приватизации. С 1 марта 2018 года взять в собственность участок земли можно, только оплатив госпошлину, стоимость процедуры. Оформить в собственность землю под домом на бесплатной основе можно до указанного срока, после требуется консультация юриста, разъяснения.

Приватизации подлежат территории:

  1. Участки под строениями, которые были приобретены собственниками до момента вступления в действие земельного законодательства. Пункт не касается самовольных строений на земельных территориях.
  2. Имеется договор аренды на пользование конкретным участком, предназначение земли: индивидуальное пользование, ведение хозяйственной деятельности.
  3. Свидетельство, предоставленное правом бессрочного пользования, получение права на безвозмездное наследуемое имущество.
  4. Земли, которые были получены пользователями для личного использования: садовые наделы, дачные участки, земли для огородничества

Не все земли подлежат приватизации, законом определены категории территорий, которые не подлежат личному пользованию. Земли государственного значения, муниципальные территории не могут законно переходить в права собственности юридических, физических лиц.

Правовые аспекты имеют законодательную базу, основываются на Земельный кодекс РФ, федеральное законодательство о приватизации, земельном распределении. Учитывая нововведения, земли, находящиеся под недвижимостью, должны быть переданы в личное пользование гражданам – собственникам. Если нет возможности оформить собственность, то составляется арендный договор.

Основные утверждения прописаны в законе о возможности осуществления оформления права пользования объектом на упрощённом начале. Документ содержит сведения о правах на бесплатное оформление приватизации.

Основываясь на закон, граждане могут заключать земельные сделки, договоры, переоформлять землю. Закон касается всей территории страны, поэтому отказ местных властей – это неправомерное действие по отношению к собственнику.

Процедура оформления

Собственникам жилья следует знать, что приватизировать землю под домом важно для полноправного владения собственностью.

Если земля не находится в собственности хозяина, то спустя время, органы власти могут распорядиться территорией по своему усмотрению.

Дом – это собственность хозяина, он имеет документы, технический паспорт на него, но не владеет землёй, на которой построена недвижимость.

Разрешение на возведение объекта на земле, которая не приватизирована, выдавалось, если участок переходит к гражданину в пожизненное пользование. Регистрировать частную собственность можно после этапа подготовки, сбора всех требуемых бумаг.

Случаи официального управления индивидуальны, во время процесса регистрации перечень бумаг может дополняться, требоваться дополнительные бумаги. Чтобы начать оформление, граждане обращаются в муниципальные органы власти за консультацией. В инстанции подскажут полный список документов, допустимые льготы для конкретных групп граждан.

Процедура состоит из следующих этапов:

  • консультация в местных органах власти;
  • сбор документов, предоставление бумаг на льготы;
  • подача документов на рассмотрение и регистрацию;
  • ожидание результатов, получение ответа.

Процедура оформления имеет пошаговую инструкцию, которую подскажут на месте регистрации недвижимости. Льготные категории граждан имеют право пользоваться скидками на затраты при оформлении, оплату госпошлины.

Порядок оформления

Порядок оформления земельного участка в собственность регламентируется федеральным законодательством. Физические лица, которые могут приватизировать землю, знакомятся с последовательностью действий при оформлении. Они обязуются пройти все этапы регистрации для окончания процедуры.

Начало приватизации заключается в подготовительном этапе, сборе документов, гражданин пишет заявление на разрешение оформить участок в собственность. Бланк заявления и образец можно увидеть в местном отделении властей.

Запрос подаётся вместе с подготовленными заранее документами:

  • документ, подтверждающий личность, оригинал и копия;
  • бумаги, которые выступают доказательством права собственности на землю;
  • кадастровая документация, план участка, документы по межеванию;
  • сведения о нормативной стоимости объекта, выписка из земельного комитета;
  • выписка из БТИ об оценке участка;
  • сведения о налоговых обязательствах, налоговой оценке недвижимости;
  • справка из единого реестра обо всех жильцах конкретного объекта, которые обладают правом голоса при распределении собственности.

Кадастровая карта земли вносит коррективы в процесс сбора документов, чем быстрее будет готова выписка, тем проще собрать требуемый пакет бумаг. Когда участка нет в наличии на кадастровом учёте, гражданин, собственник строения, дома пишет запрос в отделение муниципальных властей для становления участка на учёт и присвоения ему кадастрового номера.

Если после проведения геодезических работ возникнут несовпадения с другими правоустанавливающими документами, то за основу берутся результаты топографической съёмки.

При поступившем запросе кадастровые инженеры назначают измерительные, геодезические работы, чтобы выявить физические показатели участка. Стоимость услуг определяется законодательством, владелец самостоятельно оплачивает указанную сумму. Границы каждого участка устанавливаются межеванием, точным измерением территории.

Длительность выполнения процесса, стоимость услуги

Сама процедура бесплатная, но подготовительный процесс требует от владельцев земель указанных законодательством затрат. Расходы минимальны, поэтому оформить землю в полную собственность необходимо. Федеральный и муниципальный уровни контролируют вопрос расценок, цена колеблется в зависимости от регионов и значимости района.

Единая цена не установлена на проведение геодезических работ, межевание, создание проектного плана, на деятельность инженеров влияют внешние факторы. Для ознакомления со стоимостью инженерных работ обращаются в юридические компании по месту нахождения объекта.

Платные услуги:

  • выписка из Единого государственного реестра, подготавливается 5 дней;
  • кадастровые сведения, справка выдаётся на протяжении 5 рабочих дней;
  • инженерные, измерительные работы проводятся геодезистами по запросу владельца участка, территории.

Цена приватизации равна кадастровой оценочной стоимости территории. После подачи документов проходит 2 недели для получения результатов, отказ направляется собственнику в письменной форме с доказательствами невозможности осуществления процесса. Отказ допустим, если запрос идёт в разногласии с федеральным законодательством, запрашиваемая земля не может принадлежать одному пользователю.

Процесс приватизации занимает время из-за больших масштабов предварительных работ. Для оформления права собственности требуются бумаги, справки, квитанции, которые делаются заявителем после запроса в разные инстанции. На представление таких документов нужно время, выписки и справки отдаются спустя установленное время.

Документация

Оформление земельного участка в собственность предполагает сбор перечня бумаг, требуемых законодательством от собственников объектов недвижимости.

Учитывая последние изменения федерального закона, межевой план не обязателен. Документ требуется по личному запросу в зависимости от тонкости конкретного дела.

Органы власти не могут предъявить отказ по приватизации, если в кадастровом реестре отсутствуют сведения по параметрам.

Ориентируясь на практику, геодезисты рекомендуют провести все изначально установленные измерительные работы для получения положительного результата, избегания лишней волокиты.

К запросу от собственника прилагается:

  • правовые документы, подтверждающие право собственности на недвижимость;
  • технические выписки обо всех постройках на приватизируемой территории;
  • кадастровые выписки, оценочная стоимость объекта;
  • выписка из единого государственного реестра;
  • документы, подтверждающие личность заявителя, регистрация;
  • насчитанный налог на землю, сумы налогообложения;
  • справка из земельного комитета о реальной стоимости участка.

Бумаги собираются от 10 дней до месяца, каждая муниципальная организация выдаёт сведения, спустя 5 – 10 рабочих дней, кадастровое планирование участка с указанием даты выполнения работ. В управленческие органы представляются как оригиналы, так и ксерокопии бумаг, которые прилагаются к делу заявителя.

Сбор документов – важный подготовительный этап, который занимает месяц. При готовности всех бумаг заявитель обращается в муниципальные органы власти и подаёт запрос на присвоение в собственность запрашиваемый объект.

Правовые аспекты регулирования процедуры

Правовое поле основывается на федеральные законы о приватизации, документ содержит данные о правилах проведения процедуры, нормативной и правовой базе.

Законодательство содержит данные и о землях, которые не подлежат приватизации:

  • резерв государственного значения;
  • водные, лесные природные заповедники, хранилища;
  • муниципальный, государственный фонд жилищного значения.

Получить землю в собственность, ориентируясь на федеральные законы невозможно без учёта муниципальных законов. Каждый регион имеет разные категории земель, что касаются значимости только в конкретном районе. Регулирует процесс местное законодательство, органы власти.

Для проведения процедуры выделяют правила:

Представить права на собственность, такое право имеет ответственное физическое лицо с заключённым договором социального найма.

Отчуждение имущества, квартиры – собственник жилья выступает ответственным нанимателем, как и члены семьи, что прописаны по адресу до проведения процедуры.

  1. Все проживающие физические лица, которые имеют регистрацию в квартире, претендуют на часть жилья. Доля высчитывается, ориентируясь на законодательство. За показатели берётся метраж жилья, значимость района, дополнительные характеристики, деление происходит на каждого жильца.
  2. Если прописаны несовершеннолетние дети в квартире для приватизации, то они участвуют в делении на общих основаниях.
  3. Приватизации не подлежит квартира, которая находится в доме, предназначенном для снесения, требуемом ремонта.

Законодательством предусмотрено разовое бесплатное участие в приватизации, право имеет каждый гражданин РФ. Исключение касается несовершеннолетних детей, которые принимают участие в приватизации жилья. Возмездная передача права собственности предполагает неоднократное участие.

Особенности, преимущества приватизации

Основной привилегией приватизации считается полное владение и распоряжение на своё усмотрение землёй. Владелец имеет право совершать юридические сделки, сдавать в пользование, оформлять дарственную, писать завещание. Юридические лица могут заняться предпринимательской деятельностью; порядок и правила приватизации дают возможность заниматься бизнесом.

На приватизированных территориях занимаются строительством без опасения, что объект будет снесён при отзыве участка. Для оформления кредита под залог недвижимости используется только приватизированная земля.

Регистрация права собственности на земельный участок – это получение полного права распоряжения земельным участком в соответствии с законодательством. Зарегистрировать документ о приватизации – это присвоить себе конкретные права и обязанности.

Цели, которые преследует приватизация:

  1. Повышение экономического уровня граждан, улучшение эффективности предпринимательской деятельности.
  2. Низкая ставка затрат на ведение деятельности, обслуживание.
  3. Приватизировав жилье, владелец обязуется платить налог в государственный бюджет, тем самым наполняя его.

Существуют риски, из-за которых заниматься деятельностью без вложений невозможно, но прибыль не всегда в полной мере удовлетворяет запросы.

Государство, отдав землю в собственность, избавляется от обязанностей в виде технического обеспечения территории.

Приватизировав квартиру, гражданин берёт на себя обязательства своевременно вносить оплаты по коммунальным счетам, платить налоги, содержать объект.

Приватизация – тонкий юридический процесс, который наделяет собственника не только правами, но и обязанностями перед государством. Сбор документов и процесс регистрации занимает время, для положительного исхода дела требуется консультация юриста, инженера геодезиста.

Источник: https://ZhiloePravo.com/oformlenie/privatizatsiya/zemelnogo-uchastka.html

Приватизация земельных участков гражданами

Земля приватизация собственность

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие.

В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст.

1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

– приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

– отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

– отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

– приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

– в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г.

№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе.

Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий.

Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации.

При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г.

№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/06/24/privatizaciya_zemelnyh_uchastkov_grazhdanami

Приватизация земельного участка

Земля приватизация собственность

Участок земли можно приобрести разными способами, например, купить, получить в порядке дарения или наследования. А еще его можно приватизировать!

Приватизация земельного участка – это процесс передачи государственных или муниципальных участков земли в собственность физических и юридических лиц на безвозмездной и возмездной основе. Иными словами, в результате приватизации гражданин становится собственником земельного участка.

Давайте разбираться по порядку!

1. Что такое приватизация земельного участка?

В большинстве случаев, термин «приватизация» применяется к земельным участкам, которыми гражданин пользуется в течение определенного времени, но при этом не является их собственником. Пользоваться земельным участком, не будучи его собственником, можно по договору аренды или пользования на безвозмездной основе.

Согласно закону приватизировать землю могут:

  • граждане, использующие участок на праве безвозмездного пользования более пяти лет;
  • многодетные семьи;
  • иные категории лиц, предусмотренные законодательством конкретного региона.

И вот представим, что Вы в какой-то момент времени задумались о том, не оформить ли используемую землю в собственность. Что дает приватизация земельного участка?

Приватизировав участок земли, Вы сможете:

  • распоряжаться ей, а именно: продать, подарить, обменять и т.д.;
  • использовать участок при оформлении кредита (в качестве залога);
  • быть уверенными, в том, что теперь данный участок – это Ваша частная собственность, которая защищена от притязаний третьих лиц на любом уровне.

Однако помните, что становясь собственником участка земли, у Вас возникают налоговые обязательства, которые заключаются в ежегодной уплате земельного налога. Поэтому перед принятием решения о приватизации земли внимательно взвесьте все аргументы в пользу и против такого решения. Всё-таки решились на приватизацию? Тогда читайте дальше и узнайте, как это можно сделать.

2. Документы для приватизации земельного участка

Существует несколько способов приватизации участков земли.

Способ 1. Приватизация на безвозмездной основе. Из названия следует, что этот способ предполагает бесплатное оформления земельного участка в собственность. Добавим, что ещё и по упрощенной схеме. Иными словами – это всем знакомая «дачная амнистия».

Безвозмездно, то есть бесплатно можно приватизировать земли:

  • на которых располагаются жилые здания, возведенные до вступления в силу нового Земельного кодекса (отметим, что приватизация земельного участка под домом встречается сегодня более часто по сравнению с другими случаями приватизации);
  • предоставленные в безвозмездное пользование для ИЖС или сельхозработ;
  • садово-дачных наделов.

Итак, каким условиям нужно соответствовать, и какие документы иметь на руках, чтобы воспользоваться этим способом?

Если надел получен Вами в пользование для ведения дачного, личного подсобного хозяйства (ЛПХ), огородничества, садоводства, индивидуального гаражного строительства или ИЖС до 30 октября 2001 года, то для оформления на себя данного участка Вам необходимо предоставить в МФЦ или через портал « Госуслуги» всего лишь заявление на приватизацию земельного участка и любой из указанных ниже документов:

  • акт органа МСУ о предоставлении Вам земли;
  • свидетельство о праве на землю;
  • выписку из похозяйственной книги о наличии права на конкретный надел или другие документы, подтверждающие право пользования данным участком.

Если на этой земле располагается здание, приобретенное, например, по наследству, то зарегистрировать право собственности на данный участок земли можно предоставив в МФЦ или через «Госуслуги» заявление и документы для приватизации земельного участка, а именно:

  • документ, устанавливающий право на владение на здание (в зависимости от способа приобретения объекта, например, договор дарения);
  • документ, который подтверждает право на земельный участок любого предыдущего владельца, указанного здания, находящегося на таком земельном участке и оформленный до 30 октября 2001 года. 

Подробности по теме «дачной амнистии» можно получить на сайте, пройдя по ссылке. Напоминаем, что срок приватизации земельного участка в СНТ продлили до 1 марта 2022 года, поэтому те, кто еще этого не сделал, успейте бесплатно реализовать свое законное право до окончания этого срока.

Способ 2. Выкуп у государства. В этом случае земля приобретается у государства по цене, которая назначается исходя из его кадастровой стоимости.

Как правило, этот способ применяется при оформлении в собственность арендуемого земельного участка под объектом недвижимости. В этом случае начинать действовать надо через муниципальную администрацию.

Обратитесь туда с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка и уточните порядок действий и список необходимых документов.

Способ 3. Обращение в суд. В случае если администрация направила Вам отказ в приватизации земельного участка бесплатно, то данный вопрос можно решить в судебном порядке.

Остались вопросы? Оставляйте их в удобном формате на нашем сайте, и Вам обязательно поможет опытный земельный юрист из числа экспертов «Владей Легко»! В заключение, напоминаем, что проверить квартиру, земельный участок или дом, перед оформлением Вы всегда можете на нашем сайте. Для этого всего лишь необходимо оставить заявку на ПАСПОРТ ОБЪЕКТА. Благодарим за внимание. Хорошего дня!

Источник: https://vladeilegko.ru/situations/privatizatsiya-zemelnogo-uchastka/

Что говорит закон о приватизации земельных участков

Земля приватизация собственность

В соответствии с последними решениями Государственной думы до 1 марта 2020 года продлено действие «дачной амнистии», дающей право бесплатной приватизации земельных участков. Это значит, что после указанной даты оформить право собственности на землю можно будет только платно.

Прежде чем обратиться в государственные органы для оформления собственности, следует разобраться в том, кто и на каких условиях может бесплатно приватизировать землю, какие категории земель не подлежат приватизации, в чем состоит суть процедуры и что необходимо подготовить заранее.

федерального закона о приватизации земельных участков

Актуальность принятия в 2006 году Федерального закона № 93-ФЗ о приватизации земельных участков с государственной точки зрения была обусловлена невозможностью установления формы собственности в отношении ряда категорий земель, например, находящихся в пользовании садоводческих товариществ, гаражных кооперативов, а также выделенных под индивидуальное жилищное строительство. Введение упрощенного порядка приватизации позволило гражданам без лишних затрат и усилий оформить свои права на землю и постройки на ней, а государству расширить налогооблагаемую базу за счет введения этих земель в налоговый оборот. Закон оказался выгоден всем.

Однако действие его было изначально ограничено:

  • оформить право собственности на земельный участок бесплатно гражданин может только один раз;
  • участок должен быть получен гражданином в пользование до 2001 года;
  • приватизация земель данной категории должна быть разрешена в принципе.

Ограничение по сроку принятия надела в пользование связано с моментом вступления в действие новых принципов государственного регулирования приватизации земли, закрепленных Земельным кодексом.

С 2001 года была прекращена безвозмездная передача земельных участков в пользование частным лицам, а надел, полученный от государства раньше этого времени, стало возможно оформить в собственность по упрощенной схеме бесплатно.

Право на приватизацию земельных участков имеют только те граждане, которые используют их в соответствии с целевым назначением (с категорией земель). Если нарушены правила использования, участок может быть изъят.

Законодательство на данный момент предусматривает и другие случаи, когда возможна бесплатная приватизация земли, кроме предусмотренных законом о «дачной амнистии»:

  • земли, переданные на срок до шести лет в безвозмездное пользование для ведения личного подсобного или фермерского хозяйства, могут быть приватизированы по истечении 5 лет;
  • земельные участки, переданные на срок до шести лет в безвозмездное пользование для индивидуального жилищного строительства, могут быть приватизированы по истечении 5 лет;
  • один раз приватизировать землю бесплатно могут многодетные семьи.

Приватизация как общее понятие

До 1991 года граждане пользовались недвижимостью, принадлежавшей государству: квартиры, гаражи, земельные участки – всем этим можно было пользоваться, но нельзя было продавать. Переехать в другое жилье можно было двумя способами: через обмен (с доплатой за улучшение условий) или приобретение кооперативной (новой) квартиры.

Понятие частной собственности было введено в оборот с распадом СССР, тогда же начался процесс приватизации – передачи государственной и муниципальной недвижимости на праве собственности в частные руки.

Приватизации массово подверглись объекты жилой недвижимости и промышленные предприятия. А вот переданные когда-то в бессрочное пользование дачным и садоводческим товариществам так и оставались в основном в собственности государства.

Аналогичной была ситуация с наделами, расположенными под частными или многоквартирными домами, под гаражными комплексами и т.д. Учесть их количество, определить границы и площадь было практически невозможно.

При этом купля-продажа этих площадей находилась вне правового поля, а владельцы рисковали лишиться земли, если, например, начиналось строительство дороги или жилых домов на территории садоводческого товарищества.

Приватизация позволяет гражданам стать полноправными собственниками и по своему усмотрению распоряжаться полученным имуществом, а государству – вести полноценный учет объектов недвижимости и земель, получая доход в виде налога на имущество и земельного налога.

Принятый в середине 1990-х годов Земельный кодекс не предусматривал механизмов купли-продажи земли и передачи ее под залог.

Поэтому, если земля была приватизирована, например, в 1996 году, часто на нее не оформлялся документ – свидетельство о собственности, так как фактически свободно распоряжаться приватизированным участком было все еще невозможно.

Введенный в действие в 2001 году Земельный кодекс РФ упорядочил процедуру и порядок определения правового статуса земельных участков, сформировал основу легализации прав граждан на землю. К настоящему моменту, по оценкам экспертов, правом упрощенной регистрации граждане воспользовались для оформления собственности на 3,5 млн строений и более 7 млн земельных наделов.

Особенности приватизационного процесса

Для оформления земли в собственность установлена двухэтапная процедура:

  • получение согласия собственника (муниципального образования);
  • регистрация имущественных прав в Росреестре.

Если гражданин попадает под действие закона о «дачной амнистии», то первый этап проходить не нужно.

Этот закон касается только физических лиц и частных земельных владений. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут получить право собственности на землю только платно через процедуру выкупа территории у муниципалитета или государства.

Для запуска процесса нужно удостовериться в наличии правоустанавливающего документа: например, акта передачи земли в постоянное пользование или подтверждения передачи его по наследству.

При отсутствии таких документов подойдет выписка из похозяйственной книги, единого документа о частных земельных участках и их хозяевах.

Похозяйственная книга ведется как общий реестр на некоторой местности (в поселке или садовом товариществе).

Следует поставить надел на кадастровый учет, предварительно заказав в соответствующей организации геодезический план и межевой план.

Только после внесения в государственный реестр земельный участок может быть объектом правоотношений. Постановка земли на кадастровый учет – наиболее длительная и дорогостоящая часть процесса.

В результате гражданин получает кадастровый паспорт и выписку из ЕГРН, подтверждающие возможность установления правового статуса надела.

По получении кадастрового паспорта и при наличии всех остальных документов можно идти в Росреестр для подачи заявления на приватизацию.

Бесплатность процедуры заключается в отсутствии необходимости оплачивать стоимость приобретаемого объекта, но оформление собственности оплачивается госпошлиной.

Для тех, кто оформляет права на категории ИЖС, ЛПХ, ИГИС, госпошлина за регистрацию составит 350 рублей. Для других категорий земель – 2000 руб.

В случае отказа в приватизации земельного участка гражданин может обратиться с исковым заявлением в суд, оплатив пошлину, размер которой будет зависеть от учета стоимости участка при оформлении прав. Госпошлина, уплачиваемая при подаче иска в суд для обжалования отказа в бесплатной приватизации, составит 400 руб.

Наиболее сложной является приватизация земельных участков, расположенных под частными или многоэтажными домами, так как в этом случае они выкупаются собственником недвижимости, каким бы способом он ни приобрел ее ранее.

Цена выкупа определяется на основании кадастровой стоимости земли.

Приватизация таких наделов необходима, потому что защищает владельцев недвижимости от использования земли третьими лицами в обход собственников, от сноса построек или безвозмездного изъятия для государственных нужд.

Закон при этом предусматривает механизм защиты таких землевладельцев от посягательств третьих лиц: исключительное право на приватизацию земельных наделов, находящихся под частными и многоквартирными домами, принадлежит собственникам этих домов. То есть ситуация, когда дом принадлежит одному гражданину на праве собственности, а земля под ним – другому, законодательно исключена.

Необходимые документы

Для оформления земли в собственность по общей схеме приватизации потребуются следующие документы:

  • заявление на приватизацию;
  • документы на предоставление участка;
  • документы, подтверждающие право собственности на строения, расположенные на участке;
  • кадастровый паспорт участка;
  • технические паспорта на постройки;
  • копия и оригинал паспорта заявителя.

Упрощенная схема приватизации в рамках действия закона о «дачной амнистии» сокращает количество необходимых документов до двух: паспорта заявителя (плюс копия) и документа о выделении надела в пользование. При заполнении заявления на приватизацию указывается, кому и на каком праве передана земля, каким образом она будет использоваться в дальнейшем, где располагается участок.

Права владельцев

Что меняется для гражданина после приватизации земельного участка? Сравним две категории прав: право собственности и право пожизненного наследуемого владения. В первом случае, кроме прав владения и пользования, к гражданину переходит еще и право распоряжения: продажи, дарения, переобустройства и т.д.

Во втором случае за владельцем закрепляется право возведения на территории строений и оформления права собственности хотя бы на них.

Но построенная таким образом недвижимость может оказаться под угрозой сноса, если собственник – муниципалитет – примет решение о строительстве дороги или нового микрорайона на этой земле.

Какие земельные участки приватизировать нельзя?

Существуют категории земель, которые не могут быть переданы в частные руки по закону:

  • земли, на которых находятся заповедные зоны;
  • земли, на которых расположены публичные национальные парки;
  • земли общественного пользования (городские территории: улицы, площади и т.п.);
  • изъятые из оборота земли;
  • земли лесного и водного фондов;
  • участки, расположенные ближе 100 метров к береговой линии.

Тем не менее земли этих категорий могут быть переданы в долгосрочную аренду.

Источник: https://privatizacia.info/zakon-o-privatizatsii-zemelnyh-uchastkov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.