Злоупотребление ребенком

Что значит злоупотребление родительскими правами?

Злоупотребление ребенком

Родительские права существуют в интересах детей и призваны обеспечить детям комфортные и безопасные условия для развития, воспитания и обучения.

Злоупотребление родительскими правами может нарушить нормальное развитие детей и создать препятствие его обучению, поэтому за такое злоупотребление предусматривается ответственность в рамках действующего семейного права.

Понятие и виды злоупотребления родительскими правами

Под злоупотреблением родительскими правами понимают реализацию таких прав в ущерб или без учёта интересов детей.

К ним относятся:

  • Создание препятствий в получении ребёнком образования;
  • Склонение детей к воровству и/или попрошайничеству;
  • Принуждение детей к занятию проституцией;
  • Вовлечение детей в процесс употребления психоактивных веществ (наркотиков или алкоголя);
  • Лишение детей возможности общаться с родственниками или с одним из родителей другим родителем без решения суда;
  • Иные действия родителей в отношении детей, признаваемые органами опеки и судом как аморальные и препятствующие нормальному развитию детей.

Родители могут создавать детям прямые и косвенные препятствия к получению образования. Прямые препятствия создаются в случаях, когда родители просто не пускают своих детей в школу под различными предлогами, например, настаивают на домашнем образовании с первого класса или опасаются дурного влияния школы на ребёнка.

В ряде малообеспеченных семей, особенно малых кочевых народов, обычной практикой является приучение детей с малых лет к занятию попрошайничеством или мелким воровством.

Это является грубым злоупотреблением родительскими правами как при систематических случаях попрошайничества, когда это является частью семейного дохода, так и при эпизодических, когда родители-алкоголики принуждают ребёнка к краже спиртного в магазинах или к выпрашиванию денег у прохожих или родственников.
Если для пополнения семейного бюджета родители принуждают детей совершать сексуальные контакты с третьими лицами и берут за это плату, то такое злоупотребление правами родителей приводит к наступлению уголовной ответственности, согласно ст. 240 УК РФ.

Аналогично уголовное наказание полагается, когда родители приучают детей к спиртному или наркотикам, или же не препятствуют случаям употребления ребёнком психоактивных веществ. К таким нарушениям относятся как характерные эпизоды, так и эпизодические.

Примером яркого характерного приучения ребёнка к психоактивным веществам может стать японская семья, приучившая своего трёхлетнего ребёнка к ежедневному употреблению пива в объемах 0,5 литра в день для того, чтобы он лучше засыпал. Бокал шампанского, предложенный 16-летнему сыну в день праздника, также считается злоупотреблением (эпизодическим) родительскими правами.

Если родители не разрешают сыну или дочери общаться с бабушкой или дедушкой по причине личных плохих с ними отношений, это является злоупотреблением прав родителей и нарушением ст. 67 Семейного кодекса РФ. Например, после развода мать ребёнка не разрешает ему видеться с родителями отца.

Ответственность за злоупотребление родительскими правами

За злоупотребление родителями своими правами в отношении детей предусматривается гражданско-правовая, а в ряде случаев и уголовная ответственность.

Законодательно предусматриваются следующие виды ответственности за злоупотребление правами родителей:

Важно помнить, что ответственность за злоупотребление правами родителей может возникнуть не только в отношении биологических родителей детей, чьи права были нарушены, но и в отношении усыновителей или опекунов (попечителей) таких детей.

Как доказать факт злоупотребления правами?

Для наступления ответственности за злоупотребление правами родителей факты такого злоупотребления должны быть доказаны в суде лицом, обратившимся в суд (родственниками ребёнка или представителями органов опеки).

В качестве доказательств судом принимаются:

  • Показания свидетелей;
  • Заключения медиков;
  • Отчёты социальной службы, навещавшей семью;
  • Протоколы органов МВД;
  • Показания самого ребёнка;
  • Отчёт о школьной успеваемости ребёнка.

Свидетелями могут быть как соседи по квартире или лестничной клетке семьи, которые видели факты злоупотребления правами, родственники ребёнка или школьные учителя.

Медицинское заключение об обнаружении в крови ребёнка алкоголя или следов наркотических веществ может свидетельствовать о возможном вовлечении ребёнка в процесс употребления психоактивных веществ, а в протоколах полиции могут быть зафиксированы случаи воровства или попрошайничества, которые вкупе с показаниями свидетелей могут доказать факт принуждения ребёнка к воровству своими родителями.

Ребёнок может сам рассказать суду в присутствии педагога и социальной службы о фактах, свидетельствующих о нарушении его прав.

Решение вопроса в судебном порядке

Если имеются факты злоупотребления родительскими правами и прекратить такое злоупотребление в досудебном порядке не представляется возможным, то происходит обращение в суд. В общем случае такая процедура имеет следующую последовательность действий:

  1. Установление факта злоупотребления правами органами опеки;
  2. Сбор доказательств фактов злоупотребления;
  3. Обращение в судебные органы;
  4. Вынесение судом решения о лишении или ограничении родителей в их правах.

При обращении в суд важно помнить, что судья учитывает все обстоятельства имеющихся правонарушений, в том числе психологический климат семьи, перспективы такой семьи в морально-этическом контексте, и исходя из таких перспектив, принимает решение о лишении родителей их прав.

Решение о временном ограничении родителей в их правах суд может принять при наличии следующих условий:

  • Злоупотребления родительскими правами носили эпизодический характер;
  • Родители (усыновители) настроены на исправление ситуации;
  • Помещение ребёнка в детский дом нанесёт ему психологическую травму (по мнению психологов социальной службы).

Если родители настроены на исправление ситуации, суд может предоставить им шесть месяцев для ликвидации последствий злоупотребления, ограничив на этот период родителей в их правах.

По истечении шести месяцев суд либо восстанавливает родителей в правах, если они предприняли существенные шаги по исправлению ситуации, либо постановляет полностью лишить родителей их прав, если ситуация не была исправлена или усугубилась.

Случай № 3

Итак, злоупотребление родителями своими правами приводит к нарушению прав ребёнка, и при отсутствии возможности досудебного урегулирования процесса происходит обращение в суд органами опеки или родственниками, и суд ограничивает или лишает родителей их прав в зависимости от конкретных обстоятельств.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/semejnoje/roditelskije-prava/zloupotreblenie.html

О незыблемости бюрократии и злоупотреблении ребенком – bbc news русская служба

Злоупотребление ребенком

  • Яна Литвинова
  • Русская служба Би-би-си, Лондон

В отпуске мой ребенок сломал руку. Честно говоря, учитывая, КАК и КУДА она летела с велосипеда, я должна радоваться. Слишком тугие тормоза намертво заклинили переднее колесо на крутом вираже, и дитя перелетело ласточкой через руль, жестко приземлившись среди стратегически расположенных булыжников.

Сама я в этот момент находилась по другую сторону холма и прибыла, так сказать, к шапочному разбору, когда другая моя дочь судорожно пыталась вытащить ногу сестры из-под покореженного колеса.

Благодаря родной корпорации, я в свое время прошла курсы оказания первой помощи, поэтому незамедлительно кинулась проверять целость черепа и позвоночника. И то, и другое оказалось на высоте.

Поражения мягких тканей (так художественно я называю ссадины и порезы) сильно кровоточили, но не представляли угрозы для жизни.

Ребенок, конечно, орал, но явно находился в полном сознании, здравом уме и твердой памяти.

Единственное беспокойство вызывала левая рука: кости из нее, правда, не торчали, и выглядела она вполне нормально, но двигать ею дочь категорически отказывалась.

Короче, через три часа в маленькой и симпатичной местной больнице (к счастью, полет через руль произошел на родной британской территории), Чарли стала счастливой обладательницей новехонького гипса, а меня снабдили огромным количеством бумаг, диском с рентгеновскими снимками и строгим наказом немедленно по прибытии домой идти к врачу за направлением в специальную “клинику переломов”.

Ободренная заверениями, что через шесть недель ребенок будет совершенно целым, я на следующий день после возвращения отправилась за направлением.

В поликлинике ко мне отнеслись без особого интереса, сказав, что, мол, оставьте, а мы потом вам все сообщим. Сообщили через две недели после того, как начался учебный год.

Теперь небольшое отступление, чтобы объяснить всю трагичность момента. Родитель в нашей школе – существо совершенно бесправное.

Причем тирания идет вовсе не от преподавателей – они-то как раз люди адекватные и вполне склонные к диалогу.

В школе существует подразделение под названием “Student services”, которое отвечает за посещаемость, внешний вид учениц, соблюдение правил о школьной форме и так далее, и вот с ним договориться совершенно невозможно.

В борьбе за посещаемость они требуют от родителей заболевших детей справку от врача (которые официально не дают первые пять дней) или карточку, на которой фиксируется время визита. На худой конец им подойдет хотя бы выписанный рецепт. Другими словами, поход с ребенком в поликлинику за направлением к травматологу в школьное время – дело для нас почти нереальное.

Однако наш медицинский центр меня успокоил, сказав, что поскольку переломчик у нас плевый, то и осложнений никаких быть не должно. Тем более, что рука у ребенка не болит, не опухает, только слегка пованивает от долгого немытья. Поэтому, не беспокойтесь, мамаша, а по истечении шести недель ведите свою красавицу прямо в травмопункт, и вам там все снимут.

Накануне эпохального срока я, на всякий случай, лично зашла в поликлинику, чтобы уточнить, что идти мы можем куда угодно и без записи.

Улыбчивая регистраторша заверила меня, что все будет в полном ажуре и посоветовала отправиться в большую многопрофильную больницу в районе Edgware, поскольку там, дескать, есть специальный центр, и не придется сидеть в одной очереди с алкоголиками, как, например, в отделении скорой помощи.

Больница эта от нас расположена недалеко, но очень неудобно. Никакой общественный транспорт туда прямиком не идет, все приходится каким-то огородами добираться. Но добрались. Заходим…

А нам радостно говорят, что, мол, ошибка вышла, мы этим вообще не занимаемся, у нас даже ортопедов дежурных нету.

И да-да, знают они об этой проблеме, что часто местные поликлиники к ним народ отправляют, и давно пора бы понять, что все на самом деле совсем не так…

Осознав, что снять надоевший гипс с ребенка в этом районе у меня не выйдет, я, стараясь не терять приятного выражения лица (ну они же не виноваты в неосведомленности регистраторши), я полюбопытствовала, где же все-таки окаянную процедуру можно произвести.

Нам указали на хорошо знакомую мне больницу, которая тоже, в общем, находится на севере Лондона, но для сравнения, это примерно как из Ясенева тащиться на Профсоюзную. В принципе, одно направление от центра, а конец не близок.

Оказавшись в результате в приемном покое скорой помощи, от которого меня пытались оградить, мы, слава богу, попали в отдельную приемную для детей и подростков, откуда нас с должным почетом препроводили в смотровую.

Веселая медсестра долго расспрашивала дочь, как это с ней произошла подобная неприятность. Та в ответ долго и подробно отвечала. В конце концов, мне и самой стало казаться, что речь идет не о двух небольших трещинах, а, как минимум, о раздробленном локте.

Выслушав ребенка, медсестра радостно протянула мне заполненный лист и велела идти обратно в приемную. “Зачем?” – совершенно ошалев, спросила я. “Чтобы получить направление на визит к ортопеду”, – ответила медсестра, по-прежнему улыбаясь. “Зачем?” – тупо переспросила я.

“Потому что ортопед должен принять решение о снятии гипса, – был категоричный ответ, – я видела ваши снимки и понимаю, что, скорее всего, там все в порядке, но надо сделать рентген”. “Так сделайте”, – продолжила я становящийся абсурдным диалог.

Я это отделение скорой знаю, можно сказать, как родное, много раз была там и с мамой, и сама по себе, и с детьми, и в курсе, что рентгеновский кабинет у них есть свой, вовсе даже не совмещенный с больницей. “Сделайте, а любой дежурный врач пусть посмотрит”.

“Нельзя, – сказала сестра, – по правилам должен смотреть только ортопед, и только он решит, можно ли вам снять гипс”.

Зависнув от незыблемости бюрократических правил, я молча подхватила расстроенную дочь и отправилась за направлением на прием к ортопеду. Нам его, конечно, дали. На первый имеющийся прием дали. Через две недели.

Вероятно, именно поэтому британский сектор интернета полон советов, как самостоятельно снять гипс. Даже видео на есть, и даже не одно.

Я бы, может, и рискнула провести подобную процедуру над собой, но над ребенком не могу. И не потому, что сомневаюсь в собственных силах, а исключительно из-за боязни быть привлеченной к уголовной ответственности за издевательство над несовершеннолетней.

Кстати, об издевательстве. Далеко не все английские выражения с легкостью переводятся на русский. Некоторые надо или долго объяснять, или, наоборот, слегка менять смысл.

Например, выражение “child abuse”, которое в оригинале означает любое недостойное поведение по отношению к детям – хоть сексуальное, хоть моральное, хоть недостаточные внимание и заботу – на русский переводится исключительно как “насилие над детьми”, что, согласитесь, несколько сужает смысл.

В свое время с друзьями, которые все как один подрабатывали в то время переводами, мы придумали формулировку “злоупотребление ребенком” – жаль, что в официальном языке она почему-то не прижилась.

Так вот, к вопросу о злоупотреблении: я только спустя несколько часов спустя догадалась, почему медсестра спросила меня, не состоим ли мы на учете у социальных служб. Я даже переспросила. Медсестра быстренько сказала, что, конечно, к нам это не относится, и как-то очень быстро сменила тему.

Потом-то глупая я догадалась, что, поскольку я доставила дочь в больницу не с гриппом или черной оспой, а с переломом, то они обязаны были поинтересоваться, не получил ли ребенок травму в домашних условиях, от жестоких родственников.

Когда мы покидали приёмный покой (по-прежнему с осточертевшим гипсом), в зеркале на стене промелькнули два наших отражения. Моя перекошенная и уставшая физиономия отразилась рядом с цветущей подростковой курносостью Чарли. С той секунды я пребываю в полной уверенности, что из нас двоих злоупотребили именно мной!

Ну а гипс? А что, гипс? Вроде уже и привыкли. Хотя отец ребенка, выслушав мои стенания, мрачно сказал, что в таких ситуациях оправдывает систему взяток. Сунул там фунтов 20-40, и ребеночка тут же бы и оприходовали. На что я гордо ответила, что коррупция начинается с малого. Так и быть, походим еще две недели. Авось последние.

Источник: https://www.bbc.com/russian/blogs/2013/10/131004_blog_litvinova

Злоупотребления в отношении детей в семье

Злоупотребление ребенком

Злоупотребление правом – это особенный тип гражданского правонарушения, которое совершается уполномоченным лицом при осуществлении им принадлежащего ему права, и который связан с использованием недозволенных конкретных форм в рамках общего типа поведения, которое дозволено ему законом.

Злоупотребление правом также можно расценивать, как действия или бездействие без прямого или косвенного нарушения норм и принципов права, но противоречащие моральным принципам.В СК РФ используется понятие «злоупотребление родительскими правами» (ст. 69), но точного определения этого понятия нет.

В современном семейном праве до сих пор нет правовых механизмов защиты от недобросовестного использования семейных прав.

Злоупотребление родительскими правами – осуществление ими своих прав в ущерб интересов детей (например, препятствия в образовании детей со стороны родителей, привитие дурных привычек: попрошайничество, воровство, проституция, употребление алкоголя или психоактивных веществ и т.п.) Но злоупотребление родительскими правами может проявляться по-другому.

Критерий выявления такого злоупотребления – интересы несовершеннолетнего, которые являются и мерой, и границей воспитательных действий родителей. Если действия родителей выходят за пределы таких рамок, то их можно рассматривать не только как злоупотребление родительским правом, но и как преступление.

Родители не могут реализовывать свои права в любых формах и проявлениях по своему усмотрению.обусловлены целью воспитания. Если родители действуют в пределах своих прав, то они не могут злоупотребить родительскими правами. По закону, родители не обязаны воспитывать ребенка какими-то конкретными действиями.

В этом нет необходимости, потому что воспитательные способы и средства очень разнообразны.В детско-родительских правоотношениях существует структурная связь между ребенком и родителем, и между самими родителями. Поэтому злоупотребление родительскими правами иногда проявляется не только в нарушении прав и интересов ребенка, но и второго родителя. Особенность семейных отношений заключается в том, что их регулируют не только нормы права, но и моральные принципы, сквозь которые можно рассматривать поведение родителей.Правовая природа злоупотребления родительскими правами связана с пределами законности поведения.

Неправомерное поведение родителей проявляется в их злоупотреблении родительскими правами, когда родители совершают активные действия и предвидят последствия своих действий, но всегда трудно определить, правомерно ли поведение родителей, или они злоупотребляют своими правами (например, принуждение ребенка к чрезмерным занятиям спортом, музыкой).

Несмотря на то, что злоупотребление родительскими правами может выражаться по-разному, в любом случае родитель, злоупотребляющий правами, пользуется тем, что ребенок зависит от него, демонстрирует свою власть над ним. Как правило, злоупотребление родительскими правами носит не разовый характер, а выражается в целом комплексе поступков и действий родителя.

Очевидно, что в результате злоупотребления родителя своими правами нарушаются права и интересы ребенка, но часто от злоупотребления страдают права и интересы второго родителя.

Это связано с тем, что в родительском правоотношении действия обоих родителей связаны между собой (отношения между ними образуют один из видов внутренних связей), а интересы родителя и проживающего с ним ребенка взаимозависимы.

Для большинства родителей, которые злоупотребляют своим правом, интерес ребенка – формальное основание для конкретных действий, но истинная цель – нарушение и

Техники игровой семейной психотерапии.

Игра в семейной психотерапии Год издания и номер журнала: 2006, №1

Добряков И.В.

Игровую психотерапию можно определить как ориентированный метод лечебного воздействия на психику больного специально обученным психотерапевтом, ставящим перед собой задачи диагностики, лечения и/или реабилитации, достигающим психотерапевтического контакта и решения этих задач путем организации, исследования, интерпретации, структурирования игровой деятельности пациента. Целесообразность использования игровых методов в семейной психотерапии очевидна. Применение игровых методик способствовало налаживанию коммуникаций, вовлечению в психотерапевтический процесс всех членов семьи, помогало раскрыть ее творческой потенциал. Использование игр в процессе семейной психотерапии имеет следующие преимущества: 1. Простота и естественность присоединения к семье психотерапевта во время игровой деятельности. 2. Возможность активного включения в процесс семейной психотерапии детей, не способных еще достаточно четко вербализовать свои эмоции и идеи. 3. Снижение тревоги, рост степени доверия и откровенности в процессе удачно проводимых игр. 4. Активизация вербальной экспрессии в процессе игр. 5. Проявление в игровой деятельности семейных тайн. 6. Выявление в играх неосознанных или скрываемых, не предъявляемых семьей проблем, которые члены семьи не готовы обсуждать. 7. Возможность наблюдать членов семьи в процессе взаимодействия, а не только во время вербального общения. 8. Возможность демонстрации членами семьи отношений друг к другу в символической форме. 9. Сравнительно быстрое достижение понимания членами семьи чувств друг друга и мотивов поступков. 10. Повышение эффективности семейной психотерапии и сокращение длительности курса лечения Приведем некоторые из перечисленных игровых методик, применяемых нами в процессе семейной психотерапии

После того как психотерапевт познакомится с семьей, он предлагает ее членам воспользоваться техникой игры с марионетками. Психотерапевт продолжает беседу, говоря о том, что ребенку младшего возраста особенно сложно объяснить незнакомому человеку, что его беспокоит.

Психотерапевт поясняет, что, играя с марионетками, родителям и ребенку предстоит попросту разыграть одну из недавно имевших место ситуаций в семье, когда например мама испытывала явные трудности в общении с дочерью или сыном. Затем, положив марионетки в ящик, психотерапевт придвигает его к членам семьи с вопросом – кто из родителей хотел бы первым поиграть в паре с ребенком и почему.

Так или иначе, коробка с марионетками вручается родителю и ребенку, и им предлагается выбрать куклы, с которыми они будут играть.Когда пара начинает игру, важно отметить, насколько правдоподобно она это делает. Психотерапевт ждет пока участники не закончат сцену или пока они не зайдут в своей игре так далеко, как это возможно в данной ситуации.

На третьем этапе игры можно предложить участникам снова сыграть ту же сцену, но теперь каждый должен показать, как ему хотелось бы вести себя и что ему хотелось бы говорить в этой ситуации.

Техника семейной игры с марионетками является эффективным диагностическим инструментом, позволяющим гораздо быстрее, чем в случае применения традиционного интервью, оценить проблемные области их отношений с родителями (а также взаимоотношений между родителями.

Таким образом, с помощью организации игровой деятельности, в которой участвуют члены семьи, можно изменить семейную систему. Использование игрового метода на всех стадиях процесса семейной психотерапии целесообразно, может повысить ее эффективность.

“Следует только всегда знать, что делаешь”.

45. Основные модели общения в семье. Игры общения. (Сатир В. Как строить себя и свою семью)

Сатир назвала 4 м.об.: заискивающий, обвиняющий, расчетливый и отстраненный.

1) заискивать, чтобы другой человек не сердился; (миротворец)

2) обвинять, чтобы другой человек считал его сильным;

3) рассчитать все так, чтобы избежать угрозы. Самооценка человека нередко скрыта за высокими словами и абстрактными понятиями;

4) отстраниться настолько, чтобы игнорировать угрозу, вести себя так, будто ее нет.

Миротворец разговаривает в заискивающей манере, пытаясь угодить, извиняясь и никогда ни о чем не споря. Это — человек-согласие, говорящий так, будто он не может ничего сделать сам, ему постоянно требуется чье-то одобрение.

Обвинитель постоянно ищет, кто в том или ином случае виноват. Он — диктатор, хозяин, который ведет себя надменно и словно без конца упрекает. Расчетливый («компьютер») очень корректен, очень рассудителен и не выражает никаких чувств. «Говорите правильные вещи, скрывайте свои чувства.

Не реагируйте на окружающее».Отстраненный (безумный) не реагирует ни на какие вопросы. Играя роль отстраненного, представьте себя волчком, который постоянно вертится, но никогда не знает, куда движется, и, даже дойдя до цели, не понимает этого.

Ещё тип реагирования «уравновешенный» или «гибкий». Он дает возможность преодолеть препятствия, найти выход из затруднительного положения или объединить людей. Уравновешенное общение основано на подлинности переживаемых демонстрируемых чувств.

Уравновешенных людей отличает способность к личностному росту, жизнестойкость, открытость.

Игры общения

игры отображают реальные переживания, испытываемые людьми в семье и обществе. Игры помогают вернуть точку опоры, способствуют личностному росту. Пусть в игре участвуют три человека, а остальные наблюдают. в конце игры они поделятся своими впечатлениями и наблюдениями. каждый из играющих придумает себе имя, отличающееся от настоящего.

Громко произнесите ваше новое имя. Для игры каждый из вас выбирает определенный способ общения Например, один обвиняет, другой заискивает, третий тоже обвиняет. В следующий раз вы возьмете другие роли. Теперь после того, как каждый выбрал определенный стиль общения, сообщите об этом друг другу.

Начните игру, приняв позы, соответствующие вашей комбинации.. Теперь позы представлены в комбинации друг с другом.Замрите в них в течение минуты. В этот момент попытайтесь осознать, что вы чувствуете, что ощущают другие. Если в вашей семье назревает конфликт, то в ходе игры найдите его истоки.

Если в доме все спокойно, займитесь планированием своей жизни — летним отдыхом, организацией предстоящего праздника и т. д. Не бойтесь утрировать выбранный вами стиль общения. Когда прозвонит будильник, остановитесь .

Немедленно сядьте на свое место, закройте глаза и попробуйте сосредоточиться на своем дыхании, мыслях, переживаниях, восприятиях партнеров по игре.Потом медленно приоткройте глаза и расскажите партнерам о том, что вы ощущали во время игры. Что же происходило на самом деле?.

Возможно, теперь вы поняли, что от стиля общения зависит то, как вы реализуете планы и разрешаете конфликты. Попробуйте вновь поиграть уже с другой моделью общения. Вы можете экспериментировать, меняясь ролями. Не забудьте в конце каждой игры поделиться с партнерами своими переживаниями. Вот другая полезная игра. В нее играют всей семьей.

Каждый член семьи выбирает себе имя и произносит его вслух. Затем каждый выбирает один из четырех вариантов поведения, но не говорит другим, какой именно выбрал. А теперь попробуйте вместе что-нубудь спланировать. При этом запишите ваш разговор на магнитофон.

В течение тридцати минут постарайтесь не выходить из этой роли. Если вы почувствуете внутренний дискомфорт, смените ее. Играйте в соответствии с вновь выбранной ролью, пока не возникнет чувство дискомфорта.

По окончании игры подробно расскажите своим партнерам, что вы чувствовали, что думали о них и о самом себе.

Начало формы



Источник: https://infopedia.su/1x131d.html

Предотвращение социального сиротства, насилия и злоупотребления в отношении детей

Злоупотребление ребенком

Общеизвестно, что социально-экономический кризис привел к обнищанию 2/3 населения, межнациональные конфликты наводнили страну сотнями тысяч беженцев.

В настоящее время правительство поставило Президента перед следующим фактом: число беспризорных детей достигло в России 1 млн. человек и с каждым годом увеличивается на 50 тысяч. Среди них около 90% – это дети, имеющие родителей.

Что заставляет этих детей предпочесть семье улицу? Почему среди причин детской смертности на третьем месте после травматизма и туберкулеза стоят самоубийства?

Жестокое обращение и пренебрежение детьми в настоящее время считается одной из важнейших проблем общественного здоровья, ведущей причиной детского травматизма и детской смертности во многих странах.

Рот насилия в отношении детей обнаруживает связь с общим возрастанием насилия в обществе, ростом случаев насильственных преступлений, вандализма, делинквентности, суицидов, несчастных случаев с летальным исходом.

Кросскультурное исследование “Москва – Амстердам” (1996) показало, что одной из главных ценностей школьников остается эмоциональная, психологическая близость между детьми и родителями. Каждый ребенок жаждет иметь идеальных родителей и стремится в Другом найти зеркало, которое бы отражало его собственную значимость и уникальность.

Если взрослые систематически препятствуют удовлетворению значимых потребностей, то ребенок стремится удовлетворить их любыми другими способами.

Наиболее остро эти проблемы переживают подростки в семьях “группы риска”, в которых формирование самости направляется по асоциальному пути.

В этих семьях имеет место как физическое, так и психологическое (эмоциональное), моральное, экономическое и даже сексуальное насилие.

В профессиональной литературе существует много определений того, что в последнее время стало известно как явление «жестокого и небрежного обращения с детьми». В Семейном кодексе, наряду с другой юридической литературой, это называется «злоупотребление и пренебрежение детьми».

«Злоупотребление ребенком» С.Г. Кемпе определяется как нанесение ему тяжких физических повреждений родителем или попечителем, которые могут повлечь за собой инвалидность и смерть.

Компонентами синдрома «плохого обращения» являются эмоциональная депривация, пренебрежение как хроническая неспособность обеспечить основные потребности ребенка (плохое питание и уход, отсутствие жилья, одежды, защиты и присмотра), а также действия, препятствующие достижению ребенком физического и психологического потенциала.

Понятие злоупотребления распространяется на ребенка до 18-летнего возраста, если родитель или попечитель причиняет или позволяют причинять ребенку серьезные физические повреждения, создает существенный риск причинения серьезного повреждения ребенку, совершает или допускает совершение против ребенка сексуального злоупотребления в соответствии с уголовным законодательством.

Национальное исследование США (1988 г.) показало, что среди родителей, жестоко обращающихся с детьми, более высокий уровень стрессов в жизни и меньше информации о программах социальной поддержки, чем у нормальных родителей.

Асоциальные родители или сверстники, криминально-аморальные, конфликтны и педагогически несостоятельные семьи, сложные обстоятельства и тяжелые условия жизни, перенесенные травмы и жестокость – далеко не полный список причин, приводящих в дальнейшем к различного рода отклонениям в поведении и развитии личности ребенка, оставляющих неизгладимый след в психике ребенка. Так, жестко-авторитарный стиль воспитания ведет к тому, что дети растут агрессивными, жестокими. Доминантные, отчужденно-репрессивные, враждебные матери способствуют формированию эмоциональной глухости у детей, отсутствию эмпатии, что чревато в дальнейшем проявлениями жестокости и даже преступлениями.

Ввиду того, что в России не ведется систематического социального обследования и социального патронажа семей, имеющих детей, наше общество не располагает достоверными данными о количестве детей, нуждающихся в общественно-государственном попечении.

Необходимо задуматься и понять, что питательной средой для насилия является равнодушие общества.

Для подлинного осуществления прав человека необходимы не только соответствующие законы, но и нормально функционирующее гражданское общество, не допускающее нарушения прав своих граждан.

Необходим постоянный контроль со стороны общества, прессы, правозащитных организаций разного типа, которые нужно и можно создавать.

Представители органов профилактики применяют доступные средства воздействия – от убеждения до административно-уголовного наказания, защищающего ребенка от жестокости.

В последние годы (1988) в Канаде были приняты поправки к существующему законодательству, касающиеся уточнения определения некоторых форм насилия, ужесточения правил наказания лиц, совершивших насилие, ужесточения правил досрочного или условного освобождения из тюремного заклю­чения лиц, совершивших насилие. Были приняты модификации, чтобы облегчить судебный процесс для жертв насилия и осво­бодить их от многих унизительных формальностей, а также новые подходы к терапии преступников и долговременной принуди­тельной терапии семей, где родители жестоко обращаются с детьми.

Существующее ныне российское законодательство обеспе­чивает слабую защиту ребенку от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заменяющих (ст.56 Семейного кодекса РФ от 1995 г.).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (или одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении 14-летнего возраста – в суд.

Согласно законодательству РФ, профессиональные лица не обязуются сообщать о случаях насилия над детьми. Однако в Семейном кодексе сказано, что должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

При получении таких сведений орган опеки и попечи­тельства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Временная опека детей обычно осуществляется местным агентством социальной службы с целью помещения ребенка в воспитательное учреждение, к родственникам или в приют.

Все подобные судебные процедуры проходят с участием психолога, социального работника, адвоката ребенка.

Пришла пора объединить усилия ученых, практических работников, представителей управленческих структур и органов власти (как на государственном уровне, так и на муниципальном) в организации системной превентивной социальной и коррекционно-реабилитационной работы.

Система социальной работы в России в изменившихся условиях жизни приобретает новый облик. Она в значительной степени опирается на новые правовые основы, обновляющийся кадровый потенциал, новую социальную политику государства.

Социальная политика России направлена на соцобеспечение, поддержку и защиту всех социально уязвимых групп населения – пожилых, инвалидов, детей-сирот, многодетных и малообеспеченных семей и других категорий граждан.

Для профилактики социального сиротства внедряются, например, следующие формы работы:

· создание социально-педагогических центров, деятельность которых направлена на организацию социально-воспитывающей среды, превентивную практику;

· организация досуга неформальных просоциальных молодежных объединений – групп с позитивной социальной ориентацией (коллективные формы отдыха, развлечений, открытие парков, клубов, кинотеатров, кафе) и пр.

Однако только начинает осмысливаться практика социального патронажа как целостной и комплексной, пролонгированной системы социальной поддержки и психологической помощи в рамках деятельности социально-психологических служб. Она подразумевает восстановление потенциала развития и саморазвития семьи, результатом которого будет выполнение отдельным человеком или семьей своих основных функций.

Методы социального патронажа базируются на психосоциальных подходах, при которых учитываются особенности клиента и его конкретная жизненная ситуация.

Патронажные действия в отношении клиента заключаются в предоставлении ему адресных социальных услуг на “опасном отрезке жизненного пути”. Не случайно 40 ВУЗов РФ готовят специалистов по социальной работе.

Т.о., готовится и обновляется кадровый потенциал.

В процессе психологического сопровождения специалист создает условия, направленные на развитие самосознания личности. Оно запускает механизмы саморазвития личности, активизирующие собственные ресурсы человека, т.е. деятельность по изменению, формированию положительных перемен. Это касается подростков и взрослых, поскольку дети порой сами изменить в своей жизни ничего не могут.

Ведущие специалисты в области социального патронажа отмечают недостаточную разработанность проблемы насилия над детьми, адекватных форм и методов ее решения. Они подчеркивают, что пора переходить от карательной превентивной практики к комплексу мер социальной и психолого-педагогической поддержки и помощи семьям, детям, подросткам.

Такая работа должна иметь в своей основе законодательную базу. Так, статья 65 “Семейного кодекса РФ” гласит о том, что при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Ст.

70 предусматривает лишение родительских прав за жестокое обращение с детьми, в том числе за физическое и психическое насилие над ними, покушение на их половую неприкосновенность. Ст. 77 ратует за отобрание ребенка органами опеки и попечительства при непосредственной угрозе его жизни и здоровью.

В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

Согласно российскому законодательству, несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту в судах.

Следует отметить, что социальный патронат семьи в системе социального обслуживания включает в себя следующие направления:

§ информационно-аналитическое, связанное с идентификацией и фиксацией ситуации как неблагополучной или опасной;

§ прямое вмешательство в ситуацию;

§ заключение социальной службой договора о сотрудничестве и его планировании;

§ непосредственная поддержка клиента патроната;

§ контроль, оценка, завершение работы с клиентом.

Формами социального патронажа семьи и детей являются:

· индивидуально-психологическая (психосоциальная) поддержка;

· защита прав и интересов клиентов патронажа;

· посредническая работа с клиентом патронажа (координация усилий различных инстанций и ведомств для организации дополнительных патронажных действий);

· дневное попечительство детей (социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями, организация коррекционных классов, групп дневного пребывания детей);

· кондуктивная социально-педагогическая помощь зависимых детей и детей с ограниченными возможностями;

· кураторство с элементами контроля и надзора – оказание индивидуальной помощи несовершеннолетнему, наставничество, шефство;

· забота о новом месте жительства как крайняя мера, используемая социальной службой в случаях жестокого обращения в семье (временный ночлег, убежище, приют, помещение в кризисные центры);

· экономическая помощь для улучшения качества семейной жизни.

Социально-психологические виды работы направлены на снятие эмоционального напряжения жертвы насилия, формирование адекватной самооценки, обретение уверенности в себе, восполнение потери себя и доверия к миру взрослых; формирование необходимых социальных навыков, коррекцию семейных отношений, социальных установок, формирование жизненной перспективы, профилактику бродяжничества.

Чтобы вернуть человека к здоровой полноценной жизни, необходима работа, включающая в себя как специальные методы, так и среду, формирующую ответственность за себя и свой образ жизни, позицию “Я – хозяин своей жизни и ее творец”, создание условий для позитивной адаптации.

Социальные психологи должны владеть способами помощи ребенку и человеку, попавшему в кризисную ситуацию, для преодоления их неблагополучия.

Такое воспитательно-педагогическое воздействие, социально-психологическая помощь могут осуществляться как в индивидуальном общении, так и в группе.

При этом специалистам, работающим с жертвами насилия, при установлении доверительных отношений с клиентом патронажа рекомендуется применять, например, технику “контактного взаимодействия”, разработанную доктором психологических наук Л.Б. Филоновым.

На первом этапе работы с использованием методики “контактного взаимодействия” сопровождающий должен снять с себя всякий отрицательный настрой по отношению к клиенту; отыскать положительные качества в клиенте, что поможет снять напряжение в общении.

Далее наступает стадия “чистых согласий” и накопления положительных эмоций от обсуждения проблем.

Когда доверие достигнуто, следует выявлять рассогласования при обсуждении проблем; лишь затем наступает стадия активного взаимодействия семьи, психолога и/или превентивных служб.

Социально-психологическая помощь и реабилитация могут считаться успешными, если удается прервать порочный круг, в котором дети, подвергавшиеся жестокому обращению и пренебрежению, создают со своими родителями и другими лицами оригинальные садомазохистские взаимосвязи, ведущие в будущем к отвержению и травматизированию. Своевременное вмешательство может предотвратить трансформацию таких детей в родителей, злоупотребляющих детьми.
Предыдущая891011121314151617181920212223Следующая

Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 741; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/7-31576.html

Злоупотребление родительскими правами, как основание для их лишения

Злоупотребление ребенком

Еще одним основанием для лишения родительских прав, является злоупотребление родительскими правами.

Применяется это основание в судебной практике очень редко, в связи с тем, что фактически о таком основании очень мало информации.

Хотя доказать обращение с иском по этому основанию не составляет никакого труда.

Мы уже знаем с Вами о том, что оба родителя имею фактически равные права по воспитанию, обучению, содержанию и т.п. своего ребенка. Все эти вопросы они должны решать совместно, даже после расторжения брака.

А что бывает на практике?

Злясь, друг на друга, родители начинают использовать манипуляции детьми, чтобы насолить своему бывшему супругу или супруге.

Например, определено решением суда время общения ребенка со вторым родителем, а фактически решение суда вторым родителем не исполняется.

Пишем жалобу в органы опеки и попечительства и фиксируем данный факт надлежащим образом.

Такое недобросовестное поведение родителя, ущемляющего права другого родителя и собственного ребенка, как раз и может послужить основанием для лишения его родительских прав.

А ведь не только эти факты используются в манипуляциях.

Родитель может отказываться давать разрешение на выезд за границу, чинить препятствия с выбором школьного учебного заведения или сбором необходимых для ребенка документов, для оформления, например, пособия.

Если эти факты нарушений прав ребенка зафиксировать в установленном порядке – они также будут являться основанием к лишению подобного родителя родительских прав.

К фактам злоупотребления родительскими правами также относится:

· Создание препятствий в получении ребёнком образования;

· Склонение детей к воровству и/или попрошайничеству;

· Принуждение детей к занятию проституцией;

· Вовлечение детей в процесс употребления психоактивных веществ (наркотиков или алкоголя);

· Лишение детей возможности общаться с родственниками или с одним из родителей другим родителем без решения суда;

· Иные действия родителей в отношении детей, признаваемые органами опеки и судом как аморальные и препятствующие нормальному развитию детей.

Родители могут создавать детям прямые и косвенные препятствия к получению образования.

Прямые препятствия создаются в случаях, когда родители просто не пускают своих детей в школу под различными предлогами, например, настаивают на домашнем образовании с первого класса или опасаются дурного влияния школы на ребёнка. Фактически же такие родители чаще всего оказываются религиозными фанатиками или лицами с психическими отклонениями.

В ряде малообеспеченных семей, особенно малых кочевых народов, обычной практикой является приучение детей с малых лет к занятию попрошайничеством или мелким воровством.

Это является грубым злоупотреблением родительскими правами как при систематических случаях попрошайничества, когда это является частью семейного дохода, так и при эпизодических, когда родители-алкоголики принуждают ребёнка к краже спиртного в магазинах или к выпрашиванию денег у прохожих или родственников.
Если для пополнения семейного бюджета родители принуждают детей совершать сексуальные контакты с третьими лицами и берут за это плату, то такое злоупотребление правами родителей приводит к наступлению уголовной ответственности, согласно ст. 240 УК РФ.

Аналогично уголовное наказание полагается, когда родители приучают детей к спиртному или наркотикам, или же не препятствуют случаям употребления ребёнком психоактивных веществ. К таким нарушениям относятся как характерные эпизоды, так и эпизодические.

Бокал шампанского, предложенный 16-летнему сыну в день праздника, также считается злоупотреблением (эпизодическим) родительскими правами. А ведь в современном мире новоиспеченные родители умудряются выставить где-нибудь в соцсети еще этот факт, как своего рода веселую шутку и не только с детьми подросткового возраста, но и с гораздо младшего возраста ребенком.

Если родители не разрешают сыну или дочери общаться с бабушкой или дедушкой по причине личных плохих с ними отношений, это является злоупотреблением прав родителей и нарушением ст. 67 Семейного кодекса РФ. Например, после развода мать ребёнка не разрешает ему видеться с родителями отца.

За злоупотребление родительскими правами, в Российской Федерации, родителям грозит гражданская, административная и даже уголовная ответственность.

В качестве доказательств злоупотребления родительскими правами, судом принимаются:

· Показания свидетелей;

· Заключения медиков и судебно-психологических экспертиз;

· Отчёты социальной службы, навещавшей семью;

· Протоколы органов МВД;

· Показания самого ребёнка;

· Отчёт о школьной успеваемости ребёнка.

Берегите себя и своих близких!!!!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5e8cfe4de4ab702789ae9083/zloupotreblenie-roditelskimi-pravami-kak-osnovanie-dlia-ih-lisheniia-5f579d34ccc2347a7684ad90

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.